Книга: Вена

Хофбург. Площадь Ин-ден-Бург. Дворец Амалии

Хофбург. Площадь Ин-ден-Бург. Дворец Амалии

Государственная канцелярия, памятник Францу I


Переосмысляя итальянские и французские влияния, австрийские зодчие в первую очередь Фишер и Хильдебрандт – создали собственный вариант барокко.

Своеобразие его определишь не сразу, оно складывается из деталей, из оттенков, из взаимодействия зданий с окружающей средой. Явно преобладает светское строительство, характерные стилевые формы применяются умеренно, порой сглаживаются резкие контрасты, достигается – насколько это возможно в барокко – некоторая уравновешенность. Порой при всей торжественной величавости архитектуры в ней ясно чувствуется патрициански-бюргерский дух (его отчасти можно уловить даже в ансамбле Хофбурга).

Представление о венской архитектуре эпохи барокко и об индивидуальностях ее создателей дают многочисленные сохранившиеся памятники, и прежде всего дворцы Бурга. В первую очередь стали возводить корпус, замкнувший площадь Ин-ден- Бург. В 1723 году Хильдебрандт писал, что он намерен начать «целый корпус при Императорском дворе, в котором помещались бы придворная судебная палата, квартира государственного вице-канцлера и Государственный придворный совет со всеми канцеляриями». Через три года, когда здание уже было сильно продвинуто, Карл VI предложил передать ведение строительства Йозефу Эммануэлю Фишеру (сыну), который в 1726-1730 годах окончил его, сохранив сделанное предшественником.

Государственная канцелярия, где и в наше время размещаются правительственные учреждения,- собственно, целый комплекс зданий с внутренними домами, и Хильдебрандту кроме общего замысла принадлежит целиком один из фасадов, выходящий на Шауфлергассе. Основной же парадный фасад, обращенный к площади Ин-ден-Бург, строил Фишер-младший. Архитектор следует образцам тогда уже укоренившегося в Вене стиля барокко в его официально-монументальном варианте. Схема деления фасада типична для барочного дворца: облицованные рустом нижние два этажа – как бы цоколь, на нем – средняя, главная часть – парадные покои (тоже два этажа, объединенные ордером) и наверху, под крышей,- еще полуэтаж. Все три части отделены друг от друга горизонтальными тягами, которые подчеркивают протяженность фасада. Ей противостоит встречное движение вверх: вертикальны оси окон, вертикальны пилястры. Это не классическое соотношение опоры и несомого, а столкновение разнонаправленных стремлений, отличительная черта архитектуры барокко. Ритм горизонталей и вертикалей был бы несколько суховат, однако не он один определяет пространственное и пластическое решение фасада. Стена тянется почти ровной линией, но в середине и по бокам образует едва заметные выступы-ризалиты; их выделяют арки порталов, балконы, пышные обрамления центральных окон, аттики со статуями и гербами, наконец, мраморные группы на тему подвигов Геракла, изваянные Лоренцо Маттиелли, которые фланкируют боковые ворота. Скульптура подчеркнуто динамична, пластические детали объемны. Великолепием украшений уравновешено известное однообразие архитектурной композиции, облик дворца соответствует его назначению, он воплощает идею государственной представительности.

Й.-Э. Фишер, Государственная канцелярия в Хофбурге. Первая треть XVIII в. Боковой ризалит


Если бы все выходящие на площадь фасады повторяли или варьировали фасад Канцелярии, как предполагалось по проекту, возможно, что впечатление холодноватой парадности было бы более полным. У ансамбля в его нынешнем виде, однако, все преимущества сложившегося постепенно, естественно сросшегося.

И.-Б. Фишер, Й.-Э. Фишер. Национальная библиотека в Хофбурге. Первая треть XVIII в.


Фасад Канцелярии торжествен, более скромный дворец Амалии утверждает подлинность, старинность всего места, а «Швейцарские ворота» как бы напоминают о великих традициях Ренессанса.

Памятник императору Францу I подчеркивает центр площади и дает нужный акцент, хотя сам по себе не так уж хорош. Исполненный в 1846 году П. Маркези в ложноклассическом стиле, он тяжел и перегружен, особенно в нижней части.

По другую сторону от старого ядра Хофбурга примерно в это же время создавалась еще одна площадь – Йозефсплатц (получившая свое имя от памятника, поставленного позднее). Здесь возвели здание Придворной библиотеки (1723-1735), на месте, где некогда проходил ров, окружавший Бург, а в XVI веке был увеселительный сад и манеж. Иоганн Бернгард Фишер не поместил проект Библиотеки в свой труд «Историческая архитектура», куда включил свои осуществленные и неосуществленные замыслы. Однако его сын, который с самого начала руководил постройкой, всегда утверждал, что он лишь исполнитель, но не автор этого архитектурного сооружения. Фишер-отец умер в год начала строительства; видимо, сын внес в первоначальную идею кое-что свое. Вопрос об авторстве до сих пор остается открытым, хотя исследователи приводят убедительные аналогии с бесспорными произведениями старшего Фишера.

В Библиотеке проглядывают даже какие-то свойства классицистической архитектуры – четкое членение здания, простота форм, некоторая плоскостность декора стен. Но понимание пластики архитектурного образа здесь вполне барочное и более оригинальное, чем в замысле здания Канцелярии. Если там доминирующим впечатлением была протяженность великолепного архитектурного сооружения, здесь им становится контраст и живое взаимодействие форм. Здание делится на три части – две боковые, симметричные, с едва выступающими ризалитами и центральную, сильно выдвинутую вперед; их относительная самостоятельность подчеркивается тем, что каждая покрыта отдельной крышей. Вместе с тем они связаны в единое целое – не только потому, что композиция всех трех ризалитов примерно одинакова, но и потому, что архитектор повторяет детали, усиливающие динамическое начало; так, арка верхнего центрального окна каждого ризалита как бы прорывает карниз, нарушает четкую горизонталь.

Средний павильон наиболее сложен по плану. Передняя его сторона – плоский фасад (две пары пилястров по бокам от средней оси), а боковые изгибаются, следуя форме внутреннего помещения – овального зала. Ясно выражено контрастное соотношение стены и верхней части здания: рисунок белой стены строг и легок, ионические пилястры – плоские и гладкие, но над простым по форме карнизом вздымается тяжелый аттик, на нем – массивная скульптурная группа – квадрига Аполлона, фоном ей служит шестигранный купол с высокими овальными боковыми окнами и трехъярусной крышей. Чуть суховатое, графичное оформление стены Библиотеки не нарушает ее пластическую мощь, но вносит оттенок холодноватой величавой сдержанности.

Пластическое начало обнаружилось бы еще сильнее, если бы были поставлены предполагавшиеся первоначально скульптурные группы по бокам центральной арки. Облик здания несколько искажен тем, что обе боковые крыши, ранее самостоятельные, слиты с кровлями пристроенных позже корпусов. Два флигеля предполагались и по замыслу Фишера-младшего, но в несколько ином виде; в осуществлении их принимал участие архитектор Пакасси (1767-1773). Эти корпуса повторяют мотивы здания Библиотеки, но более сухо и монотонно. В одном из них, обращенном к внутренней части Бурга,- классицистический Парадный зал архитектора Жадо. Против Библиотеки на площади стоит дворец Паллавичини, выстроенный архитектором-классицистом Хоэнбергом во второй половине XVIII века.

Д. Гран. Роспись на потолке Купольного зала Национальной библиотеки. 1730


С торжественной строгостью архитектуры хорошо согласуется и памятник в центре площади – бронзовая конная статуя императора Иосифа II работы Цаунера, поставленная в 1806 году. Это – подражание классическим образцам, умелое и сдержанное по форме и силуэту, без лишних украшений; постамент тоже простой, прямоугольный.

В здании бывшей Придворной, ныне Национальной, библиотеки и по наши дни помещается крупнейшее книгохранилище Австрии. Оно накапливалось веками, начиная с личного собрания книг и рукописей Габсбургов, существовавшего уже в XVI веке; влилась сюда и библиотека принца Евгения Савойского и музыкальная библиотека Фуггеров. Теперь здесь огромный отдел рукописей, где хранится около 35 тысяч манускриптов с VIII по XVI век, десятки тысяч автографов, тысячи инкунабул, происходящих из множества стран. Уникальное собрание нот, коллекция папирусов, карты, портреты – не говоря уже о колоссальном книжном фонде – таковы богатства венской Библиотеки, которой давно тесно в ее прекрасном здании.

Интерьер Библиотеки, всем великолепием своего убранства являющий полную противоположность лаконичной ясности отделки наружной стены, сам по себе – музей архитектуры и де' коративной живописи барокко. Его первоначальный вид был слегка изменен в 1763-1769 годах, когда Пакасси пришлось укрепить осевшие опоры; после 1945 года поврежденное во время войны здание долго реставрировали.

Национальная библиотека – единственное в своем роде здание: во всю длину ее двух верхних этажей тянется колоссальный Парадный зал. В плане он состоит из двух вытянутых прямоугольников и овала между ними; в середине каждой из боковых частей две коринфские колонны поддерживают своды. В центральное помещение – Купольный зал – ведут большие арки. Спаренные пилястры коринфского ордера тянутся по стенам до высоты второго этажа; они служат опорой карнизу, на котором покоится обегающая все изгибы зала галерея с массивной балюстрадой.

Решетка Микаэлертор


Белизна колонн, пилястров и мраморных статуй, золото капителей, красноватый мрамор балюстрады и некоторых других каменных деталей, красное дерево мебели- эта красочная гамма делается особенно теплой и звучной в светлом Купольном зале, где падающие через овальные окна лучи заставляют гореть теплые, золотистые оттенки живописного декора. Вся роспись Библиотеки, в которой, по мысли автора программы поэта Карла фон Альбрехта, различные исторические и аллегорические сцены должны были прославлять Карла VI, исполнена известным венским живописцем-декоратором Даниэлем Граном в 1730 году. Интерьер Библиотеки, особенно Купольный зал, внушает зрителю то особое ощущение пространства, которого так умело добивалась барочная архитектура. Вокруг человека, стоящего посреди зала,- пышные, перегруженные формы, и чем они тяжелее, тем сильнее действуют их бесконечные повороты, изгибы, нагромождения. Реальная декорировка стены столь живописна и причудлива, что почти поддаешься эффекту пространственной росписи, как бы продолжающей, расширяющей помещение: там те же консоли, балюстрады, орнаменты… А за ними, над ними раскрываются небеса. Всеми средствами архитектуры, пластики и живописи создано впечатление живой динамики пространства.

Здание Библиотеки, и особенно Парадный зал, где такая чудесная акустика, что можно устраивать концерты (здесь когда- то дирижировал Моцарт),-художественно наиболее совершенная часть Хофбурга. Однако для полноты представления об ансамбле следует упомянуть еще несколько зданий.

Г. Земпер, К. Хазенауэр. Новый Бург. Последняя четверть XIX в.


Хофбургу в настоящее время принадлежит здание Конюшен (Штальбург), связанное внутренним переходом с одним из корпусов, выходящих на Йозефсплатц. Здание Конюшен, первоначально бывшее за стенами Бурга, строилось в XVI веке (окончено в 1558 г.). Оно представляет собой замкнутый четырехугольник вокруг внутреннего типично ренессансного двора: по всем трем этажам вокруг него идут галереи, поддержанные легкими аркадами. Нет украшений, все предельно просто, но очень красивы пропорции широких полуциркульных арок, которые без усилия несут перекрытия и бегут по фасадам дворика ровной стройной чередой.

Вначале служившее резиденцией сына императора, здание затем использовалось для разных целей; еще в XVI веке нижний этаж был оборудован под конюшни. В XVII-XVIII веках несколько залов второго этажа занимала картинная галерея Габсбургов, к концу XVIII века переведенная в Бельведер и составившая ядро Музея истории искусств. Недавно в этих залах вновь расположилась «Новая галерея», куда входят произведения европейских живописцев XIX века, принадлежащие Музею истории искусств.

Устройство конюшен было важным делом для австрийского двора. Еще в XVI веке в Австрии была выведена особая, так называемая «испанская» порода лошадей (скрестили арабскую и андалузскую породу) и стало развиваться и совершенствоваться мастерство верховой езды (первоначально – для военных целей). До нашего времени оно дошло в виде виртуозного «конного балета», который исполняют белоснежные лошади «испанской» породы, управляемые наездниками в традиционной красной форме. Для нужд «Испанской школы верховой езды» во время расширения Хофбурга при Карле VI было предназначено место, примыкающее к уже упомянутому корпусу на Йозефсплатц. Йозеф Эммануэль Фишер возвел тут здание – часть нынешнего Микаэлертракт, в котором помещается знаменитый зал для представлений Школы. Это обширное помещение (55 м длины, 18 м ширины и 17 м высоты) классично по форме – четырехугольник партера, окруженный высоко приподнятой галереей с местами для зрителей; ее колоннада несет балкон верхнего яруса. В зале в былые времена происходили праздники, концерты (Бетховен дирижировал во время Венского конгресса); в 1848 году здесь состоялось первое заседание австрийского парламента. С середины XIX века залу было возвращено его первоначальное назначение, и до сих пор в нем демонстрируется единственное в своем роде традиционное искусство верховой езды.

Купольный зал Национальной библиотеки


Постройка дворцового ансамбля шла довольно медленно, с перерывами, не удалось до конца осуществить даже вполне разработанный замысел Фишера-младшего, который предполагал достроить Микаэлертракт и оформить выход на Микаэлерплатц парадной аркой. По его чертежам и сохранившейся деревянной модели эту работу исполнил в 1893 году архитектор Киршнер. Сам Фишер успел лишь возвести часть, соединенную со зданиями на Йозефсплатц. На углу, выходящем на Микаэлерплатц,- небольшой куполок. Симметричный ему с другой стороны был построен уже Киршнером, как и центральный большой купол. Примечательно, что, пока собирались осуществить замысел Фишера, на этом месте выросло здание театра, которое в конце XIX века пришлось снести.

Фасад Хофбурга с Микаэлерплатц – два крыла, дугами сходящиеся к Микаэлертор – центральному ризалиту, имитирующему триумфальную арку. В ворота вставлена искусно исполненная решетка, ажурный узор которой часто украшает венские сувениры. Киршнер воспроизвел замысел Фишера, но не избежал некоторой сухости форм; кроме того, скульптура XIX века исполнена гораздо мелочнее, скучнее, чем пластика барокко. Однако большое впечатление производит огромное подкупольное пространство, куда попадаешь из Микаэлертор. Это своеобразный крытый внутренний двор, гулкий пустой парадный зал, по асфальтовому полу которого проезжают машины.

Через Микаэлертор все время идет оживленное движение отсюда по прямой, пересекая площадь Ин-фен-Бург, можно выйти на другую сторону Бурга, к Хельденплатц («Площадь героев»). Некогда здесь были городские укрепления, но в 1809 году, во время наступления Наполеона, их разрушили. Одно время возникал проект продолжить на этом месте городское строительство, но затем было решено оставить свободную площадь: новую стену перенесли несколько дальше, и образовались нынешние Хельденплатц и Фольксгартен («Народный сад»). В новой стене построили ворота (Новые ворота Бурга, архитектор Нобиле, 1824). Они завершают дорогу, ведущую из Бурга через Хельденплатц. По бокам этой дороги в 1859 и 1865 годах были симметрично, лицом друг к другу, поставлены конные памятники эрцгерцогу Карлу (скульптор Фернкорн) и Евгению Савойскому (скульптор Цумбуш). Во второй половине XIX века возник проект ансамбля Нового Бурга, который должен был двумя огромными полукружиями охватить Хельденплатц. Этот проект известного архитектора Готфирда Земпера начал в 1881 году осуществлять Хазенауэр. Было построено лишь одно крыло – огромное здание, примыкающее с юго-запада к старой части Хофбурга. Со стороны Бурггартена Новый Бург – вытянутая постройка с тремя ризалитами, репрезентативная, воспроизводящая формы барочных дворцов. К Хельденплатц обращен более интересный фасад- в замысле, в масштабах этого сооружения есть большой размах и приличествующая месту парадность. Есть и некоторая аналогия с задуманным Фишером фасадом, выходящим на Микаэлерплатц,- два флигеля, как две четверти круга, сходящиеся к триумфальной арке посередине.

Й.-Э. Фишер. Зал «Испанской школы верховой езды». Первая половина XVIII в.


В Новом Бурге сейчас расположено несколько музеев-Музей австрийской культуры, Музей этнографии, Собрание оружия и Собрание старинных музыкальных инструментов.

По мысли Земпера, точно такое же здание следовало возвести по другую сторону Хельденплатц, однако это не осуществилось, и сейчас в том направлении открывается вид на зелень Фольксгартена и поднимающийся над ней высокий шпиль Ратуши.

Осмотр Хофбурга может провести посетителя через многие эпохи, кончая рубежом нашего времени (последняя постройка — корпус, связывавший старые части с Новым Бургом,- окончена в 1907 г.). С ансамблем Бурга сливается и примкнувший к дворцам со стороны Августинерштрассе целый квартал зданий, включающий в себя дворец Альбрехта и церковь августинцев, которая упоминалась выше. Дворец эрцгерцога Альбрехта стоит на возвышении, на бывшем бастионе (перед дворцом – статуя Альбрехта работы Цумбуша). Здесь помещается знаменитейший музей графики – Альбертина, где хранится около миллиона листов. Самое ценное в этом на редкость богатом собрании – рисунки великих мастеров Возрождения и XVII века. Здесь можно видеть творения Дюрера и Питера Брейгеля, Рафаэля и Рембрандта, причем лучшие из лучших. Среди прекрасных венских музеев Альбертина должна быть названа одной из первых.

Как мы видели, даже часть новых зданий Хофбурга стилизована в духе барокко и ансамбль в целом относится к числу самых значительных памятников барочной архитектуры в Вене. Во «Внутреннем городе» сохранилось немало других, и нередко прекрасных, зданий того же времени.

Оглавление книги


Генерация: 0.319. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз