Книга: Суворовский проспект. Таврическая и Тверская улицы

Этюд об инженерных войсках Российской империи

Этюд об инженерных войсках Российской империи[354]

Приступив к созданию регулярной Русской армии, царь Петр I очень быстро убедился в необходимости подготовки для нее специалистов артиллерии, фортификации, понтонного и минного дела. Первоначальные попытки заставить офицеров пехоты осваивать инженерное искусство результатов не дали, хотя Петр I неоднократно призывал их к этому. Так, в одном из указов он писал: «…Зело надо, чтобы офицеры знали инженерство, буде не все, то хотя бы часть оного…», в другом: «…Объявить всем обер– и унтер-офицерам нашего полка, чтоб инженерству учились…». Не действовала и угроза не производить в следующие чины не знающих инженерства.

Царь Петр видел выход из этого критического положения в создании особого учебного заведения с преподаванием основ инженерной науки: 10 января 1701 г. он издал указ о создании Школы Пушкарского Приказа: «…на новом пушечном дворе выстроить деревянные школы и в тех школах учить пушкарских и иных посторонних чинов людей и детей их словесной и письменной грамоте и цифирю и иной инженерной наукам и будучи им в тех школа учица вышеписаным наукам с прилежанием, а выучась, без указу с Москвы не съехать, также в иной чин кроме артиллерии не отлучатца и кормить и поить их в вышеписанных же школах…»

Школа находилась в Москве. Низший класс назывался «школа словесная», чьей задачей было обучение грамоте. Второй класс назывался «школа цифирная», и в ней изучалась математика. Выпускной класс назывался «школа инженерная». На этом этапе обучались основам артиллерийского дела, фортификации, минному и понтонному делу. Срок обучения был установлен в два года. В те времена фортификация, минное и понтонное дело считались частью артиллерийской науки и специалисты инженерного дела также считались артиллеристами. Однако Петр I быстро убедился, что инженерное дело слишком специфично и готовить офицера одновременно как артиллериста и сапера нецелесообразно. Указом от 19 июля 1702 г. инженерный класс разделяется на два – «пушкарский» и «инженерный». В инженерный класс было переведено 24 человека. Таким образом, структура обучения с лета 1702 г. предусматривала две ступени общего обучения и специализацию на завершающей третьей ступени. Первые выпускники инженерного класса набирались опыта в начальном периоде Северной войны: в 1703 г. при строительстве Петропавловской и Кронштадтской крепостей, укрепленного лагеря, а по сути – полевой крепости вблизи гор. Гродно; в 1706 г. начинает создаваться оборонительная крепостная линия: Псков – Смоленск – Брянск.

Готовясь к сражению летом 1709 г. близ Полтавы, Петр I возвел на поле сражения десять редутов и сзади укрепленный лагерь. Редутами, расположенными вдоль направления атаки, в день сражения 27 июня шведские войска рассекаются на две изолированные колонны, которые теперь неспособны взаимодействовать. Артиллерийский огонь с этих редутов ведется по флангам колонн. Атакующие шведы натыкаются на поперечные редуты. Шведская пехота оказывается не в состоянии сбить русские пушки, укрытые в редутах. Ружейный огонь шведов неэффективен против редутов. Правая колонна под губительным перекрестным артиллерийским огнем пытается повернуть вправо и уйти в направлении на Яковцы и монастырь. Левая колонна обреченно раз за разом пытается ворваться в редуты. Гораздо хуже обученная, наспех собранная русская армия получила мощную опору в виде редутов на поле боя и выиграла сражение.

Петр I быстро усвоил уроки 1700–1709 гг. Он понял, что выучке шведской пехоты, массированному огню шведских пушек, натиску шведской кавалерии великолепно противостоят полевые и крепостные фортсооружения. Но инженерных специалистов остро не хватало.

16 января 1712 г. Петр I издает Указ: «…Школу инженерную умножить, а именно учеников из русских, которые учены цифири или на Сухареву башню, для сего учения посылать, а когда арифметику окончат, учить геометрию столько, сколько до инженерства надлежит; а потом отдавать инженеру учить фортификацию и держать всегда полное число 100 человек или 150, из коих две трети или по нужде были из дворянских людей…». Говоря современным языком, Петр требует усиленного изучения математики учащимися инженерного класса школы пушкарского приказа, для чего при необходимости посылать их доучиваться математике в Сухареву башню, где тогда помещалась школа математических и навигационных наук. Здесь же Петр требует иметь 100–150 учащихся в инженерном классе против обычных 20–25, и из них не менее двух третей должны быть дворянами. Следует отметить, что если дети простолюдинов просто рвались в эту школу, понимая, что она открывает им путь к лучшей доле (офицерский чин, дворянство), то бояре и дворяне чуждались образования, считая, что знатное происхождение и так обеспечивает им офицерские чины в пехоте или кавалерии. Однако дворянство было опорой самодержавия, и Петр не мог отдать важнейшую область военного искусства в руки «черни», требуя посылать дворянских детей в инженерную школу под угрозой «…потеряния чести и живота». Однако это не помогает и следом царь издает указ, в котором было дословно сказано: «…Буде кто из них не явится и за то чинить им смертну казнь и поместье и вотчины их взять на великого государя бесповоротно…».

Однако и увеличение числа учащихся в четыре раза оказалось недостаточным для удовлетворения потребностей армии в инженерных специалистах. 17 марта 1719 г. открывается вторая инженерная школа в Санкт-Петербурге, но ее создание не дало ожидаемого результата. Просто-напросто для новой школы не было учителей, не было специалистов инженерного дела. Поэтому в 1723 г. принимается решение объединить обе школы, вернее перевести инженерные классы Московской школы пушкарского приказа в Петербург вместе со всеми преподавателями. Новое учебное заведение получает наименование Санкт-Петербургская инженерная школа. Руководить школой назначается приглашенный из Франции один из лучших военных инженеров того времени д’Кулон. Он сразу же вытребовал у царя для практических занятий учащихся Канецкую крепость, затем потребовал для школы отдельных помещений. В 1724 г. на Московской стороне Петербурга на второй линии было куплено большое место, на котором возвели пять жилых помещений и потребное количество служебных и учебных зданий. В школу был направлен и там работал один из первых ученых математиков России Л.Ф. Магницкий. Именно для этой школы и в ее стенах вышло второе издание его знаменитого учебника «Арифметика», ставшее основным учебным пособием по математике во всей стране на весь XVIII в. Выпускники школы получали унтер-офицерское звание «инженерный кондуктор», а по получении ими практического опыта в войсках через один-два года – офицерский чин инженерного прапорщика (штык-юнкера).

Успешная деятельность школы привела к тому что Петр I возложил на нее также обязанность готовить для гражданской службы горных специалистов (маркшейдеров, геодезистов), специалистов строителей, чертежников, металлургов. Школа обещала превратиться в своего рода технический университет, но Петр Великий не увидел ее расцвета. К 1728 г. в школе насчитывалось 60 воспитанников, принадлежавших к нижним чинам, но в том же году, она теряет свою самостоятельность и становится частью артиллерийской школы. До конца 1740-х гг. инженерная школа то выделялась из артиллерийской, то вновь входила в нее. Скорее это было вызвано дворцовыми интригами, борьбой за власть и влияние. Все это не шло на пользу системе подготовки военных инженеров. Качество подготовки падало. Количество выпускаемых специалистов было невелико.

В 1753 г. начальником школы назначается ее бывший питомец – нженерный генерал, «арап Петра Великого» Абрам Петрович Ганнибал, прадед А.С. Пушкина. Крупный теоретик инженерного дела, написавший в 1726 г. книгу об инженерном искусстве, строитель сибирской крепости Селенгинск, он добивается отделения инженерной школы от артиллерийской и во многом восстанавливает систему подготовки военных инженеров.

В 1758 г. всесильный шеф русской артиллерии, знаменитый граф П.И. Шувалов прибирает к рукам инженерную школу, вновь сделав ее факультетом артиллерийской. Обретя крупного покровителя и знатока военного дела, инженерная школа, как часть артиллерийской, расцвела. Объединенная школа комплектуется лучшими преподавателями, отборными офицерами. Вводится ряд новых предметов – география, геодезия. Создается богатая библиотека. Школа получает собственную типографию. Из стен школы выпускается плеяда военных, составивших впоследствии славу русского оружия. Достаточно сказать, что приказом графа Шувалова от 10 декабря 1759 г. артиллерии каптенармус князь М.И. Голенищев-Кутузов выпускается из школы в инженерный корпус кондуктором первого класса. Его оставляют в школе репетитором, а в 1761 г. в чине инженерного прапорщика направляют в Астраханский полк полковника А.В. Суворова. Выпускник школы капитан А. Немой в 1759 г. изобретает парусиновый понтонный парк, который простоит на вооружении русской армии более 150 лет. В 1862 г. этот парк примет на вооружение армия Североамериканских Соединенных Штатов.

После смерти графа Шувалова объединенная школа, приобретшая славу учебного заведения высокого уровня обучения, преобразуется в Артиллерийский и инженерный шляхетский корпус, закрытое, чисто дворянское учебное заведение. В учебной программе начинают преобладать общеобразовательные дисциплины (архитектура, живопись, стихосложение, танцы, риторика, логика, латынь, теология). Качество подготовки и артиллеристов, и инженеров резко падает. Их выпуск неуклонно сокращается. Единственным положительным моментом в жизни учебного заведения в этот период является повеление с 1770 г. выпускать из школы не унтер-офицерами (кондукторами), а артиллерийскими и инженерными прапорщиками. Однако в период с 1762 по 1819 г. из корпуса выпускается не более 4–5 военных инженеров в год. Более того, в 1801 г. корпус преобразуется во 2-й кадетский корпус, который начинает подготовку офицеров пехоты, кавалерии и лишь в небольшой мере офицеров артиллерии и инженерных войск. Собственно, у инженерных войск отобрали их учебное заведение, польстившись на превосходную учебно-материальную базу и прекрасный преподавательский состав. Так с инженерными войсками и их учебными заведениями будут поступать еще не раз.

Однако растущая армия отчаянно нуждалась в специалистах инженерного дела. На западе уже маячила грозная тень Наполеона. Подготовку инженерных специалистов надо было организовывать вновь, с чистого листа.

В 1804 г. по предложению военных инженеров П.К. Сухтелена и И.И. Князева в Петербурге организуется инженерная школа по подготовке инженерных унтер-офицеров (кондукторов) с двухгодичным сроком обучения. Школа успела выпустить около 75 специалистов, однако ни их количество, ни их знания не могли удовлетворить потребности армии. Особенно отчетливо это проявилось в боях с наполеоновскими войсками в Европе в 1805–1807 гг. Французские саперы неоднократно доказывали русским генералам недопустимость пренебрежения вопросами инженерного обеспечения боя.

В 1810 г. по предложению военного инженера К.И Оппермана школа преобразуется в инженерное училище, которое стало состоять из двух отделений. Кондукторское отделение готовило младших офицеров инженерных войск за три года, офицерское отделение за два года готовило офицеров, имеющих знания инженеров. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения для углубленного изучения военно-инженерного дела. Также там проходили переподготовку ранее выпустившиеся кондуктора, ставшие уже офицерами. Офицерское отделение можно считать предтечей инженерной академии.

Отечественная воина 1812 г. и заграничный поход 1813–1815 гг. показали запоздалость преобразования инженерного дела. Хотя русские саперы проявили в этой войне чудеса храбрости, изобретательности и настолько показали свою нужность и полезность, что восхищенный император Александр I в декабре 1812 г. повелел в гвардии сформировать Саперный батальон; однако инженерных офицеров и унтер-офицеров остро не хватало на протяжении всей войны. Многими тысячами жизней солдат заплатила Россия за близорукость своих военачальников, непонимание ими простой истины: «Капля пота сберегает ведро крови».

24 ноября 1819 г. высочайшим повелением учреждается Главное инженерное училище. Император под размещение училища отдает одну из царских резиденций – Михайловский замок, который этим же повелением переименовывается в Инженерный замок. Это название сохранилось и по сей день. Это бывшая резиденция императора Павла I. Комната, в которой убили императора, никогда не использовалась. До революции 1917 г. у запертой двери всегда стоял часовой, в советское время комната просто пустовала. Училище пробудет в этом замке до 1962 г., пока тогдашний руководитель страны Н.С. Хрущев, забывший уроки Второй Мировой войны, не перебросит училище в Калининград.

В училище было создано два отделения: кондукторское, которое за три года готовило инженерных прапорщиков со средним образованием, и офицерское, которое за два года давало высшее образование. В офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения, офицеров инженерных войск, офицеров других родов войск, пожелавших перейти на инженерную службу. Попутно следует отметить, что в пехоте и кавалерии большая часть офицеров готовилась прямо в полках, а некоторая часть в двухгодичных училищах. Высшего образования в пехоте и кавалерии не получали.

Офицерское отделение уже не было предтечей инженерной академии, оно было ее прямым предшественником.

Для преподавания пригласили лучших педагогов того времени – академика М.В. Остроградского, физика Ф.Ф. Эвальда, инженера Ф.Ф. Ласковского.

Училище быстро превращается в одно из лучших учебных заведений России. Достаточно сказать, что из его стен вышли известный во всем мире фортификатор Э.И. Тотлебен, знаменитый строитель железных дорог А.И. Квист, теоретик строительной механики Г.Е. Паукер, известный во всем мире военный инженер А.З. Теляковский, писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович, известнейший физиолог И.М. Сеченов, академик живописи К. Атрутовский, руководитель подземно-минных работ в осажденном Севастополе штабс-капитан А.В. Мельников.

Училище стало не только учебным заведением, но и научным центром военно-инженерной мысли. В его стенах физик П.Л. Шиллинг изобретает электрический способ взрывания, а Власов – химический способ взрывания; Томиловский изобретает металлический понтонный парк, который будет применяться еще в годы Второй Мировой войны. Училище издает и распространяет в войсках журнал «Инженерные записки». Выпуск журнала прекратится только в 1918 г.

В 1855 г. офицерское отделение Главного инженерного училища выделяется в самостоятельную Николаевскую инженерную академию, а училище, получив наименование «Николаевское инженерное училище», стало готовить только младших офицеров инженерных войск. Срок обучения в училище был установлен в три года. Выпускники училища получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с 1884 г., когда звание прапорщика для мирного времени было упразднено – звание инженерного подпоручика). В инженерную академию офицеров принимали после не менее чем двух лет офицерского стажа, сдачи вступительных экзаменов, и после двухгодичного обучения они получали высшее образование. Следует отметить, что такая же система была введена для артиллеристов. Офицеры пехоты и кавалерии готовились в двухгодичных юнкерских училищах, где получали среднее образование. Высшее образование офицер пехоты или кавалерии мог получить лишь в академии Генерального штаба, куда набор был меньше, чем в инженерную академию. Так что уровень образованности артиллеристов и саперов был на голову выше, чем в целом по армии. Впрочем, к инженерным войскам в то время относили также железнодорожников, связистов, топографов, позднее авиаторов и воздухоплавателей. Кроме того, министр финансов, в чье ведомство входила пограничная служба, выторговал право офицеров-пограничников учиться в Николаевской инженерной академии.

В 1857 г. журнал «Инженерные записки» переименовывается в «Инженерный журнал» и становится совместным изданием. Продолжается совместная научная работа. А.Р. Шуляченко проводит большие исследования свойств взрывчатых веществ и составляет их классификацию. По его настоянию в русской армии отказались от опасного в применении зимой динамита, и перешли на химически более стойкую пироксилиновую взрывчатку Под его руководством возрождается минное дело. В 1894 г. он изобретает неизвлекаемую противопехотную мину. Большую работу по созданию и совершенствованию электрического способа взрывания и создания морских гальвано-ударных мин проводят академик Б.С. Якоби, генерал К.А. Шильдер. Преподаватель училища П.Н. Яблочков изобретает свою знаменитую дуговую электролампу и дуговой прожектор.

В Русско-японскую войну всему миру стало известно имя героя обороны Порт-Артура, выпускника инженерного училища генерала Р.И. Кондратенко. Не хочется преувеличивать его роль в организации и ведении обороны крепости, но после его гибели 15 декабря 1904 г. на форту № 2 крепость продержалась только месяц.

Преподавательский состав обоих учебных заведений был общий. В 1899–1905 гг. их возглавлял военный инженер, генерал-майор Евграф Семенович Саранчов. В 1903 г. инспектор классов, ординарный профессор, генерал-майор Николай Александрович Крюков, помощник инспектора, подполковник Федор Иванович Зубарев. И в академии и в училище лекции читали: химию – Д.И. Менделеев, фортификацию – Н.В. Болдырев, пути сообщения – А.И. Квист, тактику, стратегию, военную историю – Г.А. Леер.

Большие потери в офицерском составе в период Русско-японской войны заставили царское правительство принять экстраординарные меры. Большая часть инженерных офицеров, особенно с высшим образованием, была переведена в пехоту, артиллерию, кавалерию. Николаевское инженерное училище стало делать выпуски пехотных офицеров. Подготовка инженерных специалистов практически была свернута. С началом создания в русской армии авиации много инженерных офицеров было переучено на летчиков. К началу Первой мировой войны в инженерных войсках насчитывалось всего 820 офицеров. Результат не замедлил сказаться с началом войны. После первых недель войны, когда еще не сложилась линия фронта, действующая армия срочно затребовала увеличения количества саперных подразделений и частей. Некому было восстанавливать мосты, дороги, или разрушать их при отходе, отсутствие фортификационных специалистов не позволило должным образом организовать оборону крепостей Варшава и Иван-город, и они пали после непродолжительного сопротивления. С переходом к позиционной войне инженерных специалистов стало не хватать еще больше. В судорожных попытках запоздало исправить допущенную в мирное время ошибку командование русской армии не нашло лучшего решения, как направить на фронт почти всех офицеров инженерной академии. В результате подготовка военных инженеров была вообще сорвана. Из инженерного училища всем юнкерам срочно присвоили офицерские звания и отправили на фронт. Следом та же участь постигла и унтер-офицеров, и солдат подразделений обеспечения учебного процесса училища. В званиях прапорщиков они также ушли на фронт. С большим трудом начальнику училища удалось сохранить часть преподавательского состава. Училище перешло на четырехмесячную краткосрочную подготовку прапорщиков военного времени.

К осени 1917 г. в училище находилось около ста только что набранных юнкеров. Частично это были выздоровевшие раненые, частично молодые люди призывного возраста. Усталость трех лет войны, разлагающая революционная пропаганда, всеобщее недовольство безуспешностью войны, нежелание идти в окопы привели к тому, что, когда 24 октября (6 ноября) 1917 г. вместе с 400 юнкерами Михайловского артиллерийского училища они были направлены защищать Зимний дворец, они отказались сражаться, безучастно наблюдали за подходом ко дворцу красногвардейцев и не оказали никакого сопротивления. Так что никакого штурма Зимнего, так хорошо известного по фильмам, не было. Исторические источники документально зафиксировали гибель в тот день и ночь в районе дворца семи человек. Ночью, отдав красногвардейцам винтовки, большая часть юнкеров разошлась по домам, меньшая часть вернулась в училище. Учебный процесс после этого было продолжать бессмысленно, и все усилия нескольких офицеров училища и юнкеров сводились к недопущению разграбления имущества, борьбе с голодом и холодом.

На этом история Николаевского инженерного училища закончилась.

Отметим, что инженерная служба в России находилась в ведении Главного инженерного управления, которое в 1903 г. возглавлял главный начальник инженеров – генерал-лейтенант Александр Петрович Вернандер, помощники – генерал-лейтенант Леонтий Леонтьевич Мейер, генерал-лейтенант Константин Львович Кирпичев, для особых поручений – генерал-майор Василий Иванович Беленченко, полковник Георгий Иванович Тимченко-Рубан.

В заведовании главного начальника инженеров состояли инспекторская, техническая, ученая, учебная и хозяйственные части всего инженерного ведомства.

В обязанности главного инженерного управления входило: избрание в определенном районе удобнейших пунктов для возведения крепостей и укреплений и самое их устройство; постройка воинских зданий; составление проектов и смет для сооружений; содержание в исправности крепостей и укреплений, казарм и воинских зданий, хранение генеральных планов и исторических описаний крепостей; отопление и освещение воинских зданий, заведование электрической частью, воздухоплаванием, военно-голубиной почтой и другими вспомогательными отраслями инженерного дела; заведование личным составом инженерного корпуса; довольствие инженерных войск предметами инженерного ведомства, снабжение всех войск шанцевым инструментом, а также разрывными пироксилиновыми патронами с принадлежностями к ним, приспособлениями для порчи железных дорог и телеграфов.

В ведении управления состояли Николаевское инженерное училище и академия, Электротехническая часть инженерного ведомства, в состав которой входят минные части побережий Балтийского и Черного морей; Военная электротехническая школа и редакция «Инженерного журнала».

В 1955 г. в связи со строительством первой части дома № 59–61 на Суворовском проспекте архитектор А.С. Уразов спроектировал «пробивку» улицы Салтыкова-Щедрина до Новгородской улицы и завершение квартала жилым домом в стиле спроектированных им зданий на Суворовском проспекте, что обеспечивало стилевое единство проектируемого квартала. Однако изменения политической и экономической ситуации в архитектуре СССР (Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 г. № 1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве») заставили архитектора сделать серьезные изменения первоначального замысла и упростить проект жилого дома № 61 по улице Салтыкова-Щедрина до его соответствия стилю прагматического рационализма, характерного для советской архитектуры 1960-х гг.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 1.834. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз