Книга: Книга Москвы: биография улиц, памятников, домов и людей

«Динамо» Класс и сила

«Динамо»

Класс и сила

Вы, случайно, не растерялись, пытаясь определить предмет наших изысканий? О чем мы вам будем рассказывать? О заводе? О стадионе? О станции метро, наконец?

Давайте разбираться. Сначала завод. «Динамис» – это с греческого «сила» (помните про динамометр?). А еще динамо или даже динамо-машиной раньше называли генератор постоянного тока. Так вот, Бельгийское акционерное центральное электрическое общество в Москве с 1897 года и выпускало такие генераторы и электродвигатели. Поэтому, когда в 1913 году новые хозяева меняли название, завод стал называться «Русское электрическое общество “Динамо”». Вошел завод «Динамо» (ныне уже не существующий) в российскую историю двигателями к первым отечественным электровозу и метропоезду. Так что сила, по крайней мере в названии, здесь присутствует, класс тоже был продемонстрирован. Но, тем не менее, заголовок все же не про завод.

Не будем дальше вам морочить голову – это относится к спортобществу «Динамо», точнее, к его футбольным командам. Учредительное собрание Московского пролетарского общества «Динамо» состоялось 18 апреля 1923 года в Москве, на Большой Лубянке, 13 (а где же еще, если помнить о причастности лубянских боссов к его созданию?). Это было первое советское спортивное общество. Вскоре после учреждения в московском ранге общество стало Всесоюзным.

Большой друг защитников правопорядка и перевоспитателей Максим Горький подарил обществу поэтическое определение – «Сила в движении». Так что кроме силы (греческой) в названии у «Динамо» есть и сила в девизе. И класс, несомненно, есть – по крайней мере, так утверждала незатейливая песенка про победы динамовских футболистов. В 1945-м, например, «Динамо» московское отправилось в Великобританию и не проиграло ни одного матча родоначальникам футбола, закончив турне с общим счетом 19:9 (по случаю этого праздника энергичный Никита Богословский даже оперетту «Одиннадцать неизвестных» написал). В 1975-м «Динамо», на сей раз уже киевское, завоевало Кубок обладателей кубков и Суперкубок Европы.

Но вернемся в Москву. Для крупнейшего спортобщества и стадион должен быть самым крупным, решили компетентные товарищи, и в 1928 году такой стадион был построен. До появления Лужников в конце пятидесятых «Динамо» был самым крупным (затея с колоссальным стадионом имени Сталина в Измайлове не удалась) и самым лучшим. И, естественно, самым популярным. А попробуй-ка вывези больше 50 тысяч болельщиков после окончания матча! Хорошо, что в составе второй очереди метро была ветка «Площадь Свердлова» – «Сокол». Так в Москве появилась единственная станция метро, названная именем стадиона.

А завод здесь ни при чем. И рынок, так долго обитавший на стадионных площадях, естественно, тоже ни при чем. Хорошо хоть торговые склады потом переместили на Складочную улицу, а то еще пару лет рекламы, и неболельщицкий народ стал бы знаменитую голубую прописную «Д» на футболках за логотип рынка-спонсора принимать. На всякий случай напоминаем: название рынка скорее следует ассоциировать с жаргонным словом «динамить» (а что оно означает, вам и самим известно), нежели с «классом и силой» советского футбола.

Чтобы закончить московско-динамовскую тему, проинформируем, что кроме всего перечисленного есть в Москве еще и Дом общества «Динамо». И это вовсе не административное здание клуба, а тот самый дом, в котором некогда располагался 40-й гастроном (он там и сейчас есть, только название сменил). Вспомнили, где он? На Большой Лубянке, по соседству.

Ну вот вроде и все. Отдыхайте. В том числе и на стадионе «Динамо». И будет у вас сила и, возможно, класс.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.098. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз