Книга: Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа
Эльсгеймер, Адам
Эльсгеймер, Адам
Иным художником представляется Эльсгеймер. О влиянии этого франкфуртского уроженца, поселившегося в Риме, на развитие Клода Лоррена, целого ряда других пейзажистов и, косвенным образом, даже на Рубенса и Рембрандта мы говорили в своих местах. Но и вне этого воспитательного значения Эльсгеймер, как творец, представляет из себя нечто совершенно особенное и пленительное.
Адам Эльсхеймер (Эльсгеймер). Св. Христофор. 1598/99. Медь, масло. 22,5х17,5. Инв. 694
Формы своего искусства, подобно Роттенгаммеру, он нашел в Италии, но в эти изящные, выправленные, почти уже академически обезжизненные формы он вложил содержание своей нежной германской чувствительности. Чтобы судить об Эльсгеймере, нужно видеть его картины в немецких музеях, где поражаешься разнообразию замыслов, романтическому изгибу его воображения и, наконец, совершенной его искренности. Там же видишь его духовную связь с Караваджо в преследовании иллюзии, достигаемой им, при крошечных размерах, посредством остроумной комбинации света и теней. Но и в Эрмитаже в двух картинах мастера можно, несмотря на известную сухость живописи и красок, понять его поэтичную прелесть, скромный трогательный характер которой остался непонятным для “знатоков” того времени (драгоценный художник умер в бедности), но которая производила колоссальное впечатление на его товарищей.
Прелестным примером того, как Эльсгеймер воспользовался формулами венецианского пейзажа, которым он сумел прибавить характерную черту своей родины — грустную, пленительную мечтательность, является крошечная картина “Лес”, изображающая густые заросли, орошаемые полноводным ручьем. Фигурка играющего на свирели пастуха подчеркивает меланхолическую музыкальность настроения. [201] В совершенно другом духе сложная картина “Апостол Павел на острове Мальте”, где мы на очень ограниченном пространстве видим и бурю, выбрасывающую узников с их стражниками на берег, и группы спасшегося экипажа, греющиеся у костров, и св. Павла, стряхивающего ехидну в огонь, — поступок, вызывающий изумление у окружающих.
Адам Эльсхеймер (Эльсгеймер). (В наст. время автором считается Давид Тенирс Старший). Чудо апостола Павла на острове Мальта. Левый и правый фрагменты. Дерево, масло. 54,5х83. Инв. 692
Эффект этой картины несколько разбит, и здесь Эльсгеймеру не удалось связать эпизоды общим тоном. Но замечательна самая способность мастера подробно и поэтично излагать сложные фабулы, “вживаться” в разнообразные их детали и придавать всему характер интересного правдоподобия.
- Гольбейн, Амброзиус
- Кранах, Лукас старший
- Кульмбах, Ганс Зюс фон
- Амбергер, Христоф
- Роттенгаммер, Иоганн
- Эльсгеймер, Адам
- Кнупфер, Николаус
- Шёнфельдт, Иоганн Гейнрих
- Лот, Карл
- Рос, Иоганн Генрих Рос, Филипп Петер
- Деннер, Бальтазар Кверфурт, Август Дитрих, Христиан Вильгельм Эрнст
- Плацер, Иоганн Георг
- Менгс, Рафаэль Кауфман, Анджелика
- Лампи, Иоганн-баптист Кобель, Вильгельм Грасси, Йозеф
- Сило, Адам
- Дом Адамини
- В нейвольском пансионе мадам Ланг
- Бульвар Ришар-Ленуар. Кое-что о мадам Мегрэ, но главное – о бароне Османе
- Мейлен, Адам Франс ван дер
- Последователи Эльсгеймера
- Музей восковых фигур мадам Тюссо
- Пейнакер, Адам
- Адам
- АПОСТОЛ БЕЛОРУССКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ (об Александре Адамовиче Ярошевиче)
- Дом Адамини Марсово поле, 7
- О ТОМ, КТО ДОБАВИЛ СЛАВЫ НОВОГРУДКУ (об Адаме Мицкевиче)