Книга: Путеводитель по Библии
Иуда
Иуда
Затем Иаков призвал всех своих сыновей собраться у его смертного одра, чтобы предречь будущее каждому из них. В этом «Завещании Иакова», похоже, отражена ситуация времен Давида.
Речь Иакова окрашена пророческим смыслом, который, вероятно, легко понимали люди того времени, так как в ней говорилось об известных им событиях.
Колена первых трех сыновей Иакова рассеялись быстро. Рано возвысившись, они полностью угасли ко времени царствования Давида:
Быт., 49: 3–5. Рувим, первенец мой… Но ты бушевал, как вода, не будешь преимуществовать. Ибо ты взошел на ложе отца твоего… Симеон и Левий братья, орудия жестокости в их жилище…
Быт., 49: 7. Проклят гнев их…
По преданию, причиной неудачной судьбы этих сыновей Иакова было совращение Рувимом Валлы и нападение Симеона и Левия на Сихем.
В своем обращении к четвертому сыну Иаков предстает величественным пророком:
Быт., 49: 8. Иуда! тебя восхвалят братья твои.
Быт., 49: 10. Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его…
Здесь отражен факт, что именно Давид из колена Иуды создал крепкое и могущественное царство в земле Израильской. К тому времени израильтяне покорили всех своих врагов и установили власть над всей западной частью Плодородного Полумесяца. История Израиля здесь как бы достигает своей высшей точки, торжества, которым окрашена вся эта часть Ветхого Завета.
Конечно, менее чем через столетие после прихода Давида к власти его царство распалось на два отдельных, и иудейская династия Давида удержала лишь меньшую половину. По-видимому, 49-я глава Бытия была окончательно оформлена еще до раскола царства.
Однако царствование династии Давида над южной частью страны не прерывалось до 586 г. до н. э., поэтому на протяжении четырех веков «скипетр не отходил от Иуды».
Об остальных братьях (кроме одного) говорится кратко и загадочно, но в целом благосклонно. Исключением, разумеется, является Иосиф, который безудержно восхваляется — и это явное свидетельство значительности колен Ефрема и Манассии на протяжении всего периода истории колен Израиля вплоть до образования царства Давида.
Все это также могло иметь дипломатическое значение. Северные колена не слишком благожелательно относились к превосходству Иуды, и они действительно довольно быстро рассеялись. Но было бы неблагоразумно умалять заслуги их знаменитых представителей.
Благословив своих сыновей, Иаков умер в возрасте 147 лет и, как завещал, был погребен своими сыновьями в Ханаане в пещере Махпела, где уже были похоронены его дед и бабка — Авраам и Сарра, его родители — Исаак и Ревекка, и одна из его жен — Лия.
Спустя полвека умер и Иосиф в возрасте 110 лет. На этом и завершается Книга Бытия, события которой приходят к концу предположительно в 1650 г. до н. э. Опускается занавес и над Египтом, над которым гиксосы устанавливают жесткий контроль, а израильтяне продолжают оставаться там желанными гостями.
Когда раскроется следующая книга и занавес поднимется вновь, пройдет уже четыре столетия и положение резко изменится.
- Бытие
- Бог
- День седьмой
- Господь Бог
- Человек
- Едем (Эдем)
- Река Евфрат
- Змей
- Ева
- Каин и Авель
- Нод
- Енох, сын Каина
- Сиф
- Енох, сын Сифа
- Арарат
- Хам
- Иафет
- Хуш (Куш)
- Нимрод
- Арам
- Вавилон
- Ур Халдейский
- Харран (Харан)
- Ханаан
- Египет
- Фараон
- Река Иордан
- Хеврон
- Амрафел
- Долина Сиддим
- Рефаимы
- Салим
- Дамаск
- Хеттеи (хетты)
- Измаил
- Обрезание
- Содом и Гоморра
- Моав и Бен-Амми (моавитяне и аммонитяне)
- Герар
- Вирсавия (Беер-Шеба)
- Фаран
- Мориа
- Арам и Кеседа
- Махпела
- Месопотамия
- Сирия
- Мадиан
- Эдом (Едом)
- Вефиль
- Рувим и его братья
- Сеир
- Израиль
- Сихем
- Еммор Евеянин
- Ефрафа
- Валла
- Амалик
- Сеир Хорреянин
- Бела и Иовав
- Потифар
- Фарес и Зара
- Фараон (Иосифа)
- Река (Нил)
- Он
- Гесем
- Ефрем и Манассия
- Иуда