Книга: Индия: Север (кроме Гоа)
Ладакх
Разделы на этой странице:
Ладакх
(Ladakh, 130 тыс. чел.)
Высота над уровнем моря – 2750–7670 м
Административный центр – Лех
Основные языки – ладакхи, пурик, балти, тибетский
Лучшее время для посещения – июнь-сентябрь
Ладакх (96 701 км2) – высокогорная часть штата Джамму и Кашмир, открытая для посещений только 5 месяцев в году. Ладакх – крайняя западная часть Тибетского плато, ограниченная с юга и севера Главным Гималайским хребтом и Каракорумом. Ладакх часто называют «Малым Тибетом». Только в 1974 г. центральная часть Ладакха была открыта для туристов, а некоторые удаленные области – лишь в 1994 г. Для их посещения требуется специальное разрешение.
Население
Основное население Ладакха – потомки кочевников из Восточного Тибета, которые в VII в. смешались с проживавшими здесь индоарийскими племенами.
Большая часть населения Ладакха – буддисты (до 90 %). У буддистской культуры более чем тысячелетняя история. Считается, что правители Ладакха перешли к тибетскому буддизму или ламаизму в XIV в. Самая влиятельная секта тибетского буддизма в Ладакхе – Гэлук-па. Красочные фестивали, ежегодно проходящие в разных монастырях Ладакха, всегда привлекают множество паломников и туристов.
Из истории
В VIII–IX вв. Ладакх (в древности Марюл, букв. «Красная страна») входил в состав Тибетской империи. После ее распада в IX в. образовалось независимое царство Ладакх во главе с Западно-тибетской династией, которая правила до конца XVI в. В сер. XIII – сер. XIV в. Ладакх был вассальным княжеством монголов.
В XV в. Ладакх поделили между двумя братьями. Первый стал править районом Басго (Basgo) со столицей в Лехе, а второй – Темисгам (Temisgam) со столицей в Шейе (Shey). Правитель Басго Лхачен Бхаган (правил ок. 1470–1485) в результате войны присоединил район Темисгам, объединив Ладакх. Принятый им титул Намгьял (букв. «Победивший») стал именем династии, правившей до 1842 г.
Среди правителей Ладакха из династии Намгьял наиболее прославился Сэнге Намгьял (букв. «Лев», правил 1616–1623 и 1624–1642), при котором столицу Ладакха перенесли из Шейи в Лех, а в Лехе построили 9-этажный дворец правителя-гьялпо Ладакха.
В 1834–1835 гг. военачальник догрского правителя Джамму Гуляб Сингха Зоравар Сингх (1786–1841) провел успешную кампанию и подчинил себе Ладакх, обложив его правителя-гьялпо данью. Непокорность Ладакха вынудила Зоравара Сингха в 1936 г. построить в Лехе крепость и разместить там гарнизон из 300 человек. Дань вызвала недовольство наместника правителя Пенджаба Ранджит Сингха в Кашмире Механа Сингха. В 1837 г. Ладакх был присоединен к Пенджабскому государству, но после смерти Ранджит Сингха в 1839 г. вновь обрел независимость. После неоднократных восстаний в 1842 г. Ладакх окончательно вошел в состав княжества Джамму, а царь (гьялпо) отстранен от власти. С тех пор судьба Ладакха неразрывно связана с Индией.
В независимой Индии Ладакх вошел в состав штата Джамму и Кашмир. От района индо-пакистанского конфликта его отделяет Главный Гималайский хребет.
Как добраться
Перелет из Дели в Лех занимает 1 ч 15 мин.
Дороги на Лех из Шринагара и Манали (штат Химачал-Прадеш) самые высокогорные в мире.
Национальная автострада NH1D Шринагар – Каргил – Лех (422 км) связывает Лех с Кашмирской долиной через перевал Зоджи Ла (Zoji La Pass, 3450 м). Дорога открыта с начала июня по середину ноября. В сезон перевал закрыт с 16.00 до 4.00. Большинство автобусов и такси отправляются в 5.00 и ночь проводят в Каргиле.
Такси стоит Rs 6000–8000. Забронировать его можно в Шринагаре в туристическом центре (тел. (194) 245 25 27).
Поездка по дороге из Манали в Лех (474 км) через перевалы Рохтанг (Rohtang Pass, 3978 м), Лачулунг Ла (Lachulung La, 5060 м) и Тангланг Ла (Tanglang Pa, 5300 м) занимает прим. 19 ч, включая остановку на ночь в Сарчу (Sarchu) или Кейлонге (Keylong). Дорога открыта с начала июля по начало сентября. Государственные компании HP Roadways (тел. (1902) 25 23 23, Rs 525, ночевку в Кейлонге надо искать самому) и HPTDC (тел. (1902) 25 21 16, Rs 1500, включая ночевку в палатке на 4-х чел. в Кейлонге или Сарчу и обед) предлагают поездки на своих автобусах до Леха.
Климат
Зимой в Лехе ртутный столбик термометра опускается до -20 °C, а летом поднимается до 30 °C. Обязательно носите головной убор, темные очки и пользуйтесь солнцезащитным кремом.
Акклиматизация
Туристы, прибывающие в Ладакх на самолете, должны помнить, что требуется минимум 24 ч для акклиматизации к местной высоте (от 3500 м). Чтобы избежать горной болезни, рекомендуется избегать излишней физической нагрузки и употребления алкогольных напитков. В первые дни бывают бессонница, головные боли, одышка или потеря аппетита. Если недомогания затягиваются, лучше обратиться за медицинской помощью.
Разрешение на посещение закрытых районов вокруг Леха
Для посещения долин Нубра и Дха-Хану, а также озер Пангонг-Цо и Цо-Морири необходимо получить специальное разрешение. Разрешение сроком на 7 дней выдает в Лехе Deputy Commissioner (Collector’s Office, Polo Ground, 10.00–16.00, тел. 25 21 10, 25 20 10, 25 20 27, факс 25 21 06). Его стоимость – Rs 50, турагенты могут помочь получить разрешение за Rs 150–200. Иностранные туристы должны путешествовать в группе во главе с местным лицензированным гидом. Запаситесь минимум 5-ю копиями разрешения, так как на каждом пропускном пункте придется оставлять по одной копии.
Буддистские монастыри
Буддистские монастыри (гомпа) построены по единому образцу, чаще всего на вершинах гор. В плане они прямоугольные, им присущ ряд внутренних залов, галерей и открытый двор. У входа расположена веранда, на ее стенах могут быть нарисованы божества-охранители и колесо жизни, символизирующее различные стадии, которые проходит человек прежде, чем достичь нирваны – блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего «я», мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений.
Центральные фигуры поклонения размещаются в главном молитвенном зале – дуканге (dukhang). Чаще всего это изображения Будды или бодхисатвы. Бодхисатва – это душа, достигшая спасения благодаря добрым деяниям, однако принесшая его в жертву, чтобы вернуться на землю и помогать другим достичь спасения и просветления.
Существует множество будд и бодхисатв. Они играют роль богов и помощников, к которым можно обращаться с помощью приношений и молитв. В их число входит и Будда Шакьямуни, или Гаутама. Полагают, что ему предшествовали более древние земные будды, а на смену придут другие. Наиболее почитаемые небесные Будды: Амитабха (Владыка западного рая), Бхайсаджьягуру (Учитель исцеления), Вайрочана (изначальный вечный Будда), Лочана (вечный Будда в качестве вездесущего), бодхисатвы – Авалокитешвара (божество сострадания), Махастхама Прапта («Достигший великой власти»), Манджушри (бодхисатва медитации и мудрости), Кшитигарбха (спасающий из ада страждущих духов), Самантабхадра (представляющий милосердие Будды), земные будды – Гаутама Будда; Дипанкара, двадцать четвертый будда до него, и Будда Будущего – Майтрейя.
На более поздней стадии в буддизм проник тантрический элемент из индуизма. Тантризм – система верований и обрядов, где используются магические заклинания, мистические слоги, диаграммы и символические жесты для достижения чувства мистического единения с реальностью. В тантрических ритуалах изображение бога в соитии с супругой было выражением осуществления этого религиозного идеала. Почти в каждом монастыре есть темные комнаты, где помещены эти божества, куда не разрешается вход женщинам и детям.
В монастырях есть кельи для главных лам и жилье для послушников. У подходов к монастырям и деревням обычно встречается стена, выложенная из камней. На стенах начертаны молитвы во славу Будды, поэтому их называют стенами-мани (mani). Мани всегда должна быть по правую руку. В начале и в конце стены стоят чортены (chorten) – сделанные из глины и камня или бетона полусферические могильные холмы и одновременно объекты поклонения буддистов, известные с III в. до н. э.
Ныне в монастырях Ладакха осталось очень мало монахов, в некоторых не более пяти. Все больше выходцев с Запада, принявших обеты и выполняющих религиозные практики тантризма даже более усердно и осознанно, нежели коренное население.
Внимание!
Для посещения монастырей нет строгого дресс-кода, однако не забудьте снять обувь, разговаривайте тихо, не касайтесь утвари и не фотографируйте ее. Также не следует беспокоить лам во время чтения молитв. Прежде чем их сфотографировать, спросите разрешение. Планируя поездку на фестиваль в какой-либо монастырь, уточните время его проведения: leh.nic.in/tourism.htm.