Книга: Суворовский проспект. Таврическая и Тверская улицы

Этюд о писателе Фёдоре Кузьмиче Тетерникове (Федоре Сологубе)

Этюд о писателе Фёдоре Кузьмиче Тетерникове (Федоре Сологубе)

Фёдор Кузьмич Тетерников (1863–1927), писатель, выступавший под псевдонимом Федор Сологуб, один из интереснейших прозаиков и поэтов начала XX в. Родился 17 февраля 1863 г. в Петербурге в семье портного, выходца из Полтавской губернии. Мать – крестьянка Петербургской губернии. Через два года в семье родилась дочь Ольга, а еще через два года от чахотки умер отец. Мать попыталась продолжать самостоятельную жизнь, держала одно время прачечную, но трудности вынудили ее вернуться «одной прислугой» в семью старых петербургских бар Агаповых, у которых она когда-то прежде служила. В семье Агаповых и прошло все детство и отрочество будущего писателя. Двойственность жизни – с одной стороны, господа его баловали, и он был на особом положении (читал книги, журналы, слушал музыку и часто посещал театр), с другой – чад и угар кухни, в которой трудилась его мать, с жестокостью вымещавшая на детях тяготы своей жизни, – развила в юном Федоре Тетерникове отчужденность и скрытность. Частые порки розгами (а били практически за все, хотя поводов вроде не было: Федор оставался прилежным учеником и помощником) и размолвки с матерью не оставляли горечи в сердцах детей, свыкнувшихся с безжалостной справедливостью кары: это был глубоко закрытый семейный круг, в который они не посвящали никого. Работа матери обеспечила Федору в 1871–1882 гг. учебу в приходской школе, уездном училище и Петербургском Учительском институте, по окончании которого в июне 1882 г. он, взяв мать и сестру, уехал учительствовать в северные губернии – сначала в Крестцы Новгородской губернии, затем в Великие Луки (в 1885 г.) и Вытегру (в 1889 г.), – в общей сложности проведя десять лет в провинции.


Фёдор Кузьмин Тетерников

Первой публикацией молодого поэта стала басня «Лисица и еж», напечатанная в детском журнале «Весна» 28 января 1884 г. за подписью «Те-рников»; эта дата считается началом литературной деятельности Федора Тетерникова. Работая учителем, он продолжал писать стихи, начал работу над романом (будущие «Тяжелые сны»), которая заняла почти десятилетие. В последующие годы напечатали еще несколько стихотворений в мелких газетах и журналах, но творить в отрыве от активной литературной жизни было трудно, он мечтал вернуться в Петербург.

В 1892 г. поселился в доме № 24 на 4-й Рождественской улице и получил место преподавателя математики в Рождественском городском училище. В Петербурге знакомится с вождями символизма Д. Мережковским, 3. Гиппиус, Н. Минским и начинает сотрудничать в журнале «Северный вестник», в редакции которого «с подачи» Минского, тогда секретаря редакции, и родился его псевдоним Федор Сологуб, под которым в журнале был опубликован его первый петербургский рассказ «Тени», а в 1895 г. – роман «Тяжелые сны».

«„Тени“ – первый рассказ Сологуба, напечатанный в „Сев. вести.“. Свежий и сейчас, как тогда. Но ранее там было напечатано его стихотворение – кажется, „Ограда“. Коротенькое, но такое, что пройти мимо нельзя. Магия какая-то в каждой вещи Сологуба, даже в более слабой», – пишет о нем Зинаида Гиппиус в 1924 г.[148] Она же написала и его словесный портрет: «…весь светлый, бледно-рыжеватый человек. Прямая, невьющаяся борода, такие же бледные падающие усы, со лба лысина, pince-nez на черном шнурочке. В лице, в глазах с тяжелыми веками, во всей мешковатой фигуре – спокойствие до неподвижности. Человек, который никогда, ни при каких условиях не мог бы „суетиться“. Молчание к нему удивительно шло. Когда он говорил – это было несколько внятных слов, сказанных голосом очень ровным, почти монотонным, без тени торопливости. Его речь – такая же спокойная непроницаемость, как и молчание»[149].

После опубликования в 1905 г. в журнале «Вопросы жизни» романа «Мелкий бес», законченного еще в 1902 г., Федор Сологуб становится всероссийской знаменитостью, во многих газетах и журналах появляются его сатирические стихи и «политические сказочки».

В 1907 г., получив причитающиеся за 25 лет работы в школе поощрения, надворный советник Ф.К. Тетерников, член Уездного училищного совета, инспектор Андреевского городского училища и председатель правления Общества вспомоществования нуждающимся ученикам этого училища, выходит в отставку и поселяется в доме № 11 в Гродненском переулке, записавшись во «Всем Петербурге» как литератор (впрочем, деятельности в Обществе вспомоществования нуждающимся ученикам Андреевского училища он не оставил до 1916 г.).

В 1907 г. Ф. Сологуб начинает писать роман «Капли крови» («Навьи чары») – первый роман тетралогии «Творимая легенда», публикуемый в альманахе «Шиповник», а в 1909–1912 гг. в издательстве «Шиповник» выходит его первое собрание сочинений в 12 томах, куда отдельными томами вошли «Тяжелые сны» (1911, 4-е изд.) и «Мелкий бес» (1911, 6-е изд.). В 1913 г. издательство «Сирин» также выпустило 12-томное собрание сочинений Ф. Сологуба, а в 1913–1914 гг. то же издательство напечатало 20-томное собрание сочинений писателя, включившее романы, рассказы, стихи, драмы, сказочки и статьи (1, 2, 4 и 8 тома из печати не вышли).

Первую мировую войну Федор Сологуб воспринял как роковое знамение, могущее принести множество поучительных, полезных плодов для российского общества, как средство пробуждения в русском народе сознания нации. Однако к 1917 г. Сологуб разуверился в таком мистическом свойстве войны для России. Проследить отношение писателя к войне и различным общественным вопросам можно по статьям, которые Сологуб еженедельно публиковал в «Биржевых ведомостях». Пафос военной публицистики Сологуба лег в основу лекции «Россия в мечтах и ожиданиях», с которой Сологуб в 1915–1917 гг. объездил всю Российскую империю. Кроме того, на войну поэт также откликнулся книгой стихов «Война» (1915) и сборником рассказов «Ярый год» (1916), которые получили крайне вялые рецензии в прессе. Стихи и рассказы были призваны поддержать дух и укрепить надежду на победу, однако их содержание вышло искусственным, нередко окрашенным сентиментальностью, столь несвойственной Федору Сологубу.

Февральскую революцию Сологуб встретил с воодушевлением. Однако к последовавшим за ней октябрьским событиям отнесся с безоговорочной враждебностью. В неопубликованной статье «Что делать?» он писал о революционных преобразованиях в России: «Я поверил бы в издыхание старого мира, если бы изменилась не только форма правления, не только строй внешней жизни, но и строй души. А этого как раз и нет нигде и ни в ком». В выступлениях и публицистике Сологуб не просто противостоял новой власти, но пытался сформировать общественное мнение, могущее повлиять на большевиков в сфере культурной политики. В годы революции в «Московском книгоиздательстве» вышли две новые книги Федора Сологуба: «Алый мак» (стихи, 1917) и «Слепая бабочка» (рассказы, 1918).

Неприятие окружающей обстановки побудило Федора Сологуба, принципиально бывшего против эмиграции, несколько раз обращаться за разрешением на выезд в период 1919–1921 гг. Наконец разрешение было получено, и на 25 сентября 1921 г. запланирован отъезд в Ревель. Однако томительное ожидание надломило психику жены Сологуба. Вечером 23 сентября 1921 г. она покончила с жизнью, бросившись в воду с Тучкова моста. Смерть жены стала трагедией для Федора Сологуба. К ее памяти он будет постоянно обращаться в творчестве в оставшиеся годы, напишет ряд стихотворений, вдохновленных памятью о жене, объединив их в цикл «Анастасия». После смерти жены Сологуб передумал уезжать из России.

В середине 1921 г. советское правительство издало несколько декретов, ознаменовавших начало эры новой экономической политики, – были разрешены частная торговля и частное предпринимательство. Сразу же ожила издательская и типографская деятельность, восстановились заграничные связи. Тогда же появляются новые книги Федора Сологуба. Первой их этих книг Сологуба явился роман «Заклинательница змей», изданный в начале лета 1921 г. в Берлине. Роман с перерывами писался в период с 1911 по 1918 г. и стал последним в творчестве писателя.

Первая послереволюционная книга стихов «Небо голубое», куда Сологуб отобрал неопубликованные стихи пореволюционного пятилетия, вышла в сентябре 1921 г. в Эстонии, там же вышли эротическая новелла «Царица поцелуев» с иллюстрациями Владимира Григорьева и последний сборник рассказов Сологуба «Сочтенные дни». С конца 1921 г. книги Сологуба начинают издаваться и в Советской России: выходят поэтические сборники «Фимиамы» (1921), «Одна любовь» (1921), «Костер дорожный» (1922), «Соборный благовест» (1922), «Чародейная чаша» (1922), роман «Заклинательница змей» (1921), отдельное иллюстрированное издание новеллы «Царица поцелуев» (1921), переводы (Оноре де Бальзак, Поль Верлен, Генрих фон Клейст). В этот период Сологуб написал около дюжины антисоветских басен (в начале 1925 и весной 1926 г.), которые читались лишь в узком кругу По свидетельству Р.В. Иванова-Разумника: «Сологуб до конца дней своих люто ненавидел советскую власть, а большевиков не называл иначе, как „туполобые“». В качестве внутренней оппозиции режиму (особенно после того, вопрос с эмиграцией отпал) был отказ от новой орфографии и нового стиля летоисчисления в творчестве и личной переписке.

В 1926 г. Федора Сологуба избрали председателем Союза ленинградских писателей, как признанного литературного авторитета. В декабре 1927 г. писатель скончался от «декабрита» – болезни, предсказанной им самим в стихотворении 1913 г.: «Тьма меня погубит в декабре. В декабре я перестану жить». Похоронен на Смоленском кладбище рядом с могилой жены, недалеко от места захоронения Александра Блока (до переноса в 1944 г. праха поэта на Литераторские мостки Волковского кладбища).

Под влиянием Сологуба стал писать стихи его сослуживец по Рождественскому училищу В.И. Корехин, который публиковался под псевдонимами «В. Корин» и «Горицвет»; автор книги стихов и песен «Зарницы» (Вып. 1, 1898; вып 2. 1901).

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.651. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз