Книга: Путеводитель по святым местам Москвы и Подмосковья
Иосифо-Волоцкий мужской монастырь
Разделы на этой странице:
Иосифо-Волоцкий мужской монастырь
Где находится
Иосифо-Волоцкий мужской монастырь находится в селе Теряево Волоколамского района Московской области. Проехать можно электричкой до станции Чисмена (затем пересесть на автобус) либо автобусом от метро «Тушинская».
История почитания
Монастырь основан преподобным Иосифом Волоцким, известным церковным деятелем и писателем, в августе 1479 года. Он родился 12 ноября 1440 года в семье бояр Саниных, живших в селе Язвище под городом Волоколамском (Волоцком). При крещении был назван Иоанном. Родители отдали его в обучение одному из старцев Кресто-Воздвиженского монастыря в Волоколамске. Там Иоанн стал церковным чтецом.
В монашество был пострижен под именем Иосифа знаменитым Пафнутием Боровским в его обители и был его учеником в течение 18 лет. По кончине преподобного Иосиф стал его преемником на игуменском посту. Он ввел было строгий общежительный устав во вверенном ему монастыре, но братия не приняла нововведения. Тогда Иосиф смиренно покинул Боровский Пафнутиев монастырь.
Преподобный Иосиф ввел строгий общежительный устав в Иосифо-Волоцком монастыре, но братия не приняла нововведения.
С согласия удельного князя Бориса Волоцкого отец Иосиф в глухом лесу организовал монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Он расположен в 18 км от Волоколамска, на берегу озера.
В обители существовал общежительный устав, одинаково строгий для всех иноков. Одной из важных забот была поддержка неимущих и больных. Для них был построен возле монастыря особый двор, названный Богородичным.
Иосифо-Волоцкий мужской монастырь
Но деятельность Иосифа Волоцкого выходила далеко за пределы его обители. В этот важный исторический период собирания русских земель вокруг единого политического центра преподобный Иосиф выступил в поддержку стремления московских князей к созданию единого Русского государства.
Это выразилось в переходе преподобного от князя Волоцкого на сторону князя Московского. Такая позиция обеспечила поддержку Волоцкому монастырю сначала со стороны московского князя Василия, а затем царей Иоанна Грозного, Михаила и Алексея Романовых. Правда, в этом обстоятельстве мог сыграть свою роль и другой фактор: монастырь служил важным оборонительным сооружением на северных подступах к Москве. Но к середине XVII века эта функция монастыря сошла на нет.
Иосиф Волоцкий был и активным участником внутрицерковной жизни. Он наступательно боролся против так называемой «жидовской» ереси, возникшей в Новгороде, а затем распространившейся и в Москве и прельстившей многих простолюдинов, бояр и даже духовных лиц и членов великокняжеской семьи. Иосиф с жаром писал письма и обличения на еретиков и даже требовал их казни. До этого дело, правда, не дошло, но на Церковном соборе еретики были преданы анафеме, а их лидеры подвергнуты гражданскому наказанию.
Взгляды преподобного Иосифа на православие и его обличительные тексты были собраны в единую книгу под названием «Просветитель» которая снискала широкую известность на Руси.
С именем Иосифа Волоцкого связано церковное течение, которое выражали иосифляне – последователи преподобного, выступавшие за суровые порядки в русских монастырях, беспрекословное единоначалие, благотворительность и – главное – за церковную земельную собственность.
Их оппоненты настаивали на добровольном отказе от всякой собственности и сосредоточении монашества исключительно на духовном и нравственном совершенствовании, а потому получили прозвище «нестяжатели». Это течение шло от выдающегося церковного писателя, великого русского святого Нила Сорского. Об отношении высших церковных иерархов того времени к предмету этого спора говорит тот факт, что Нил Сорский был причислен к лику святых на сто с лишним лет позже Иосифа Волоцкого.
В этот важный исторический период собирания русских земель вокруг единого политического центра преподобный Иосиф выступил в поддержку стремления московских князей к созданию единого Русского государства.
Особенности
Главный храм Иосифо-Волоцкого монастыря – пятиглавый Успенский собор, сооруженный на месте снесенного старого в 1692 году. Его верхний этаж – храм Успения Пресвятой Богородицы, нижний этаж – храм во имя преподобного Иосифа с двумя приделами – Святой Живоначальной Троицы (правый) и в честь Рождества Пресвятой Богородицы (левый), здесь в раке покоятся мощи преподобного Иосифа Волоцкого.
Еще одна реликвия монастыря – святой колодец имени Иосифа Волоцкого, вода которого обладает целительными свойствами.
Интересные случаи
Одна из паломниц рассказывала, что страдала тяжелым заболеванием почек. После того, как она побывала в монастыре, помолилась и выпила воды из колодца, ей стало легче. А через некоторое время она совсем исцелилась. С тех пор она регулярно ездит в монастырь и всегда набирает воды из колодца.
- Богородице-Рождественский Бобренев монастырь
- Высоко-Петровский монастырь
- Высоцкий Богородицкий Серпуховский мужской монастырь
- Донской ставропигиальный мужской монастырь
- Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
- Иосифо-Волоцкий мужской монастырь
- Новодевичий Богородице-Смоленский женский монастырь
- Покровский Хотьков женский монастырь
- Саввино-Сторожевская обитель
- Свято-Данилов мужской монастырь
- Свято-Покровский женский монастырь
- Свято-Троицкая Сергиева Лавра
- Симонов (Успенский) монастырь
- Успенский Колоцкий женский монастырь
- Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
- Монастырь вертящихся дервишей
- Монастырь Ликир
- СОЛОТЧА. СОЛОТЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- Рождественский монастырь.
- Монастырь Тикси
- *Рильские горы и **Рильский монастырь
- *Мельник и *Роженский монастырь
- Смольный монастырь
- Воскресенский Новодевичий монастырь
- Монастырь свастики «Юн-друн»
- Монастырь Cпитук