Книга: Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа
Менгс, Рафаэль Кауфман, Анджелика
Менгс, Рафаэль
Кауфман, Анджелика
С Плацером мы кончаем эпоху немецкого барокко и рококо. С Рафаэлем Менгсом, нашумевшим на весь свет своей проповедью о возвращении к античности, и с сентиментальной Анджеликой Кауфман, любимицей наших бабушек, мы вступаем в совершенно иной мир. Исчезает непосредственность творчества, начинается период литературщины. Менгс пишет свои холодные, школьные упражнения, выискивая хорошие указания у древней скульптуры, у фресок только что открытого Геркуланума и даже в камеях и печатках. Анджелика пишет дам всей образованной Европы по раз составленному тарифу [202]
и по раз утвержденному шаблону, согласно которому каждая заказчица должна была походить или на трогательную героиню романа, или на античную весталку. Начиная с Менгса, немецкая колония в Риме считается на многие годы твердыней суровой школьной правильности, и даже Л. Давид подпадает влиянию Менгса. В то же время немецкая живопись становится рассадником приторного маньеризма, и вся слащавая безвкусица, наводняющая Германию еще и в наши дни, имеет своим источником “прекраснодушие”, чувствительность, слезы и улыбки Анджелики.
Екатерина II, в качестве передовой женщины, должна была разделять увлечение “лучших людей” своего времени, особенно литераторов, умным Менгсом и чувствительной Анджеликой. Вот почему у нас имеются три капитальных картины скучного классика и еще три его эскиза, среди которых “Аполлон и Музы” (В наст. время — “Парнас”) 1761 года к знаменитой некогда “Фреске” в вилле Альбани. О том, что Менгс был хорошим знатоком своего дела, говорят его строгие портреты (их много в Мадриде и в Дрездене, где он прожил по несколько лет), среди которых особенной живостью и непринужденностью отличаются автопортреты (1752 год). И Анджелика приятнее в портретах, имеющихся в значительном количестве в наших частных собраниях. Что же касается до ее эрмитажных картин, служащих иллюстрациями к “Сентиментальному путешествию” (“Безумная Мария”; “Монах из Кале”) Стэрна и к переписке “Абеляра и Элоизы” (“Прощание Абеляра и Элоизы”), то будучи вставленными в стены комнат “луисезного” стиля, они могли бы служить пикантными украшениями, но взятые сами по себе они лишены художественного интереса.
- Гольбейн, Амброзиус
- Кранах, Лукас старший
- Кульмбах, Ганс Зюс фон
- Амбергер, Христоф
- Роттенгаммер, Иоганн
- Эльсгеймер, Адам
- Кнупфер, Николаус
- Шёнфельдт, Иоганн Гейнрих
- Лот, Карл
- Рос, Иоганн Генрих Рос, Филипп Петер
- Деннер, Бальтазар Кверфурт, Август Дитрих, Христиан Вильгельм Эрнст
- Плацер, Иоганн Георг
- Менгс, Рафаэль Кауфман, Анджелика
- Лампи, Иоганн-баптист Кобель, Вильгельм Грасси, Йозеф
- 45. Лубянская площадь и Владимирские ворота
- Павильоны кордегардии
- Италия и Россия
- Глава V. Афины в период расцвета афинской демократии (вторая половина V в.)
- Стоит ли утруждать головушку?
- № 53 Дом А.Г. Чадаева
- ASSIGNMENT 8 LESSON 8
- Санаторий «Заполярье»
- 3.14. Как выглядит немецкая демократия
- XVII округ
- Родовое гнездо
- Дворцовый мост