Книга: Книга Москвы: биография улиц, памятников, домов и людей
Окружная железная дорога Малая, но настоящая
Окружная железная дорога
Малая, но настоящая
Вот и доехали… Дважды уже упоминали мы про Окружную железную дорогу (в главах о вокзалах и границах города), вроде как на промежуточных станциях отмечались. А тут, на букву «О», пора останавливаться. Зануды скажут, что, мол, переехали, проскочили мимо перрона, надо на «М» помещать, название-то официальное – Малое кольцо Московской железной дороги (есть еще и Большое, в 60-100 километрах от столицы). Подумаешь, официальное название, мало ли их было у Малого кольца, все равно это инженерное сооружение в городе останется Окружной железной дорогой.
Строили Окружную чугунку в 1903-1908 годах, когда все ныне существующие вокзалы и дороги в Москве уже наличествовали. Цель постройки – самая что ни на есть утилитарная: связать между собой все дороги, чтобы перегонять вне города (не забыли еще, что Окружная и границей поработала?) грузы с одной на другую, вывозить продукцию московских мануфактур, фабрик и заводов по любому из направлений. Заодно и к пассажирским перевозкам приспособили. Строил архитектор Рашевский с размахом: 54-километровое кольцо, 4 моста через Москву, 15 станций (уточним, что и мосты, и станции возводились под руководством других инженеров и архитекторов). Все станции одного стиля (их проектировали Померанцев – тот самый, чей ГУМ, и Марковников): красного кирпича с белой отделкой (вынуждены еще раз поставить скобки, чтобы написать, что в те годы так выглядело большинство московских вокзалов).
Несмотря на прикладной характер, дороги строили красиво, удобно, современно. Станции образцовые: билетные кассы, электричество и отопление, часы от Павла Буре, такие точные, что по ним москвичи сверяли время. А еще столовые, рабочие казармы (общежития, по-нашему), депо, грузовые дворы. Даже черно-белые иллюстрации в энциклопедии «Москва» с изображением станционных строений впечатляют. Фрагменты строений на Окружной можно увидеть и сейчас. Только не заблудитесь: например, станция с названием «Серебряный Бор» находится около Сокола, на улице Панфилова.
Что еще? В честь Окружной железной дороги назван Окружной (заметьте, не Малый кольцевой, к примеру) проезд. А еще параллельно ей протянулся проезд Черепановых. И верно, настоящей железной дороге подобает соседство с первыми русскими паровозостроителями. Теперь дело за малым: запустить по Окружной пассажирские поезда. А в каждом вагоне, как в каждом номере забугорной гостиницы – Библию, иметь «Книгу Москвы» – пусть читают о прошлом этой дороги.
- Оружейная палата Первый московский
- Олимпиада-80 Быстрее, выше, сильнее
- Образцов Папина улица и Дом сына
- Окружная железная дорога Малая, но настоящая
- «Огни Москвы» Светить всегда, светить везде
- Оружейный переулок Братья по оружию
- Остоженка По улице в историю
- Отрадное Декабристы разбудили…
- Охотный Ряд Приехали, конец…
- Останкино Сик транзит?
- Останкинский пруд Три источника
- Глава 2 Забайкальская железная дорога
- Глава 4 Красноярская железная дорога
- Глава 6 Свердловская железная дорога
- Глава 7 Горьковская железная дорога
- Железная Дева
- Оренбургская железная дорога
- Глава 3 Восточно-Сибирская железная дорога
- Железная дорога Океании
- Железная дорога Австралии
- Железная дорога: общее устройство
- Глава 1 Дальневосточная железная дорога
- Глава 5 Западно-Сибирская железная дорога