Книга: Суворовский проспект. Таврическая и Тверская улицы

Этюд о протоиерее Михаиле Митроцком

Этюд о протоиерее Михаиле Митроцком

М.В. Митроцкий (1883–1937) родился в Холмской губернии, окончил сначала Холмскую Духовную семинарию, а в 1908 г. Киевскую Духовную академию. В том же году он был рукоположен в сан священника и вскоре назначен епархиальным миссионером Киевской епархии. В 1912 г. от Киевской губернии он был избран в IV Государственную Думу, после чего переехал в Санкт-Петербург. В Государственной Думе он состоял членом комиссий по народному образованию и вероисповедной (секретарь), участвовал в разработке проекта правил о старообрядческих и сектантских общинах. По своим взглядам отец Михаил был последовательным националистом. Еще в 1910 г. он стал членом Союза русского народа, а будучи депутатом Думы, вошел в Русскую национальную фракцию националистически настроенных и умеренно-правых депутатов Думы. Представителей этой фракции, по словам историка Игоря Кирьянова, отличала «лояльность к правительству и корректность по отношению к коллегам-думцам». В 1916 г., после раскола фракции, он примкнул к наиболее консервативной части националистов, возглавляемой Петром Балашовым. О политических взглядах отца Михаила со всей яркостью свидетельствует манифест, адресованный им в феврале 1917 г. Николаю II. В нем отец Михаил призывает государя воспрепятствовать преступной деятельности тех, кто толкает Россию к революции – думских «прогрессистов», еврейства и либеральной прессы. Забота о русском народе для отца Михаила не ограничивалась политической деятельностью. В 1914 г. он становится редактором ежемесячного журнала «Отрезвление».

Во время Первой мировой войны отец Михаил служил священником лазарета Государственной Думы на фронте, а в 1916 г. был назначен членом церковного управления в оккупированных областях (Галиция) при архиепископе Евлогии (Георгиевском). Последний в своих воспоминаниях отзывается о нем как об «энергичном работнике, способном, умном, по характеру горячем».


Михаил Митроцкий

7 января 1918 г. отец Михаил стал священником Крестовоздвиженской (Николо-Труниловской) церкви на Петроградской стороне и вскоре был возведен в сан протоиерея. Он активно вел духовно-просветительскую работу: преподавал на Богословских курсах при Введенской церкви на Петроградской стороне, в 1921 г. вошел в корпорацию Петроградского богословского института, где стал преподавателем кафедры церковного проповедничества и руководителем миссионерского кружка. После закрытия института отец Михаил руководил Богословским кружком при Крестовоздвиженской церкви. В 1925 г. были открыты Высшие богословские курсы. В качестве профессора кафедры догматического богословия отец Михаил представил работу «Христология Кирилла Александрийского (историко-догматическое исследование)» на соискание степени магистра богословия. В то же время отец Михаил был активным участником церковно-политической жизни. Так, по словам архимандрита Феодосия (Алмазова), которого вместе с отцом Михаилом этапировали на Соловки, «митрополита Сергия именно петроградские иереи <..> вопреки архиереям, через прот. Митроцкого <..> убедили войти в контакт с большевиками, дабы парализовать предательскую работу обновленцев».

В 1927 г. отец Михаил был арестован и отправлен на Соловки. По воспоминаниям писателя-«соловчанина» Олега Волкова, «ни десятилетний срок, ни пройденные испытания не отучили отца Михаила радоваться жизни. Эта расположенность видеть её доброе начало передавалась и его собеседникам: возле него жизнь и впрямь казалась светлее. Не поучая и не наставляя, он умел рассеять уныние умным ли словом, шуткой ли. Не прочь был пошутить и над собой. Отец Михаил нисколько не погрешал против истины, говоря, что не тяготится своим положением и благодарит Бога, приведшего его на Соловки. Тут – могилы тысяч праведников. И молится он перед иконами, на которые крестились угодники и подвижники. Вера этого учёного богослова, академика, была по-детски непосредственной. Верил он всем существом, органически. Из нашего каждодневного общения я вынес чёткое впечатление о нём как о человеке мудром и крупном. По манере жить, умению входить в дела и нужды других можно было судить о редкостной доброте – той, что с разумом. Его находчивость и острота в спорах позволяли представить, как блистательны были выступления депутата Государственной думы священника Михаила Митроцкого с её трибуны».

В 1930 г. возвращённого в Ленинград М.В. Митроцкого привлекли к следствию по «делу Академии наук» за «систематическую пропаганду и агитацию программно-политических установок Всенародного союза борьбы за возрождение свободной России» – мифической заговорщицкой организации русской профессуры, «возглавляемой» историком С.Ф. Платоновым. 10 мая 1931 г. отец Михаил был приговорен к высшей мере наказания, но приговор был заменен на десять лет лагерей. После досрочного освобождения он жил в селе Домкино Калининской области, где в августе 1937 г. снова был арестован. Особой Тройкой УНКВД Калининской области протоиерей Михаил Митроцкий был приговорен к высшей мере наказания и 1 октября 1937 г. расстрелян. 7 июня 1989 г. он был реабилитирован прокуратурой Тверской области[634].

Оглавление книги


Генерация: 0.689. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз