Книга: Travel-журналистика. Путешествуйте и зарабатывайте

Путешествие внутрь человека. Интервью

Путешествие внутрь человека. Интервью

Наиболее ценную и интересную информацию мы получаем от людей. Эмоциональные истории, личное мнение героя, его прямая речь – это то, что создаст у читателя эффект присутствия, заставит его сопереживать

В travel-текстах мы используем интервью в небольшом объёме: пара вопросов, пара ответов. Больше – как способ получения информации. Или как эпизод репортажа. Но нам нужно знать, как грамотно задать вопрос как раскрыть собеседника. Интервью – это экскурс во внутренний мир человека, метод узнать его мнение.

Учитывая, что большого объёма прямой речи не требуется, можно обойтись без диктофона. Хватит и блокнота. Но и он не всегда нужен. Несколько фраз вы можете запомнить и записать позже. В случае формального интервью человек начинает чувствовать себя скованно, подбирает слова или может отказаться от общения. Другое дело – простая беседа. Поговорить любит каждый. И многим льстит интерес к их персоне.


Также «беседой» называется форма интервью, когда вы включаете в окончательный текст свои комментарии. Это имеет смысл, если вы хорошо разбираетесь в предмете разговора. И ваше мнение может быть интересно читателям, а собеседника заставит глубже погрузиться в обсуждаемую тему.

Какие вопросы задавать? Чиновнику – острые, провокационные. Известному человеку – нетривиальные.


Предполагается, что всё основное вы знаете и так. Охотника из африканского племени спросите, как он охотится, как готовит пищу, как отдыхает. Его жизнь интересна и экзотична сама по себе. Но можно также попробовать узнать, бывает ли ему страшно, что именно он находит смешным, что думает о женской красоте.

Спрашивайте человека о его мыслях и желаниях. К чему он стремится, какие проблемы испытывает, что делает для их решения? Расспросите о запомнившихся случаях из жизни.

Не обязательно представляться журналистом. Достаточно проявить любопытство. Зацепить собеседника интересом, а потом внимательно слушать. Даже если вы малообщительный человек, у вас получится хорошее интервью, при условии, что вам действительно интересны люди и их мнение.

Что делать, если вам не близка позиция вашего собеседника? Нужно ли с ним спорить? В некоторых случаях – да. Когда нужно вывести человека из себя, получить его реакцию, даже негативную. Например, для телевизионного сюжета. Телерепортёры могут сознательно несколько раз переспрашивать героя или как-то провоцировать, чтобы получить на экране кричащую в объектив разъярённую физиономию. Эмоция – мощный инструмент.


То, что эффективно для ТВ, в журнале или газете может работать по-другому. Если ваша цель узнать больше, не торопитесь высказывать мнение. Дайте человеку высказаться. Умение слушать – полезнейшее качество. Но не забывайте управлять разговором при помощи вопросов. Вопросы, как флажки, определяют направление беседы. Если ею не управлять, человек выдаст массу бесполезной информации и устанет прежде, чем вы узнаете то, что хотите. При этом у вашего собеседника будет ощущение, что он рассказал достаточно.

Не бойтесь шутить. Юмор располагает к вам людей. В особенности, если находитесь за границей и плохо знаете местный язык. Ваши новые знакомые ещё не знают, чего от вас ожидать. Развеселите их, они поймут, что с вами весело и вас не нужно бояться.

Всегда оставайтесь человеком. Сделайте для людей что-нибудь хорошее. Помогите им в работе, подарите полезную вещь, поиграйте с их детьми.


Однажды в Мозамбике я брал интервью у работников печи для сушки кокосовой мякоти (копры). Разговор шёл на португальском, не очень хорошо мне знакомом. Но в процессе разговора я понял: ребята голодные. Мимо шёл торговец рыбой и нёс на голове корзину с уловом. Я купил эту корзину и подарил своим собеседникам. Как же им было приятно! А мне вдвойне.

Беседуя с человеком, делайте пометки: как он выглядит, как себя ведёт. Выявляйте его индивидуальные особенности. Вы сможете использовать эти детали в тексте, и они сделают образ собеседника ярче.

Составьте для себя портрет героя. Темперамент, образование, характер. Чем увлекается? Как зарабатывает на жизнь? Расспросите о семье, коллегах, друзьях. О том, что сам о себе думает. Отметьте манеру говорить – медленно или тараторит, какой у него голос и прочее.

Допустимо писать рассказ от первого лица, в форме монолога. В этом случае герой и читатель становятся ближе друг к другу, ведь между ними не стоит образ автора.



Нужно ли непременно писать о своих собеседниках хорошо? Нет. И даже нежелательно. Если вы чувствуете себя признательным человеку, который потратил своё время, куда-то вас возил, что-то рассказывал, и теперь хотите изобразить его этаким безупречным героем, то окажете ему медвежью услугу. Когда вы кого-то навязчиво хвалите или ругаете, это вызывает недоверие. Пишите нейтрально. Читатель сам разберётся, кто герой, а кто злодей: по словам и поступкам.

Законченный текст полезно показать тому, с кем вы разговаривали.

Вы удивитесь, как много неточностей он заметит. Что-то вы неправильно поняли или услышали, что-то додумали сами.

Один уважаемый опытный журналист из «Санкт-Петербургских ведомостей» брал у меня интервью и написал, что я, дескать, работал гидом «на острове Гоа». Несмотря на мою просьбу, текст до публикации он мне не показал. В результате глупо выглядели оба. Ведь Гоа – это не остров, а штат в Индии. Частая ошибка: многие люди говорят «на Гоа» и автоматически представляют себе тропический остров, даже удивляются, прилетев в континентальную Индию.

Мелкие или крупные оплошности стоит выявить до того, как ваша некомпетентность станет известна большой аудитории. Сомнительные факты требуется проверить. Географические названия, даты, имена – уточнить.


Если вы пишете о чём-то серьёзном, а контакт с интервьюируемым человеком потерян, обратитесь со своим текстом к эксперту по стране или предмету исследования. Это позволит избежать ошибок, к тому же, высказывание эксперта вы сможете использовать в тексте.

Взять интервью у известного политика, бизнесмена, артиста, писателя не так сложно, как кажется. У многих есть пресс-секретари, которые помогут организовать встречу.

Независимо от того, провели вы серьёзное интервью или перебросились парой фраз со случайным собеседником, записывайте имена тех, с кем говорили. Указывайте их возраст и род занятий. Для многих журналов такая информация входит в число основных требований, и лишней не будет в любом случае.

Рассказ «Профессия зверолов» для GEO.

Давид Жоржоладзе – единственный белый зверолов в Танзании, владелец частного зоопарка. По национальности – грузин. По образованию – инженер-механик по орбитальным станциям и разгонным блокам, закончил Московский авиационный институт. Во время перестройки многие инженеры разъехались по миру в поисках лучших заработков. Давид попал в Африку в 1991 году, надеясь заработать на продаже компьютеров. Чёрный континент встретил молодого предпринимателя неласково, дело не пошло. Не желая сдаваться, Давид решил заняться экспортом диких животных для зоопарков.


Ввязавшись в этот бизнес, бывший инженер понял, что местные жители не умеют ловить животных и к тому же плохо понимают, для чего нужен живой зверь, ведь они всегда охотились ради мяса. При поимке животные получали тяжёлые травмы и содержались в ужасающих условиях. Давид решил ловить животных сам.

Сегодня его фирма имеет лучшую репутацию в Танзании, а животные содержатся не в тесных ящиках, а в современном карантинном центре на окраине Дар-эс-Салама. Огромная зелёная территория примыкает к лесу.

– Иногда животные сами приходят сюда, их не надо даже ловить, – шутит Давид.

Впрочем, охране центра уделено достаточно внимания. Территория огорожена двойным забором. Охрану несут дрессированные гиены. Давид утверждает, что гиены умнее собак. Он кормит их собачьим кормом и иногда играет с ними. Гиены не слишком агрессивны, но от их сердитого оскала станет не по себе злоумышленнику, желающему перелезть через забор.

В центре есть условия для содержания любых животных: от ящерки до бегемота. Клетки, загоны, ангары, системы водоснабжения Давид построил сам, без посторонней помощи. Вместе с профессиями архитектора, строителя и водопроводчика бывший инженер по орбитальным станциям освоил специальности зоолога и ветеринара. Он знает всех животных Танзании, понимает, чем их кормить, как содержать и чем лечить. Когда медицинских знаний не хватает, Давид обращается к своему другу Валерию, врачу из Харькова. Валерий не очень-то любит приезжать на «ферму». Он боится змей, а здесь их немало.

Однажды рассерженный чем-то питон проглотил металлическую трубу. Давиду и Валерию пришлось его спасать. А как вынуть трубу из пятиметровой живой мышцы, которая способна легко раздавить человека? Резать? Ждать, пока стальная труба «переварится» и выйдет естественным способом? Питона расслабили транквилизатором, перекинули через перекладину и, удерживая за хвост, стали ждать. Через некоторое время труба выпала сама.

Мне тоже позволили немного поработать со змеями. Всего-то нужно было подержать мешок, в который сажали гадюк. Страшное, скажу я вам, дело, особенно когда пасть извивающейся гадюки клацает в сантиметрах от ваших ладоней, а у работника-танзанийца забинтован палец – результат давнишнего укуса.

Содержать зоопарк с дикими животными – задача не из лёгких. Для ушастых лисиц нужно соорудить в клетке специальный шалашик, чтобы им было где прятаться. Для генетты – построить домик на ветке дерева.


Трубкозубу непременно подавай опилки, чтобы копаться в них, иначе зверь своими мощными когтями начинает рубить тоннель прямо в бетонной стене. Он уже сделал нору и прячет там голову.



В огромном загоне с кустами и деревьями бродят антилопы гну и зебра. Иногда из-за нехватки загонов разных животных приходится держать вместе. Давид показывает фотографии: на одной лев вылизывает гиену – друзья содержались вместе с двухмесячного возраста. А вот когда молодую гиену посадили к антилопам Томпсона, её пришлось срочно спасать – травоядные чуть не забодали несчастного хищника.

На длинной цепи сидит жёлтый бабуин. Бабуина привезла полиция – отобрала у контрабандистов. Сначала цепи не было. Но бабуин повадился разорять курятники в соседней деревне, и крестьяне хотели его убить. Пришлось ограничить свободу хулигана. Длина цепи позволяет бабуину бродить по поляне и прыгать по веткам дерева. Иногда на этой цепи, пристёгнутой к мягкому поясу, бабуин качается как на качелях.

В ангаре стоят рядами пластиковые контейнеры с дырками. Крышки придавлены булыжниками – в контейнерах ядовитые змеи. Там же внутри миски с водой, в которых плавают маленькие лягушки, чтобы зелёная гадюка или чёрная мамба всегда могли перекусить.

При работе с дикими животными ежедневно возникает тьма вопросов. Как кормить, если зверь отказывается от еды? Как смягчить стресс после поимки? Как создать комфортные условия? Как определить пол? Последний вопрос только кажется очевидным. У некоторых животных, таких как гиена или трубкозуб, а также у многих змей половые признаки неочевидны.

Зоопарки, как правило, хотят приобрести пару. А недобросовестные торговцы посылают животных наугад. Потом новые владельцы удивляются, почему звери не хотят размножаться.

Пресмыкающихся или насекомых приносят Давиду местные жители. Недавно он отправил в Германию 2000 скорпионов. Крупных животных он ловит самостоятельно.

Танзанийское правительство выдаёт на отлов лицензии, но получить их тяжелее, чем разрешение на отстрел. Организация охоты – популярный и прибыльный вид бизнеса в Танзании. Но ловля – дело другое. Здесь важно не покалечить животное и не убить. А если животное крупное, не стоит забывать о собственной безопасности.

При отлове используются специальные винтовки и пистолеты, заряженные снотворным. Дальность стрельбы – 60–70 метров. Лёгкий шприц летит по навесной траектории, как стрела. Нужно учитывать направление ветра и скорость движения в случае погони. Стрелять в упор нельзя, сила выстрела велика, и животное можно покалечить. Погоня – привычное дело в случае с копытными. На своём джипе Давид разгоняется по саванне до 100 км/ч. Джип яростно ревёт и прыгает на кочках. Однажды в пылу преследования Давид потерял двух помощников-танзанийцев – они вывалились из кузова.

– Главное – не въехать колесом в нору трубкозуба. Иначе конец погони, – говорит Давид.

Молодых животных отсекают от стада и, приблизившись на нужное расстояние, стреляют. Промахиваться нельзя: перезарядка требует времени, а его часто нет, да и каждый шприц с транквилизатором стоит недёшево.

Правда иногда дорогой транквилизатор удаётся сэкономить, как в случае с зеброй, убегавшей от преследования и увязшей в грязи. Темнокожие помощники Давида схватили животное руками за уши, чтобы не укусила, и за хвост, чтобы не лягнула, пока босс вязал зебру верёвками.


Опаснее всего, считает зверолов, охотиться на буйвола. Даже если попал в него, нельзя знать наверняка, спит ли он или через мгновение вскочит и атакует. Никаких контрольных выстрелов! Во-первых, это вредно для животного, а во-вторых, дополнительная доза снотворного подействует лишь через две минуты, а этого времени вполне достаточно, чтобы животное атаковало ловцов!

На случай неожиданной атаки огромного зверя помощники Давида берут с собой помповые ружья. Тут важно не оказаться между разъярённым буйволом и вооружёнными испуганными танзанийцами.

У Давида есть свои ноу-хау. Считается, что трубкозуба поймать очень сложно. Не так много в мире зоопарков, которые могут похвастаться наличием этого зверя. Трубкозуб, или земляная свинья (англ. аагбуагк), генетически считается более близким к человеку, чем любое другое животное. Это 70-килограммовый крепкий шар с пятачком, ушами кролика, хвостом кенгуру и огромными когтями. Живёт в норах, питается термитами, за которыми выходит лишь по ночам. Как поймать такого? Залезть в нору и схватить за ноги? Ударом лапы трубкозуб запросто может покалечить.

Зверя ловят командой. В яму к трубкозубу забирается самый маленький и принимается шуметь. Испуганный зверь начинает быстро рыть туннель. Танзаниец кричит, в какую сторону движется трубкозуб, и за несколько метров по направлению движения вооружённая лопатами бригада танзанийцев выкапывает глубокую яму. Вывалившемуся в яму трубкозубу вкалывают снотворное – зверь пойман. Дальше вопрос – чем его кормить? Не заводить же на территории карантинной зоны термитник! Давид кормит кашей, рецепт которой придумал сам: из смеси собачьего корма, мелкой рыбы и риса.

В Танзании многие пытаются заработать на живом товаре: от туристических агентств, организующих сафари разной степени жёсткости, до фирм-однодневок, торгующих дикими зверями.

Последние отправляют животных больными, не прошедшими карантин и акклиматизацию. Такие животные могут умереть от голода или стресса по дороге к покупателю. Крупные западные зоопарки опасаются работать с местными фирмами. А с Давидом работают.

Успеху его компании завидуют многие. Несколько лет фирма находилась под давлением местных чиновников, в ней хотели видеть директором танзанийца, но Давид отказывался и упорно преодолевал все бюрократические препоны.

Иногда в карантинный центр приносят покалеченное животное самозваные горе-звероловы, и Давид не знает, что делать. Купить? Но животное может умереть. Прогнать продавца? Но тогда животное точно умрёт. Давид покупает. Вместе с Валерием они залечивают раны несчастного зверя и, если он непригоден к продаже в зоопарк, но сможет выжить самостоятельно, отпускают его.

– Я знаю, что это не самый гуманный бизнес. Но кто-то должен поставлять животных для зоопарков. И если этим не буду заниматься я, то местные истребят слишком много животных, – печально вздыхает Давид.


Оглавление книги


Генерация: 0.186. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз