Книга: Петербург Достоевского. Исторический путеводитель
Сенатская площадь
Сенатская площадь
Памятник основателю города Петру Великому, с легкой руки Александра Пушкина получивший название «Медный всадник», – центральный символ Петербурга в русской литературе. «Все мы находимся в вибрациях его меди», – писал в 1910 году Александр Блок.
Установка первого в России памятника Петру стала частью кампании, предпринятой Екатериной II для упрочения своего положения на троне. София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская в 1745 году стала супругой будущего Петра III – наследника русского престола, внука основателя Петербурга. В 1762-м, через полгода после его воцарения, она возглавила государственный переворот.
Петр III был низложен и убит, а она, под именем Екатерины II, волею генеалогической случайности 34 года правила Российской империей. Именно при ней культ Петра Великого был возведен в ранг государственной идеологии. На постаменте надпись на латыни и на русском: «Петру Первому – Екатерина Вторая».
Французский скульптор Этьен Морис Фальконе, рекомендованный Екатерине Дидро и Вольтером, работал над монументом с 1768 по 1778 год.
Ему помогали француженка М. Колло и русский ваятель Ф. Гордеев. Окончательно памятник был открыт в 1782 году в присутствии двора и гвардии.
Конь, вздыбленный могучей рукой Петра, на обрыве естественной гранитной скалы (она была найдена под Петербургом и с огромными сложностями доставлена на площадь для дальнейшей обработки) – аллегория петровского переворота в русской истории. Клубящаяся под копытами коня змея олицетворяет противников петровской реформы. Сам по себе памятник характерен для классицистического Петербурга. По остроумному замечанию француза Кюстина, «эта человеческая фигура на коне ни антична, ни современна: это римлянин времен Людовика ХV». Медный всадник как ни одно архитектурное сооружение города оброс литературными и историческими ассоциациями.
В октябре 1833 года Пушкин написал «Медного всадника» – короткую поэму с подзаголовком «Петербургская повесть». Поэма эта на 150 лет вперед определила итог полемики о месте Петербурга в русской истории.
Вступление в «Медный всадник», известное наизусть каждому образованному русскому, – гимн великому городу, апология Петра и его столицы.
Сюжет самого повествования прост. Евгений, бедный петербургский чиновник, любит девушку по имени Параша. Они живут по разные стороны Невы: Евгений – в Коломне, Параша – в Гавани. Страшное наводнение 19 ноября 1824 года отрезает их друг от друга. Евгений пережидает его у Медного всадника. Параша гибнет, Евгений сходит с ума от горя. В безумном кружении по городу он снова оказывается около памятника «того, чьей волей роковой под морем город основался», вспоминает случившееся и проклинает Петра, построившего город на гиблом месте. Ему кажется, что памятник срывается с пьедестала и преследует его по улицам Петербурга.
Поэма, как и большинство сочинений Пушкина, не имеет однозначного толкования. Автор не принимает ни сторону Петра, ни сторону Евгения.
Но с тех пор в русской литературе, более всего в поэзии, конфликт поэмы трактуется, как минимум, трояко: маленький чело век (Евгений) – государство (Петр); цивилизация (Петр, Петербург) – природа; Московская Русь, Москва – Российская империя, Петербург.
В ряд символов русские поэты позже включили и змею из-под копыт Медного всадника.
Многозначность Медного всадника и порождаемых им ассоциаций многократно возрастает и оттого, что у подножия памятника 14 декабря 1825 года произошло событие, ставшее переломным в русской истории, – восстание декабристов.
В ноябре 1825 года на юге России, в Таганроге, умер победитель Наполеона – Александр I. Он был бездетен, и, по закону, ему должен был наследовать следующий по старшинству брат – Константин. Но император, минуя Константина, завещал престол другому брату – Николаю. Константин, в отличие от Николая, был популярен в гвардии.
Междуцарствие послужило сигналом членам тайных обществ, существовавших в гвардии. Сторонники конституции и равенства подданных перед законом (а значит, освобождения крепостных), они черпали свою идеологию у Монтескье и Адама Смита, использовали опыт прусского «Тугендбунда» (тайное общество для борьбы с французскими оккупантами) и русские традиции дворцовых переворотов.
Когда стало очевидно – Константин престола не примет (на 14 декабря намечена присяга Николаю), – заговорщики решили захватить Сенат, располагавшийся рядом с Медным всадником, и заставить сенаторов провозгласить конституцию. Однако, заранее оповещенный о готовящемся заговоре, Николай собрал сенаторов накануне в Зимнем дворце.
С утра 14 декабря сторонники переворота (3 тысячи офицеров и солдат) встали в каре между Медным всадником и Сенатом. Постепенно их окружили 12-ю тысячами верных правительству войск. Многочасовое стояние на холодном декабрьском ветру закончилось тремя залпами правительственной артиллерии. Восставшие (по месяцу события их назвали декабристами) были рассеяны и арестованы. Пятерых после суда повесили, более сотни заговорщиков сослали на каторгу и в ссылку.
С петровского времени просвещенное дворянство и императорская власть были, в общем, едины в своих устремлениях. С 1825 года судьбы государства и интеллигенции, Медного всадника и Евгения в Российской империи начинают расходиться.
Достоевский постоянно возвращался к проблематике, ассоциируемой с Медным всадником. Петровская реформа находилась в центре главного, на десятилетия, спора двух направлений российской общественной мысли – славянофилов и западников.
Первые полагали, что петровские реформы (и основание Петербурга) – насилие над прирожденными свойствами русского народа, его культурой и государственностью. Петербург – чужеродный нарост на теле России:
Вторые, напротив, считали: только с Петром Россия вышла из тупика изоляции на большак европейской культуры, а Петербург – зримое свидетельство этого выхода: «Петербург… новый город в старой стране, следовательно, есть новая надежда, прекрасное будущее этой страны» (В. Белинский).
Достоевский был ближе к славянофилам: «Петровские реформы создали у нас своего рода statum in statu (государство в государстве). Они создали так называемое образованное общество, переставшее… мыслить о Руси… изменявшее народным интересам, совершенно разобщенное с народной массой, мало того, ставшее во враждебное к ней отношение», «Культуры у нас нет (что есть везде), а нет – через нигилиста Петра Великого».
Но если Петру он не отказывает по крайней мере в стремлениях по усилению русского государственного величия, обещающего в будущем алкаемое им торжество славянства, то Петербург для писателя всегда оставался городом искусственным.
«Народ… Ведь это море, которого мы не видим, запершись и оградясь от народа в чухонском болоте. Люблю тебя, Петра творенье. Виноват, не люблю его – окна, дырья и монументы».
- Медный всадник
- Сенатская площадь
- Здание Сената и Синода
- Сенатская площадь, 1-3
- Манеж конногвардейского полка
- Конногвардейский бульвар, 2
- Исаакиевский собор: интерьер, колоннада
- Исаакиевская площадь, 4
- Панорама Васильевского острова
- Биржевая площадь
- Николаевский (ныне – Благовещенский) мост
- Здание Академии художеств
- Университетская набережная, 17
- Академическая пристань
- Румянцевский сквер
- Меншиковский дворец
- Университетская набережная, 15
- Манеж кадетского корпуса
- Университетская набережная, 13
- Дворец Петра II
- Университетская набережная, 11
- Здание Двенадцати коллегий
- Университетская набережная, 7-9
- Памятник М. В. Ломоносову
- Здание Академии наук
- Университетская набережная, 5
- Кунсткамера
- Университетская набережная, 3
- Вид с колоннады Исаакиевского собора на юг города
- Дом Шиля
- Вознесенский проспект, 8
- Гостиница «Наполеон» (ныне – «Англетер»)
- Малая Морская, 24
- Дом Мятлевых
- Исаакиевская площадь, 9
- Министерство государственных имуществ
- Большая Морская улица, 42-44
- Памятник Николаю I
- Исаакиевская площадь
- Синий мост
- Мариинский дворец
- Исаакиевская площадь, 6
- Дом Лобанова-Ростовского
- Адмиралтейский проспект, 12
- Александровский сад
- Адмиралтейство
- Адмиралтейский проезд, 1
- Зимний дворец
- Дворцовая площадь, 2
- Александровская колонна
- Дворцовая площадь
- Здание главного штаба
- Дворцовая площадь, 6-10
- Штаб гвардейского корпуса
- Дворцовая площадь, 4
- Дом Чичерина
- Невский проспект, 15
- Кондитерская Вольфа и Беранже
- Невский проспект, 18
- Петрикирхе – Церковь Святых Петра и Павла
- Невский проспект, между домами 22 и 24
- Кафе «Доминик»
- Невский проспект, 24
- Казанский собор
- Казанская площадь, 2
- Гостиный двор
- Невский проспект, 35
- Пассаж
- Невский проспект, 48
- Дом Виельгорских
- Площадь Искусств, 4
- Михайловский театр
- Площадь Искусств, 1
- Михайловский дворец
- Инженерная улица, 4
- Храм Спаса-на-Крови
- Набережная канала Грибоедова, 2а
- Дом Андрея Штакеншнейдера
- Набережная реки Мойки, 9
- Конюшенная церковь
- Конюшенная площадь, 1
- Сенатская площадь, 1-3
- **Площадь Вогезов
- *Площадь Согласия
- Театральная площадь
- ПЛОЩАДЬ ВОССТАНИЯ
- Площадь Сен-Мишель
- *ПОТСДАМСКАЯ ПЛОЩАДЬ (POTSDAMER PLATZ)
- Площадь Густава Адольфа, Оперный театр и Музей Средиземноморья
- Площадь Йокаи
- Площадь Дам и *Королевский дворец
- *Вандомская площадь
- *ПАРИЖСКАЯ ПЛОЩАДЬ (PARISER PLATZ)