Книга: Индия: Север (кроме Гоа)

Аллахабад

Аллахабад

(Allahabad, 125 км к западу от Варанаси, 273 км к юго-востоку от Лакхнау)

Телефонный код (STD) – 532

Городские ориентиры

Железная дорога делит Аллахабад на две части: хаотичный старый город Чоук (Chowk) к югу от главного вокзала и четко спланированные Гражданские Линии (Civil Lines) – на севере.

Региональный офис Департамента туризма Уттар-Прадеша

(Government of Uttar-Pradesh Regional Tourist Office)

Tourist Bungalow, 35 MG Road, Civil Lines,

тел. 260 18 73.

Как добраться

Самолет

Аэропорт (Bamrauli Airport), 15 км к западу от города.

Железная дорога

Дели, Калькутта, Джайпур, Лакхнау, Мумбаи.

Из истории

Аллахабад или, как он назывался в древности, Праяг (Prayag, букв. «Слияние»), расположен в месте слияния рек Ямуна и Ганга с мифической рекой Сарасвати. Это место в восточной части города называется Сангам (Sangam, что также означает «слияние»).

Аллахабад оживает во время религиозных фестивалей (мела): ежегодной Магх Мелы (Magh Mela, январь-февраль) и Маха Кумбх Мелы (Maha Kumbh Mela), которая проводится каждые 12 лет и собирает миллионы паломников.

По легенде, Вишну нес горшок (кумбха) божественного нектара-амриты, когда между богами и демонами завязалась схватка. Демоны пытались заполучить полагающуюся им часть амриты, которую они добывали вместе с богами. В схватке четыре капли амриты упали на землю у четырех тиртх в Праяге, Харидваре, Нашике и Удджайне. Это событие отмечают каждые три года Кумбх Мелой, которая проводится по очереди в каждой из четырех тиртх. Аллахабадский Сангам называют Тиртхараджей (Tirtharaja, букв. «Царь тиртх»), а местная Маха Кумбх Мела считается самой крупной и самой значимой из всех.

Аллахабад играл важную роль в становлении современной Индии. После восстания сипаев 1857–1858 гг. британцы перенесли сюда из Агры центр Северо-Западных провинций, а в 1858 г. в Аллахабаде произошла формальная передача власти от Восточно-Индийской компании Британской короне. Город был местом проведения первого Индийского национального конгресса в 1885 г. и начала движения ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди в 1920 г.

Рама

Рама (или Рамачандра) – одно из наиболее популярных божеств индуизма, почитаемое как седьмое земное воплощение бога Вишну, сошедшего на землю ради уничтожения царя демонов-ракшасов Раваны. Деяниям героя-царя Рамы посвящена древнеиндийская эпическая поэма «Рамаяна» (V–IV вв. до н. э.), авторство которой приписывается мудрецу Вальмики.

Основное место действия поэмы – Айодхья, столица древнего царства Кошала. У Дашаратхи, царя Кошалы, было четверо сыновей – Рама (от первой жены Каушальи), Бхарата (от Кайкейи), Лакшмана и Шатругхна (от Сумитры).

В юности Рама вместе с братьями принял участие в состязании претендентов на руку принцессы (сваямвара), устроенном царем Видехи Джанакой. Он единственный смог поднять лук Шивы, который привезли на повозке 150 слуг царя, и выстрелить из него. Победив в состязании, Рама взял в жены дочь Джанаки – Ситу.

Состарившись, царь Дашаратха объявил своим наследником старшего сына Раму, однако вторая жена Дашаратхи, Кайкейя, напомнила ему о данном некогда обещании исполнить любое ее желание. Она потребовала объявить наследником престола ее сына Бхарату, а Раму изгнать из царства. Дашаратха и Бхарата были против, считая Раму самым достойным. Но Рама настоял, чтобы отец сдержал свое слово и добровольно отправился в изгнание с женой Ситой и братом Лакшманом. Опечаленный разлукой с сыном, Дашаратха вскоре умер. Бхарата взошел на престол в Айодхье, но объявил, что будет только наместником Рамы и передаст ему власть, когда тот вернется.

Между тем Рама, Сита и Лакшмана 10 лет скитались от одного отшельнического приюта к другому, пока по совету мудреца Агастьи не поселились на Декане в Панчавати, в лесу Дандака, около истока реки Годавари. В то время Дандака был населен множеством демонов. Демоница Сурпанакха влюбилась в Раму, но царевич с презрением отверг ее. Другие демоны, которые пытались нападать на Раму, были убиты им. Сурпанакха пожаловалась на Раму царю демонов и правителю Шри Ланки Раване. Услышав описание Ситы, Равана и решил похитить ее, а заодно и отомстить Раме.

Министр Раваны превратился в оленя и увлек за собой Раму. Лакшман, который остался с Ситой, услышал ложный голос Рамы, звавший на помощь, и поспешил на поиски. Ситу, оставшуюся одну, захватил Равана и увез на Ланку. Царь грифов Джатаю попытался прийти Сите на помощь, но был смертельно ранен. Когда Рама и Лакшмана вернулись, умирающий Джатаю рассказал им, что произошло.

Рама и Лакшмана отправились на Ланку вызволять Ситу. По дороге они помогли царю обезьян Сугриве вернуть свое царство, которое захватил его брат Балин, и обрели нового друга и помощника – Ханумана, полководца и храброго воина Сугривы. Хануман, сын бога ветра Ваю, умел летать по воздуху. Он отправился на Ланку и нашел Ситу во дворце Раваны. Тем временем с помощью огромного войска обезьян Рама построил дамбу через пролив на остров Ланка. После кровопролитной битвы братья и их союзники сумели победить Равану и освободить Ситу.

Хотя Равана относился к пленнице почтительно, Рама был вынужден отречься от нее, потому что она жила в доме другого мужчины. В отчаянии, чтобы доказать свою невинность, Сита взошла на костер, но бог огня Агни отказался ее принять. Это испытание доказало праведность Ситы. Рама, Сита и Лакшмана вернулись в Айодхью, где Рама сразу же был коронован на царство. Через некоторое время подданные Рамы стали все громче высказывать сомнения в невинности царицы. И хотя Рама был убежден в добродетели супруги, он был вынужден уступить требованиям подданных и изгнал беременную Ситу. Она нашла убежище в обители мудреца Вальмики, где родила сыновей Рамы – Кушу и Лаву. Прошли годы, Рама нашел Ситу и признал сыновей. Чтобы окончательно убедить Раму в своей невинности, Сита воззвала к своей матери Земле, чтобы та поглотила ее. Земля разверзлась, и Сита исчезла. Рама же возвратился на небо, приняв образ Вишну.

Хотя «Рамаяна» рассказывает об Айодхье как месте рождения и царствования Рамы, археологи не нашли каких-либо доказательств существования этого царя или его древней столицы. В 1998 г. при раскопках в городе Банавали (Banawali) в штате Харьяна были найдены индуистские печати, которые помогли идентифицировать Раму с полулегендарным царем Рамачандрой.

Достопримечательности

Собор Всех Святых

(All Saints’ Cathedral)

1 км к северу от ж/д вокзала.

Готический собор спроектировал и построил в 1877 г. У. Эммерсон, соорудивший также мемориал Виктории в Калькутте. На декоративных медальонах представлены образы Аллахабада времен британского правления. На воскресные службы обычно собирается много прихожан.

Музей Аллахабада

(Municipal Museum)

на краю парка Чандер Шекхар Азад (Chander Shekhar Azad Park) в районе Гражданских Линий,

вт-вс 10.00–17.00, каждую 2-ю сб закр., Rs 100.

В коллекции музея есть терракотовые изделия и буддистская скульптура II в. до н. э. – I в. н. э. из Каусамби и Бхархута, кушанская скульптура из Матхуры I–III вв., а также изображение Шивы и Парвати из Кхаджурахо XII в. Среди обширной коллекции современной живописи представлены работы Халдара, Саджит Кхастгира и Ратхин Митры, а также Джаймини Роя. В коллекции есть полотна русского художника Николая Рериха.

Колледж Муир

(Muir College)

к северо-западу от музея.

Здание колледжа (1874–1886) в индо-сарацинском стиле спроектировал У. Эммерсон. Высота башни – 61 м.

Ананд Бхаван

(Anand Bhavan)

1 км к северо-востоку от музея Аллахабада,

вт-вс 9.30–17.00, вход на второй этаж – Rs 5.

Это дом-музей первого премьер-министра независимой Индии Дж. Неру. Здесь родилась его дочь Индира Ганди. Махатма Ганди, который хоть и не был родственником семьи Неру, часто останавливался в этом доме, когда приезжал в Аллахабад.

Бхарадвадж Ашрам

(Bharadwaj Ashram)

недалеко от Аванд Бхавана, вниз по дороге, рядом с детским парком.

Ашрам назван именем легендарного мудреца-риши Бхарадваджи, который, согласно «Рамаяне», жил здесь в отшельнической обители. По легенде, Рама, Сита и Лакшмана посещали ее во время изгнания из Айодхьи.

Хусро Багх

(Khusrau Bagh, немного на юг от ж/д станции)

Войти в парк можно через 18-метровую арку, увитую лианами. Парк создавался для отдыха могольского императора Джахангира. На его территории находится мавзолей принца Хусро, сына Джахангира, умершего при загадочных обстоятельствах в 1622 г. Как полагают историки, скорее всего, его убил младший брат Шах Джахан, присматривавший за ним после неудачного восстания против отца.

Немного на запад стоит мавзолей матери Хусро. Гробница рядом, как полагают, принадлежит ее сестре. В наши дни Хусро Багх переделан во фруктовый сад с гуавами и розарием.

Парк Минто

(Minto Park, на берегу Ямуны, в восточной части города, не доезжая форта)

В парке установлена мемориальная колонна в память о передаче (1858) власти над Индией от Британской Восточно-Индийской компании Британской короне.

Форт Акбара

(Akbar Fort, к востоку от парка Минто)

Внимание! Лучший вид на форт – с лодки на реке.

Массивный форт, построенный императором Акбаром в 1583 г., по сей день используют военные, а доступная для туристов зона ограничивается святилищем Паталпури (Patalpuri). Катакомбы, в которых оно находится, превращены в своеобразный рынок культовых товаров. На нем продают статуи богов и церемониальную утварь.

Говорят, на территории форта растет побег баньяна (Ficus benghalensis), происходящий от печально знаменитого Акшая Вата (Akshaya Vata, букв. «Неумирающего дерева»). С него бросались вниз отчаянные паломники, чтобы обрести мокшу (спасение). Сейчас подойти к дереву нельзя. Значительная часть наземных сооружений заброшена. Сохранилась лишь женская часть крепости (зенана) с колонным залом, но осмотреть ее можно, только получив предварительное разрешение. У главных ворот стоит каменная колонна (высота – 10,7 м), на которой высечен эдикт императора Ашоки Маурьи, датируемый 242 г. до н. э.

У гхата к востоку от форта можно арендовать лодки до Сангама. Официальная цена – от Rs 100, а в пик сезона – от Rs 250.

Бунделькханд

(Bundelkhand)

Бунделькханд – область южного Уттар-Прадеша, расположенная вдоль гор Виндхья. В IX в. раджпутский клан Чанделлов основал здесь могущественное княжество, куда также входил Кхаджурахо (штат Мадхья-Прадеш). Среди памятников Бунделькханда выделяются огромная крепость в Калинджаре (Kalinjar), вишнуитский паломнический центр Читракут (Chitrakut), а также укрепленный город Джанси (Jansi), в 1857–1858 гг. бывший центром сопротивления британцам.

Холмистый ландшафт вдоль границы со штатом Мадхья-Прадеш осложняет управление этим районом. Здесь орудуют банды грабителей, причем некоторые из них в глазах местных крестьян стали народными героями. Самой знаменитой разбойницей была Пхулан Деви. В молодости ее похитили разбойники, и она стала любовницей главаря, а когда он погиб, возглавила банду. В конце концов, она сдалась полиции, а в 1994 г. вышла на свободу и даже стала членом парламента. В последнее десятилетие усилилось движение за частичную автономию региона Бунделькханд.

Оглавление книги


Генерация: 0.554. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз