Книга: Такая удивительная Лиговка

Дома №№ 76, 78, 80

Дома №№ 76, 78, 80


Дома №№ 76, 78, 80

Эти дома скромной рядовой архитектуры и весьма скромной истории объединяет общий двор, что обусловлено тем обстоятельством, что небольшими по площади участками этих домов владели близкие родственники Киселевы и Брицыны.

В середине XIX в. участок № 76 с деревянным домом принадлежал наследникам мещанина Пантелея Ивановича Юдина. Жили в 1865–1875 гг.: Елена Александровна Гаткина, Алексей Леонов содержал табачную лавку. В 1875–1887 гг. участок находился в собственности у крестьян Василия Ивановича и Анны Венедиктовны Киселевых.

В 1880–1881 гг. академик архитектуры В.Ф. фон Геккер возвел на участке доходный дом, использовав существовавшие постройки, а в 1897 г. домовладение, включающее участок площадью 380 кв. саженей, трехэтажный каменный лицевой дом на высоких подвалах с деревянной пристройкой для фотографического павильона, четырехэтажный флигель по левой границе двора и два жилых флигеля (в два и три этажа), приобрел академик архитектуры действительный статский советник Петр Иванович Шестов, ранее живший в доме 99. Домовладение было оценено в 72 636 руб. П.И. Шестов надстроил лицевой дом до пяти этажей, перестроил четвертый этаж бокового флигеля и устроил над ним жилую мансарду, улучшил дворовые постройки и возвел поперек двора каменный корпус пекарни. Стоимость домовладения при этом возросла до 101 200 руб.

В 1895–1917 гг. Анна Дмитриевна Горшкова содержала здесь мелочную торговлю, Александр Францевич Дуцкий – сапожную мастерскую, Иова Сампсониевич Макаров – торговлю старообрядческими иконами и книгами, купец Михаил Тимофеевич Свирин – ренсковый погреб. Николай Михайлович Мокеев и купец 2-й гильдии Отто Карлович Рейзнер в 1900 г. содержали здесь фотографию, позже перешедшую к Александру Григорьевичу Монахову, указавшему в своем рекламном объявлении, что он не только «делает снимки, но и увеличивает портреты».

Домовладение П.И. Шестова унаследовала его дочь – жена капитана 2-го ранга Мария Петровна Скачковская, продавшая его по купчей от 13 декабря 1917 г. жене крестьянина Мосальского уезда Калужской губернии Прасковье Кузьминичне Бабуриной (революции сами по себе, коммерция – тоже!).

В 1930-х гг. здесь жили: преподаватель Артем Максимович Максимов, член Центрального райсовета Максим Иванович Максимов, приемщик-браковщик артели «Пролетарий» Андрей Дмитриевич Тиманьков, председатель артели «Коопмедприбор» Семен Борисович Юделевич.

Ныне в дворовом флигеле располагается магазин «Оптика. Новый взгляд», реклама которого вынесена на фасад лицевого дома.

В 1849 г. участок № 78 с деревянным домом принадлежал ямщику Ивану Гавриловичу Киселеву, в 1868-м – купцу 2-й гильдии с 1866 г. Александру Михайловичу Германову. Жили в 1865–1875 гг.: государственный служащий Михаил Николаевич Галяховский, Александр Иванович Евсеев, Готлиб Густавович Кревиц, машинист Вильям Литчорф, Петр Фомич Ферт. А.М. Германов и Анна Николаевна Головкина содержали здесь питейные заведения, Николай Григорьевич Ключкин – мелочную торговлю. Германов содержал также питейное заведение в доме 19 в Апраксином переулке.

С конца XIX в. участком владел и жил здесь Павел Васильевич Брицын (владел также домом 50 по Предтеческой ул.). Здесь жили: чиновник департамента земледелия Георгий Александрович Тропин, вдова статского советника Екатерина Андреевна Тропина, Эдуард Лейцингер содержал бакалейную торговлю, Евграф Васильевич Митрофанов – экипажно-малярную мастерскую, Павел Павлович Соловьев – табачно-галантерейную торговлю, Евдоким Ефимович Сухов – легковой извоз.

Жили в 1905–1910 гг.: домовладелица Пелагея Афанасьевна Брицына, действительный статский советник Флорентин Григорьевич Карпович с женой Марией Владиславовной и сыном Григорием, Василий Назарович Павлов (занимался кровельным промыслом), Александр Федорович Федоров (занимался малярным промыслом). Евграф Васильевич Митрофанов содержал экипажно-малярную мастерскую, Федор Прокофьевич Прокофьев – ткацкую мастерскую.

В 1914 г. техник Н.Е. Шостак надстроил лицевой дом двумя этажами (ныне фасад здания обезображен самодельным эркером-коробкой).

Жили в 1917 г.: домовладелец Павел Иванович Григорьев, Кондрат Максимович Жгун, литограф Федор Мефодьевич Леонов, совладельцы слесарно-механического завода Александр и Семен Михайловичи Шалыгины, Семен Борисович Юделевич.

В середине XIX в. участок № 80 с двухэтажным домом принадлежал ямщику Василию Григорьевичу Брицыну. В 1881 г. архитектор М.З. Захаров надстроил этот дом двумя этажами, выгодно использовав кирпич завода «Наследники А.В. Захарова», совладельцем которого состоял. При надстройке дома узкий протяженный внутренний двор превратился в своеобразное ущелье между тесно стоящими флигелями. На скромном фасаде дома выделяются декоративные «замковые камни» над воротами и четными окнами второго этажа.

В 1895–1900 гг. здесь находилась фотография Иоганна Абрагамсона; жили: Александр Иванович Бернард, студент Николай Васильевич Александров, надворный советник Александр Иванович Бернгард, деятельница Общества взаимопомощи женщин-врачей врач Александра Михайловна Долганова-Тушинская и чиновник Главного управления неокладных сборов Министерства финансов губернский советник Дмитрий Александрович Тушинский (позже жили в домах №№ 125/2, 120–122 и 124–126), Александра Николаевна Изотова, акушерка Александро-Невской части от Медико-филантропического комитета Императорского Человеколюбивого общества Мария Фелицатовна Корде, Анастасия Матвеевна Кузнецова, Михаил Иванович Левкиев, акушерка Ольга Федоровна Ферриери, служащий Петербургской конторы Государственного банка Николай Гаврилович Филиппов, подвизающийся на частной службе Николай Софронович Черевко, член комитета призрения заслуженных чиновников Эдуард Егорович Шолнин. Купец Василий Иванович Минеев содержал экипажное заведение.

Жили в 1905–1910 гг.: Елена Федоровна Аршанко, Александр Киприянович Боков, Василий Иванович Давыдов, домовладелица Варвара Семеновна Дурдина (владела также незастроенным участком 48 по Предтеченской ул.), Павел Михайлович Михайлов, вдова статского советника София Степановна Стопневич и губернский советник Константин Иванович Стопневич, потомственный дворянин Владимир Алексеевич Шидловский. Дмитрий Алексеевич Буторин содержал мебельно-столярную мастерскую, Лейба Беркович Волк – слесарно-строительную и кузнечную мастерскую, Александр Александрович Куликов – портновскую мастерскую, Тимофей Иванович Осипов – сапожную мастерскую, Дмитрий Лазаревич Сергин – торговлю кожами, Григорий Петрович Федотов – сенную торговлю.

Жили в 1917 г.: Александр Киприянович Боков, Алексей Семенович Ложкомоев, дочь надворного советника Мария Алексеевна Медведева, Андрей Филатович Сергеев, акушерка Юлия Яковлевна Шталь. Антонина Донатовна Буткевич и Павел Викентьевич Джикас содержали в дворовых флигелях прачечные заведения, Николай Александрович и Аполлинария Петровна Пирожковы – водопроводную и газопроводную мастерскую.

В 1930-х гг. здесь жили: Михаил Александрович Демидов с женой Людмилой Михайловной, Николай Семенович Копинев, член Ленгорсовета Анастасия Ефремовна Нестерова, Павел Сергеевич, Шмельков.

М.А. Демидов (родился в Санкт-Петербурге в 1907 г.) – участник обороны Ленинграда. Призван Слободенским РВК Приморского края; красноармеец, снайпер 279-й стрелковой дивизии, убит 20 апреля 1944 г. Похоронен в братской могиле на кладбище юго-восточнее села Черкес-Кермен Куйбышевского района Крымской АССР.

Н.С. Копинев – участник обороны Ленинграда. Убит 11 апреля 1942 г., похоронен у высоты 278.6.

П.С. Шмельков, участник Великой Отечественной войны. Младший лейтенант, командир стрелкового взвода 19-й Гвардейской Краснознаменной механизированной бригады, пропал без вести 25 декабря 1943 г. у деревни Турбовка Корненского района Житомирской области.

Ныне дом состоит из трех тесно поставленных жилых корпусов, в которых находятся кафе-бистро «Островок», фирменный магазин Великолукского мясокомбината, туристский клуб «Парус» (генеральный директор Эдуард Эдуардович Воеводин), основанный в 1995 г. и специализирующийся на организации и проведении туристических походов по Северо-Западу России, Краснодарскому краю и Алтаю. При клубе действует школа инструкторов туризма (ШИТ), в 2007 г. открыт клуб авторской песни «Парус» (почетный президент Александр Николаевич Лобановский, исполнительный директор Александр Суворов).

А.Н. Лобановский (Солнечный бард) родился 15 февраля 1935 г. в Ленинграде в семье военнослужащего. Отец погиб в 1941 г., защищая Ленинград. Мать была в высшей степени музыкально одаренным человеком и любовь к песне, к старинному романсу старалась передать сыну. В 1952 г. окончил Ленинградское Нахимовское военно-морское училище. На борту крейсера «Аврора», где в то время располагались кубрики и классы нахимовцев, стал писать первые песни и, аккомпанируя себе на гитаре, пел их своим друзьям и на концертах самодеятельности. Не желая связывать свою судьбу с морской службой, в 1952 г. Александр поступил в Ленинградский юридический институт им. М.И. Калинина и после четырех лет учебы два года работал следователем в Тосненском райотделе милиции Ленинградской области. Именно здесь впервые испытал неодолимую тягу к творчеству, к песенному гитарному исполнительству. Оставив службу в милиции, работал на заводе в Ленинграде, смотрителем кладбища в Ленинградской области, взрывником на свинцовом руднике в Северной Осетии, заведующим клубом в Магаданской области, грузчиком в Нагаевском порту, рабочим-шурфовщиком в прибалхашской пустыне, руководителем агитбригад в разных клубах, рабочим в геофизической партии на Хибинах, солистом-вокалистом ресторанного оркестра в Воркуте. Несколько лет был в заключении в Коми АССР, работал на стройках народного хозяйства в Княжпогосте. В 1962 г. начались первые профессиональные бардовские выступления по путевкам общества «Знание». В 1964 г. после встречи с французским шансонье Фрэнсисом Лемарком Александр полностью определился в своем желании стать профессиональным бардом. В 1969 г. мечта осуществилась. Работал в Курганской филармонии в качестве автора-исполнителя песен. Здесь жанр бардовской песни впервые появился на советской эстраде после последних концертов Александра Вертинского (конечно, концерты авторской гитарной песни проходили на протяжении всех 1960-х гг., но они носили характер клубных концертов-встреч по линии клубов самодеятельной песни). Первая запись в трудовой книжке «Автор-исполнитель песен» появилась в документах именно А. Лобановского. После этого – только профессиональная бардовская деятельность, носившая полулегальный характер, и редкие гастрольные поездки от разных филармоний по специальным разрешениям (Чечено-Ингушетия, Усть-Каменогорская обл., Мордовская АССР). В 1987 г. после отмены цензурных «черных списков» состоялся первый концерт в Ленинграде в Театральном зале ДК им. Ф.Э. Дзержинского. У Лобановского впервые на афише появляется слово «бард». В 1990 г. по инициативе М. Шуфутинского и А. Бойко (студия «Ленфильм») бард обратился во Всесоюзное агентство авторских прав с просьбой судебного подтверждения его авторства песен «Баллада о свечах», «Сенокос», «Очарована, околдована» (на стихи Н. Заболоцкого), «Нерусь», «Шел я в ночь», «Проститутка Буреломова», авторство которых присвоил себе певец М. Звездинский (см. статью «Миша не Звездинский!» в газете «Мегаполис-экспресс» за август 1991 г.). В 1991–1992 гг. состоялась семимесячная поездка Лобановского в США, выступления в университетах и колледжах с лекциями-концертами по приглашению профессора слависта Антони Анемони (альбомы песен А. Лобановского издавались в США с начала 1970-х гг.). В 1993 г. – поездка на юбилейные торжества в честь 90-летия Вадима Козина в Магадан по приглашению оргкомитета и мэра города. В 1993–1994 гг. состоялась трехмесячная гастрольная поездка в Австралию по приглашению Австралийской ассоциации культурных связей с Россией. В 1996 г. Лобановский основал общественное движение «Песня за экологию» и написал «Гимн экологического движения России». Ежегодно в репертуаре барда появляется 30–50 новых песен. В 1980 и 1986 гг. выходили его пластинки во Франции и в ФРГ. В 1993 г. вышла первая виниловая пластинка в России (фирма «Церкон») – «Великие хиты. Александр Лобановский и братья Жемчужные». В декабре 1997 г. вышел первый компакт-диск (переиздание винилового диска 1993 г.). Песней № 1 в своем творчестве Александр считает «Балладу о свечах». Предмет особой гордости – создание в 1950—1960-х гг. жанра эротической песни. В те годы таких песен просто не существовало, а слово «секс» было под запретом.

«Баллада о свечах»

Ночь притаилась за окном, туман поссорился с дождем,И в этот тихий вечер, и беспробудный вечерО чем-то дальнем, неземном, о чем-то близком, дорогом,Сгорая, плачут свечи.О чем-то дальнем, неземном, о чем-то близком, дорогом,Сгорая, плачут свечи.Казалось, плакать им о чем: мы вроде праведно живем,Но иногда под вечер, но иногда под вечерМы все садимся за рояль, снимаем с клавишей вуальИ зажигаем свечи.И свечи плачут для людей, то тише плачут, то сильней,И потушить горючих слез они не могут, свечи.И очень важно для меня, что не боится воск огня,Что свечи плачут для меня и тихо тают.А свечи плачут за людей, то тише плачут, то сильней,И позабыть волшебных дней они не могут, свечи.И очень важно для меня, что не боится воск огня.И за тебя, и за меня, сгорая, плачут свечи.И очень важно для меня, что не боится воск огня.И за тебя, и за меня, сгорая, плачут свечи…

В 1960-х гг. Александр заочно учился на философском факультете ЛГУ, в 1989 г. заочно окончил Академию культуры им. Н.К. Крупской, получив профессию режиссер массовых праздников и театрализованных представлений.

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.707. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз