Книга: Путеводитель по святым местам Москвы и Подмосковья
Успенский Колоцкий женский монастырь
Разделы на этой странице:
Успенский Колоцкий женский монастырь
Где находится
Успенский Колоцкий женский монастырь расположен в селе Колоцком, в Можайском районе Московской области, в 23 км от Можайска на левом берегу реки Колочь.
История почитания
Колоцкие земли первоначально входили в состав Смоленского княжества, но в 1303 году они были переданы Московскому княжеству. В 1389 году святой благоверный князь Димитрий Донской составил грамоту, по которой Можайск со всеми прилегающими землями и населенными пунктами (в том числе и селом Колоча) получал в удел его сын Андрей Дмитриевич, которому в ту пору было семь лет.
В 1413 году в его владениях произошло событие, о котором упоминалось во многих русских летописях – чудесное обретение Колочской иконы Божией Матери. Это была первая чудотворная икона, явленная в непосредственной близости от Москвы.
Подробно история обретения Колочской иконы Божией Матери и появления на этом месте монастыря описана в памятнике письменности «Повесть о Луке Колочском». Эта повесть вошла в состав некоторых летописей XV–XVII веков, например Никоновской летописи. В повести говорится, что в пятнадцати верстах от Можайска, во владениях князя Андрея Дмитриевича, в селе Колоче явилось знамение. Бедный крестьянин по имени Лука увидел на дереве в ветвях икону Божией Матери, которая держала за руку Младенца Христа. «На затворце» с одной стороны на иконе был образ Николая Чудотворца, а с другой – пророка Илии.
Лука с благоговением взял икону и принес к себе домой. В его доме в то время лежал расслабленный, который исцелился, когда икону внесли в дом. Об этом случае стало известно, и к Луке стало приходить множество больных, которые исцелялись, помолившись перед святым образом.
Лука начал носить чудотворную икону по городам и селам. В Можайске его торжественно встретил князь Андрей Дмитриевич с боярами и множеством народа, а в Москве – святитель Фотий, тогдашний митрополит Московский, со всем освященным собором, князьями и боярами и множеством православных христиан. Икона совершала множество чудес. По молитвам перед чудотворным образом Колочской Божией Матари слепые прозревали, хромые начинали ходить, парализованные снова обретали возможность двигаться.
В 1413 году в его владениях произошло событие, о котором упоминалось во многих русских летописях – чудесное обретение Колочской иконы Божией Матери. Это была первая чудотворная икона, явленная в непосредственной близости от Москвы.
Многие исцеленные чудотворной иконой давали Луке большие пожертвования, так что в родное село Лука вернулся с большим богатством. Вернувшись на Колочь, Лука построил церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы недалеко от того места, где нашел икону. Там он и поместил чудотворный образ.
Однако богатство вскоре прельстило его. Лука и себе построил роскошный дом, возгордился, зажил по-княжески, перестал почитать Господа. Вскоре он был наказан за гордыню – его постигла тяжелая болезнь. Князь Андрей посетил больного Луку, воззвал к его совести. Лука покаялся в гордыне, отдал в распоряжение князя все свое имущество и вскоре исцелился. На эти средства и был основан монастырь во имя Успения Божией Матери при церкви, где находилась чудотворная Колочская икона. Лука переселился в монастырь, принял постриг и, прожив несколько лет в благочестии, преставился.
Князь Андрей пожаловал монастырю земельные угодья и крестьян. Вероятно, еще при жизни Луки был построен соборный пятиглавый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Настоятели монастыря не раз присутствовали на Соборах в Москве. В одном из документов 1547 года есть упоминание о том, что на Соборе, который был созван при митрополите Московском Макарии, было утверждено празднование в честь Колочской иконы Божией Матери 9 / 22 июля.
По молитвам перед чудотворным образом Колочской Божией Матари слепые прозревали, хромые начинали ходить, парализованные снова обретали возможность двигаться.
О первоначальном периоде жизни обители сведений практически не сохранилось, можно только предположить, что монастырь постепенно расширялся в XV веке, пользовался значительной известностью и привлекал к себе монахов и простых мирян.
Известно, что во времена Отечественной войны 1812 года монастырь был захвачен, разграблен и разорен французами. После окончания войны Священный Синод выделил средства на его восстановление.
В начале XX века монастырь постигла та же судьба, что и большинство российских обителей. Согласно сообщениям советской печати, в июне 1918 года настоятеля монастыря архимандрита Никифора и казначея иеромонаха Филадельфа обвинили в организации мятежа против советской власти и по постановлению ЧК расстреляли. 7 октября 1918 года настоятелем монастыря был назначен архимандрит Феофан (Березкин), впоследствии епископ. Он стал последним настоятелем обители и скончался 17 марта 1936 года недалеко от Колоцкого монастыря и был похоронен на кладбище деревни Колоцкое.
В 1932 году все монастырские постройки были переданы интернату для глухонемых детей. До 1934 года Успенский собор работал и оставался приходским храмом для нескольких окрестных деревень. Благодаря чудотворной иконе Божией Матери монастырь оставался духовным центром округи. В 1934 году интернату передали и Успенский храм. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы была перенесена в Рождественскую церковь в селе Суконники, туда же была переведена и община верующих.
В 1937 году Рождественская церковь была закрыта, а Колочская икона была перенесена в Гжатск, где хранилась сначала в частной квартире, а потом в Вознесенском соборе города. Затем следы теряются, и дальнейшая судьба чудотворной Колочской иконы неизвестна.
В 1993 году началось возрождение монастыря – вначале как подворья Спасо-Бородинской женской обители. С 1997 года Успенский Колоцкий монастырь стал действовать как самостоятельная женская обитель.
Особенности
27 июня 1998 года из Москвы в Успенский Колоцкий монастырь был передан список чудотворной Колочской иконы Божией Матери. Интересно само появление этого списка. Икона хранилась у Владимира Петровича Михайлова, старшего научного сотрудника НИИ киноискусства в Москве. Владимир Петрович завещал дочери Елене после его смерти отдать икону в Успенский Колоцкий монастырь. Елена Владимировна решила выполнить волю отца и почти сразу после его смерти повезла икону в монастырь.
Благодаря чудотворной иконе Божьей Матери монастырь оставался духовным центром округи.
Ни она, ни ее спутники не знали, где находится Успенский Колоцкий монастырь. Они решили ехать наугад, а в случае чего заехать в Спасо-Бородинский монастырь, чтобы узнать адрес Колоцкой обители. Однако первым монастырем, который повстречался им на Можайской земле, оказался именно Колоцкий. Икону принесли в обитель как раз под звон колоколов – звонили к всенощному бдению, которое в тот день началось несколько позже обычного.
Чудеса у иконы Колочской Божией Матери совершаются и по сей день. Зафиксированы случаи исцеления заболеваний рук, ног и головы, глазных болезней, женских болезней, включая бесплодие, ожогов, опухолей.
Рядом с монастырем есть целебный источник. По преданию, источник забил из-под корней дерева, в ветвях которого крестьянин Лука когда-то нашел чудотворную икону. К источнику в день празднования в честь иконы Колочской Божией Матери ежегодно совершался крестный ход, была выстроена надкладезная часовня.
Чудеса у иконы Колочской Божией Матери совершаются и по сей день. Зафиксированы случаи исцеления заболеваний рук, ног и головы, глазных болезней, женских болезней, включая бесплодие, ожогов, опухолей.
Дерево, где явилась икона, просуществовало до начала XX века. В годы революции его срубили, надкладезную часовню разрушили, а сам источник несколько раз пытались закопать, но верующие регулярно расчищали его.
Сейчас традиция совершения ежегодного крестного хода к чудотворному источнику в день празднования в честь Колочской иконы Божией Матери возродилась. Над источником снова была возведена деревянная надкладезная часовня. К источнику приходят паломники из всех уголков страны.
По свидетельствам, вода в источнике зимой не замерзает, а летом не нагревается, на вкус она сладковатая.
По свидетельству очевидцев и старожилов, вода из святого источника исцеляет болезни глаз, заболевания кожи, полиартрит, остеохондроз. Также вода из источника облегчает верующим душевные скорби и недуги.
Интересные случаи
Одна из жительниц Москвы перенесла операцию по удалению пятна на глазу. Вскоре она заметила, что на втором глазу появилось точно такое же. Женщина испугалась, поскольку это грозило ей слепотой. Она взмолилась Колочской Божией Матери, прося помощи, помазала глаз маслом из лампады у этой иконы, а затем заснула на какое-то время. Проснувшись, женщина обнаружила, что пятно исчезло.
- Богородице-Рождественский Бобренев монастырь
- Высоко-Петровский монастырь
- Высоцкий Богородицкий Серпуховский мужской монастырь
- Донской ставропигиальный мужской монастырь
- Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
- Иосифо-Волоцкий мужской монастырь
- Новодевичий Богородице-Смоленский женский монастырь
- Покровский Хотьков женский монастырь
- Саввино-Сторожевская обитель
- Свято-Данилов мужской монастырь
- Свято-Покровский женский монастырь
- Свято-Троицкая Сергиева Лавра
- Симонов (Успенский) монастырь
- Успенский Колоцкий женский монастырь
- Монастырь вертящихся дервишей
- Монастырь Ликир
- СОЛОТЧА. СОЛОТЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- Пелена, пожертвованная царем в Успенский собор.
- Рождественский монастырь.
- Спасо-Преображенский собор
- Монастырь Тикси
- *Рильские горы и **Рильский монастырь
- Казачий Крестовоздвиженский собор
- *Мельник и *Роженский монастырь
- Смольный монастырь
- Воскресенский Новодевичий монастырь