Книга: Древний город Афины и его памятники
Сноски из книги
· #1Позднеэлладский период (приблизительно 1600—1200 гг.) подразделяется на три периода: позднеэлладский I (ПЭ I), позднеэлладский II (ПЭ II) и позднеэлладский III (ПЭ III), датируемый 1400—1200 гг.
· #2По другому, вероятно, более древнему варианту, матерью Эрихтония была Афина.
· #3Эрисихтон — сын Кекропа, Эрихтоний — сын Геи и Эрехтей — царь Афин тесно связаны друг с другом. Гомеру Эрихтоний не был известен вообще, как и Эрисихтон. Он знал лишь одного Эрехтея. Возможно, что все эти лица, позднее отделившиеся в самостоятельные легендарные образы, являются объединенными в одно лицо, Эрехтея, в свою очередь тесно связанного с Посейдоном, богом морей.
· #4По другой версии, Эрехтей — сын Эрихтония.
· #5По другому, позднему варианту, созданному для более отчетливого разграничения Эрихтония и Эрехтея, между ними был вставлен царь Пандион I, а между Эрехтеем и Эгеем — Пандион II.
· #6Пандион был связан с почитанием Зевса; его имя, вероятно, было образовано от имени ритуального праздника Зевса Пандий.
· #7Позже в связи с архитектурными памятниками Афин мы рассмотрим некоторые из мифов.
· #8На это указывают имена дочерей Кекропа: Ге?рсе (Роса, Росяница), Агра?вла (Стоящая на борозде), Пандро?са (Облачная влага).
· #9Независимые укрепленные поселения существовали также в верхней долине Кефиса (Декелей и Кефисия, Ахарны и Сипалетт) и на побережье — Фалерон и Мунихий. Археологические находки времени ПЭ III периода засвидетельствованы в Бравроне, Форике, Афидне, Марафоне, Прасиях, Декелее. В Фалероне найдены камерные погребения (у совр. Каламаки). В Ахарнах обнаружены следы древнего укрепленного Акрополя, в Мениди — царская купольная гробница. Царские погребения найдены также в Форике, Марафоне и Кифере (у совр. Спаты и Месогеи). В преданиях Аттики отражены воспоминания о пяти басилевсах различных районов страны. В легендах о двенадцати городах Кекропа и борьбе Элевсинского царя Евмолпа с Эрехтеем сохранены также воспоминаний о политической раздробленности Аттики.
· #10Части этой стены у Парфенона и у Пропилеи сохранились до нашего времени; у Пропилей их высота достигает 4,5 м. Западный фасад стены в V в. был облицован поросовыми плитами.
· #11Можно сравнить афинский дворец с царским дворцом в Фивах, жилищем легендарного царя Кадма и его потомков, связанных с культом Деметры, где позже существовало святилище этой же богини, «Носительницы установлений» (Фесмофоры) (ср. Павсаний, IX, 16, 5).
· #12Дворик был небольшим, около 2 м ширины.
· #13Ширина траншеи — от 1,5 до 2,4 м; она начинается недалеко от Пропилона Парфенона и тянется в направлении западной стороны Эрехтейона.
· #14О. Бронир полагает, что погребения беднейшего слоя граждан должны были находиться на их собственном некрополе, отличном от некрополей правящих классов. Однако такой некрополь, если он и существовал, еще не найден.
· #1К этому роду принадлежали цари Афин Кодр и Меланф.
· #2Геродот считал Гефиреев по происхождению финикийцами, прибывшими с Кадмом в Беотию, в область Танагры, а затем, изгнанные беотянами, они переселились в Афины. Однако древние Фивы (Кадмея), как и сам Кадм, восходят не к финикийцам, а к правителям микенского типа, представлявшим микенскую культуру в Беотии.
· #3Согласно Геродоту, род Филаидов берет свое начало от Филея, сына Аянта, который первым из этого рода стал афинянином.
· #4Действия Тесея, царя и демократа, победа его над знатным родом Паллантидов в Паллене и изгнание вслед за этим некоторых евпатридских родов в изображении у Плутарха (Тесей, 24), несомненно, несут на себе влияние периода тирании, а Тесей — черты Писистрата, как это доказал С. Сольдерс.
· #5Марафонское четырехградие: Марафон, Трикоринф, Пробалинф, Энои; Браврон, находившийся на восточном побережье Месогеи, в ПЭ III период был немаловажным самостоятельным политическим центром.
· #6R. Martin. Recherches sur l’Agora Grecque, 1951.
· #7В некрополях позднего X и IX вв. при сохранении кремации, как правило, изменяется ориентация погребений: вместо прежней востоко-западной ориентации становится обычной ориентация с севера на юг; начиная с VIII в. вновь восстанавливается востоко-западная ориентация погребений, но уже с повсеместным переходом к захоронению — вместо кремации (ср. К. K?bler. Kerameikos, vol. 1, р. 14 ff., 37).
· #8Cp. R. Desborough. Protogeometric Pottery. Oxford, 1952.
· #9Ср. K. K?bler. Kerameikos, vol. 1, р. 37-38.
· #1Размер эллипса: 11 м длины, 5 м ширины. Северные фундаменты самые широкие; кое-где здесь видны и стены, сложенные из сырцового кирпича.
· #2Вещи клада датируются временем, начиная с позднего дипилона до 640 г.; черепки конца VII — начала VI вв., найденные только в верхнем слое, уже не откосятся к депозиту.
· #3См. D. Burr. A Geometric House and Proto-Attic votive Deposit. Hesperia, II, 1933.
· #4В период правления Солона была проведена большая работа по созданию новых законов и отмене или видоизменению старых. Так, был принят закон об отмене долговой кабалы и порабощения афинян за долги; законы Дракона, кроме законов об убийстве, также были отменены. К новым законам относились также законы о приданом, о завещании, о погребениях, о запрещении вывоза сельскохозяйственных продуктов, кроме оливкового масла, закон против праздности и мн. др.
· #5Общий размер: ок. 27 м длины * 18,5 м наибольшей ширины.
· #6Вопрос об Эннеакруносе продолжает обсуждаться современными учеными. В. Дерпфельд помещал его к западу от Акрополя. Кроме того, был раскрыт источник на севере агоры, однако его архитектурные детали датируются не VI, а V в.
· #7Точная дата его постройки неизвестна.
· #8Отсюда предположение, что такие же посвящения приносились Артемиде в Бравроне, Ифигении же, ее смертной жрице, — одежды умерших. Здесь налицо раздвоение образа Артемиды как богини, дарующей новую жизнь, и богини смерти.
· #9Ср. Аристотель. Афинская полития, 14, 4; Плутарх. Солон, 30; Плутарх. Моралии, 794 Е.
· #10Рассказ об этом сражении сохранен у Геродота (I, 62-63).
· #11А.Е. Raubitschek. Dedications from the Athenian Akropolis. 1949, № 329.
· #12Большинство архаических статуй, найденных на Акрополе, относится к последней четверти VI в., и только 7 статуй датируется временем до 527 г., т. е. до года смерти Писистрата.
· #13От второго всадника сохранились лишь незначительные фрагменты.
· #14У Парфенона: 8*17 дорических колонн с диаметром в 1,905 м и высотой 10,4 м.
· #15Лукиан. Икароменипп, 24.
· #16Ср. A.E. Raubitschek, № 6 и № 330.
· #17Ср. B.D. Meritt. Hesperia, VIII, 1939, p. 61 сл.
· #18Гиппарх также обнес Академию, отстоявшую от Афин на расстоянии 1 км, стеной, на которую, по свидетельству древних, он заставил афинян издержать столько денег, что позже «Гиппархова стена» вошла в пословицу для обозначения чрезмерных трат. Возможно, что и постройка древнейшего греческого гимнасия в Академии (40*20 м), фундаменты которого датируются VI в., также произведена при Гиппархе.
· #19Раскопки агоры открыли остатки писистратовской ограды (9,85 м * 9,35 м), в центре которой находился алтарь.
· #20Названия клисфеновских десяти фил в порядке их нумерации: 1) Эрехтеида, 2) Эгеида, 3) Пандионида, 4) Леонтида, 5) Акамантида, 6) Энеида, 7) Кекропида, 8) Гиппофонтида, 9) Апантида, 10) Антигонида.
· #21Сюда входили демы: Эпикефисия, самое имя которого указывает на берега Кефиса, пересекающего Священную дорогу, Бутады, Перифеды и Лакиады.
· #22К. Kourouniotis & H.A. Thompson. The Pnyx in Athens. Hesperia, I, 1932, p. 96-113.
· #23Так понимает это место У. Виламовиц-Мёллендорф. Схолиаст объяснял это тем, что во время заседаний на Пниксе агора обносилась веревкой со всех сторон, оставляя открытым вход только в сторону Пникса.
· #1Ср. Геродот, VIII, 52-53.
· #2Эти пять ворот (с севера на юг): Дипилонские (ранее называвшиеся Триасийскими), Священные (ведшие к Элевсину), Пирейские ворота, ворота, открывавшиеся внутрь Длинных стен, и, наконец, ворота Мелите, называвшиеся так по имени самого оживленного торгового и ремесленного дема Афин. Постройка городской стены обычно датируется временем первого архонства Фемистокла — 479/8 г. Длина ее — 6 км.
· #3Остатки северной и средней стен в XVIII в. и еще в XIX в. наблюдались на большом протяжении, но теперь почти совершенно исчезли. Современная дорога, ведущая из Пирея в Афины, вымощена в основном камнями северной стены.
· #4Проход в Зее был шире — 96 м, а в Мунихии, самой маленькой гавани Пирея, — 37 м. Время создания этих укреплений точно неизвестно, но к 431 г. они уже существовали.
· #5В IV в. во времена Ликурга афинский флот насчитывал более 372 кораблей.
· #6Помпэ — «торжественная процессия».
· #1Это открытие впервые дает точную дату закладки нового храма; до этого датировка храма различными учеными варьировалась в пределах 75 лет (от 540 до 465 гг.).
· #2Руины разрушенных персами зданий сохранились не только в Аттике, но и в Абах, в Беотии и даже в Византии.
· #3В анализе главы в основу положена работа Б. Швайцера. В. Schweitzer. Phidias, der Parthenon-Meister, III. JbAI, 55, 1940.
· #4Парфенон существовал в своем первоначальном виде более 2100 лет, если не считать нового перекрытия крыши, изменения внутренней колоннады, постройки абсиды в пронаосе и пробития трех дверей в средней поперечной стене во время превращения храма в византийскую церковь. Между 1208—1458 гг. Парфенон стал кафедральным собором франкских дуков, и в опистодоме рядом с западным входом была построена колокольня. После 1458 г. Парфенон стал турецкой мечетью, а колокольня превращена в минарет. В таком виде он существовал до 26.IX.1687 г., когда снаряд венецианской батареи взорвал пороховой склад, временно помещенный турками в мечети. Этот взрыв разрушил 14 из 46 колонн перистиля и все внутреннее помещение храма, кроме опистодома. Значительное разрушение южного антаблемента было результатом деятельности лорда Эльджина, снимавшего скульптуры фронтонов, выламывавшего куски фриза и метоп в 1801—1803 гг. Дополнительные разрушения были также причинены храму во время Освободительной войны греков с турками в 1822—1823 гг. и в 1826—1827 гг. В 1835—1844 гг. храм был освобожден от поздних пристроек, и части колонн и стен были восстановлены, хотя и неумело. Частичные работы были проведены в 1898—1903 гг., после землетрясения 1894 г., а в 1921—1929 гг. северная сторона была восстановлена путем укрепления на прежних местах отдельных рассеянных фрагментов здания.
· #5Таким образом, средний неф со статуей достигал в ширину 9,82 м, а два боковых нефа — 3,25 м ширины. Задний проход между стеной целлы и поперечной внутренней колоннадой был 3 м ширины.
· #6Р. Gardner. A Grammar of greek Art. 1905, p. 39.
· #7Ok. 7 см для угловых колонн, при общей высоте колонны в 10,40 м (диаметр 1,905 м).
· #8Нижняя, лежащая на стилобате плоскость барабана выше его верхней плоскости примерно на 4 см. Эта кривизна скрадывается в самом верхнем барабане, завершающем колонну, верхняя плоскость которого выше на те же 4 см нижней, чем создается впечатление общей стройности и вертикальности колонн.
· #9Три части: архитрав, фриз и карниз, на которых покоится крыша храма, — называются антаблементом.
· #10Эту статуэтку нашли в 1881 г. землекопы в развалинах римской виллы. Сравнение ее с описанием статуи Фидия у Павсания подтвердило догадку о том, что это копия работы Фидия. Афина Варвакион (1/12 размера статуи) хранится в Афинском национальном музее.
· #11Мастеру не удалось передать положение левой руки, а также распределение тела статуи по обеим сторонам средней вертикальной линии. Тем не менее эта копия имеет одно несомненное преимущество перед другими — она близка к оригиналу, хотя самая передача суха и бедна.
· #12Из других копий Афины Фидия наиболее известны: 1) статуэтка посредственной работы, найденная в Афинах и условно называемая «статуэткой Ленормана», по имени ученого, который ее нашел; 2) статуэтка, найденная в Патрах (Греция), частично передающая, как и статуэтка Ленормана, рельефный рисунок внешней стороны щита Афины; 3) золотая гемма, найденная в Керчи, на которой в профиль изображена художником Аспасием голова Афины. К этому присоединяются изображения на монетах и в вазовой живописи.
· #13Высота постамента — ок. 1,437 м; размер: 4,096 м ширины * 8,048 длины. Высота статуи Афины — 10,107 м.
· #14Для хризоэлефантинной статуи Афины за слоновой костью была отправлена в Африку (в Южное Сомали) специальная экспедиция.
· #15Несмотря на предосторожности, применявшиеся Фидием, здесь всегда была налицо опасность обвинения в неправильном расходовании слоновой кости.
· #16Как показывают новейшие исследования, еще в древности (в позднеэллинистический или раннеримский период) в Парфеноне был пожар (может быть, вследствие землетрясения). После него в храме производились большие восстановительные работы. Возможно, что статуя Афины также пострадала от пожара и затем была или полностью или частично восстановлена по ее уменьшенному оригиналу. Мраморные черепицы крыши V в. были заменены мраморными черепицами позднейшего типа. В ряде мест ремонтировалась вымостка, служившая подножием скульптурных групп восточного фронтона. Заново была сделана перемычка над дверью в опистодоме и реставрированы дорийские капители и архитравы пронаоса и опистодома. В.Б. Динсмур предполагает, что в самом здании пожар был очень сильным и статуя Афины также была повреждена. Внутренняя колоннада целлы была удалена полностью. Пьедестал статуи был уменьшен до 3,72 * 7,66 м путем отказа от его нижнего широкого выступа. В.Б. Динсмур обращает внимание на следующее любопытное явление: многочисленные копии статуи появились в первые 80 лет после ее создания; затем интерес к ней ослабевает примерно на два столетия. Позже статуя Афины вновь привлекает к себе всеобщее внимание, вновь появляются многочисленные ее копии (в том числе и в Пергаме). На основании переделок пьедестала и удаления колоннады, окружавшей первоначально статую, а также на основании вторичного копирования статуи В.Б. Динсмур предполагает, что во время пожара статуя Афины сгорела, тем более, что в это время она уже была лишена своего золотого покрова. По модели статуя была воссоздана вторично. Во время пожара были разрушены пьедестал и колоннада целлы. Реставрация статуи, по мнению Динсмура, могла быть произведена около II в. до н.э. Вопрос этот остается еще спорным. как показывает полемика Ф. Гётерта с В.Б. Динсмуром (cp. W.В. Dinsmoor. The Repair of the Athena Parthenos. AJA, XXXVIII, 1934; F. Goethert. Zur Athena Parthenos. JbAI, XLIX, 1934).
· #17Г. Шрадер считает, что его нужно сопоставить с Гегесиадом, создателем статуи тираноубийц, наряду с Критием и Несиотом (Н. Schrader. Phidias, 1924).
· #18Копии эти значительно отличались друг от друга. От щита Странгфорда сохранились лишь 2/3.
· #19Во II в. н.э. на корабле, нагруженном мраморными копиями классических греческих произведений, начался пожар, и он затонул, не выходя из гавани. Некоторые из мраморных копий разбиты, другие — в хорошей сохранности, хотя и на них видны следы пламени. Большая часть найденных рельефов хранится теперь в музее Пирея, другие — в американских, римских и голландских собраниях; одна из плиток — в музее древностей Берлинской академии наук.
· #20Ср. С. Bl?mel. Phidiasische Reliefe und Parthenonfries. Berlin, 1957.
· #21Копье не сохранилось.
· #22Копье не сохранилось.
· #23Изображение лука отсутствует.
· #24Это явная параллель к захвату персами сначала Ареопага как основной базы для штурма Акрополя.
· #25Прославлению Афины Эрганы (Работницы) служит и миф о рождении Пандоры, изображенный на постаменте статуи Афины. При рождении Пандоры присутствуют двадцать богов. На базисе статуэтки Ленормана можно различить изображение Гелиоса на колеснице и Селены на лошади, по-видимому, для указания точного времени, когда Афина, в отличие от обычных ремесленников, создала не статую, а живое существо.
· #26О камне в руках Фидия говорится у Плутарха, он же виден и на рельефе щита статуэтки Ленормана. На щите Странгфорда в руках художника обоюдоострый топор.
· #27Н. Schrader. Phidias, стр. 21-22.
· #28Дорический фриз состоял из 92 метоп (по 14 на фасадных сторонах и по 32 — на боковых). Некоторые из них сохранились, большинство же было разбито при перестройке Парфенона в первую христианскую церковь «Святой Софии». Сохранившиеся метопы южной стороны Парфенона находятся в британском музее. Лишь несколько метоп до сих пор остались на месте. На южной стороне по 12 метоп с обоих концов фриза изображали сцены кентавромахии, а 8 центральных — сцены из аттических сказаний об Эрехтее. На северной стороне храма, в центре, — сцена кентавромахии, а на крайних метопах по обеим сторонам — сюжеты из цикла падения и разрушения Трои.
· #29Нужно было обойти храм с западной или северной и восточной сторон, чтобы рассматривать снизу, к тому же на близком расстоянии, изображения над колоннадой перистиля. Как раз, может быть, именно поэтому метопы южной стороны лучше всего сохранились до нашего времени.
· #30На западном фронтоне около северного угла сохранились мужская и женская фигуры (Кекропа и его дочери Пандросы) и в южном — фрагмент женской фигуры. На восточном фронтоне в южном углу — две головы квадриги Гелиоса, в северном — фрагмент головы лошади от колесницы Селены (остальное дополнено муляжами). Незначительное число фрагментов других фигур хранятся в музее Акрополя в Афинах и в Британском музее в Лондоне.
Может быть, гибель всей центральной группы восточного фронтона произошла и позже (в середине XV в.), при создании в Парфеноне турецкой мечети.
· #32Каррей сделал 22 зарисовки со скульптур Парфенона, в том числе и зарисовки некоторых метоп, позже погибших. В 1687 г. в Парфеноне взорвался пороховой склад. В 1797 г. кабинет эстампов французской Национальной библиотеки купил рисунки Каррея.
· #33Часть этих изображений относится к допарфеноновскому времени, другие заимствованы с фронтонных композиций Парфенона. В этом отношении очень интересна ваза из Керчи, хранящаяся в Эрмитаже. Большое значение для восстановления фронтонных групп имеют исследования Бр. Сауэра, тщательно изучавшего карнизы и плиты фронтонов. По углублениям, сделанным для размещения отдельных фигур и их атрибутов, по следам креплений, по изменению цвета мрамора от примесей металла он устанавливал примерное положение ряда утраченных фигур. В последние годы такое же исследование тимпанов было вторично произведено X. Йеппесеном, который пришел к некоторым новым выводам как по общей композиции, так и по положению отдельных фигур.
· #34На керченской вазе, так же как и на рисунке Каррея, Афина выступает вперед (в центре изображения). Ее правая рука поднята к наконечнику копья, как если бы она собиралась ударить или только что ударила им в землю. Посейдон также угрожающе выступает вперед, держа в руке трезубец острием вниз. Но на рисунке Каррея он, как бы от сильного удивления или страха, отпрянул назад. На вазе, по сравнению с рисунком, сцена усложнена появлением третьего соперника — Диониса, быстро приближающегося к Афине с протянутым вперед тирсом. По-видимому, рисунок на вазе представляет другую версию, в которой Дионис мог быть одним из главных действующих лиц. Помимо трактовки фигур Афины и Посейдона, сходство устанавливается и в изображении в центре оливкового дерева и соляного источника, представленного на вазе двумя дельфинами. Остальные второстепенные персонажи изображены свободно для заполнения места на вазе, и непосредственной связи между ними и фронтонными фигурами нет. На монетах также встречаются вариации этой темы: в центре по большей части расположены фигуры Афины и Посейдона с оливковым деревом между ними.
· #35Однако, придя к такому логическому выводу, Фуртвенглер не мог найти в правой части фронтона фигуры, соответствующей Кекропу, т.е. изображения бородатого старика, закутанного в плащ. Он предполагал, что фигура Эрехтея занимала пространство, оставшееся незаполненным на рисунке Каррея (между фигурами U и Y). Йеппесен заметил по этому поводу, что промежуток между фигурами для этого слишком узок и к тому же наполовину занят вытянутой правой рукой соседней фигуры.
· #36Фуртвенглер предположительно отожествлял первую фигуру справа от возницы с Калаидом (Р), рядом с ним — Орифия (Q), а затем — Зетес (а затем семья Эрехтея), а после них — Бутес и его жена (по Йеппесену — Кефал и Прокрида). Это последнее предположение сомнительно, так как торс, приписываемый Фуртвенглером жене Бутеса, по Сауэру, скорее всего мужской.
· #37Предположительно одна из них Ника, а другая, может быть, Амфитрита.
· #38Б. Швайцер, отмечая этот факт, ссылается на наблюдение И. Ирмшера и К. Гебауэра, что при высоком солнцестоянии солнце восходит по направлению продолженной диагонали храма и против северо-восточного его угла.
· #39Их называют тремя «парками» или «росяными» сестрами. Отожествить их с какими-либо определенными божествами пока не удалось.
· #40Отсюда условное название трех сестер на восточном фронтоне Парфенона — «парками» некоторые ученые в полулежащей фигуре женщины склонны видеть Афродиту. Внимание ученых привлекает также изображение 12 фигур на алтаре из Остии, которые, по мнению Г. Бекатти, представляют копии из серии 12 статуй богов работы Праксителя, упоминаемые Павсанием при описании Мегары. Предполагают, что, может быть, пять богов из этой серий являются копиями с фронтонной композиции Парфенона.
· #41Налицо три железных крепления, два из которых расположены симметрично в центре фронтона: по мнению Йппесена, они не могут поддерживать четырехугольное основание трона, но подойдут к центральной фигуре, поставленной фронтально, с меньшей фигурой справа (может быть, для Афины и Ники).
· #42Ср. В. Schweitzer. Neue Wege zu Pheidias. JbAI, 72, 1957.
· #43Начиная c 566/5 г., этот ежегодный праздник особенно пышно справлялся каждый четвертый год (Великие Панафинеи); длился он 4 дня.
· #44В этот день афиняне собирались у ворот Дипилона, перед зданием Помпейона.
· #45На фризе нет скульптурного изображения этих веток; может быть, они были нарисованы.
· #46Обычно гидрофорами были дочери и жены богатых метеков, но здесь они заменены юношами. Скафефорами были сами метеки, одетые в богатые одежды пурпурного цвета.
· #47Сохранились фрагменты девяти быков.
· #48После жертвоприношений лучшие части жертвенного мяса распределялись между жрецами и должностными лицами, а остальные части раздавались в Керамике всем афинским гражданам, так как общая священная трапеза всей общины символизировала ее гражданское единство и сплоченность.
· #49Ее отожествляют также с Гекатой, но Геката не была в числе олимпийцев.
· #50Назначение этих сидений неясно; предполагают, что это либо их рабочие скамеечки, либо сидения, на которых должен быть развернут пеплос богини.
· #51Чаще всего тема сюжета бралась из гигантомахии.
· #52Г. Шрадер считал скульптуры западного фронтона работой Пэония, а восточного и фриза процессий — Алкамена, ионийца, ученика Фидия. Б. Швайцер в статьях «Фидий — создатель Парфенона», посвященных скульпторам Парфенона, анализируя памятники, доказывает единство их скульптурного, архитектурного и художественного замысла, считая Фидия организатором и вдохновителем всех работ. В 1957 г. К. Блюмель в работе «Рельефы Фидия и фриз Парфенона» приходит к выводу, что между пирейскими копиями рельефа Фидия на щите Афины и ионическим фризом Парфенона лежит внутренний разрыв в этапах развития греческого искусства V в. Фидий не мог в работе над Панафинейской процессией всецело овладеть, подобно ионийцу, всей техникой перспективы и художественными средствами, ничего не зная о них в работе над изображениями в строгом рельефе, без применения перспективы (в сценах борьбы с амазонками) на щите Афины. Над фризом работали скульпторы нового поколения с новыми средствами выразительности живописно-скульптурного показа на фризе Парфенона. Конечно, тщательный сравнительный анализ Блюмеля убедителен, если не предположить, однако, что Фидий мог стилизовать свое искусство в работе над статуей Афины, но н был связан никакими рамками религиозных традиций в идеальном изображении своих сограждан (cp. Н. Schrader. Phidias, 1924; В, Schweitzer. Pheidias, der Parthenon-Meister, III. JbAI, 55, 1940; Neue Wege zu Pheidias. Ibid., 72, 1957; К. Bl?mel. Phidiasische Reliefe und Parthenonfries. 1957).
· #53Hesperia, XVI, № 4, (1947), стр. 279 сл.
· #54Cp. P.X. Лепер. Древний город Афины. Пб., 1911, стр. 19. — Общая ширина Пропилей 18,125 м при глубине в 25,04 м. Колонны внешнего (западного) фасада — 8,81 м, а внутреннего (восточного) — 8,53 м. Вход с севера и с юга обрамлялся массивными стенами (ок. 16 м длины), заканчивающимися антами.
· #55Их вышина 8,81 м при диаметре 1,55 м.
· #565,83 м вышины при диаметре 1,06 м.
· #57Размер комнаты — 10,76 м * 8,963 м; двери — 4,540 м * 2,355 м и окон — 2.464 м * 0,818 м.
· #58Т.е. картинной галереей (буквально: «Помещение для картин»). Асимметрия этого помещения была рассчитана Мнесиклом на то, чтобы создать издали наиболее эффектное впечатление для зрителя, подходящего к Пропилеям по Панафинейской дороге.
· #59Из рассказа Павсания неясно, кто из друзей похитил лук Филоктета и кто — Палладиум (древнее священное изображение Афины). Некоторые авторы считают имя Одиссея позднейшей вставкой. И.Г. Фрезер, сохраняя текст Павсания, считает, что похищение лука Одиссеем (обязательное условие падения Трои) — более поздняя версия, введенная аттическими трагиками (ср. «Филоктет» Софокла); по более ранней версии, похитителем лука был Диомед, который и принес его с о. Лемноса в ахейский лагерь под Троей. Вторым условием взятия ахейцами Трои было похищение Палладиума из Трои. Обычная версия: похищение Палладиума было совместным подвигом Одиссея и Диомеда, причем последнему принадлежала ведущая роль. Однако один из сохранившихся фрагментов Аполлодора приводит другую версию: Диомед стоит на страже, в то время как Одиссей проникает в Трою и при помощи Елены похищает Палладиум.
· #60Однако постройка храма была уже ранее запланирована. Этим можно объяснить и укороченные.размеры юго-западного крыла Пропилей.
· #61Размер целлы: 4,19 м ширины * 3,78 м глубины; восточный портик — 1,67 м, западный — 1,70 м в глубину.
· #62Размер стилобата: 5,64 м ширины * 8,268 м глубины.
· #63Высота колонн — 4,066 м.
· #64Ширина двери — 1,40 м.
· #65Четыре плиты фриза, капители колонн и анты, вывезенные лордом Эльджином, находятся в Британском музее. Эльджин извлек их из турецкого укрепления, в котором были использованы плиты храма Ники. Позже при Людвиге Россе (1834—1838 гг.) турецкое укрепление было разобрано, и храм Ники сложили заново. В 1935—1940 гг. была произведена новая реконструкция храма.
· #66Не менее 20 плит этого фриза (не считая многих мелких фрагментов) хранится теперь в музее Акрополя. Всего с плитами Британского музея сохранилось 24 плиты, т.е. примерно около 1/3 фриза.
· #67Афинская клерухия на о. Лемнос была выведена в период 451—448/7 гг. Статуя Афины Лемнии была поставлена на Акрополе около 450 г.
· #68А. Furtwaengler. Meisterwerke der griechischen Plastik. Leipzig–Berlin, 1893, стр. 28.
· #69J. Tzetzes. Chil., VIII, 340 сл., 355 сл.
· #70Его длина — 5,58 м.
· #71Греч. «ха?рис» обозначает одновременно и «прелесть», «красоту» и «благосклонность», «милость».
· #72Если же харит чтили особым культом, то их изображения могли стоять у пеласгических стен, где они были скрыты от любопытных взглядов непосвященных.
· #73Ср. Полиен: «Она боялась ослабеть под пытками и откусила себе язык» (Разные истории, VIII, 45).
· #74Ранее статуя Афродиты неверно связывалась с надписью другого памятника (IG, I2, 607): «Каллий, сын Гиппоника, посвятил [ее] со статуей самого Каллия после его победы в Олимпии (ок. 480 г.).
· #75Принадлежность этой статуи Каламиду Старшему подтверждается датировкой надписи, относящейся ко времени между 476—456 гг., на сохранившемся пьедестале.
· #76А.Е. Raubitschek. Dedications from the Athenian Akropolis, 1949, № 132, стр. 510-513. — Попытки объяснить это тем, что стрелы случайно попали в статую при захвате Акрополя Суллой, бездоказательны. Они возникли лишь вследствие желания разъяснить недоумение Павсания по поводу стрел. (О возможных копиях этой статуи см.: Раубичек, ук. соч., стр. 143-144).
· #77Налицо сходство между этой посвятительной надписью и надписью Каллия, сына Дидимия (Раубичек, ук. соч., № 164), в честь его побед на общегреческих играх и на Панафинеях. Создателем этого монумента мог быть Микон, к школе которого мог принадлежать и Пирр. Деятельность Пирра может быть предположительно отнесена к третьей четверти V в.
· #78W. Judeich. Topographie von Athen2. M?nchen, 1931, стр. 243, примечание 3.
· #79Это мнение поддерживает Couch, ТАРА, LXVI, 1935, стр. 92 сл.
· #80Упоминание у Плиния о статуе «Мальчик, раздувающий огонь» работы Ликия вряд ли возможно отожествить со статуей «Мальчик со священной водой» у Павсания.
· #81Cp. Раубичек, ук. соч., № 176.
· #82Предположение Г.Ф. Стивенса основано на сообщении Гесихия (под словом Brauroniois) : «Рапсоды пели „Илиаду” в Бравроне в Аттике». Упоминание о самой статуе деревянного коня имеется также у Гесихия: «В Афинах на Акрополе есть бронзовый конь, из которого выглядывают четверо (мужчин)».
· #83Ср. Раубичек, ук. соч., № 176, стр. 209.
· #84См. Раубичек, ук. соч., № 120, комментарий, стр. 125.
· #85Ср. Раубичек, ук. соч., стр. 517. — Изображение группы «Афина и Марсий» дошло до нас на бронзовой афинской монете позднего чекана, на рельефе мраморной вазы из Афин и на краснофигурной энохое, найденной в Аттике. Кроме того, имеются два изображения только одного сатира (Мраморная статуя из Латеранского музея и бронзовая статуэтка из Британского музея).
· #86Надпись на скале находится как раз против седьмой колонны северной стороны Парфенона (по направлению с запада на восток). Скульптура относится приблизительно ко времени римского императора Адриана; она важна для точного определения местоположения более ранних памятников, описываемых Павсанием.
· #87Конон умер около 390 г., а Тимофей — в 355 г. или 352 г. (ср. G.Р. Stevens. Hesperia, XV, 2).
· #88Ср. Фукидид, II, 29; Овидий. Метаморфозы, VI, ст. 424 сл.
· #89Впервые отожествление этой группы с работой Алкамена сделал А. Михаэлис (AM, I, 1876).
· #90Этот вариант (приговор одного Зевса, а не всех богов) дан в словаре Гесихия. По словам лексикографа, Афина просила Зевса подать свой голос за нее, обещая ему приносить жертвы в святилище Полиея раньше всех других. Возможно, что локализация статуй Афины и Посейдона вблизи округа Зевса Полнея связана с версией мифа, сообщаемой у Гесихия.
· #91Алтарь был расположен на пути панафинейской процессии от восточной целлы Парфенона к Эрехтейону.
· #92Фасад памятника был равен 4,43 м, основание — 4,43 м * 4,91 м, толщина его —
0,48 м.
· #93Cp. Раубичек, ук. соч., № 174; G. Stevens. Hesperia, XV, 2.
· #94Ср. Раубичек, ук. соч., № 135, и комментарий.
· #95Пандии в переводе — «Всеобщий праздник Зевса». О священном участке Пандия сообщают надписи: IG, I2, 1138, 1140, 1144, 1148 и 1152.
· #96Позже название западной части храма (Эрехтейон) было перенесено на всю храмовую постройку.
· #97Евпатридский род Бутадов после реформы фил, проведенной Клисфеном, когда один из демов стал называться «Бутадами», в отличие от населения этого дема, принял название «Этеобутадов», т.е. настоящих, подлинных Бутадов.
Это мнение вызвано тем, что самый способ разрешения трудностей при такой постройке близок Мнесиклу.
· #99Анализ храмовой постройки сильно затрудняется его переделками в римский период, а еще более — превращением его сначала в Византийскую церковь, а затем в жилой дом турецкого паши, правившего Афинами. Возможно также, что одно время здесь помещался пороховой склад. В 1837—1846 гг. здание было частично восстановлено. Облицовка здания, производившаяся и в мраморе, и в кирпиче, придает зданию в его современном состоянии пестрый вид. Буря 1852 г. повалила ряд колонн и часть стены западного портика, в свое время реставрированного римлянами. Внешняя реконструкция храма производилась вторично в 1903—1909 гг.
· #100К этому выводу ученые приходят на основании сравнительного анализа Эрехтейона и храма Афины Ники.
· #101Сохранились три большие надписи и около 40 фрагментов. Наиболее ранняя из них представляет отчет о ходе строительства, другие состоят из детального перечисления отдельных работ.
· #102Энкаустика — живопись восковыми красками, производящаяся нагретыми инструментами.
· #103Таков, например, Фалакр, афинский гражданин, каменщик по профессии; он работал вместе со своими тремя рабами, тоже каменщиками. Симонид, метек, каменщик, работал вместе с пятью рабами-каменщиками.
· #104Размеры стилобата храма: 20 м длины * 11,2 м ширины.
· #1057,3 м глубины * 9,83 м ширины.
· #1062,6 м глубины.
· #107В римский период они были заменены окнами. Портик — 9,837 м ширины, 4,5 м длины. Высота цоколя — 3,75 м, полуколонны (с внутренних пилястров) —5,613 м. Промежуток между четвертой колонной и стеной, примыкающей к портику Кор, остался свободным. Портик был разрушен ураганом в 1832 г. В средние века или во время турецкого владычества здесь была построена огромная цистерна.
· #10810,6 м ширины * 6,75 м глубины.
· #109Внутренняя лестница, ведущая в Эрехтейон, состоит из 11 ступеней, поворачивающих под прямым углом на шестой ступени. Одна из кор (пятая слева) находится в Британском музее.
· #110Павсаний входил в западную часть храма через северный портик.
· #111Это определение Павсания породило многие споры, так же как и указание, что Пандросий прилегает к храму Афины, хотя на самом деле он прилегает к помещениям, посвященным Эрехтею и Посейдону. По-видимому, «двойное» здание обозначает два различных культа в восточной и западной его половинах. Поскольку же Эрехтейоном называлась лишь западная часть, а все здание именовалось обычно храмом Афины, можно полагать, что при определении Пандросия, связанного с храмом в целом, Павсаний употребил общее название храма.
· #112Геродот (VIII, 55) рассказывает о храме Эрехтея, сына Земли, в котором находится оливковое дерево и море, как свидетельство спора Афины и Посейдона.
· #113Тот же обычай пролития жертвенной крови на могиле мы встречаем в обрядах дипилонских погребений.
· #114Это подтверждает закон Солона, запрещавший жертвоприношения быков на могилах (Плутарх. Солон, 21, 5).
· #115Вопросы, связанные с культом Эрехтея, специально исследованы Г.В. Эльдеркином. Эльдеркин устанавливает связь культа Эрехтея с культом быка-пахаря. Этот культ отражен и в борьбе Элевсина с Афинами. Афиняне победили вследствие того, что Эрехтей убил в единоборстве сына элевсинского царя Иммарада, имя которого означает «бык-пахарь» (первая часть слова «Иммус» ликийского происхождения и обозначает «бык»). В конкурирующих культах Элевсина и Афин было различие в ритуале: в Афинах бык приносился в жертву, в Элевсине — нет, хотя и там культ быка был распространен. В обоих случаях этот культ связан с культами плодородия земли.
· #116Г.В. Эльдеркин указывает (с ссылкой на работу К. Беттихера о культе деревьев) на то, что мирт был посвящен Афродите. Он напоминает также историю, заимствованную Афинеем из сочинения Полихарма «Об Афродите», в которой рассказывается, как некий житель Навкратиса Геростат, будучи по торговым делам на о. Патосе, купил там древнее изображение Афродиты. По дороге в Навкратис на море поднялась буря, и гибель корабля казалась неминуемой. Все моряки сбежались к деревянной статуе Афродиты и стали умолять богиню о спасении. Внезапно статуя Афродиты покрылась зеленым миртом, и моряки были спасены (Афиней, XV, 175).
· #117Э. Курциус и Г. Узенер считали Кекропа божеством жатвы (о погребальном обряде см.: Цицерон. О законах, II, 25, 63).
· #118Б.Л. Богаевский. Земледельческая религия Афин, т. I. Пб., 1916.
· #119Там же, стр. 160 сл.
· #120Гомер. Илиада, II, ст. 547.
· #121Эрехтей и Эрихтоний, разделенные в мифе вставкой царя Пандиона, по существу, как это было уже давно отмечено учеными, являются единым образом. Г. Узенер отмечал, что культ принадлежал Эрехтею, а миф — Эрихтонию.
· #122Как раз этим ходом шел на Акрополь Манолис Глезос, чтобы сорвать фашистское знамя. Приведем его рассказ: «Думая над тем, как проникнуть на Акрополь, я вспомнил о пещере Агравлы и о потайном ходе на Акрополь. Я не раз бывал в пещере, находящейся в подножии стены северо-западной части Акрополя и уходящей вглубь примерно на 30 метров. Хотя снаружи, у входа, еще сохранились полуразвалившиеся ступеньки, с внешней стороны он почти незаметен. Внутри пещеры находится храм Агравлы. В древние времена в этом храме воины, впервые получавшие оружие, приносили присягу на верность родине. Нарушить данную в этом храме присягу считалось величайшим позором. Из подземного храма полуразрушенные ступеньки вели вверх на Акрополь. Выход имел форму колодца. Этот тайный ход был очень запущен и мало кому известен. Многих ступенек в нем не хватало, и подъем по нему был опасен» (см. «Юность», 1950, № 2, стр. 97).
· #123О раскопках священного участка Афродиты и Эрота см.: Hesperia, I, 1932.
· #124Агравла и Аглавра — два произношения одного и того же имени.
· #125Cp. IG, II2, № 776 (надпись ок. 240 г. до н.э.). Согласно надписи, жрица выдавала 100 драхм.
· #126Герсефоры (эррофоры) — «носительницы росы» — были связаны с культом третьей дочери Кекропа — Герсе. Назначение Герсофории (или Эррофории) — обеспечить выпадение обильной росы в жаркое летнее время. Может быть, этот культ был связан и со священной маслиной Афины.
· #1Остатки пяти колонн найдены in situ, так же как и основание шестой. Несмотря на то, что позже Толос неоднократно перестраивался, он сохранял свою традиционную, форму. Были найдены также фрагменты капители, в том числе ионической, но они пока не поддаются восстановлению.
· #2Постепенно уровень его поднялся до 0,45 м в результате скопления угля, золы и битой керамики, найденной в углублении пола.
· #3Картину «Битва при Эное» упоминает только Павсаний, кроме этого места, еще раз (Павсаний, X, 10, 3-4). Может быть, она относится к середине V в., т.е. ко времени постройки стои; другие относят ее к IV в., — тогда, следовательно, картина была нарисована позже остальных картин. На основании рассказа Павсания у нас все же не создается впечатления о порядке расположения картин на стенах портика. Можно лишь предположить, что центральное место должны были занимать три картины, связанные между собой общей идеей замысла: битва с амазонками, взятие Трои и Марафонская битва.
· #4Аякс — сын локридского царя, сражавшийся под Троей; во время взятия Трои Аякс пытался захватить дочь троянского царя Кассандру у алтаря богини Афины, т.е. совершил нечестие по отношению к божеству, у которого Кассандра искала защиты. Суд собравшихся срочно царей указывает на серьезность совершенного преступления и одновременно — на правосудие и благочестие греков.
· #5Щиты, захваченные в 425 и 421 гг., могли висеть на стенах или на колоннах. В цистерне на агоре южнее Гефестиона был найден щит с надписью: «Афиняне от лакедемонян из [Пи]лоса». Вероятно, он был одним из той серии щитов, которую видел Павсаний, хотя один из этих щитов задолго до времени Павсания по каким-то причинам из стои исчез.
· #6В тексте Диогена Лаерция «Пистоанакта» вместо «Плистоанакта».
· #7Вторая надпись восстанавливается лишь предположительно (cp. R.Е. Wycherley. The Athenian Agora, III, 1957, №№ 97 и 98, p. 45. — В дальнейшем ссылки даются в условном сокращении: W.).
· #8И далее Эсхин приводит стихотворные надписи, те же, что Плутарх, но в другом порядке (Эсхин. Против Ктесифонта, 184).
· #9Ср. Гомер. Илиада, II, 552 сл.
· #10Последних двух строк у Эсхина нет.
· #11По другой версии схолий ко «Всадникам» Аристофана, статуя Гермеса стояла в центре агоры.
· #12Ср. Псевдоплутарх. Жизнь десяти ораторов, VIII, 2. — Может быть, алтарь, посвященный Гермесу Каллистратом, не был первым по времени алтарем.
· #13Ср. в словаре Гарпократиона под словом «гермы».
· #14Первые же слова этого отрывка: «выше Керамика и стой, называемой „Царской“, — подверглись различным толкованиям. Дело в том, что греческий предлог «hyper» с винительным падежом значит одновременно и «выше», и «за»; перевод топографически важного свидетельства Павсания, таким образом, может быть двояким: «За Керамиком и Царской стоей» или «выше Керамика и Царской стои», что существенно изменяет местоположение памятника. Немецкий ученый Е. Райц, тщательно исследовав все случаи употребления Павсанием предлога «hyper» в местном значении, установил, что трижды он употреблен в значении «за» и 63 раза в значении «выше». В сочетании с родительным падежом 13 раз — в первом и 68 раз — во втором смысле. Поэтому, хотя вопрос о точном переводе этого предлога в данном пассаже и остается до конца не решенным, Райц полагает, что перевод этого предлога в значении «выше» может быть предпочтен другому значению (Ed. Reitz. De praepositionis ‘???? apud Pausaniam Periegetam usu locali, 1891). Это предположение, как уже отмечалось в литературе, подтверждается замечаниями и в словаре Гарпократиона, где в одном случае местоположение храма Гефеста и святилища Еврисака определяется на Рыночном холме, а в другом — указано, что святилище Еврисака находится на территории дема Мелите, который, включая в себя Рыночный холм, заканчивался у западной части агоры.
· #15Н. Koch. Studien zum Theseustempel in Athen. 1955.
· #16H.A. Thompson. The Pedimental Sculpture of the Hephaisteion. Hesp., XVIII, 1949.
· #17Ch. Picard. L’Eleusinon d’Ath?nes et les tr?pieds de l’Anthippassia. RA, XI, 1, 1938; Inadvertances possibles au sujet de l’Eleusinion. RA, XII, 1, 1938; Les pr?tendus «Jardins d’H?phaistos» ? Ath?nes. RA, XI, 1, 1938; Enigmes de la topographie d’Ath?nes. RA, XII, 2, 1938; Jardins sacr?s. RA, XII, 2, 1938; Les sculptures du Pseudo-Th?seion d’Ath?nes. RA, XIII, 1, 1939.
· #18Мужскую фигуру на восточном фризе Бр. Сауэр отожествил с Гефестом (Br. Sauer. Das sogennante Theseion und sein plastischer Schmuck. Leipzig, 1899); Ш. Пикар, отвергая это отожествление, считает, что это — фигура Диониса (RA, XIII, 1, 1939).
· #19W.В. Dinsmoor. Observations on the Hephaisteion. Hesp., Suppl. V, 1941.
· #20В 475 г. Кимон, по предписанию полученного им оракула, перенес останки Тесея из Скироса в Афины.
· #21К празднествам в честь Тесея допускались и неафиняне.
· #22Е. Delebecque. Euripide et la guerre du P?loponn?sse. Paris, 1951.
· #23Ср. также стихи 334 сл. с фронтоном храма (см. стр. 228 сл.).
· #24Возражения Г. Коха и Ш. Пикара о непричастности культа Афины и Гефеста к священным садам, несомненно, очень серьезны. Но следует обратить внимание на то, что этот так называемый «сад Гефеста» возник не раньше IV в., тогда как статуи богов были поставлены в последней четверти V в. Если принять замечания Коха о связи сада с культом Тесея и Геракла и соображения Пикара, отожествляющего Тесейон-Гефестион с Элевсинием, то не менее странным представляется сравнительно позднее появление насаждений в районе храма на Рыночном холме (ср. Н. Koch, там же; Ch. Picard, RA, XI, 1, 1938; ХЛ, 2, 1938).
· #25Размеры стилобата — 15,168 м * 33,244 м, храма — 13,70 м * 31,77 м длины.
· #26Последовательность изображенных подвигов такова: 1) немейский лев; 2) лернейская гидра; 3) керинейская лань; 4) эриманфский вепрь; 5) конь Диомеда; 6) Кербер; 7) борьба с амазонками; 8-9) борьба с исполином Герионом, владетелем огромных стад быков; 10) Геспериды.
· #27В метопах оказались выпущенными борьба Геракла со стимфальскими птицами, очищение Авгиевых конюшен и поимка критского быка.
· #28Четыре метопы южной стороны: 1) Тесей и Перифой; 2) Синис; 3) марафонский бык; 4) Минотавр. Северные: 1) дикий кабан Кроммиона; 2) Скирон; 3) Прокруст, 4) единоборство с исполином Керкионом.
· #29Восточный фриз занимает всю ширину храма, вплоть, до перекрытия периптерной колоннады; западный кончается над антами. Каждая плита восточного фриза содержит пять фигур, кроме последней, самой южной, на которой четыре фигуры. На западном фризе пять фигур на каждой плите, обычно три лапифа и два кентавра; обратное соотношение только на второй с севера плите.
· #30В одной группе (вторая плита) Афина, Гера и Зевс; во второй (пятая плита), — может быть, Посейдон, Амфитрита или Афродита, но если принять предположение Коха, — третья фигура может быть Гефестом.
· #31Ср. анализ К. Блюмеля (С. Bl?mel. Phidiasische Reliefs und Parthenonfries. Berlin, 1957).
· #32Дерево и дракон, вероятно, были бронзовыми.
· #33По другой версии, дракон был отравлен Гесперидами.
· #34Тема апофеоза Геракла была уже отображена в 570—550 гг. на поросовом фронтоне строившегося храма, найденного на Акрополе в персидских обломках, а также на афинской сокровищнице в Дельфах, где были изображены подвиги Геракла и Тесея. Эти сюжеты были очень распространены и в вазовой живописи афинских гончаров.
· #35Высота колонн нижнего ряда — 3,91 м, верхнего — 2,23 м. Колонны и архитрав были из пентеликонского мрамора.
· #36Ширина основания — 3,086 м.
· #37Сам Августин, однако, полагает, что основанием легенды скорее всего послужило толкование имени Эрихтония.
· #38S. Papaspyridi-Karusu. Alkamenes und das Hephaisteion. AM, B. 69/70, 1954/1955, стр. 79-94.
· #39Алтарь Прометея находился за городом — в Академии.
· #40Cp. R.Е. Wycherley. The Athenian Agora, vol. III, (1957), стр. 25-45.
· #41Ср. также в словаре Свиды (X в. н.э.) под словом «basileios stoa».
· #42Текст считался испорченным; была сделана попытка переставить слово «Зевса» из первого предложения во второе.
· #43Ср. подробное описание здания у Томпсона (Hesperia, VI, 1, 1937). Общая площадь здания около 46,55 м (с севера к югу) и около 18 м (с востока к западу). Семь колонн внутреннего ряда, по-видимому ионического ордера, но без каннелюр, имели впереди двух крайних колонн еще по одной колонне. Боковые стены крыльев были сплошными, заканчиваясь к агоре антами. Кроме колонн, весь антаблемент был тоже из мрамора, за исключением триглифов, которые были из пороса. Крыша поддерживалась деревянными стропилами и была покрыта терракотовыми черепицами.
· #44Ш. Пикар (Ch. Picard. Les acrot?res de la Stoa Basileios et ceux du «PseudoTheseion». RA, XII, 1938, стр. 95-96), однако, оспаривает выводы, к которым пришел Г.А. Томпсон (Hesperia, VI. 1, 1937, стр. 5 сл.), считая, что испорченный конец текста Павсания (I, 3 ??? ?? ????? ???????? ????????*** ??? ?????? ??????? ??? ????) позволяет предполагать, что речь у древнего географа шла не о двух только, а по меньшей мере о трех скульптурных акротериях. Кроме того, Пикар считает маловероятным соединение на одном здании терракотовых и мраморных акротериев. Он отмечает также, по аналогии с афинским храмом на Делосе, невероятность соответствия центрального акротерия (Тесей–Скирон) акротерию одного из двух выступающих крыльев (Эос–Кефал). Его замечание о том, почему же Павсаний остановился лишь на глиняных акротериях, менее ценных, чем мраморные, о которых Павсаний не сказал ни слова, не кажется убедительным. Вполне вероятно, что на Царской стое были сохранены или воспроизведены ее более древние терракотовые акротерии, освященные легендарной традицией этого священного для афинян места. Павсаний, конечно, не ставил перед собой цели описать все архитектурные детали здания, но старинные раскрашенные терракотовые скульптуры должны были в первую очередь привлечь его внимание.
· #45Гемера значит «день»; в рассказе Гесиода богиня названа Эос («Утренняя заря»). Несколько более поздняя версия об Эос и Кефале была представлена мраморным акротерием в храме афинян на о. Делосе.
· #46Платон, Федр, 235D; Плутарх (Солон, 25) относит это к клятве фесмофетов, приносимой на агоре; Демосфен, LIV, 26 (на него ссылается Гарпократион).
· #47Элиан. Пестрые истории, VI, 1. — Обычно это событие датировалось 506 г. до н.э. Однако в издании Меритта (В.D. Meritt, H.T. Wade-Gery and M.F. McGregor. The Athenian Tribute Lists, vol. III, 1950, стр. 294-297) победа над Халкидой и раздел земли Гиппоботов и Педантского поля на храмовую и государственную землю датируется временем Перикла — 446 г. до н.э.
· #48Дж.Г. Оливер думает, что, кроме более древней записи законов на стене стои, еще одна стена из соединенных плит перед стоей предназначалась для выставления законов, пересмотренных в 403 г. (ср. Hesperia, IV, 1, 5 сл).
· #49Ср. Андокид, I, 82 сл. (399 г.).
· #50Ср. Псевдодемосфен, XXV, 23.
· #51Ср. «Большой этимологии» и словарь Свиды, в обоих со ссылкой на оратора Гиперида.
· #52В первый период существования размеры парапета с востока на запад — 9,35 м и с севера на юг — 9,85 м; после восстановления его длина с севера на юг — 9,86 м, а с востока на запад — 9,05 м. Различия состоят в ином способе укрепления мраморных плит парапета, поставленных на поросовом фундаменте.
· #53У Диодора (XII, 39,1) сообщается другая версия: «Из тех, кто работал вместе с Фидием, некоторые, подученные врагами Перикла, сели просителями у алтарей богов».
· #54Стаций, Фиваида, XII, ст. 481-509.
· #55В надписи первой половины IV в. (IG, II2, 4564; W., 376, стр. 122) читаем: «Филипп, сын Ясидема из Колона, посвятил это двенадцати богам и Счастливой судьбе» (база для статуи из пентеликонского мрамора).
· #56Были обнаружены ямы (ок. 1 м в диаметре и такой же глубины), засыпанные землей другого качества. Фрагменты керамики датируют эти работы IV в.
· #57Вторую фигуру Гетце считает Герой, но Томпсон полагает, что это тоже одна из Гесперид.
· #58Или в самом начале IV в.
· #59Позже, в начале III в., внутреннее помещение было перепланировано, и 12 рядов мраморных скамей, разделенных проходами в северо-западном и юго-восточном направлении, образовывали правильный полукруг, окаймляющий круглую площадку с бемой оратора. Кроме того, к южной стороне здания был пристроен портик, выходящий фасадом в сторону Толоса.
· #60Они избирались путем вытаскивания бобов (темных или светлых). Поэтому часто иносказательно Совет назывался «Избранным бобами».
· #61Его много раз перестраивали; в римское время он принял квадратную форму.
· #62В римский период здание Гелиеи было перестроено, и центральный двор был оформлен перистилем по шести колонн с каждой стороны. С юга на него выходили четыре помещения разных размеров.
· #63Позже водяные часы для удобства публики были перенесены в Башню ветров вблизи восточного входа на позднейшую римскую агору.
· #64Hesperia, XXII, 1953, стр. 29; XXIII, 1954, стр. 44.
· #65Ср. Hesperia, XXIII, 1954, стр. 45 сл.
· #66Софист Тимей (IV в. н.э.) в платоновском словаре (Timaios Soph., Lex. Platonicum, s.v. ????????) указывает как место постановки статуй орхестру агоры, которая во времена Писистрата служила местом праздничных зрелищ и занимала центр агоры.
· #67Обе эти скульптуры не сохранились, а по изображениям трудно судить об их отношении друг к другу.
Ср. Hesperia, V, 1936, стр. 355, примечание 1; VI, 1937, стр. 352.
· #69Это решение народа, однако, в более позднее время было дважды нарушено — для Антигона и его сына Деметрия Полиоркета, а позже — для Брута и Кассия, убийц Цезаря.
· #70Позже Агораномий помещался на агоре римского периода.
· #71Cp. J. Bekker. Anecdota graeca, Bd. I. Berlin, 1814, p. 290, 33.
· #72Халк — мелкая медная монета.
· #73Археологические исследования обнаружили здесь следы насаждений, с трех сторон обрамляющих храм. Все посадки были сделаны в цветочных горшках, за небольшими исключениями, одинаковыми по форме и выделке. Днище каждого из них аккуратно вырезано. Точная датировка не ясна; В. Томпсон полагает, что можно различить два периода: позднеэллинистический и римский (ср. Hesperia, VI, № 3, 1937, стр. 396 сл.).
· #1Выводы В. Динсмура и его периодизация истории театра положены в основу этой главы.
· #2Термин «орхестра» (площадка для танцев) образован от глагола «орхейстай» — танцевать; иногда эту площадку называли и «хоро?с», по имени выступающего на ней хора.
· #3Свида, под словом “????????“; ср. п/сл. ????????.
· #4Гесихий, п/сл. “???’???????? ???”; ср. п/сл. ???????? ???); «Тополь был в Афинах: вблизи святилища, где обрушились подмостки до создания театра».
· #5Фотий. Лексикон, п/сл. ?????.
· #6Э. Фихтер датирует раннюю орхестру 600 г., Г. Булле — около 560 г. (Писистрат), В. Дерпфельд и Ч. Анти — 534 г. (Феспид).
· #7Первый период (с расхождением в его датировке) структурно соответствует I периоду Э. Фихтера и М. Бибер (время Солона), I периоду (время Феспида) у В. Дерпфельда, А. Фрикенхауса, К. Фенстербуша, Г. Шлейфа, А. Геркана, А.В. Пикар-Кембридж и Ч. Анти и I-IV периодам Г. Булле (время Писистрата, Феспида и Эсхила). Второй период соответствует II периоду (время Перикла) у В. Дерпфельда и А. Геркана. IIa-IIв (Перикл с предшествующим периодом экспериментов) у Г. Шлейфа, IIа-IIб (время Перикла и ранний IV в. для стои) у А.В. Пикар-Кембридж, II-III периодам (Эсхил, Еврипид) у А. Фрикенхауса, К. Фенстербуша и Ч. Анти, II-IV периодам (Феспид, Эсхил, Перикл) у Э. Фихтера, II-IV периодам (начало, середина и конец V в.) у М. Бибер и V-VI периодам (Софокл, Никий) у Г. Булле. В.Б. Динсмур отмечает, что его датировка близка датировке В. Дерпфельда и что, может быть, самым важным результатом его исследования было подтверждение анализа В. Дерпфельда в его работах 1896 и 1925 гг. (cp. W.В. Dinsmoor. The Athenian Theater of the Fifth Century. Studies Robinson, I, 1951).
· #8Многие ученые вслед за Ф. Ноаком (1915 г.) и Г Фликенгером (1936 г.) думают, что на орхестру был только один вход с западной стороны (в древнейшем театре); Дж.Т. Аллен и В.Б. Динсмур, однако, убедительно отстаивают мнение В. Дерпфельда о существовании с самого начала двух боковых проходов (восточного и западного).
· #9Одеон Перикла еще не раскопан полностью. Известна длина его северной стены и положение восьми колонн (два ряда по четыре колонны в северо-восточной его части). Расстояние между колоннами показывает, что весь ряд состоял из девяти колонн по каждой стороне здания (т.е. всего 32 колонны); пропорционально уменьшаясь к центру, колонны второго ряда составляли (предположительно) 24 колонны, а третьего — 16 колонн (всего 72 колонны).
· #10Согласно античной традиции, первой трагедией, поставленной в 534 г. во время Великих Дионисий, была трагедия Феспида.
· #11Скэнэ? — палатка или будка, закрытая дощатой стенкой; предполагают, что дощатая стенка этой палатки могла иметь в раннем театре также декорационное значение.
· #12Эта окружная (или подпорная) стена орхестры возвышалась приблизительно на 2 м выше уровня храма Диониса.
· #13В.Б. Динсмур предполагает, что первые декорации такого рода могли быть изобретены Формидом для театра в Сиракузах; однако потребность в декорациях могла привести в Афинах и к самостоятельной росписи нужных картин афинскими художниками.
· #14Интересен и рассказ Плутарха о хорегии Никия, возглавлявшего в 417/6, г. священное посольство афинян на о. Делос (Никий, 17).
· #15Старый антовый храм Диониса небольшой: 8 м ширины * 13,5 м длины в плане, с портиком около 4 м и квадратной целлой — 6,5 кв. м. Длина второго храма — 21,95 м, ширина: на востоке, куда выходил портик, — 10,5 м, на западе — 9,3 м. Размеры портика: 8,1:8,9 м, целлы — 6,8:10,9 м. В центре целлы открыт большой фундамент (5 кв. м) от статуи Алкамена, который изобразил бородатого Диониса сидящим на троне.
· #16Это утверждение А. Фуртвенглера основано на точном параллелизме обеих построек друг другу. Однако В. Динсмур доказал, что в плане Дерпфельда, на котором основывался А. Фуртвенглер, чертежником была допущена ошибка. По новым, измерениям, проверенным лично им, новый храм по отношению к театру образует угол в 3°38'.
· #17Брекчия — горные породы, состоящие из сцементированных обломков щебня осадочного или вулканического происхождения.
· #18Реконструкция В. Б. Динсмура; В. Дерпфельд восстанавливал 26 колонн, а Э. Фихтер — 22.
· #19Их высота — 0,24 м, а ширина — 0,65 м.
· #20В отличие от крупного шрифта на почетных местах.
· #21Ср. Аристофан. Женщины на празднике Фесмофорий, ст. 395 и схолии к нему.
· #22Ликург, сын Ликофрона, из рода Этеобутадов, знаменитый оратор и политический деятель, управлявший в течение 12 лет афинскими финансами; годы жизни: 390-326 (или 324).
· #23От нового центра орхестры и была проведена окружность диаметром 19,61 м. Новая орхестра составляла 0,9 орхестры Эпидавра и была меньше предшествующей. Круг орхестры, обращенный к скэнэ?, не был, как прежде, очерчен.
· #24Обойдя полукругом орхестру, канал затем продолжался под землей, проходя под скэнэ? в юго-восточном направлении. Ширина его наземной части колебалась от 0,91 до 0,96 м, а глубина — от 0,87 до 1,10 м.
· #25Каждый промежуток перекрывался тремя панелями, порядок расположения которых был размечен буквами. Проход перед креслами расширялся у па?родов до 2,5 м, а в центре (перед креслом жреца Диониса Элевтерия) его ширина уменьшалась до 1,25.
· #26Центральная часть самого помещения скэнэ? составляла 46,33 м длины и 6,40 м глубины.
· #27Размер параскениев: 7 м ширины на 5 м длины. Расстояние между ними (по линии фасада) — около 20 м. Была ли скэнэ? по своей форме длинным коридором, разделенным по длине рядом четырехугольных колонн, или в ее восточной и западной частях находились помещения — остается неясным.
· #28Нижний диаметр колонн — 0,51 м; высота — примерно около 3,06 м. Восстановление приблизительного размера основано на отпечатках колонн, сохранившихся на стилобате. Архитрав достигал 0,72 м высоты; от карнизов следов не сохранилось.
· #29Проскении — буквально «место перед скэнэ?»; второе обозначение этих временных деревянных подмостков — логе?йон (собственно, «место, с которого говорят») обозначало, что здесь выступали актеры; параскении, закрывавшие с двух сторон проскений, улучшали акустику.
· #30Павсаний ошибочно считал, что статуя Эсхила поставлена значительно позже (там же). Статуя Эсхила упоминается также у Афинея (I, 19е) и у Диогена Лаерция (II, 5, 23).
· #31Рассказ об Астидаманте сохранен у Свиды; см. п./сл. ??????.
· #32Ширина диа?дзомы — около 4,56 м.
· #33Средняя высота сиденья для взрослого человека обычно равнялась 0,45 м. Вероятно, отклонение от этой нормы вызывалось экономией места.
· #34Если взять первое число (14 000), то на. каждое место приходилось бы 0,50 м.
· #35Кресла были расположены так: по шести кресел на конце двух крайних клиньев и по пяти — по краям каждого клина.
· #36Петушиный бой, установленный после персидских войн, по словам Элиана, происходил в театре раз в году. Поводом к этому послужили будто бы слова Фемистокла, обращенные к войску при виде дерущихся петухов: «Они так упорно сражаются не за родину, не за отечественных богов, не за могилы предков, не за свободу, не за детей, но каждый из них бьется, чтобы не быть побежденным и чтобы не уступить другому» (Элиан. Пестрые истории, II, 28).
· #37Раньше относили эту живопись не к портику, а к новому храму Диониса.
· #38Может быть, роспись портика была сделана еще при Никии, если она одновременна с постройкой.
· #39Этим в значительной степени и объясняется, что верхние ряды афинского театра не сохранились до наших дней.
· #40Э. Мориц устанавливает пропорцию наклона в Эпидавре — 1 2, в Афинах — 1:2,3 и в Сиракузах, где слышимость была хуже, чем в Афинах, — 1:3.
· #41Такой обычай, происходивший из стремления магического воздействия на природу (обеспечение плодородия), был известен и на праздниках других богов: при сборе первых фруктов также обмазывали лица фруктовым соком первых плодов нового урожая.
· #42См. работы К. Блюмнера, М. Бибер, Б. Хуннингера.
· #43Введение второго актера на сцену обусловило появление актеров-профессионалов. Молодой Софокл еще участвовал в некоторых своих трагедиях, но уже на немых ролях, так как голос его был слишком слаб для театра. В трагедии «Томирис» он играл на арфе, а в «Навсикае» восхитил зрителей в роли феакийской царевны искусной игрой в мяч. Во второй половине IV в. профессионализация актеров усиливается настолько, что возникают союзы «служителей Диониса», образующие впоследствии более или менее постоянные труппы, дающие представления в различных городах.
· #44Актеры различались по своему таланту и мастерству исполнения: ведущим актером (фактически и древним режиссером) был первый актер — протагони?ст; он руководил двумя остальными актерами и, отобрав роли для себя, распределял остальные между ними. Второй актер назывался девтерагонистом, третий — тритагони?стом.
· #45Лишний актер назывался «парахоре?гема». Спор идет по вопросу, сам ли он говорил на сцене или кто-нибудь за него произносил, спрятавшись за дверью скэнэ?, нужные слова. Но этот вариант вряд ли возможен, так как слова, произнесенные за стеной скэнэ?, должны были звучать гораздо слабее и могли не быть услышанными всеми зрителями.
· #46В переводе С.А. Жебелева — VII, 15.
· #1Постамент Лисикратовского храма представляет квадратное основание 4 м в ширину и 3 м в высоту. Три ступени гиметтского камня поддерживают основания колонн, высота которых около 3,55 м. Общий диаметр цилиндрического храма — 2,2 м. Лента фриза — около 0,254 м. На восточной стороне архитрава помещена следующая надпись: «Лисикрат из Кикинны, сын Лиситеида, был хорегом; фила Акамантида одержала победу по хорам мальчиков; Теон играл на флейте; Лисиад, афинянин, обучал хор; Евенет был архонтом».
· #2Археологические исследования, ведшиеся с перерывами, были закончены полностью в 1937 г.
· #3Размеры стои: 49,965 м длины * 9,75 м ширины. Интервалы между внутренними ионическими колоннами в два раза шире интервалов внешней дорической колоннады.
· #4На поросовом фундаменте в юго-западном углу портика сохранились еще in situ две ступени гиметтского мрамора и основание юго-западной колонны.
· #5Раньше эту постройку датировали II в., но новые исследования позволили пересмотреть старую датировку. Здание построено было раньше дорического портика.
· #6В настоящее время уровень воды в источнике 1,5 м от поверхности. Хотя источник условно называют цистерной, в нем нет никаких следов внутренней обмазки; следы известковых осадков на стенках показывают, что вода просачивалась также и через стенки.
· #7Размер храма in antis — 5,06 м * 4,25 м.
· #8Второй храм датируется позднеримским или даже раннесредневековым периодом. Все постройки нижней (восточной) террасы — не ранее IV в., хотя культ Асклепия возник здесь в конце V в.
· #1Сражение при Драбеске произошло в 464 г.
· #2В битве при Танагре в 457 г.
· #3Летом 431 г.
· #4Вероятно, всадники, сражавшиеся в союзе с фессалийцами против вторгшихся в 431 г. лакедемонян.
· #5В 80-х годах V в.
· #6Годы Коринфской войны: 395—387.
· #7Вероятно, в 411 г.
· #8Может быть, во время похода Александра Македонского (?).
В 413 г.
· #10В 447 г. (?).
· #11В 418 г.
· #12В 415—413 гг.
· #13В 439 г. (?).
· #14В 338 г.
· #15В 422/1 г.
· #16Поход в Ламию 223/2 г.
· #17В 449 г.
· #18В 288 г.
· #19Битва при Евримедонте в 468 г.
· #20Ф. Экштейн обращает внимание на формулировку Цицерона: neque id (sepulcrum) opere tectorio ornare. Opus tectorium в данном случае указывает на внешние отделочные работы, на штукатурку (иногда с раскраской) и облицовку стен гробницы. Г. Хиршфельд (G. Hirschfeld. Festschrift f?r J. Overbeck. 1893, стр. 13) усматривал в opus tectorium не просто штукатурные работы, но также лепку или отделку стен гробницы фресками (см. F. Eckstein. Die attischen Grabm?lergesetze. JbAI, 73, 1958, стр. 23-24).
· #21Слова Цицерона — ne hermas quos vocant licebat inponi — показывают, что речь идет не о гермах в собственном смысле слова, но о надгробиях, напоминающих по форме гермы. Ф. Экштейн думает, что речь здесь идет о каменных столбах или пилястрах, которые ставились по четырем углам продолговатых закрытых гробниц или завершали надгробный конусообразный холм — tumulus (Eckstein, ук. соч., стр. 24 и примечание).
· #22А. Milchhofer. AM, 5, 1880, стр. 164 сл. — Ср.: «In ihrem Gefolge… mu? eine tiefgreifende Umschichtung der St?ndeordnung wie auch eine gr??ere Wanderbewegung vom Lande in die Stadt eingesetzt haben» (Eckstein, ук. соч., стр. 29).
· #23Eckstein, ук. соч., стр. 29.
· #24Ср. ?? ???? ?????? … ?????????? ????????? ?? ??? ?????????? Thuc., II, 16, 1.
· #25Лев сохранился очень плохо, и надпись внизу полностью стерлась.
· #26Не случайно Павсаний так подробно описал именно этот участок некрополя.
· #27Установление этого погребального обряда приписывалось Солону Анаксименом, и вслед за ним повторяли это и схолиасты. Ф. Якоби и некоторые другие ученые считают, что введение обряда не может быть приписано Солону и что имя законодателя остается неизвестным.
· #28При обычных похоронах выставление тела разрешалось за день до похорон.
· #29Вероятно, имеются в виду погибшие в морском сражении.
· #30Ф. Якоби полагает, что во многих случаях надгробные речи произносились отнюдь не самыми знаменитыми людьми. Однако в наиболее ответственные периоды борьбы, несомненно, речи поручались людям, пользующимся большим влиянием на граждан (JHS, LXIV, 1944, 37 сл.).
· #31Их имена названы у Ксенофонта (Ксенофонт. Греческая история. II, 4, 33).
· #32Интересно отметить, что в самом начале Дромоса, по-видимому, на крайних границах древнего некрополя между Дипилонскими и Священными воротами, вскоре после вторжения Ксеркса была построена обширная купальня с горячей водой и круглым центральным помещением (5,40 м в диаметре). Эта купальня, трижды перестраивавшаяся в течение V в., является одним из первых образцов подобных купален, встречающихся позже в различных районах Греции. К концу V в. она была снесена из-за расширения Дромоса, и вместо прежнего строения владелец должен был довольствоваться несколькими комнатами. Однако и они вскоре исчезли, вероятно, потому, что город запретил иметь в этом районе частные предприятия.
· #33На архитраве сохранилась вторая короткая стихотворная надпись, в которой имя Дионисия связано с именами божеств Персефоны и Ананке.
· #34Ср. Цицерон. О законах, II, 69.
· #1Так в книге. OCR.
· #22 последних пункта в книге напечатаны дважды. Здесь удалено. OCR.
- Глава I. Афины в позднеэлладский период (1600—1200 гг.)
- Глава II. Афины XI—VIII вв. до н.э.
- Глава III. Возникновение и развитие рабовладельческой демократии (Афины VII—VI вв.)
- Глава IV. Афины в период греко-персидских войн (500—449 гг.)
- Глава V. Афины в период расцвета афинской демократии (вторая половина V в.)
- Глава VI. Афинская агора V—IV вв.
- Глава VII. Театр Диониса
- Глава VIII. Улица Треножников. Святилище Асклепия
- Глава IX. Внешний Керамик
- Литература
- Условные сокращения
- Словарь терминов
- Список иллюстраций
- Сноски из книги
- Содержание книги
- Популярные страницы