Книга: Всё о Нью-Йорке

«Средний город»

«Средний город»

На юге этой части Манхаттана, в центре острова находится знаменитый парк Юнион-сквер (Union Square Park), часто именуемый также площадью Юнион-сквер (Union Square). Площадь была создана в начале 30-х годов позапрошлого века на месте слияния проспекта Бродвей (Broadway) и улицы Бауэри (the Bowery). Парк здесь был разбит в

1882 году по проекту, разработанному под руководством французского скульптора и архитектора Фредерика Огюста Бартольди – автора статуи Свободы. Сейчас южную границу парка определяет отрезок Восточной 14-й улицы (East 14th Street) между Бродвеем и Четвертой авеню (Fourth Avenue), северной его границей является отрезок Восточной 17-й улицы (East 17th Street) между продолжением Бродвея и Южной Парк-авеню (Park Avenue South).

Здания, окружающие площадь Юнион-сквер, по мнению специалистов, не являются привлекательными в архитектурном отношении. Славу же парку принесла в первую очередь конная статуя Джорджа Вашингтона (statue of George Washington), созданная Генри Кирком Брауном и открытая в 1856 году, – первое произведение публичной скульптуры, появившееся в Нью-Йорке после свержения статуи Георга III на Боулинг-грин.

В Нью-Йорке, на Манхаттане, в период с 1890 по 1973 год находились самые высокие здания мира, причем пальма первенства последовательно принадлежала девяти различным сооружениям.

Другие известные произведения публичного изобразительного искусства, находящиеся здесь, – статуя маркиза де Лафайета (statue of the Marquis de Lafayette) работы Фредерика Огюста Бартольди, открытая в 1876 году, и статуя Авраама Линкольна (statue of Abraham Lincoln) работы Генри Кирка Брауна и Джеймса Фаунтина, установленная в 1881 году.


Панорама западной части «среднего города», запечатленная со стороны Гудзона. Справа, у основания радужного моста – здание «Эмпайр стейт билдинг»

Неподалеку от площади Юнион-сквер, по адресу: Восточная 14-я улица, 145 (145 East 14th Street), находится «Здание штаб-квартиры концерна “Эдисон”» (Con Edison Headquarters). Оно было возведено в 1910–1914 годах по проекту знаменитого архитектора Генри Дж. Харденберга. Самый привлекательный элемент здания – его часовая башня. Когда в ночное время она освещается, то от нее трудно оторвать взгляд.

Отсюда по улице Ирвинг-плейс (Irving Place) двинемся на север, к знаменитому Греймерси-парку (Gramercy Park). Это один из четырех скверов, которые были разбиты в 30-х и 40-х годах позапрошлого века для богатых горожан. Правда, попасть внутрь могут только жители окрестных домов, имеющие ключи от входных калиток: ведь Греймерси-парк – последний частный парк Нью-Йорка. Туристам остается обозревать его сквозь решетки забора. Однако и при таком варианте знакомства парк производит приятное впечатление. А главное – вокруг него расположены дома, построенные самыми знаменитыми архитекторами Нью-Йорка. Так что имеет смысл без спешки погулять по окрестностям Греймерси-парка.


«Дом-утюг»

Далее двинемся в северо-запад-ном направлении к историческому кварталу «Дома-утюга» (Flatiron Building), находящегося по адресу: Пятая авеню, 175 (175 Fifth Avenue). Это здание буквально втиснуто на маленькой треугольной площадке между Пятой авеню, Бродвеем и 23-й улицей. Оно было построено по проекту Дэниела Бернхема (Бернэма). По сведениям авторитетного краеведа Эрика Хомбергера, все началось с того, что в 1902 году в Нью-Йорке ознакомились с идеей «чикагской конструкции» (использование каркаса из конструкционной стали, несущего вес здания). После этого упомянутый архитектор создал для весьма странного и, казалось бы, бесперспективного места беспрецедентный проект 20-этажного строения из рустованного известняка, кирпича и терракоты. При этом Бернхем закруглил обращенное на север острие треугольника. По завершении возведения в 1903 году необычное сооружение оказалось в числе самых высоких зданий мира. Один из первых и знаменитейших небоскребов Нью-Йорка сначала назывался «домом Фуллера» в честь основателя компании, осуществлявшей строительство. Но в народе за зданием закрепилось прозвище Утюг, которое скоро стало элементом официального наименования.

Рассказ о «Доме-утюге» мы хотели бы дополнить строками одного из горячих поклонников этого незаурядного сооружения Садакичи Хартмана (в переводе Ю. Яблокова):

…Над мерцающим заревомНочного города ты гордо навис,Словно древний каменный великан,Опоясанный звездами и хмурой мглой…Стойкий символ здравого смысла,Что ж, ты можешь с улыбкой взирать на обширный Готэм,Когда рассвет окрашивает твои колонны в розовые цвета,И в предстоящие века заявит о себеТвоя красотаДерзко и без стыда.

Восторженно воспетый поэтами, мастерски и любовно запечатленный на снимках корифея художественной фотографии Альфреда Стиглица, помещенных в его журнале «Камера уорк», «Дом-утюг» почти сразу после появления дал имя окрестной местности. Наискосок от него, за пересечением Бродвея, Пятой авеню и Восточной 23-й улицы, находится парк на площади Мэдисон-сквер (Madison Square Park). Еще после Гражданской войны 1861–1865 годов он превратился в популярную зону отдыха и развлечений. По парку Мэдисон-сквер, в отличие от Греймерси-парка, можно прогуляться и полюбоваться многочисленными скульптурами, тут установленными. Выделим статую легендарного адмирала Дэвида Фаррагута, выполненную в 1880 году Огюстом Сен-Годеном. Пьедестал этого памятника создал знаменитый нью-йоркский архитектор Стэнфорд Уайт, который построил также несколько элегантных зданий, расположенных в окрестностях парка.

