Книга: Путеводитель по Библии
Ур Халдейский
Ур Халдейский
11-я глава Бытия заканчивается беглым перечислением потомков Сима и Арфаксада. И вновь указывается возраст каждого жившего после потопа патриарха ко времени рождения его наследника, а затем сообщается, сколько еще лет он прожил после этого. В целом возраст жизни этих патриархов постепенно уменьшается. Сим прожил 602 года (то есть меньше по сравнению с Мафусаилом, прожившим 969 лет). Фарра же, родившийся через восемь поколений, жил всего 205 лет, а срок жизни его прямых потомков был менее 200 лет.
Если произвести подсчет, выходит, что Аврам, сын Фарры, родился через 292 года после потопа — или примерно в 2100 г. до н. э. Проверить это по другим источникам, кроме Библии, невозможно, но даты более поздних библейских событий будут достовернее, если дату рождения Аврама отнести к более позднему времени — может быть, вскоре после 2000 г. до н. э.
Сейчас не представляется возможным судить о том, были ли Аврам и его прямые потомки реальными личностями или, как в случае с Нимродом, несли в себе черты реально существовавших исторических персонажей. Если мы воспримем библейский Рассказ в его буквальном значении, то, разумеется, Аврам был Реальной личностью, причем психологически правдоподобной.
Аврам (чье имя позже было изменено на более известное сейчас Авраам) — первый патриарх, от которого евреи ведут свое происхождение — не только физическое, но и духовное. Значительность Авраама, по сравнению с предшествующими патриархами, — в том, что он первый отправился в Ханаан и, согласно легендам, которые не вошли в Библию, публично отказался поклоняться идолам и стал убежденным монотеистом. (Предания разъясняют, что его отец, Фарра, изготавливал идолов, а Аврам в гневе разбил их.)
История Аврама начинается в Междуречье — в средоточии первых одиннадцати глав Бытия:
Быт., 11: 27–28. …Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота. И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском.
Таким образом, Ур может считаться родиной Аврама и его семьи.
Ур был шумерским городом, основанным не позднее 3500 г. до н. э., а возможно, и намного раньше. Он располагался на правом берегу Евфрата, приблизительно в 140 милях юго-восточней Вавилона, прямо на том месте, которое было тогда побережьем Персидского залива. В шумерские времена Ур был значительным городом, культовым центром бога луны Сина, в котором находился внушительный зиккурат, и, возможно, этот город процветал за счет морской торговли, как и многие прибрежные поселения.
Около 2500 г. до н. э., во времена правления «первой династии», Ур переживал период значительного расцвета. Однако через два с половиной столетия он пал под натиском победоносных армий Лугальзагеси, а позже — Саргона Древнего.
Жителям Ура и историкам, изучавшим его, эти завоеватели должны были представляться в весьма неблагоприятном свете. Если в образе Нимрода действительно отразились смутные воспоминания о Лугальзагеси и Саргоне, то весьма интересно, что в одной из еврейских легенд он представлен как царь Вавилонии, предпринявший неудачную попытку убить новорожденного Аврама.
После падения Аккадского царства Ур во времена «третьей династии» снова вступил в период величия и расцвета торговли. Этот последний этап могущества Шумера пришелся на годы между 2050-м и 1950 гг. до н. э., и именно в это время был рожден Аврам.
Ур продолжал существовать на протяжении всех событий, описанных в Ветхом Завете, и о нем упоминается в поздних документах, датированных 324 г. до н. э. Однако ко времени записи Бытия Ур представлял собой всего лишь заброшенную деревню Авторы Бытия при упоминании города, который, благодаря рождению в нем Аврама, вызывал особый интерес у читателей, ощущали потребность как-то идентифицировать его. Поэтому они назвали этот город «Ur kasdim», что было переведено как «Ур халдейский».
Халдеи — это аравийское племя, вторгшееся в Вавилон с юга около 1150 г. до н. э., сразу же вслед за арамеями. Со времен Аврама прошло около тысячи лет, прежде чем Ур действительно стал частью халдейской территории. Но все же в ассирийский период халдеи были самым могущественным племенем среди вавилонского населения, и название Ур Халдейский, несмотря на анахронизм, идентифицирует город совершенно точно.
- Бытие
- Бог
- День седьмой
- Господь Бог
- Человек
- Едем (Эдем)
- Река Евфрат
- Змей
- Ева
- Каин и Авель
- Нод
- Енох, сын Каина
- Сиф
- Енох, сын Сифа
- Арарат
- Хам
- Иафет
- Хуш (Куш)
- Нимрод
- Арам
- Вавилон
- Ур Халдейский
- Харран (Харан)
- Ханаан
- Египет
- Фараон
- Река Иордан
- Хеврон
- Амрафел
- Долина Сиддим
- Рефаимы
- Салим
- Дамаск
- Хеттеи (хетты)
- Измаил
- Обрезание
- Содом и Гоморра
- Моав и Бен-Амми (моавитяне и аммонитяне)
- Герар
- Вирсавия (Беер-Шеба)
- Фаран
- Мориа
- Арам и Кеседа
- Махпела
- Месопотамия
- Сирия
- Мадиан
- Эдом (Едом)
- Вефиль
- Рувим и его братья
- Сеир
- Израиль
- Сихем
- Еммор Евеянин
- Ефрафа
- Валла
- Амалик
- Сеир Хорреянин
- Бела и Иовав
- Потифар
- Фарес и Зара
- Фараон (Иосифа)
- Река (Нил)
- Он
- Гесем
- Ефрем и Манассия
- Иуда
- Царь Халдейский
- Автомобильная проблема
- Тахтамышево
- Домодедовский район
- Петергофская улица
- * Площадь Высокого Рынка – Хоэр Маркт
- От «серебряного века» до пионерского детства
- Бракенбюрг, Рихард Гондиус, Абрагам Гэль, Иост ван
- Гостиница Демута (наб. реки Мойки, 40)
- Констатиновский проспект
- Могучий Венсенский замок
- Как подняться на Эйфелеву башню без очереди