Книга: Путеводитель по святым местам Москвы и Подмосковья
Богородице-Рождественский Бобренев монастырь
Разделы на этой странице:
Богородице-Рождественский Бобренев монастырь
Где находится
Обитель находится в селе Старое Бобренево в Коломенском районе Московской области. Проезд с Казанского вокзала г. Москвы до ст. Хорошово, далее автобусом № 43.
История почитания
Богородице-Рождественский Бобренев монастырь был основан в XIV веке по благословлению Сергия Радонежского на средства князя Дмитрия Донского. Коломенское предание связывает строительство с именем Димитрия Михайловича Боброка-Волынского, одного из полководцев Святого Димитрия Донского и считает Бобренев монастырь памятником Куликовской битвы. Впрочем, документов об основании Бобренева монастыря не сохранилось, поэтому в научной среде до сих пор идут дискуссии о его названии и времени строительства. По церковному преданию история строительства монастыря излагается следующим образом. В августе 1380 года незадолго до дня Успения у Коломны собрались союзные русские войска для похода на Золотую Орду. Под Коломной состоялся смотр войска, отсюда пошли на Куликово поле. Бобренева обитель стойко перенесла все невзгоды позднего правления Ивана Грозного, царствование Бориса Годунова, Смуту начала XVII века, неизменно возрождаясь на прежнем месте.
Перед битвой Святой Димитрий Донской со своим полководцем объехал место будущего сражения, по старой воинской традиции сходя с коней и «слушая землю». Тогда-то, говорят, и дали обет Димитрий Донской и Димитрий Волынец: в случае победы построить монастырь на коломенских землях Боброка.
Богородице-Рождественский Бобренев монастырь. Фото Д. Ометсинского
Битва пришлась на праздник Рождества Богородицы – 8 сентября 1380 года. На следующий год у Коломны был основан монастырь. У него три имени: Богородице-Рождественский, поскольку битва пришлась на этот праздник, Бобренев – по семейному прозвищу Боброка-Волынца (Бобреня), и Обетный – в знак того, что монастырь заложен по обету.
Монастырь, вероятно, имел еще и значение стратегического сторожевого пункта: подавать в Кремль сигнал о приближении врага огнем или набатным звоном. В этом случае коломенцы успевали развести наплавной Бобреневский «живой» мост и подготовиться к обороне.
Скорее всего, с этим периодом связано предание о тайном подземном ходе, шедшем от Бобренева к Москве-реке, дабы в случае военной опасности братия могла речным путем уйти в Кремль, где тоже существовал тайный ход к воде.
В позднейшем сказочном предании говорится, что этот ход шел под рекой до самого Кремля.
Бобренева обитель стойко перенесла все невзгоды позднего правления Ивана Грозного, царствование Бориса Годунова, Смуту начала XVII века, неизменно возрождаясь на прежнем месте.
Монастырь, скорее всего, был особножительным, когда каждый монах имел собственный деревянный дом – келью. Общее число братии вряд ли превышало 15 человек.
Уже тогда в монастыре складывается библиотека. Древнейшая книга средневековой Коломны – Палея толковая – была переписана в 1407 году.
Благодаря другой книге XV века – так называемой «Лествице» – мы узнаем имя первого известного настоятеля Бобренева. Вероятнее всего, что в 1470-е годы обителью управлял игумен Пахомий, он упоминается в одной из вкладных записей коломенской «Лествицы».
Молитва перед иконой Феодоровской Божией Матери утешает печали и скорби, укрепляет семью, а также же помогает от бесплодия и женских болезней.
В XVI веке продолжается развитие и обустройство монастыря.
В писцовых книгах 1577–1578 годов перечислены богатства монастыря, но, с другой стороны, в них же можно наблюдать некоторые черты упадка. Во время эпидемий и голода обитель тоже оскудевала и терпела бедствия.
В ту эпоху многие монастыри, в том числе и в Коломне, приходили в упадок и даже исчезали вовсе, так что сейчас нельзя установить хотя бы место, где они находились.
Но Бобренева обитель стойко перенесла все невзгоды позднего правления Ивана Грозного, царствование Бориса Годунова, Смуту начала XVII века, неизменно возрождаясь на прежнем месте.
К концу XVII столетия возникла насущная необходимость нового обустройства монастыря. Его стиль казался слишком устаревшим: и ограду и здания надо было отстраивать в камне. Поэтому игумен Сильвестр, казначей старец Иона и монастырская братия с благотворителями собирают средства и материалы. Завозится изрядное количество извести и кирпича.
Как раз в это время, в 1701 году, по указу царя Петра Алексеевича и по распоряжению Монастырского приказа сюда приезжает сотник И.В. Кикин. На основании приходо-расходных книг и наружного осмотра он сделал опись Бобренева, в которой зафиксирована подготовка строительных работ.
Молитва перед иконой Феодоровской Божией Матери утешает печали и скорби, укрепляет семью, а также же помогает от бесплодия и женских болезней.
К середине XVIII века храм пришел в такую ветхость, что в тогдашних условиях сохранить его было нельзя.
