Книга: Такая удивительная Лиговка
Дом № 53 Пушкинская улица, 10 (дом меблированных комнат А.И. Андреевой)
Дом № 53
Пушкинская улица, 10 (дом меблированных комнат А.И. Андреевой)
Дом № 53
В середине XIX в. участок площадью в 166 кв. саженей принадлежал купцу Петру Дементьевичу Трифонову, а после 1865 г. – отставному придворному вахтеру Василию Андреевичу Белину. На участке были построены каменно-деревянный двухэтажный лицевой дом, трехэтажный каменный дом с трехэтажной пристройкой и трехэтажный каменный флигель. Архитектор Э.Г. Юргенс оценил домовладение при его покупке в 24 670 руб. Здесь в 1865–1875 гг. жили: домовладельцы Василий Андреевич, Михаил и Николай Васильевичи Белины. Купец 2-й гильдии Иван Степанович Галактионов содержал в лицевом доме трактир, купец Петр Иванович Столетов занимал под гостиницу вторые этажи в лицевом доме и во флигеле.
В 1874 г. в домовладение вступила вдова В.А. Белина Екатерина Андреевна, и оно было разделено между нею и сыновьями. В 1876 г. М.В. Белин продал свою часть домовладения, состоящую из двух домов, П.И. Столетову.
Жили в 1895–1900 гг.: учитель 6-й гимназии статский советник Иван Петрович Поддубный, Анна Тимофеевна Соколова, домовладелец потомственный почетный гражданин Иван Иванович Столетов, крестьянка Марфа Васильевна Сушкина. Купец Петр Александрович Усанов содержал чайную торговлю.
В 1902 г. архитектор А.И. Ковшаров отметил, что «дома находятся в запущенном состоянии», и стоимость домовладения практически не повысил. Около 1905 г. домовладение было приобретено женой служащего Тульского поземельного банка Анастасией Ивановной Андреевой. Здесь в 1905–1910 гг. кроме домовладелицы жили ее муж Алексей Ильич Андреев, служащий Управления Петербургского почтово-телеграфного округа надворный советник Владимир Георгиевич Сепп, Михаил Никифорвич Сушкин. Альберт Фридрихович и Фридрих Иванович Бедекеры содержали булочную, потомственный почетный гражданин И.И. Столетов – трактир.
В 1911 г. архитектор М.Л. Крицкий построил здесь дом меблированных комнат с двумя торговыми этажами, ставший третьим в богатом хозяйстве Андреевой. На фасаде дома, оформленном в архитектуре неоклассики, выделяются два мощных трехоконных эркера, охватывающие третий—шестой жилые этажи и увенчанные островерхими башнями; центральная ось фасада выделена жилой фронтошпицей сложной формы.
В 1917 г. среди жильцов этого дома был чиновник отдела зернохранения Государственного банка гражданский инженер-архитектор Арам Арутюнович (Артемьевич) Цитохцев (Цитохцянц), после окончания в 1902 г. Института гражданских инженеров работавший в Александрополе и по возвращении в Петербург выполнивший свою единственную работу – перестройку ночлежно-работного дома для детей и подростков (1906 г., Садовая ул., 86).
Жили в 1930-х гг.: Надежда Никитична Герасимова с сыном Борисом Петровичем Семеновым, Семен Васильевич Кузнецов с женой Капитолиной Федоровной.
С.В. Кузнецов (родился в 1909 г. в Санкт-Петербурге) – участник обороны Ленинграда. Младший лейтенант, командир взвода 64-й Морской отдельной бригады 20-й армии Западного фронта, пропал без вести 24 декабря 1941 г.
Б.П. Семенов (родился в 1924 г. в Ленинграде) – участник Великой Отечественной войны. Сержант, командир отделения 1379-го стрелкового полка 87-й Перекопской Краснознаменной стрелковой дивизии, умер от ран 13 октября 1944 г. в Отдельном медсанбате № 6523. Похоронен у поселка Сикуляй Скудасской волости Крестинговского уезда Литовской ССР.
В 1950-х гг. в первом этаже работала сменная школа рабочей молодежи. Математику здесь преподавал известный ленинградский шахматист Абрам Яковлевич Модель (1985–1976). В 1927 г. он занял третье место в чемпионате СССР. Модель руководил шахматным кружком в Ленинградском Дворце пионеров и в 1944 г. после освобождения от блокады организовал открытое первенство города среди школьников, а сам выиграл 18-е первенство Ленинграда.
В 1990 г. здесь разместилось общественное объединение «Свободная культура», основанное как Ленинградское отделение Всесоюзного гуманитарного фонда им. А.С. Пушкина (с 1992 г. – Санкт-Петербургский гуманитарный фонд «Свободная культура», с 1997 г. – Товарищество «Свободная культура»). Товарищество объединяет около 250 членов и развивает традиции нонконформистских объединений 1970—1980-х гг. Основная деятельность Товарищества связана с созданием и развитием Культурного центра «Пушкинская-10» (Пушкинская ул., 10/Лиговский пр., 53), сформировавшегося в пустовавшем доме, в 1989 г. самовольно занятом художниками и музыкантами. Официальный статус Товарищество получило в 1991 г.). Наряду с творческими мастерскими членов Товарищества Культурный центр включает Музей нонконформистского искусства (более 700 произведений, представляющих независимое искусство Ленинграда начиная с 1950-х гг.); Музей Новой академии изящных искусств; Петербургский архив и библиотеку независимого искусства; галереи «Navicula artis», «Фотоimage», «Галерея 103/Пушкинская обсерватория», авторскую галерею В.С. Воинова «Мост через Стикс», офис Храма Любви, Мира и Музыки им. Джона Леннона, Русский инженерный театр «АХЕ»; издательства «Петрополь» и «ДЕАН»; экспериментальные выставочные и музыкальные площадки. Здесь проводятся выставки, концерты, кинопросмотры, семинары и конференции по проблемам современного искусства, выпускаются буклеты и альбомы. «Свободная культура» выступает как организатор общегородских и международных творческих проектов.
Группа под названием «АХЕ» создана в 1989 г. художниками Максимом Исаевым, Павлом Семченко и Вадимом Васильевым, участниками легендарного театра «ДА—НЕТ» Бориса Понизовского. Группа с самого начала заявила себя свободной от жанровых рамок и стилей. Участники группы, продолжая заниматься живописью, снимают кино, участвуют в вернисажах и, самое главное, создают во дворах, галереях, на лестницах и в мастерских неповторимые акции-перформансы, близкие к ритуалам и инициациям, принесшие группе известность и признание артистических кругов Санкт-Петербурга и Москвы.
В середине 1990-х гг. коллектив покинул Вадим Васильев, а оставшиеся Павел Семченко и Максим Исаев начинают все больше использовать театральное пространство (в классическом смысле) и законы театра, а также приглашая профессиональных актеров в свои перформансы, обращая их в театральное действие. С этого времени театр «АХЕ» становится постоянным участником театральных фестивалей в Эдинбурге, Авиньоне, Мадриде и выступает на международных фестивалях в Германии, Венгрии, Голландии, Франции, Польше, Чехии, Бельгии, Бразилии и др. А когда в 1999 г. состав группы вошла актриса Яна Тумина, был создан Русский инженерный театр «АХЕ». «Совмещая, как равноправные, два искусства – живописное и сценическое, участники спектаклей-инсталляций создают невербальный или недраматический театр: одна безмолвная сцена, наполненная символами и загадками, сменяет другую. Спектакли держатся внутренним сюжетом, похожи на поток сознания, взрывающийся и расцветающий дивными и страшными цветами. Зритель волен пытаться переводить эти знаки в доступную ему форму, объясняя себе происходящее образами и виденьями из обычной человеческой жизни, или улавливать смысл на подсознательном уровне, любуясь сказочным миром в лаборатории доктора Фауста», – говорит о театре Максим Исаев. При этом Максим Исаев и Павел Семченко как художники продолжают участвовать в выставках и создавать в Петербурге и за границей росписи и интерьеры известных мест и заведений. Ими в Петербурге были расписаны бутик Татьяны Парфеновой, кафе «Дольфин» (бывший «Циркус»), «Республика Кофе» и «Винариум», клубы «Гавана» и «Фишфабрик».
В 2003 г. спектакль Русского инженерного театра «АХЕ» «Sine loco» стал лауреатом национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Новация». Спектакль, поставленный в театре петербургским режиссером Джулиано ди Капуа «Мария де Буэнос-Айрес», был в числе претендентов на соискание премии «Золотая маска» сезона 2007–2008 гг. сразу в номинациях «Оперетта/Мюзикл/Спектакль» и «Оперетта/Мюзикл/Женская роль» за роль Марии в исполнении аргентинской певицы Габриеллы Бергалло (режиссер спектакля Яна Тумина, сценография Павла Семченко, светодизайн Вадима Гололобова). В спектакле участвуют чемпионы России по аргентинскому танго Наталья и Александр Бережновы; музыкальное сопровождение – ансамбль «Ремолино».
Ныне в доме расположены: продовольственный магазин ООО «Аванта», культурный центр «Галерея экспериментального звука», кафе «Арт-буфет», пивной бар «Уильям Басс», магазины обуви «Шаг вперед» и «Alfcjllection».
- Дом № 41 Невский проспект, 83
- Дом № 43–45 Гостиница В.Е. Пестрикова «Метрополитен» («Знаменская.»)
- Дом № 47
- Дом № 49
- Дом № 51
- Дом № 53 Пушкинская улица, 10 (дом меблированных комнат А.И. Андреевой)
- Дом № 55 Лиговский пер., 4
- Дом № 57 Лиговский переулок, 3 (дома Товарищества Рижского водочного и ликерного завода «Иван Ион»)
- Дом № 59
- Дом № 63 Дом Маркозовых
- Дом № 65
- Дом № 67 Кузнечный переулок, 22
- Дом № 69 Кузнечный переулок, 21–19
- Дом № 71
- Дом № 73
- Дом № 75–77
- Дом № 79
- Дом № 81
- Дом № 83
- Дом № 85
- Дом № 87
- Дом № 89 Свечной переулок, 20
- Дом № 91 Свечной переулок, 27
- Дом № 93
- Дом № 95
- Дом № 97
- Дом № 99
- Дом № 101
- Дом № 105 Разъезжая улица, 46
- Дом № 14 Невский проспект, 85. Московский вокзал
- Дом № 44 Дом А.Н. Перцова
- Дом № 46
- Дом № 48
- Дом № 50
- Дом № 52
- Дом № 54
- Дом № 56
- Дом № 58
- Дом № 62 Чугунолитейный и механический завод Ф.К. Сан-Галли
- Дом № 64
- Дом № 68
- Дом № 70
- Дом № 72
- Дом № 74
- Дома №№ 76, 78, 80
- Дом № 82 Предтеченская улица, 46
- Дом № 84 Транспортный переулок, 2
- № 102 Дом Змеевых
- № 65 Дом Г.Г. Блокка
- № 98 Дом Лопатиных
- Испанский королевский дом
- № 72 Дом М.В. Воейковой
- Делегатская улица Улица для избранных
- № 84 Дом Д.Е. Бенардаки
- № 110 Дом Змеевых
- № 53 Дом А.Г. Чадаева
- Невский проспект. Дом за домом
- № 57 Дом Ремесленного училища цесаревича Николая (гостиница «Невский Палас»)
- № 114 Дом Семьянова (Торгово-офисный комплекс «Невский центр»)