С восточной стороны площади Мэдисон-сквер, по адресу: Мэдисон-авеню, 1 (1 Madison Avenue), стоит знаменитое здание «Метрополитен лайф иншуранс компани» (Metropolitan Life Insurance Company). Оно построено фирмой «Наполеон Лебрен и сыновья». Сначала в 1893 году было возведено 11-этажное восточное крыло в стиле неоренессанса. Однако статус выдающегося сооружение приобрело лишь после того, как к нему в 1909 году была пристроена 213-метровая башня «Метлайф» (MetLife Tower), и сегодня являющаяся украшением округа. Автором проекта был один из сыновей Наполеона Лебрена – Пьер Л. Лебрен. Однако замысел соорудить башню по образу и подобию легендарной Кампанилы (колокольни) на венецианской площади Сан-Марко, только в увеличенном размере, принадлежит президенту «Метрополитен лайф иншуранс компани» Джону Хегеману. Башня «Метлайф» оказалась выше прообраза в два с лишним раза. До 1913 года она была самым высоким зданием мира, после чего уступила пальму первенства «Вулворт билдингу», описанному нами ранее. Отличительной особенностью башни являются массивные четырехсторонние часы.

Второе в ряду нью-йоркских высочайших зданий планеты – «Парк-роу билдинг» – первым в мире в 1899 году превысило стометровую отметку, вознесшись ввысь на 119 метров.

По ночам, освещенная прожекторами, она выглядит чрезвычайно эффектно. Не случайно, хотя здание уже принадлежит другому владельцу, «Метрополитен лайф иншуранс компани» продолжает использовать башню в качестве своего символа, подкрепляющего фирменный девиз: «Свет, который никогда не гаснет».


Башня «Метлайф»

С севера к комплексу «Метрополитен лайф иншуранс компани» примыкает сравнительно небольшое, но весьма привлекательное Здание апелляционного отделения Верховного суда штата Нью-Йорк (Appellate Division of the Supreme Court of the State of New York), находящееся по адресу: угол Восточной 25-й улицы и Мэдисон-авеню (East 25th Street at Madison Avenue). Его построил в 1900 году архитектор Джеймс Браун Лорд. Великолепен интерьер, созданный братьями Хертер: впечатляют прекрасные витражи, купол тонкой работы, удивительные настенные панно и изящное оформление кабинетов. Здание открыто для осмотра с понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00. Закрыто по выходным и праздничным дням.

Третье из манхаттанских самых высоких зданий мира – ставший таковым в 1908 году «Зингер билдинг» совершил резкий рывок вверх, достигнув отметки в 187 метров. Он был снесен в 1967 году.

На том же проспекте в следующем квартале, по адресу: Мэдисон-авеню, 51 (51 Madison Avenue), находится строение, характеристикой которого мы завершим описание архитектурных жемчужин в окрестностях «Дома-утюга», – здание «Нью-Йорк лайф иншуранс компани» (New York Life Insurance Company). Оно возведено в 1926–1928 годах в неоготическом стиле по проекту знаменитого ньюйоркца Касса Гильберта. Кстати, на этом самом месте с 1890 по 1925 год стояло легендарное детище другого выдающегося архитектора, Стэнфорда Уайта, – второе по счету здание «Мэдисон-сквер гарден». 40-этажный дом «Нью-Йорк лайф иншуранс компани» завершается позолоченной пирамидальной крышей. Громадные бронзовые входные двери ведут в прекрасный холл, освещенный восемнадцатью висячими лампами и украшенный многочисленными панно. Интерьер здания открыт для осмотра в рабочее время.

Отобравшая в 1909 году у «Зингер билдинг» титул самого высокого здания планеты башня «Метрополитан лайф иншуранс компани» первой в мире перевалила за двухсотметровую отметку, достигнув 213 метров в высоту.

Теперь переберемся на противоположную сторону острова, в округ Челси (Chelsea). В юго-западной его части находится исторический район Челси (Chelsea Historic District). Главной его достопримечательностью являются семь домов, расположенных на Западной 20-й улице (West 20th Street) под номерами 406–418 и называемых «рядом Кашмана» – по имени торговца, основателя Гринвичского сберегательного банка, по заказу которого они были построены в 1839–1840 годах. Их отличительные особенности – богатство деталей, искусная отделка из чугунного литья и декоративные венки вокруг арочных окон. Далее по той же улице под номерами 446–450 стоят прекрасные здания в итальянском стиле. Их украшают эффектные каменные арки над окнами и входными дверями.

Возвращаясь в центр острова, обратим внимание на двенадцатиэтажное краснокирпичное здание отеля «Челси» (Chelsea Hotel), находящееся по адресу: Западная 23-я улица, 222 (222 West 23rd Street). Оно было построено в 1883 году для жилищного кооператива. До 1889 года это здание было самым высоким в Нью-Йорке. С 1905 года в нем размещается гостиница. Отель «Челси», пожалуй, не имеет себе равных по количеству знаменитых постояльцев. В разное время в нем гостили Марк Твен, Теннеси Уильямс, Юджин О'Нил, Артур Миллер, писатель-фантаст Артур Кларк (написавший здесь свое популярное произведение «2001: космическая Одиссея»), Аллен Гинзберг, Томас Вулф, Джимми Хендрикс и многие другие знаменитости. В отеле «Челси» провел последние годы жизни замечательный поэт Дилан Томас, который тут и скончался в 1953 году.

От пересечения Западной 23-й улицы с Восьмой авеню, находящегося поблизости от отеля «Челси», двинемся по проспекту на север. Через некоторое время мы окажемся между двумя незаурядными зданиями. По левую руку предстанет величественный фасад Главного почтамта (General Post Office), расположенного по адресу: Восьмая авеню, 421 (421 Eighth Avenue). Это здание возведено фирмой «Макким, Мид и Уайт» в 1913 году и является одним из шедевров стиля бо ар. К его фасаду с двадцатью коринфскими колоннами и павильоном на каждом крыле ведет широкая лестница. На фасаде сделана 85-метровая надпись: «Ни снег, ни дождь, ни жара, ни ночная тьма не помешают нашим курьерам быстро добраться до цели». Она представляет собой девиз почтовой службы древней Персии, которому в полной мере следует со времени своего создания почта США.

Напротив Главпочтамта, на площади Пенсильвания-плаза (Pennsylvania Plaza), расположена знаменитая арена «Мэдисон-сквер гарден» (Madison Square Garden Center). Строение, которое находится довольно далеко от Мэдисон-сквер (что вызывает недоумение у неподготовленных туристов), является уже четвертым по счету, носящим такое имя. Это здание в «интернациональном стиле» было возведено в 1968 году из стекла и бетона по проекту архитектора Чарльза Лукмана. Не все специалисты считают эту работу удачной: например, авторы путеводителя «Дорлинг Киндерсли» оценивают строение как «невзрачный комплекс». Но побывать в Нью-Йорке и не увидеть «Мэдисон-сквер гарден» вряд ли позволительно. К тому же многие находят нынешнее здание довольно эффектным. Так или иначе, в этом случае, как и вообще в подобных ситуациях, имеет смысл составить собственное мнение. Хотя все равно очень обидно и горько, что было снесено находившееся на этом месте прекрасное здание вокзала «Пенсильвания-стейшн» – шедевр стиля бо ар, возведенный в 1910 году фирмой «Макким, Мид и Уайт»…


Колоннада Главпочтамта на Восьмой авеню

Неподалеку, к северо-востоку от Пенсильвания-плаза, по адресу: Западная 34-я улица, 151 (151 West 34th Street), расположено здание «Мейсис» (Macy’s), которое занимает целый квартал. Это прекрасное строение в стиле бо ар было сооружено в 1902 году и объявлено «самым большим в мире магазином». Несмотря на многочисленные позднейшие переделки, здание «Мейсис» снаружи и внутри сохранило ряд эффектных первоначальных элементов, включая часы и кариатид на фасаде со стороны 34-й улицы и деревянные эскалаторы.

«Вулворт билдинг» высотой 241 метр, став в 1913 году самым высоким зданием мира, пробыл в этом статусе дольше всех предшественников – до 1930 года.

Другой фасад «Мейсис» выходит на знаменитое пересечение Бродвея (Broadway), Западной 34-й улицы (West 34th Street) и авеню Америк, или Шестой авеню (Avenue of the Americas or Sixth Avenue), – площадь Геральд-сквер (Herald Square). Она получила название по имени детища известного издателя Джеймса Гордона Беннетта – газеты «Нью-Йорк геральд», которая здесь располагалась с 1893 по 1921 год. Сейчас от здания, в котором она размещалась, сохранились только живописные «часы Беннетта». А застройку площади осуществили крупные магазины, пришедшие сюда вслед за «Мейсис». В результате Геральд-сквер стала и остается Меккой для покупателей.

Двинувшись на восток по 34-й улице, очень быстро окажемся у подножия здания «Эмпайр стейт билдинг» (Empire State Building), находящегося по адресу: Пятая авеню, 350 (350 Fifth Avenue). Одно из самых знаменитых строений мира после катастрофы 11 сентября 2001 года опять стало самым высоким небоскребом Нью-Йорка. Это 381-метровое сооружение насчитывает 102 этажа. Величайший шедевр стиля ар деко был создан в 1930–1931 годах. Руководство разработкой проекта осуществлял архитектор Уильям Ф.Лэм (Лэмб). Доступ посетителей на смотровую площадку на 86-м этаже, при подъеме на которую со всех сторон разворачивается потрясающая панорама Нью-Йорка, открыт ежедневно с 9:30 до 24:00 (последний допуск осуществляется в 23:15), 24 декабря – с 9:00 до 17:00, а 25 декабря и 1 января – с 11:00 до 19:00.

Первенство по «росту» среди зданий Нью-Йорка «Эмпайр стейт билдинг» скоро утратит: в привычной для американцев системе измерения его высота составляет 1252 фута, а возводимая сейчас башня Свободы во Всемирном торговом центре, как помнят читатели, достигнет отметки в 1776 футов. Однако уникальное место, которое грандиозная «Имперская башня» занимает в сознании ньюйоркцев и вообще американцев, не может быть утрачено никогда.


Фасад здания «Конвеншн-центра им. Джейкоба К. Джавица»

Завершая прогулку по округу Челси, ценители современной архитектуры просто обязаны посетить находящийся несколько в стороне, по адресу: Западная 34-я улица, 655 (655 West 34th Street), прекрасный «Конвеншн-центр им. Джейкоба К. Джавица» (Jacob К. Javits Convention Center). Его создал видный архитектор Йео Минг Пей, другим знаменитым детищем которого является «пирамида» Лувра, в соавторстве с партнерами. На постройку 18-этажного нью-йоркского «Дворца съездов», возведенного в 1986 году, ушло 16 тыс. стеклянных панелей! Интерьер этого шедевра современного зодчества можно осмотреть только в дни представлений.

Вернемся в восточную часть острова Манхаттан, в местность, которая получила название Нижнего Мидтауна (lower Midtown). Среди памятников архитектуры, расположенных на юге округа, выделяется здание Библиотеки Пирпонта Моргана (Pierpont Morgan Library), которое находится по адресу: Восточная 36-я улица, 33 (33 East 36th Street). Оно было построено в начале XX века по проекту архитектора Чарльза Фоллена Маккима знаменитой фирмой «Макким, Мид и Уайт» в стиле итальянского дворца-палаццо.

От Моргановской библиотеки двинемся на северо-восток и по пути первым делом полюбуемся эффектным зданием «“Ньюс” билдинг» (News Building), находящимся по адресу: Восточная 42-я улица, 220 (220 East 42nd Street). Штаб-квартира газеты «Дейли ньюс» была возведена в 1930 году по проекту архитектора Раймонда Худа. Она выполнена из красных и черных кирпичей, уложенных рядами и перемежающихся с рядами окон. В холле здания, который десятки миллионов людей помнят по кадрам из фильма «Супермен», установлен самый большой в мире глобус, а на полу проложены бронзовые линии, указывающие направления на крупнейшие города мира и расположение планет. Интерьер здания «“Ньюс” билдинг» открыт для осмотра с понедельника по пятницу с 8:00 до 18:00.

Ставшая в конце 20-х годов прошлого века самым высоким зданием мира штаб-квартира «Банк оф Манхаттан» достигла 282 метров в высоту.

Рядом, на Восточных 41-йу 42-й и 43-й улицах, между Первой и Второй авеню (East 41st-43rd Streets between First and Second Avenues), расположен Тюдор-Сити (Tudor City). Этот «город в городе» построен в период 1925–1928 годов по проекту фирмы «Фред Ф. Френч». Он предназначался для семей среднего класса. Здесь разместились двенадцать жилых зданий с 3 тыс. квартир, отель, магазины, рестораны, почтовое отделение и два небольших частных парка. Весь комплекс был возведен в стиле эпохи Тюдоров.

Далее, на берегу Ист-Ривер, узкой полосой протянулся участок размером в 7 гектаров, который занимает штаб-квартира Организации Объединенных Наций (United Nations Headquarters). Его приобрел для ООН за свой счет знаменитый житель Нью-Йорка Джон Д. Рокфеллер – младший. С тех пор участок не является территорией США, а имеет статус международной зоны. Главным архитектором его застройки был Уоллес Гаррисон. Пожалуй, самым знаменитым из здешних сооружений является высотное здание Секретариата ООН. Однако весьма привлекательны в архитектурном отношении и здание Конференций, и здание, в котором заседает Генеральная Ассамблея ООН, и Розовый сад, в котором произрастают двадцать пять видов роз. На территории штаб-квартиры ООН – и внутри зданий, и на улице – размещено также много выдающихся произведений публичного изобразительного искусства. Экскурсии по ней проводятся на 17-ти языках круглый год с понедельника по пятницу – с 9:30 до 16:45, а в период с марта по декабрь – также по субботам и воскресеньям с 10:00 до 16:30. Штаб-квартира ООН закрыта для посещений публики 1 января, в День Президента (третий понедельник февраля), День благодарения (четвертый четверг ноября) и 25 декабря.

Первым в мире за трехсотметровую отметку в начале 30-х годов XX века перевалило здание «Крайслер билдинг», высота которого составляет 319 метров.

Рядом со штаб-квартирой ООН расположено несколько весьма эффектных зданий, среди которых выделим три. Дома № 1 и № 2 на площади ООН-плаза (1&2 United Nations Plaza) выполнены из зеле-но-голубого зеркального стекла и поставлены под углом друг к другу таким образом, что игра света и отражений на их сияющих плоскостях постоянно меняет вид. Здание «Общества Японии» (Japan Society), находящееся по адресу: Восточная 47-я улица, 333 (333 East 47th Street), построено по проекту японских архитекторов Йунзо Иосимура и Джорджа Шимамото в 1971 году.

Это сооружение черного цвета украшено изящными солнечными решетками.

Давайте вернемся к центру острова по Восточной 42-й улице.

Вскоре мы приблизимся к месту, где сосредоточены несколько потрясающих зданий.

Первым из них на нашем пути встретится «Крайслер билдинг» (Chrysler Building), находящийся по адресу: Лексингтон-авеню, 405 (405 Lexington Avenue). Его как головной офис автомобилестроительной компании возвел в 1928–1930 годах в стиле ар деко замечательный архитектор Уильям Ван Ален. Башня высотой 319 метров насчитывает 77 этажей и около 5 тыс. окон. На ее сооружение ушло почти 4 млн кирпичей и без малого 30 тыс. тонн стали. Спираль здания по желанию заказчика напоминает решетку автомобильного радиатора. Стенные уступы декорированы крылатыми крышками радиаторов, колесами и стилизованными автомобилями. Составляющие орнамент горгульи повторяют верхнюю часть одной из моделей «Крайслера». Сверкающая спиральная корона здания с самого начала стала одним из ярчайших символов Нью-Йорка.

Дальше, по адресу: Восточная 42-я улица, 122 (122 East 42nd Street), находится «Чейнин билдинг» (Chanin Building). Его по заказу одного из крупнейших нью-йоркских торговцев недвижимостью построила в 1927–1929 годах фирма «Слоан и Робертсон». Наружный орнамент и декор главного холла создали известные скульпторы Рене Шамбеллан и Жак Л. Деламарр. Это здание считалось одним из лучших творений в стиле ар деко. Оно открыто для осмотра в рабочее время.


Стеклянные небоскребы рядом со штаб-квартирой ООН

Рядом, по адресу: Восточная 42-я улица, 110 (110 East 42nd Street), находится здание «Хоум сейвингс оф Америка» (Home Savings of America). Его по заказу «Сберегательного банка на Бауэри» в 1923 году создали для размещения головного офиса зодчие фирмы «Йорк и Сойер», которые считались лучшими банковскими архитекторами того времени. Массивное здание возведено в стиле романской базилики.

Законченный в 1931 году «Эмпайр стейт билдинг» высотой 381 метр установил рекорд продолжительности обладания титулом самого высокого здания мира, сохраняя его на протяжении более чем четырех десятилетий – до 1972 года.

Когда мы дойдем до пересечения Восточной 42-й улицы с Парк-авеню (East 42nd Street at Park Avenue), по правую руку окажется главный вход в здание Центрального железнодорожного вокзала (Grand Central Terminal). Его украшенный колоннами великолепный фасад со стороны 42-й улицы венчают скульптуры Меркурия, Геркулеса и Минервы. Семейство железнодорожных магнатов Вандербильтов привлекло к созданию вокзала две архитектурных компании: фирма «Рид и Стем» несла основную ответственность за функциональные аспекты проекта, фирма «Уоррен и Уэтмор» – за эстетические. Здание, сооруженное в 1903–1913 годах по образцу грандиозных терм Древнего Рима, оснащено стальным каркасом, который облицован мрамором и гипсом. Главный зал представляет собой весьма обширную пешеходную зону, накрытую сводчатым потолком; над ней с каждой стороны возвышаются по три 23-метровых окна. Его украшением являются две величественных сдвоенных лестницы, которые выполнены в подражание парадной лестнице парижской Оперы. Зал Вандербильта также весьма привлекателен в архитектурном отношении, а вдобавок декорирован позолоченными канделябрами и розовым мрамором. В целом Центральный железнодорожный вокзал Нью-Йорка является одним из самых выдающихся архитектурных шедевров стиля бо ар, символом триумфа инженерной мысли и искусства зодчества.


«Крайслер билдинг» (в центре) гордо возносится ввысь

К северу от Центрального железнодорожного вокзала, по адресу: Парк-авеню, 200 (200 Park Avenue), взметается в небо «“Метлайф” билдинг» (MetLife Building). Это 59-этажное здание высотой 246 метров было воздвигнуто в 1963 году по заказу первого владельца – компании «Пан-Ам» – фирмой «Эмери Рот и сыновья». Консультантами по проекту выступали архитекторы Вальтер Гропиус и Пьетро Беллуски. Многие специалисты считают, что это здание испортило вид Парк-авеню; как бы то ни было, его появление коренным образом изменило облик этого проспекта. Пышностью отличается интерьер здания, которое в 1981 году купила организация «Метрополитен лайф», давшая ему новое имя. Оно открыто для посещения в рабочее время.

По соседству с «“Метлайф” билдинг», по адресу: Парк-авеню, 230 (230 Park Avenue), стоит еще одно офисное здание – «Хелмсли билдинг» (Helmsley Building). Оно было построено в 1929 году в стиле ар деко участвовавшей ранее в создании Центрального железнодорожного вокзала Нью-Йорка фирмой «Уоррен и Уэтмор». Сначала в этом здании размещалась штаб-квартира Центральной железнодорожной компании Нью-Йорка. Сейчас оно принадлежит Леоне Хелмсли – вдове миллиардера Гарри Хелмсли, которая в ходе реставрации «Хелмсли билдинга» придала ему слепящий блеск, многими, впрочем, расцениваемый как проявление безвкусицы.

Не станем менять избранное направление и, двинувшись вверх по Парк-авеню, вскоре попадем в Верхний Мидтаун (upper Midtown). Этот округ с давних пор считается местом концентрации нью-йоркского житейского шика. И первым символом такого рода, который встретится на нашем пути, будет величественный горный хребет комплекса «Уолдорф-Астория» (Waldorf-Astoria), находящегося по адресу: Парк-авеню, 301 (301 Park Avenue). Он занимает целый квартал (микрорайон)! Эта громада была сооружена в 1929–1931 годах архитекторами фирмы «Шульце и Уивер», лидировавшей тогда в сфере гостиничного строительства, в стиле ар деко. Вонзающиеся в небо башни-близнецы взметнулись ввысь на 190 с половиной метров. В отеле насчитывается 2200 роскошных номеров. В башнях размещаются частные апартаменты, к которым ведет отдельный вход с 50-й улицы. Длинный список VIP-постояльцев «Уолдорф-Астория» включает, к примеру, всех без исключения президентов США, правивших с момента ввода отеля в строй.

Количество незаурядных памятников зодчества Верхнего Мидтауна настолько велико, что мы лишь упомянем находящиеся в окрестностях Парк-авеню церковь Св. Варфоломея (St Bartholomew’s Church), которая оживила прилегающий район своей византийской архитектурой с резными украшениями (ее адрес: Восточная 50-я улица, 109 (109 East 50th Street)), и ориентированный на эффектное сочетание с этой церковью небоскреб «“Дженерал электрик” билдинг» (General Electric Building), чьим незабываемым отличительным признаком является игольчатая корона на макушке (он расположен по адресу: Лексингтон-авеню, 570 (570 Lexington Avenue)).

А вот «“Сиграм” билдинг» (Seagram Building), находящийся по адресу: Парк-авеню, 375 (375 Park Avenue), несомненно, заслуживает более подробного описания. Проект этого офисного здания в «интернациональном стиле», построенного в 1958 году, создал выдающийся немецкий и американский архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969). В 1920-х годах в Германии он был одним из лидеров функционализма. С 1938 года жил в США, где развивал идею совершенной «универсальной формы». Мис ван дер Роэ создал тип здания-параллелепипеда со стальным каркасом, нерасчлененным внутренним пространством и сплошным остеклением навесных стен, образцом которого как раз и стал «“Сиграм” билдинг». В нем зодчий воплотил мудрость своих глубоких афоризмов вроде «структура духовна» или «меньше значит больше». «“Сиграм” билдинг» стал парадигмальным для офисной архитектуры 1960-х годов. Он считается вершиной «интернационального стиля». Под стать изощренному наружному оформлению здания также его интерьер, созданный Филипом Джонсоном. Им стоит полюбоваться. Для осмотра здание открыто с понедельника по пятницу с 9:00 до 17:00.

Подобно «“Сиграм” билдингу» в 1960-е годы, парадигмальное значение для офисной архитектуры 50-х годов прошлого века имело расположенное неподалеку, по адресу: Парк-авеню, 390 (390 Park Avenue), здание «Ливер хаус» (Lever House). Оно было построено в том же «интернациональном стиле» по проекту, разработанному фирмой «Скидмор, Оуингс и Меррилл», в 1948–1952 годах. Руководил подготовкой проекта известный архитектор Гордон Буншафт. Сооружение представляет собой два прямоугольника из стали и стекла, один из которых лежит горизонтально, а другой установлен над ним вертикально. «Ливер хаус» оставляет ощущение «легкости», изящества. Его появление знаменовало конец эры массивных, «тяжеловесных» небоскребов. Можно сказать, что это здание стало отправной точкой развития новой архитектуры, по крайней мере – одной из них, причем для Нью-Йорка, пожалуй, важнейшей.


Над соседними возвышается светлое здание «“Ситигруп” центра»

Как и два соседних в начале и конце 1950-х годов, громкую сенсацию в 1978 году произвело здание «“Ситигруп” центра» (Citigroup Center), находящееся по адресу: Восточная 53-я улица, 153 (153 East 53rd Street). Его новаторский проект разработала фирма «Хью Стаббинс ассошиитс». Строительство начиная с 1972 года осуществляла уже известная читателям компания «Эмери Рот и сыновья».

«“Ситигруп” центр» представляет собой еще один парадигмальный шедевр «интернационального стиля». Эта башня из стекла, алюминия и бетона, которая «на голову» выше окрестных домов, водружена на десятиэтажные опоры. Необычность дизайна подчеркивает срезанная под острым углом верхушка. Сегодня это 900-футовое здание по высоте занимает четвертое место в Нью-Йорке и десятое в мире. Прекрасен его интерьер. Особый интерес вызывает часовня, оформленная замечательным скульптором Луизой Невельсон. Здание открыто для осмотра ежедневно с 7:00 до 23:00. А во встроенной в основание башни лютеранской церкви Св. Петра, помимо традиционных, по воскресеньям с 17:00 проводится служба под джаз.

Последней из достопримечательностей этой части Верхнего Мидтауна опишем Центральную синагогу (Central Synagogue), расположенную по адресу: Лексингтон-авеню, 652 (652 Lexington Avenue). Она была построена в 1872 году по проекту знаменитого архитектора Генри Фернбаха в неомавританском стиле. Реставрацию после пожара 1998 года осуществила фирма «Харди Хольцман Пфайффер ассошиитс». Оконные арки в форме подковы выполнены в испанском стиле. Оформление интерьера навеяно мотивами, которые почерпнуты в залах дворца-замка Альгамбра, находящегося в Гранаде. Центральная синагога Нью-Йорка открыта для осмотра по вторникам и средам с 12:00 до 14:00.


Центральная синагога

Другая магистраль, на и в окрестностях которой располагается большое число достопримечательностей Верхнего Мидтауна, – Пятая авеню – протянулась к западу от Парк-авеню и Лексингтон-авеню. Двигаясь в ее направлении, полюбуемся объектом, который в едином комплексе объединяет сразу два незаурядных памятника архитектуры разных периодов: «Дома Вилларда» (Villard Houses) и Нью-Йоркский отель «Палас» (New York Palace Hotel). Он находится по адресу: Мэдисон-авеню у 451–457 (451–457 Madison Avenue). «Дома Вилларда» – это шесть четырехэтажных особняков в неоренессансном стиле, построенных по заказу эмигранта из Баварии, бизнесмена и газетного издателя Генри Вилларда в 1884 году из коричневого камня. Их соорудила ведущая нью-йоркская архитектурная фирма «Макким, Мид и Уайт». В конце 1970-х годов по определенным причинам над этими привлекательными зданиями нависла угроза сноса. Однако проблема была решена благодаря тому, что гостиничная сеть «Хелмсли» приобрела права на строительство на этом месте 51-этажного отеля. Его возвела в 1980 году фирма «Эмери Рот и сыновья». Сейчас в здании размещается нью-йоркский отель «Палас». «Дома Вилларда» органически вошли в состав нового комплекса, один из них служит главным входом в отель. Здания открыты для осмотра шесть дней в неделю, начиная с 10:00: с понедельника по четверг – до 19:00, по пятницам – до 18:00, по субботам – до 17:30.

Далее на нашем маршруте, по адресу: угол Пятой авеню и Восточной 50-й улицы (Fifth Avenue at East 50th Street), находится кафедральный собор Св. Патрика (Saint Patrick’s Cathedral). Проект создал в 1851 году выдающийся архитектор Джеймс Ренвик – младший. Строительство велось с 1858 по 1878 год. В 1879 году собор был освящен. Башни достроены позднее – в 1888 году; их шпили возносятся ввысь на 101 метр. Прекрасное здание в неоготическом стиле стало самым большим католическим собором США. Впечатляет его интерьер, украшенный, помимо прочего, многочисленными незаурядными произведениями скульптуры. Собор открыт для посещения ежедневно с 7:30 до 20:30.

Двинемся вверх по Пятой авеню, которую на отрезке от 52-й до 57-й улицы обрамляют роскошные магазины: открывает их ряд «Картье», а завершают «Тиффани» и «Бергдорф Гудман». Первой выдающейся архитектурной достопримечательностью, которая встретится на нашем пути, будет церковь Св. Фомы (St Thomas’ Church), находящаяся по адресу: Западная 53-я улица, 1, на углу с Пятой авеню (1 West 53rd Street at Fifth Avenue). Ее возвел в 1913 году в стиле французской готики зодчий Ральф Адамс Крам. Прекрасные панно внутри здания созданы архитектором Бертрамом Гудхъю и скульптором Ли Лаури. Церковь открыта для посещения ежедневно с 7:00 до 18:00.

Башни-«близнецы» Всемирного торгового центра, строительство которых было окончено в 1972 году, первыми в мире перевалили за четырехсотметровую отметку, но пробыли самыми высокими зданиями планеты совсем недолго, уступив титул уже в 1974 году.

По адресу: Пятая авеню, 725 (725 Fifth Avenue) находится знаменитая башня Трампа (Trump Tower). Высота этого 68-этажного здания из бронзы и стекла составляет 203 метра. Его проект создал известный архитектор Дер Скатт. Возведение в 1983 году осуществила фирма «Суонк Хейден Коннелл и партнеры». Этот жилой дом по праву считается шедевром «интернационального стиля». Кроме роскошных апартаментов, в нем размещаются шикарные офисы, а шесть этажей атриума заняты дорогими магазинами и кафе. Доступная для публики часть здания декорирована красным мрамором, изобилует фонтанами, водопадами и зеркалами. Оно открыто для осмотра ежедневно с 8:00 до 22:00.


Отель «Плаза» получил свое название от площади Гранд Арми-плаза, на которой расположен

По соседству с башней Трампа, на Мэдисон-авеню, 580 (580 Madison Avenue), находится здание «“ИБМ” билдинг» (IBM Building). Это офисное здание в «интернациональном стиле» построил в 1983 году архитектор Эдвард Ларраби Барнс. Оно представляет собой 43-этажную пятигранную призму из полированного серо-зеленого гранита. Внутри комплекса находится площадь Гарден-плаза. Здесь установлена знаменитая авангардная скульптура Майкла Хайцера «Взлетающая масса». На Гарден-плаза публика имеет доступ ежедневно с 8:00 до 22:00.

По диагонали от здания «“ИБМ” билдинг», по адресу: Восточная 57-я улица, 41 (41 East 57th Street), расположен другой прекрасный дом – «Фуллер билдинг» (Fuller Building). Это офисное здание построено в 1928–1929 годах фирмой «Уолкер и Жиллетт» в стиле ар деко. Над входом размещены изящные белые часы с черными стрелками, а по обе стороны их – статуи работы скульптора Эли Надельмана. В интерьере здания особый интерес представляет пол, выложенный мозаичными панелями. Оно открыто для осмотра со вторника по субботу с 10:00 до 18:00.


Конная статуя генерала Шермана работы Огюста Сен-Годена на площади Гранд Арми-плаза

У северной границы Верхнего Мидтауна, на пересечении Пятой авеню и улицы с Южной стороны Центрального парка (Fifth Avenue and Central Park South), находится знаменитый отель «Плаза» (Plaza Hotel). Его в 1907 году возвел известный архитектор Генри Харденберг в стиле французского средневекового замка. В холле создано эффектное сочетание арок, колонн и беломраморных полов. По завершении строительства отель «Плаза» с 800 номерами, двухуровневым бальным залом, пятью мраморными лестницами и шикарными апартаментами в 14 и 17 комнат был объявлен «лучшей гостиницей мира». С тех пор его эффектный силуэт стал одним из символов изысканной роскоши Нью-Йорка.

Свое знакомство с манхаттанским «средним городом» завершим прогулкой по расположенной в западной части острова местности, за которой закрепилось название Театрального квартала (Theater District). До определенного момента неформальная граница этого округа идет вверх по Пятой авеню, затем на Западной 51-й улице сворачивает влево, образуя уступ, и до Центрального парка доходит уже по авеню Америк (Шестой авеню). Подобно Верхнему Мидтауну, эта местность изобилует памятниками архитектуры, и нам не остается ничего другого, как описать лишь самые выдающиеся из них.

Сначала расскажем о тех достопримечательностях округа, которые расположены на Пятой авеню или поблизости от нее. На углу Пятой авеню и Западной 42-й улицы (Fifth Avenue and West 42nd Street) находится главное здание Нью-Йоркской публичной библиотеки (New York Public Library). Его в период с 1897 по 1911 год возвели архитекторы фирмы «Каррер и Гастингс». Это здание является шедевром стиля бо ар. Каменных львов, которые были посажены у входа, выдающийся мэр-реформатор Фиорелло Лагуардиа окрестил «Терпением» и «Стойкостью». Великолепен интерьер здания. Роскошный Большой читальный зал протянулся на два квартала! В Зале периодики стены украшены панно работы знаменитого художника Ричарда Хааса, посвященными лучшим издательским домам Нью-Йорка. Библиотека открыта для посещения со вторника по воскресенье; время работы нужно уточнять, так как оно непрерывно изменяется. Здание закрыто для публики по понедельникам и в праздничные дни.

По адресу: Западная 44-я улица, 37 (37 West 44th Street) находится эффектное здание Нью-Йоркского яхт-клуба (New York Yacht Club). Его в 1901 году построила уже известная читателям фирма «Уоррен и Уэтмор» в стиле б о ар. Яркой отличительной особенностью этого сооружения являются установленные в оконных проемах резные части кормы голландских галеонов XVI века. К сожалению, интерьер этого здания оценить не удастся: внутрь пускают только членов яхт-клуба.

Высота башен-«близнецов» Всемирного торгового центра была разной: одно из этих зданий достигало 417 метров, другое – 415-ти.

Несомненно, символом и самой знаменитой достопримечательностью округа является Рокфеллеровский центр (Rockefeller Center). Он занимает пространство прямоугольника, ограниченного Западными 48-й и 51-й улицами и Пятой и Шестой авеню (West 48th to 51st Streets between Fifth and Sixth Avenues). Первые десять зданий в стиле ар деко были здесь воздвигнуты в 1931–1933 годах. Застройкой руководила группа лучших архитекторов того времени, во главе которой стоял знаменитый Раймонд Худ. Освоение участка продолжалось: к 1940 году число зданий достигло четырнадцати, а к 1973 году – девятнадцати.

После разрушения башен-«близнецов» Всемирного торгового центра «Эмпайр стейт билдинг» снова стал самым высоким зданием Нью-Йорка.

Главным сооружением Рокфеллеровского центра специалисты считают «“Дженерал электрик” билдинг» (GE Building), находящийся по адресу: Рокфеллер-плаза, 30 (30 Rockefeller Plaza). Это офисное здание в стиле ар деко было возведено в 1931–1933 годах по проекту Раймонда Худа. Насчитывая 70 этажей, при «росте» в 259 метров оно с самого начала являлось высочайшим строением Рокфеллеровского центра и стало его архитектурной доминантой.

На фасадах и в холлах зданий центра, в здешних садах можно увидеть творения более чем тридцати знаменитых художников и скульпторов. Согласно оценке городской Комиссии по сохранению культурного наследия, Рокфеллеровский центр «является сердцем Нью-Йорка и стабилизирующим местом среди хаоса, царящего в центре Манхаттана».


Площадь Таймс-сквер, утопающая в ночной феерии света

Еще одна группа архитектурных достопримечательностей округа расположена в окрестностях знаменитой площади Таймс-сквер (Times Square), находящейся на пересечении Бродвея, Седьмой авеню и Западной 42-й улицы (Broadway at Seventh Avenue and West 42nd Street). Впрочем, эта площадь сама является ярчайшим символом воплощения современных градостроительных концепций, предполагающих бережное сохранение исторического наследия. Она пережила довольно длительный период упадка. Однако в последнем десятилетии прошлого века началось возрождение Театрального квартала. И на «сияющей огнями Таймс-сквер» с ее прекрасными зданиями снова кипит жизнь.

Следствием ренессанса Таймс-сквер и выдающимся событием в развитии современной архитектуры специалисты считают возведение отеля «Уэстин» (Westin Hotel), находящегося по адресу: угол Западной 43-й улицы и Восьмой авеню (West 43rd Street and Eighth Avenue). Он был построен уже в начале нового тысячелетия – в 2002 году – фирмой «Архитектоника» (Майами), которую возглавляют архитекторы Бернардо Форт-Брешиа и Лауринда Спир, в стиле постмодернизма. Стеклянная призма здания как бы разделена на две части волнообразным лучом света. Не станем вдаваться в детали, скажем коротко: будучи в Нью-Йорке, это здание непременно нужно увидеть.

Углом на Таймс-сквер выходит одно из знаменитых зданий прошлого – «“Парамаунт” билдинг» (Paramount Building), расположенное по адресу: Бродвей, 1501 (1501 Broadway). Его возвели в 1926–1927 годах известные архитекторы того периода Си-Даблью Рапп и Джордж Л. Рапп в стиле ар деко. Врезается в память уступчатый силуэт фасада. Со всех сторон здания многочисленные колонны возносятся к эффектной короне, состоящей из башни, часов и глобуса.

По адресу: Западная 45-я улица, 149 (149 West 45th Street) находится здание театра «Лицеум» (Lyceum Theater) – самого старого из ныне действующих нью-йоркских театров. Оно было возведено в 1903 году фирмой «Херте и Таллант» в стиле бо ар. Восприятие со стороны общественности этого творения «Херст и Таллант» – первого для фирмы театрального здания – было поистине триумфальным. Особенностью строения является пышный наружный декор, выполненный в стиле барокко. Это несколько экстравагантное сооружение стало вызовом и образцом для создателей новых зданий театров Нью-Йорка.


Апартаменты «Олвин корт»

Наконец, еще одна группа достопримечательностей округа сосредоточена севернее, в окрестностях Седьмой авеню поблизости от того места, где ее прерывает Центральный парк. Начнем с башни «МОНИ тауэр» (MONY Tower), находящейся слева от Седьмой авеню по адресу: Бродвей, 1740 (1740 Broadway). Без сомнения привлекательное, но довольно стандартное офисное здание было построено в 1950 году фирмой «Шрив, Лэм и Хармон» в стиле ар деко. Однако башня знаменита не своими архитектурными достоинствами, а размещенным на верхушке флюгером, который вроде бы успешно предсказывает погоду. Мачта этого соперника метеорологов окрашивается в зеленый цвет, если будет хорошая погода, в стабильный оранжевый – если будет облачно, в мигающий оранжевый – перед дождем, в белый – перед снегом. Если огоньки по ней бегут вверх, станет теплее, а если вниз – холоднее. Кто сомневается в точности флюгерных прогнозов, может провести эксперимент, а может просто продолжать черпать информацию из телевизионных программ и Интернета.

Остальные выдающиеся достопримечательности этой части Театрального квартала расположены по правую руку от Седьмой авеню, если двигаться к Центральному парку. По адресу: Западная 55-я улица, 135 (135 West 55th Street) находится праздничное здание «Нью-Йоркского городского центра» (New York City Center). Оно было построено в 1923 году в необычном для Нью-Йорка неомавританском стиле как место для проведения встреч членов одного из масонских орденов. Позже, когда масоны с ним расстались и оно перешло в муниципальную собственность, над нетривиальным сооружением нависла угроза сноса. Однако его спасли мэр Фиорелло Лагуардиа и президент (председатель) городского совета Ньюболд Моррис, в 1943 году превратившие здание в сценическую площадку для драматических, музыкальных, оперных и танцевальных представлений и концертов. Оно последовательно называлось «Городским центром музыки и танца», «Городским центром музыки и драмы», пока не получило нынешнее имя. Здесь великие Леопольд Стоковский и Леонард Бернстайн дирижировали Нью-Йоркским симфоническим оркестром, получили первое пристанище «Нью-Йоркская городская опера» и «Нью-Йоркский городской балет», незабвенный Поль Робсон блистательно исполнял партию Отелло. Сейчас на этой сцене по-прежнему регулярно даются самые разнообразные представления.

Поблизости, по адресу: Западная 57-я улица, 154 (154 West 57th Street), расположен легендарный «Карнеги холл» (Carnegie Hall). Это здание было возведено в 1891 году в неоренессансном стиле. Руководителем разработки и реализации проекта был архитектор Уильям Бернет Тутхилл. Особое внимание он уделял акустике и добился великолепного результата. Также здание прекрасно в сугубо архитектурном отношении. Его облик заставляет вспомнить о шедеврах итальянского Возрождения. Здание было построено из кирпича, что придает ему красноватый оттенок.

Великолепен интерьер, восстановленный и обновленный в ходе реставрации 1986 года. Восхищает зал с великолепной лепниной и украшенными бронзой балконами.

«Карнеги холл» открыт для осмотра во все дни недели, кроме среды, с 11:00 до 16:30.

Завершая изучение достопримечательностей «среднего города», полюбуемся апартаментами «Олвин корт» (Alwyn Court Apartments), находящимися по адресу: Западная 58-я улица, 180 (180 West 58th Street). Это жилое здание, которое специалисты относят к разряду «исторических небоскребов», было построено в 1909 году фирмой «Хард и Шорт». Снаружи оно богато декорировано терракотовыми украшениями в стиле французского ренессанса: коронованными драконами, парами младенцев, держащих геральдический щит, цветочным орнаментом и так далее. Возможно, здание и не представляет особой ценности с архитектурной точки зрения, но прохожему трудно оторвать от него взгляд.

Оглавление книги


Генерация: 0.828. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз