Книга: Индия: Север (кроме Гоа)

Варанаси

Варанаси

(Varanasi, 125 км к западу от Аллахабада, 281 км к юго-востоку от Лакхнау, 809 км к юго-востоку от Дели)

Телефонный код (STD) – 542


1. Храмовый комплекс Вишванатха

2. Музей Бхарат Кала Бхаван

3. Форт Рамнагар. Музей форта

Туристические офисы Департамента туризма Уттар-Прадеша

(Uttar-Pradesh Tourism Office)

Parade Kothi, Cantonment, Tourist Bungalow Hotel,

тел. 220 66 38, 220 81 62,

пн-сб 10.00–17.00.

Varanasi Junction Train Station

тел. 234 63 70,

пн-сб 8.00–20.00, вс 10.00–17.00.

Туристический офис Департамента туризма Правительства Индии

(Government of India Tourism Office)

15-B, The Mall,

тел. 250 17 84, 234 37 44,

пн-пт 9.00–17.30, сб 9.00–14.00.

Как добраться

Самолет

Аэропорт Варанаси

(Varanasi Airport),

28 км от центра города.

Рейсы: Дели, Мумбаи, Агра, Кхаджурахо и Катманду.

Такси – от Rs 300.

Железная дорога

Варанаси связан ж/д сообщением с большинством крупных городов Индии.

Автомобиль

Лакхнау: автострада NH56.

Из истории

Священный для индусов город Варанаси (Бенарес) расположился вдоль изгиба реки Ганга. В XVIII–XIX вв. ее берега были густо застроены павильонами, дворцами, храмами и каменными лестничными спусками-гхатами. На 6-километровом участке между южным Аси Гхатом (Asi Ghat) и северным Ади Кешава Гхатом (Adi Keshava Ghat) рядом с мостом Мальвия (Malviya Bridge) сохранилось 84 гхата, построенных различными индийскими правителями и богатыми купцами. Ежедневно сюда приходят тысячи паломников и местных жителей на ритуальные омовения.

Варанаси – один из древнейших городов мира, первые упоминания о котором относятся к VI в. до н. э. Археологические находки на территории Радж Гхата свидетельствуют, что уже в IX в. до н. э. здесь существовало поселение.

В древности город назывался Каши (Kashi, букв. «Проливающий свет»). Историки связывают это название как с именем некоего царя Каши, так и с травой каши, которая росла на берегах Ганги и использовалась в жертвоприношениях.

По преданию, город основал сам бог Шива. Считается, что он постоянно живет здесь как Вишванатха (букв. «Повелитель Всего»), поэтому Варанаси – священный город, прежде всего для шиваитов. Каши упоминается в «Махабхарате» и «Рамаяне». В разное время его посещали Будда, Махавира (основатель джайнизма) и великий индуистский реформатор Шанкара.

Мусульманские завоеватели появились в Варанаси в начале XI в. В XII в. город входил в сильное княжество Гахадавалов, правивших в Канаудже (Kanauj/Kanyakubja). С 1194 г., когда Ала-ад-дин-Хилджи захватил и разорил Варанаси, он до конца XVIII в. находился под контролем мусульманских правителей. Поэтому здесь практически не сохранилось древних индусских святилищ. С 1775 г. он перешел от наваба Ауда под контроль Британской Восточно-Индийской компании. Все это время город находился под управлением махараджи Варанаси, признававшего сюзеренитет последовательно сменявшихся правителей Индии.

Расположенный у брода на древнем торговом пути, Варанаси уже в ранние века считался священным местом-тиртхой (букв. «переправа (в мир иной)»). Семь городов Индии с древности считаются священными: Айодхья, Канчипурам, Матхура, Харидвар (Майя), Удджайн, Дварка (Дваравати) и Варанаси (Каши). Некоторые другие города – такие, как Праяг (Аллахабад), Мадураи и Пури, – считались почти такими же священными. В этих городах верующие могут приблизиться к божественному, а боги нисходят на землю. Те, кто умирает в них, достигают мокши (освобождения от перерождений). Вдовы и пожилые люди приезжают сюда в поисках убежища или чтобы провести здесь последние дни. Они находят приют в многочисленных храмах и дхармашалах Варанаси, живут на подаяния верующих. Иногда создается впечатление, что Варанаси – город стариков.

Каждый из сотен гхатов, больших и малых, отмечен символом бога Шивы лингамом. Рано утром к ним приходят жрецы-брахманы и верующие. Индусы считают Гангу амритой – эликсиром жизни, который очищает живых и спасает мертвых. Несмотря на повышенное содержание в речной воде серебра, которое поддерживает качество воды, количество вредных промышленных стоков, растущее из года в год, загрязняет реку. Омовение в Ганге в Варанаси может быть опасно для здоровья. Лучше не уступайте соблазну присоединиться к совершающим омовение.

Похоронный ритуал

Кремация (антьешти, букв. «Последнее жертвоприношение») – самый распространенный способ похорон у индийцев со времен Вед до наших дней. Индоарии верили, что, подобно тому, как священный огонь доставлял на Небо жертвы богам, он мог переносить туда и человеческое тело. Когда тело пожиралось огнем и превращалось в пепел, покойный мог получить новое тело в мире бога смерти Ямы (Ниррити) и присоединиться к предкам, а также получить награду или быть наказанным за свои проступки. Считалось, что души грешников, похороненные в земле, становились злыми духами.

В настоящее время индусы считают кремацию исключительно важной для благополучия души умершего, понимают ее как освобождение души от земной оболочки. Исключение составляют души покойных детей, которые были безгрешны и чисты, а также святых нищих (садху), которые, как верят, преодолели дурные наклонности в своей жизни и поэтому могут быть погребены как совершенно безвредные. Обряды кремации не проводились также над женщинами, умершими во время беременности.

Пока кремация не совершена, считается, что отделенная от тела душа находится около своего последнего места обитания и, будучи духом (прета), ждет, не находя утешения и страдая. Кремация же освобождает душу для вознесения на небеса.

Дом, где случилась смерть, родственники покойного в течение нескольких дней считаются нечистыми. Очищение достигается совершением кремации тела покойного и другими обрядами. Ими руководит жрец, как правило – брахман. Омывают тело покойного члены его семьи, а несут на площадку для кремации (шмашана) и выполняют прочие неприятные процедуры члены неприкасаемых каст, которые считаются ритуально нечистыми. Тело обмывают, заворачивают в белое полотно, оставляя открытым лицо, засыпают цветами и после молитв и поминальных церемоний на носилках несут на шмашану. Там выбирают место для кремации, тело кладут на связку дров или хвороста, и старший сын разжигает костер. Когда костер гаснет, сын разбивает череп покойника, а родственники собирают несгоревшие останки и бросают их в реку, если обряд совершался на берегу реки. Считается, что лучше всего совершать кремацию на берегах Ганги и других священных рек. Если кремация проходила далеко от реки, оставшиеся кости собирают и оставляют в уединенном месте.

На местах кремации знатных людей, а также там, где совершались обряды самосожжения вдов или жен и детей воинов, идущих на смерть, устанавливались памятники.

После кремации члены семьи покойного соблюдают траур (от 10 дней до 1 месяца). Они не должны обращаться к божествам, общаться с другими людьми, не могут бриться, стричь волосы и ногти, причесываться, иногда – носить обувь или одежду. Очищение семьи умершего возможно после совершения поминального обряда (шраддха), когда душа умершего попадает на небеса или переселяется в другую оболочку.

Достопримечательности

За многие столетия сложились паломнические маршруты по гхатам и святилищам Варанаси. Наиболее популярный маршрут называется Панчатиртхи Ятра (Panchatirthi Yatra). Он проходит через 5 наиболее священных гхатов или тиртх-«переправ»: Аси (Asi, самый южный), Дашашвамедха (Dashashvamedha), Ади Кешава (Adi Keshava, самый северный), Панчаганга (Panchganga) и Маникарника (Manikarnika).

Самый легкий способ осмотреть гхаты – двигаться по направлению с юга на север на лодке или пешком. Поездка на лодке от Аси Гхата до Ади Кешава Гхата стоит от Rs 300, от Дашашвамедха Гхата до Панчаганга Гхата – от Rs 150. Выезжать лучше рано утром – с 4.30 утра.

У расположенного у слияния рек Аcи и Ганги Аси Гхата паломники сначала совершают омовение, затем идут молиться к огромному лингаму под деревом пипал (Ficus Religiosa), после чего направляются к лингаму Асисангамешвара (Asisangameshvara, букв. «Владыки слияния Аси») в маленьком мраморном святилище прямо у гхата. Затем они продолжают путь к Лоларка Кунду (Lolarka Kund, букв. «Дрожащему Солнцу»), прямоугольному водоему на 15 м ниже уровня земли. В настоящее время он почти заброшен. Только в период ярмарки Лоларка Мела (август-сентябрь) тысячи паломников приходят, чтобы умилостивить богов и помолиться о рождении сына. Лоларка Кунд – одно из самых древних мест Варанаси и одно из немногих мест, связанных с культом Солнца.

Далее на север вдоль Ганги за Ганга Махал Гхатом (Ganga Mahal Ghat) и Рева Гхатом (Rewa Ghat) расположен Тулси Гхат (Tulsi Ghat). Первоначально он назывался Лоларка Гхат, но был переименован в честь поэта Тулсидаса (около 1532–1623), автора поэмы «Рамачаритаманаса» (букв. «Священное озеро деяний Рамы»), излагающей «Рамаяну» Вальмики в духе романтического бхакти и идеального государственного устройства царства Рамы. По некоторым данным, в XVI в. Тулсидас жил неподалеку отсюда. Его гхата разрушилась.

Если продолжить путь на север, мимо Шивала Гхата (Shivala Ghat), то возле Хануман Гхата можно увидеть современный храм, построенный большой общиной из Южной Индии.

Харишчандра Гхат (Harishchandra Ghat) назван по имени легендарного царя Солнечной династии, правившего в Айодхье. Харишчандра прославился упорством в выполнении данного им слова и отказом от царства. Это один из двух гхатов Варанаси, где проходят кремации. Электрическая кремация проводится здесь с 10.00 до 17.00.

У расположенного далее к северу Кедара Гхата (Kedara Ghat) стоит храм из красно-белого песчаника, где находится лингам Кедарешвара (Kedareshvara lingam). Мифологически связанный с Кедарнатхом (Kedarnath) в Гималаях, Кедара Гхат особенно многолюден в священный месяц Шравана (июль-август).

Далее к северу находится Чауки Гхат (Chauki Ghat). Его отличает огромное дерево, под которым расположились маленькие каменные святилища, посвященные нагам, божествам в образе водяных змей.

У Дхоби (Прачечного) Гхата (Dhobi Ghat) мужчины-прачки полощут одежду. За небольшими гхатами Манасаровара Гхат (Manasarovara Ghat) и Нарада Гхат (Narada Ghat) находится Чаумсатхи Гхат (Chaumsathi Ghat). Внушительная каменная лестница ведет вверх к маленькому храму Чаумсатхи (64-х) Йогинь (Chaumsathi Yoginis). Изображения Кали и Дурги в его внутреннем святилище свидетельствуют о времени, когда богини стали пониматься как единое целое ряда предшествовавших им женских божеств. Над гхатами возвышается особняк-хавели, принадлежавший правителю-пешве Амрита Рао. Он построен в 1807 г. и в настоящее время используется для религиозных церемоний, а иногда в качестве концертной аудитории.

Дашашвамедха Гхат (Dashashvamedha Ghat, букв. «Гхат Десяти жертвоприношений коня») – второй и самый оживленный из пяти тиртх на маршруте Панчатиртхи Ятры. Дашашвамедха считается самым популярным и доступным гхатом для омовений. Здесь всегда много брахманов-жрецов, сидящих на деревянных платформах под бамбуковыми зонтиками, массажистов, настойчиво предлагающих свои услуги, и лодочников, толпящихся в ожидании клиентов. Название гхата происходит от 10 жертвоприношений коней, совершенных здесь легендарным правителем Каши (Варанаси) Диводасой (Divodasa). Согласно местной легенде, Шива и Парвати были уверены, что царь не сможет завершить жертвоприношения, и ему придется покинуть Каши, позволив им, таким образом, вернуться в свой город. Но царь довел дело до конца, а его потомки стали править в городе.

Ман Мандир Гхат (Man Mandir Ghat) славится своей обсерваторией, построенной махараджей Джайпура Джай Сингхом II в 1710 г.

У расположенного далее Мир Гхата (Mir Ghat) есть святилище Вишалакши (Vishalakshi, букв. «Большеглазая»). Считается, что оно находится на том месте (шактипитха), куда упала одна из 51 части расчлененного тела богини Сати, когда его уносил пораженный горем Шива.

Сразу на севере расположен Лалита Гхат (Lalita Ghat), известный благодаря святилищу Ганга Кешава (Ganga Keshava), посвященному Вишну. Там же – деревянный непальский храм, типичный для долины Катманду. В его святилище хранится идол Пашупатешвары (Pashupateshvara) – воплощения Шивы в Пашупатинатхе.

К северу от Лалита Гхата в центре пяти тиртх расположена главная площадка для кремации – Маникарника Гхат (Manikarnika Ghat). Около 30 тыс. тел умерших кремируют здесь ежегодно. Обычно места для кремации считаются неблагоприятными и находятся на окраинах поселений. Однако Варанаси целиком рассматривается как Махашмашана (Mahashmashana, букв. «Великая площадка для кремации»). В этом гхате один за другим проходят погребальные обряды. Здешние домы, неприкасаемые, постоянно заняты облегчением последних минут тех, кто пришел умереть здесь.

Внимание! Фотографировать в этом месте строго запрещено. Даже наличие камеры может быть принято за намерение снимать и вызвать враждебность. У гхата туристов обычно атакуют торговцы дровами, стремящиеся заработать деньги любым путем или получить пожертвование.

Маникарника Гхат символизирует одновременно творение и разрушение, воплощенные в противопоставлении священного пруда Маникарника Кунда (Manikarnika Kund) и площадки для кремации. Согласно местной легенде, создание Маникарника Кунда предваряло нисхождение Ганги на землю, а питающий его источник лежит далеко в Гималаях. Вишну, согласно повелению Шивы, создал пруд с помощью своего диска и наполнил его п?том, выделившимся от его усилий при сотворении мира. Увидев деяния Вишну, Шива, затрепетав от восторга, уронил в водоем серьгу (маникарника), которая стала первой в мире тиртхой. Каждый год, после того как вода в реке спадает и на дне водоема затвердевают аллювиальные осадки, пруд выкапывают снова. Окружающую его территорию чистят и расписывают яркими картинами с изображением богини Маникарни Деви.

Рядом с Маникарникой расположен Сциндия Гхат (Scindia Ghat) с частично поглощенным рекой святилищем Шивы. Над гхатом, в густой путанице улиц района Сиддха Кшетра (Siddha Rs hetra, букв. «Поле исполнения»), находятся несколько самых важных святилищ Варанаси. Святилище Вирешвары (букв. «Повелитель героев») особенно почитается теми, кто просит о рождении сына. Считается, что Агни, божество огня, родился в этом месте.

За Лакшманбала Гхатом (Lakshmanbala Ghat) расположен Панчаганга Гхат (Panchganga Ghat). Над ним возвышается самое большое в Варанаси здание на берегу реки – Мечеть Аламгира или Аурангзеба (Mosque of Alamgir), известная под местным названием Бени Мадхав-ка-Дарера (Beni Madhav-ka-Darera). Она стоит на развалинах вишнуитского храма Бинду Мадхавы (Bindu Madhava), разрушенного Аурангзебом и замененного мечетью.

Над Трилочана Гхатом (Trilochana Ghat), далее к северу, находится древний лингам трехглазого (трилочана) Шивы. За ним река протекает мимо старейших районов Варанаси, населенных преимущественно мусульманами.

У Ади Кешава Гхата (Adi Keshava Ghat, букв. «Изначального Вишну») на окраине города река Варана впадает в Гангу. К этому гхату невозможно подойти в сезон дождей – он полностью погружается в воду. Он отмечает место, где бог Вишну снизошел на землю в качестве посланца Шивы. Именно здесь был основан город Варанаси, который впоследствии распространился в южном направлении. Вокруг Ади Кешавы находится несколько святилищ бога Ганеши.

В центре Варанаси, между Дашашвамедха Гхатом и Годаулией на юге и западе и Маникарника Гхатом на севере, лежит старый город Вишванатха Кханда (Vishvanatha Khanda). Cвятилища здесь расположены буквально на каждом шагу. Город забит паломниками, жрецами и торговцами.

В Старом городе расположен шиваитский храмовый комплекс Вишванатха, или Вишешвара (Vishvanatha/Visheshvara, букв. «Божество Всего»), известный как «Золотой храм» благодаря толстому слою позолоты на башне-шикхаре. По некоторым данным, на него ушло 750 кг золота. Современный вид храм приобрел в 1777 г. Огороженный стеной, он закрыт для неиндусов.

К северу от храма в украшенном аркадами зале (1828) расположен колодец Джнана Вапи (Jnana Vapi, букв. «Колодец мудрости»). Согласно местной легенде, Шива охлаждался здесь после строительства Вишванатхи. Считается, что колодезная вода помогает достичь просветления.

В южной части города находится Музей Бхарат Кала Бхаван Бенаресского индуистского университета (Benares Hindu UniveRs ity, BHU, пн-сб май и июнь 7.30–12.30, июль-апр. 11.00–16.30, Rs 100). В нем собрана коллекция миниатюр, скульптуры, образцов современного искусства и бронзы. В посвященной городу Варанаси галерее, помимо карты XIX в., представлены предметы, обнаруженные во время недавних раскопок Радж Гхата, а также старые гравюры с видами города. Помимо буддистской и индуистской скульптуры, а также могольского стекла, тут есть собрание картин иностранных художников, которые искали вдохновения в Индии, в том числе Николая Рериха.

Резиденция махараджи Варанаси, форт Рамнагар (Ramnagar Fort), возвышается над Гангой к югу от Аси Гхата. Сохранившиеся бастионы датируются XVII в. Лучше всего рассматривать их с противоположной стороны реки, особенно в конце дня. До форта можно добраться по дороге, ведущей на юг от территории BHU, и далее через понтонный мост. В период муссонных дождей мост разбирают и пускают паром. К крепости можно также добраться, наняв лодку у Дашашвамедха Гхата.

В экспозиции Музея форта (ежедн. 9.00–12.00 и 14.00–17.00, Rs 5) представлены конные экипажи, старые автомобили, паланкины, позолоченные и серебряные разукрашенные сиденья для езды на слоне, курительные трубки (хукки), костюмы и старые шелка, оружие, собрание мелких изделий из слоновой кости, астрономические часы и охотничьи трофеи.

С противоположной стороны внутреннего дворика расположена секция, посвященная фестивалю Рам Лила и празднику Дуссера (октябрь). Варанаси славится местной процессией Рам Лила, во время которой в разных частях города исполняют отрывки из «Рамаяны», а махараджа спонсирует три недели шумных празднеств.

Окрестности Варанаси

Сарнатх

(Sarnath, 10 км к северу от Варанаси)

Как добраться

Варанаси: такси или арендованный автомобиль.

Достопримечательности

По легенде, в 528 г. до н. э. в тихой роще Сарнатха Будда Гаутама произнес свою первую после просветления проповедь. Во время дождливого сезона, когда Будда и его последователи устраивали передышку в путешествиях, они отправлялись в Сарнатх.

В течение многих столетий Сарнатх процветал в качестве центра буддистского искусства и философии, особенно буддизма южной школы Тхеравады. В VII в. китайский паломник Сюань-цзан сообщал, что видел здесь 30 монастырей, в которых жило около 3000 монахов, а также выполненную в натуральную величину медную статую Будды, вращающего Колесо Закона (Дхармачакра).

Кроме массивной ступы Дхамекх (Dhamekh Stupa, V), большая часть построек пролежала в руинах почти целое тысячелетие, пока в 1834 г. Сарнатх не посетил генерал-майор А. Каннингем, бывший в то время главой Археологической службы. При нем было начато описание и консервация памятников.

Ныне в парке Сарнатха (Archaeological Park, ежедн. 9.00–17.00) продолжаются археологические раскопки. Если войти на территорию с юго-запада, разграбленные останки ступы Дхармараджика окажутся к северу.

Ступа Дхармараджика

(Dharmarajika Stupa)

Считается, что первую ступу на этом месте построил в III в. до н. э. император Ашока Маурья (273–232 гг. до н. э.). В ее центре некогда находилась шкатулка из зеленого мрамора, наполненная человеческими костями и драгоценностями, включая россыпь жемчуга и слитки золота. Считается, что именно на месте этой ступы Будда произнес свою первую проповедь.

Главное святилище

(Main Shrine, примыкает к ступе Дхармараджика)

Строение, датируемое периодом Гуптов (IV–VI), построено на месте более раннего сооружения периода правления Ашоки. Считается, что Ашока медитировал на этом месте. На западе стоит нижняя часть колонны Ашоки, без своей знаменитой капители, которая в настоящее время хранится в местном Археологическом музее.

На территории комплекса находятся также руины четырех монастырей (III–XII). Все они выстроены по одному плану – с центральным внутренним двориком, окруженным монашескими кельями.

Ступа Дхамекх

(Dhamekh Stupa, к востоку от ступы Дхармараджика)

Эта ступа, называемая также ступой Дхармачакры, считается главной достопримечательностью Сарнатха. Возможно, она также отмечает место первой проповеди Будды. Ступа датируется периодом Гуптов (IV–VI), но есть свидетельства и более ранней постройки в эпоху Маурья. Ее башня высотой 33,5 м украшена барельефами в виде листвы и геометрических узоров. В восьми опоясывающих ее сводчатых нишах, вероятно, когда-то стояли статуи Будды. Некоторые археологи предполагают, что верхняя кирпичная кладка ступы первоначально была покрыта слоем штукатурки.

Джайнский храм Шри Дигамбар

(Shri Digambar Mandir)

Храм посвящен 11-му тиртханкару Шреямсанатху и, вероятно, отмечает место его рождения. Храм построен в 1824 г., внутри него находится большое изображение Шреямсанатха, а также интересные фрески, на которых представлена жизнь Махавиры – основателя джайнизма и современника Будды.

Археологический музей

(Archaeological Museum)

сб-чт 10.00–17.00, Rs 2, видео – Rs 25.

Музей построен в форме вихары (монастыря). В нем хранится знаменитая коллекция буддистских и индуистских памятников древности, состоящая в основном из образцов скульптуры из чунарского песчаника.

Самым известным экспонатом считается Львиная капитель, перенесенная сюда с колонны Ашоки (Ashoka Pillar) на главной территории. Изображение этой капители стало государственным гербом Индии.

Среди других экспонатов две статуи бодхисатв в человеческий рост I–II вв., а также многочисленные скульптуры V–XII вв.

Ступа Чаукханди

(Stupa Chaukhandi, 1 км к югу от главной площадки)

Кирпичные руины ступы датируются периодом Гуптов (IV–VI) и, как считается, отмечают место, где Будда воссоединился с Панчаваргия Бхикшу, пятью своими спутниками-аскетами и учениками. Эта ступа стоит на прямоугольном цоколе в виде террасы, ее венчает могольская башня в форме неправильного восьмиугольника, построенная Акбаром в 1589 г.

Мулагандха Кути Вихара

(Mulagandha Kuti Vihara, к востоку от ступы Дхамекх)

Буддистский храм построен в 1931 г. по образцу святилища Махабодхи (Mahabodhi Shrine) в Бодх Гайе (Bodh Gaya, штат Бихар). Им управляет Общество Махабодхи. Вестибюль при входе украшает огромный колокол – подарок Японии, а внутри находится позолоченная копия знаменитого музейного изображения Будды, окруженная настенными фресками, на которых представлены сцены из его жизни.

Немного на восток, на небольшой огороженной территории растет Сарнатхское дерево Бодхи, побег дерева в Бодх Гайе в Бихаре, под которым, как считают, Будда достиг просветления. Посажено оно в 1931 г. По легенде, Сангамитта, дочь императора Ашоки, взяла ветвь первоначального дерева в 288 г. до н. э. и посадила ее в Анурадхапуре в Шри-Ланке, где на протяжении веков росли новые побеги.

Чунар

(Chunar, 22 км к юго-западу от Варанаси)

Как добраться

Варанаси: такси или арендованный автомобиль.

Достопримечательности

На северном выступе холмов Каймура (Kaimur Hills), над изгибом Ганги, в том месте, где река поворачивает на север к Варанаси, возвышается крепость Чунара. Свидетельства о наиболее ранних местных поселениях датируются 56 г. до н. э. Чунарский песчаник использовался на протяжении многих веков. Именно из него созданы колонны Ашоки, тщательно отполированные для достижения блеска и долговечности. Песчаник добывается до сих пор, что видно по состоянию окрестных холмов.

Почти неприступная цитадель, защищенная массивными стенами, высится над рекой, которую во время сухого сезона украшает прекрасный пляж с серебристым песком; на закате здесь потрясающие виды. Акбар взял крепость штурмом в 1575 г. Навабы Ауда контролировали крепость с 1750 по 1764 г., когда ее захватили британцы. Возле западных ворот у реки находится большое британское кладбище.

Оглавление книги


Генерация: 0.269. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз