Книга: Путеводитель по Библии
Хам
Хам
Рассказав историю потопа, авторы Библии возвращаются к родословной Ноя, перечисляя имена его потомков. Эти имена почти во всех случаях представляли племена или страны. Существовал обычай называть древние племена по имени предка (реального или мифического). И если было известно название племени, то предполагалось, что его члены происходили от предка, носившего это имя (предок, от имени которого племя получает свое название, является эпонимом этого племени).
Родственные племена могли описываться как происходящие от эпонимов, которые приходились друг другу братьями, а отец этих братьев был эпонимом более обширной группы племен. Например, греки называли себя эллинами и выделяли среди себя группы родственных племен, называвшихся эолийцами, дорийцами, ахейцами и ионийцами. Все они считали себя потомками человека по имени Эллин. У Эллина, как описывалось, было два сына, Эол и Дор, и еще третий — Ксуф, имевший сыновей-близнецов Иона и Ахея.
В этом же духе Книга Бытия описывает прямых потомков Ноя:
Быт., 9: 18. Сыновья Ноя… были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.
Хамиты
Три сына Ноя представляют три крупные группы племен, известные древним авторам Библии.
Потомки Сима, как говорится в Библии, занимали Аравийский полуостров и области, прилегающие к нему на севере, в том числе и район Междуречья.
Так как к потомкам Сима относятся и сами евреи, Сим удостаивается особого почтения; к тому же он был старшим сыном Ноя — во всяком случае, он упоминается первым.
Именно поэтому языки, на которых говорили люди в этой области, считаются «семитскими» («Сем» — греко-латинская форма слова «Сим»). К ним относятся еврейский, ассирийский, арамейский и арабский.
Потомки Хама обитали главным образом в той части Африки, что примыкала к Азии. Поэтому языки, на которых первоначально говорило население Северо-Восточной Африки, получили название «хамитских». В их число входят коптский (язык древнеегипетского происхождения), берберские языки Северной Африки и некоторые эфиопские языки, например амхарский.
Потомки Иафета населяли области к северу и востоку от Междуречья. Иногда «яфетическими» называют некоторые языки северных горных районов Кавказа. Изредка это название используется шире — например, в число яфетических языков включают древнеперсидский. Так как персидский язык родствен языкам, на которых говорят в Индии и Европе, то в широком смысле можно считать, что и эта книга написана на яфетическом языке (хотя в современной науке английский относят к группе индоевропейских языков).
Однако будет ошибкой полагать, что авторы Библии считали языковую общность критерием близости между народами. Гораздо чаще они руководствовались политическими отношениями и географическим соседством. Нередко такие связи действительно свидетельствовали о расовом родстве, так что термины «семитский» или «хамитский» иногда оказывались вполне логичными — иногда, но далеко не всегда.
Главный пример тому — история с Ханааном. Народ, обитающий в этой земле во времена вторжения евреев, говорил на семитском языке, и культура их была родственна культуре района Междуречья. Согласно современной терминологии, хананеи были семитами.
Однако в Книге Бытия, 9: 18 недвусмысленно заявляется: «Хам же был отец Ханаана». Причина этого проста. Приблизительно за три столетия до того, как евреи завладели Ханааном, эта земля была захвачена египетской армией и долгое время являлась частью Египетской империи. Так как Египет был крупнейшим хамитским государством, то в соответствии с нормами того времени вполне естественно, что Ханаан представлен сыном Хама.
В конце 9-й главы Бытия рассказывается о том, как Ной, оскорбленный своим вторым сыном Хамом, проклял его и присудил вместе с его сыном Ханааном к рабству у его братьев. Здесь отражен тот факт, что во времена записи Бытия хананеи действительно были порабощены израильтянами — потомками Сима.
Некоторые считают сейчас, что Хам олицетворяет темнокожих и что эта библейская глава может быть использована для оправдания рабовладения. Но это чистейший вздор. Авторы Библии не считали темнокожими африканцами ни Хама, ни Ханаана, ни их потомков.
- Бытие
- Бог
- День седьмой
- Господь Бог
- Человек
- Едем (Эдем)
- Река Евфрат
- Змей
- Ева
- Каин и Авель
- Нод
- Енох, сын Каина
- Сиф
- Енох, сын Сифа
- Арарат
- Хам
- Иафет
- Хуш (Куш)
- Нимрод
- Арам
- Вавилон
- Ур Халдейский
- Харран (Харан)
- Ханаан
- Египет
- Фараон
- Река Иордан
- Хеврон
- Амрафел
- Долина Сиддим
- Рефаимы
- Салим
- Дамаск
- Хеттеи (хетты)
- Измаил
- Обрезание
- Содом и Гоморра
- Моав и Бен-Амми (моавитяне и аммонитяне)
- Герар
- Вирсавия (Беер-Шеба)
- Фаран
- Мориа
- Арам и Кеседа
- Махпела
- Месопотамия
- Сирия
- Мадиан
- Эдом (Едом)
- Вефиль
- Рувим и его братья
- Сеир
- Израиль
- Сихем
- Еммор Евеянин
- Ефрафа
- Валла
- Амалик
- Сеир Хорреянин
- Бела и Иовав
- Потифар
- Фарес и Зара
- Фараон (Иосифа)
- Река (Нил)
- Он
- Гесем
- Ефрем и Манассия
- Иуда