Книга: Путеводитель по Библии
Едем (Эдем)
Едем (Эдем)
Сотворив человека, Бог приготовил ему место для обитания, в связи с чем в Библии появляется первый топоним:
Быт., 2: 8 .И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке…
Следует обратить внимание, что сам райский сад не называется Едемом (Эдемом). Говорить об «Эдеме» как о синониме «райского сада» — все равно, что считать Калифорнию синонимом Йосемитского парка.
Райский сад был насажен где-то в земле, называвшейся Эдем, и местонахождение этой земли — «восток». Направление на восток указывается от Ханаана — центра библейской истории и родины создателей и первых читателей Бытия.
Здесь возникает вопрос: где же находится Эдем?
Отвечали на него по-разному, но приемлемого и точного ответа так и не нашли. И все же, если избрать простейший и самый прямой ход мысли, разумное решение вопроса придет само.
Прежде всего, рассмотрим географию этого региона не того времени, к которому древние евреи относили сотворение человека (около 4000 г. до н. э., согласно современной датировке), а в гораздо более позднего — в период, когда был записан материал Книги Бытия.
Эдемский сад
Отчасти в основе Книги Бытия лежат очень древние предания, но впервые они были записаны только в IX в. до н. э. Другие фрагменты Бытия записаны еще несколькими веками позже, а весь его текст в известном нам виде был объединен только к V в. до н. э.
Поэтому географические указания, встречающиеся в Бытии, следует рассматривать применительно к ситуации, существовавшей между IX и V вв. до н. э. (то есть в ассирийский период или несколько позже).
Иными словами, если бы кто-нибудь в наши дни решил написать книгу об американских индейцах XIV в., он говорил бы об «индейских племенах, обитавших на территории нынешних Соединенных Штатов». Но если бы он пожелал сэкономить место, то мог бы выразиться короче: «индейцы США». Он с полным правом мог бы счесть, что читатели прекрасно понимают: в XIV в. никаких Соединенных Штатов еще не существовало. В древние времена печатных станков не было, каждый экземпляр книги изготовлялся вручную, и необходимость в экономии места была гораздо острее. Так что едва ли кто-нибудь стал бы писать: «И насадил Господь Бог рай на востоке, в земле, которую мы называем сейчас Эдемом».
Итак, следует задать себе вопрос: где же в ассирийский период находился Эдем? И в Библии мы находим на него совершенно прямой ответ. Эдем упоминается в ней несколько раз — не как таинственное местонахождение райского сада, по которому бродили Адам с Евой, но как самая обычная область, завоеванная ассирийцами в VIII в. до н. э.
Когда ассирийское войско Синахериба осадило Иерусалим в 701 г. до н. э., к людям, защищавшим стены города, были отправлены послы с предупреждением, чтобы они не уповали на то, что их Бог даст им спасение: боги других народов не спасли эти народы от ассирийского завоевания:
4 Цар., 19: 12. Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их? — Спасли ли Гозан, и Харан, и Рецев, и сынов Едена, что в Фалассаре?
Фалассар (в Исправленном стандартном переводе — «Тел-ассар») — это название ассирийской провинции, которая в ассирийских надписях упоминается как «Тил-асури». Она протянулась в среднем течении Евфрата по обе стороны реки, а значит, действительно находилась к востоку от Ханаана (приблизительно в 400 милях).
И все же вовсе не стоит полагать, что в Библии подразумевалась именно эта особая, относительно небольшая область Эдема в провинции Фалассар. Названия мест со временем нередко распространяются на более широкую область. Так, название Азия, первоначально относившееся к той ее западной части, которая сейчас считается территорией Турции, распространилось почти на весь огромный континент; и почти на такой же обширный континент распространилось название Африка, первоначально обозначавшее северную часть современного государства Тунис.
Следовательно, слово «Эдем» вполне могло использоваться не только как особый географический термин, но и как общеизвестное название долины реки Евфрат. И это вполне правдоподобно: согласно Библии, Эдем — это колыбель человеческой расы, а при археологических раскопках обнаружилось, что именно на берегах Евфрата возникла одна из самых ранних цивилизаций.
К 3000 г. до н. э. на берегах Евфрата появилось множество процветающих городов и раскинулась сложная сеть оросительных каналов; здесь же была изобретена письменность и человек совершил немало других открытий, которые ассоциируются у нас с цивилизованной жизнью.
- Бытие
- Бог
- День седьмой
- Господь Бог
- Человек
- Едем (Эдем)
- Река Евфрат
- Змей
- Ева
- Каин и Авель
- Нод
- Енох, сын Каина
- Сиф
- Енох, сын Сифа
- Арарат
- Хам
- Иафет
- Хуш (Куш)
- Нимрод
- Арам
- Вавилон
- Ур Халдейский
- Харран (Харан)
- Ханаан
- Египет
- Фараон
- Река Иордан
- Хеврон
- Амрафел
- Долина Сиддим
- Рефаимы
- Салим
- Дамаск
- Хеттеи (хетты)
- Измаил
- Обрезание
- Содом и Гоморра
- Моав и Бен-Амми (моавитяне и аммонитяне)
- Герар
- Вирсавия (Беер-Шеба)
- Фаран
- Мориа
- Арам и Кеседа
- Махпела
- Месопотамия
- Сирия
- Мадиан
- Эдом (Едом)
- Вефиль
- Рувим и его братья
- Сеир
- Израиль
- Сихем
- Еммор Евеянин
- Ефрафа
- Валла
- Амалик
- Сеир Хорреянин
- Бела и Иовав
- Потифар
- Фарес и Зара
- Фараон (Иосифа)
- Река (Нил)
- Он
- Гесем
- Ефрем и Манассия
- Иуда