А в 1753 году архимандрит Игнатий направил доношение Преосвященнейшему Гавриилу (Кременецкому), епископу Коломенскому и Каширскому, в котором говорил о значительных разрушениях как в здании собора, так и во всем монастыре. Свидетельствуя о крайней бедности, архимандрит и братия просили Синод исполнить волю покойного владыки Саввы и передать три тысячи рублей, завещанных им, на строительство обители.
Прошение было уважено, судя по тому, что уже в 1757 году начинается созидание нового кирпичного собора. Эти работы осуществлялись при игумене Антонии (1757–1759 годы). Далее монастырем управлял игумен Андрей (1760–1768 годы).
Стройка шла быстро, и в несколько лет собор был возведен до глав. Однако реформы Екатерины II пагубно сказались на судьбе многих обителей, в том числе и Бобренева монастыря. Екатерина II готовила монастырскую реформу, так называемую секуляризацию, при которой монастырские земли отторгали в казну, а обители разделяли на классы, а каждый монастырь получал жалованье соответственно классу.
Некоторые монастыри вообще остались «за штатом». То есть они и владений своих лишались, и жалованья от государства не получали.
В числе таких монастырей оказался и Бобренев. В 1764 году он оставлен за штатом и последующие два десятка лет сказались на нем самым губительным образом. Почти завершенное строительство нового собора остановилось.
В 1790 году при епископе Афанасии начинается возрождение монастыря. На месте существующего храма было возведено сооружение новой архитектурной формы, состоящее из двух этажей, трапезная находилась наверху. Построены были также игуменские покои и архиерейский дом.
По проекту зодчего Матвея Казакова в 1795 году монастырь был огражден каменной оградой с башнями по углам.
В 1830 году двухэтажный храм был переделан в одноэтажный, верхний этаж был убран. Так как зимой в храме было холодно, то были устроены два придела: в честь Казанской и Феодоровской икон Божией Матери.
Во второй половине XIX века на территории монастыря стали появляться новые хозяйственные помещения.
Возрождение обители началось в 1991 году после благословления его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. С этого момента начинаются работы по ремонту и восстановлению Бобренева монастыря.
14 апреля 1903 года в соборе открылась приходская школа. Инициатором ее открытия был игумен Варлаам.
В 1917–1918 годах монастырь был разорен и разграблен, погибла галерея портретов коломенских владык. По преданию, именно в годы гражданской войны была сделана попытка похищения Феодоровской иконы; рассказывали, что один из церковнослужителей при этом погиб.
В начале 1920-х годах монастырь закрыли. Но, в силу определенной консервативности Коломенского уезда, это не проходило так стремительно, как в городе. Некоторые монахи оставались еще на своих местах, продолжали прием и лечение больных. Совершалась служба в соборе и Феодоровском храме.
Возрождение обители началось в 1991 году после благословления его Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. С этого момента начинаются работы по ремонту и восстановлению Бобренева монастыря.
Особенности
Одна из главных святынь монастыря – Феодоровская икона Божией Матери, а точнее, ее современный список, изготовленный типографским способом. Однако ее обретение было связано с необычным случаем. Одной москвичке было видение, в котором ей было сказано, чтобы она приобрела Феодоровскую икону и пожертвовала ее Бобреневу монастырю. На тот момент она не знала, где находится обитель и почему нужно найти именно этот образ. Тем не менее сказанное исполнила: отыскала монастырь и пожертвовала в него Феодоровский образ. Вскоре люди заметили, что молитва перед этой иконой утешает печали и скорби, укрепляет семью, а также помогает от бесплодия и женских болезней.
Интересные случаи
Одна из жительниц Коломны рассказывала, что примерно в 1929 году, когда ей было пять лет, она тяжело заболела – на обоих глазах появилась катаракта. Девочка начала слепнуть. Отец взял ее в Бобренев монастырь, к монаху, который лечил людей. Тот дал капли для питья – пузырьки с прозрачной водой. Эту воду он давал ей три раза и постепенно, по волокну, катаракты стали уменьшаться, а затем исчезли совсем.
Уже в наше время монастырь посетила супружеская пара, не имевшая детей. Женщине врачи категорически запретили рожать, поскольку она страдала тяжелым заболеванием. Супруги долго молились перед Феодоровской иконой, затем уехали. Через некоторое время в обитель пришло письмо от этой пары: у них родился сын.
- Богородице-Рождественский Бобренев монастырь
- Высоко-Петровский монастырь
- Высоцкий Богородицкий Серпуховский мужской монастырь
- Донской ставропигиальный мужской монастырь
- Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
- Иосифо-Волоцкий мужской монастырь
- Новодевичий Богородице-Смоленский женский монастырь
- Покровский Хотьков женский монастырь
- Саввино-Сторожевская обитель
- Свято-Данилов мужской монастырь
- Свято-Покровский женский монастырь
- Свято-Троицкая Сергиева Лавра
- Симонов (Успенский) монастырь
- Успенский Колоцкий женский монастырь
- Монастырь вертящихся дервишей
- Монастырь Ликир
- СОЛОТЧА. СОЛОТЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- Рождественский монастырь.
- Монастырь Тикси
- *Рильские горы и **Рильский монастырь
- *Мельник и *Роженский монастырь
- Смольный монастырь
- Воскресенский Новодевичий монастырь
- Монастырь свастики «Юн-друн»
- Монастырь Cпитук
- Сорё: трава на площади и монастырь в бутылке