Книга: Великие монастыри. 100 святынь православия
Ляданский Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь
Ляданский Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь
Беларусь, Минская обл., Смолевичский р-н, д. Большие Ляды (примерно в 45 км от Минска).
Предание повествует, что Царица Небесная, сжалившись над тяжелым трудом и бездуховным бытом местного люда и восхотев укрепить его Своей благодатной помощью, явилась селянину по имени Кирик и указала место возведения православного храма, который немедленно был построен из дерева ляданским и окрестным населением.
В начале XVIII в. жена минского воеводы Завиши Тересса Тышкевич, страдавшая тяжкой болезнью и получившая исцеление от чудотворной Жировичской иконы Божией Матери, в знак благодарности пожертвовала в Ляданскую церковь список этой иконы. Разросшаяся молва о новых чудесах, совершавшихся перед благодатным образом Пресвятой Богородицы, и усиливающееся почитание ляданского списка Жировичской иконы Божией Матери побудили благочестивое семейство Завишей построить вместо обветшавшей новую деревянную церковь и основать при ней монастырь для базилиан-униатов. На содержание монастыря в 1732 году Тересса Завиши (Тышкевич) завещала ему деревни Слободку и Гриву, а также 4000 польских злотых и право бесплатного перемола хлеба на смиловичской мельнице для монастырских нужд.
В 1737 году маршал Великого княжества Литовского граф Завиша, по случаю болезни своей жены Марцибеллы Огинской, дал обет построить в Лядах каменные церковь и монастырский корпус, но это обещание не осуществилось, а сама М. Огинская после своего выздоровления с 1746 по 1756 годы пожертвовала монастырю в общей сложности 14 000 польских злотых. По ходатайству и содействию рода Завишей, в Лядах были учреждены ярмарки в дни Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, что значительно увеличило монастырские доходы. Были и другие пожертвования. На монастырские средства и пожертвования тех же Завишей в 1794 году была построена каменная церковь, а каменный монастырский корпус возводился с 1811 года и приобрел нынешний вид к 1850 году.
Монастырь оказывал огромное влияние на духовное и нравственное воспитание населения, общеобразовательное просвещение молодежи. В начале XIX в. при нем была основана обширная богадельня, а в 1809 году открыто четырехклассное духовно-светское училище с правами уездного, в котором воспитывались и обучались дети духовенства, дворянского и других сословий.
В 30-е годы XIX в., после воссоединения униатов с православием, возникла вероятность упразднения Ляданского монастыря. Обитель вошла в лоно православия. Это позволило сохранить монастырь. Коренные изменения в монастырском укладе произошли к 1837 году: был установлен чин совершения церковного богослужения по уставу православной церкви, приняты служебники и другая духовная литература московских изданий, из храма удалены боковые алтари при колоннах, орган, лавки и тому подобное.
В 1838 году училище при монастыре было преобразовано в духовное уездное и подчинено Священному Синоду, а в 1848 году передано в ведение Минского Свято-Богоявленского монастыря.
С 1856 года монастырь поступил в ведение ректоров Минской духовной семинарии, которые управляли им через казначеев или экономов. В 1874 году дела управления монастырем были переданы настоятелю.
После начавшейся в советский период кампании богоборчества в начале 20-х годов Ляданский монастырь был закрыт с выселением монашествующих: одни разошлись по квартирам, другие разъехались в разные места. Церковь продолжала действовать как приходская. Однако в 1939 году и ее закрыли. Сняли колокол и святые иконы, но чудотворный образ Божьей Матери никто снять не отважился.
Наконец нашелся один житель деревни, который попытался это сделать. Икона прочно удерживалась на месте незримой силой, и он долго не мог отделить образ от стены. Тогда он ударил по иконе ногой. Такое кощунство не осталось безнаказанным. Вскоре у богохульника нога сильно заболела и стала загнивать. От боли он не находил себе покоя, впал в уныние и отчаяние. Ему советовали пойти в храм и покаяться перед иконой Богородицы, попросить у Приснодевы и Ее Божественного Сына прощения. Но этому не суждено было произойти, так как видения не давали возможности нечестивцу подойти к церкви, ему чудились лошади, которые прогоняли его от храма. Не выдержав душевных терзаний, он утопился в реке.
После закрытия церкви в ее помещении предполагалось разместить спиртозавод, но директор завода отказался от этого, и тогда монастырский корпус заняла школа.
В первые годы Великой Отечественной войны храм возобновил свою деятельность. По окончании войны с новой силой возобновилась атеистическая пропаганда, насаждались антицерковные убеждения, искоренялась и уничтожалась не только православная вера, но и все, что о ней напоминало. Закрывались и осквернялись храмы, разворовывались церковные ценности. Тяжкая участь постигла святыни, храм и жилые строения монастыря. В свое время директор школы, расположившейся в монастырском корпусе, ходатайствовала о закрытии церкви, мотивируя свою инициативу тем, что совершаемые в храме богослужения отрицательно влияют на детей и мешают им хорошо учиться. В 1960 году храм был закрыт, главная его святыня – Жировичская икона Божией Матери исчезла. С храма варварским образом сорвали купол: его основание подпилили и стянули трактором, а саму церковь превратили в склад.
Долгие годы храм стоял без присмотра, не ремонтировался и находился в весьма запущенном состоянии: с прогнившей кровлей и проваливающимся полом, уничтоженной росписью и отваливающейся штукатуркой, выломанными окнами и дверьми.
В 1992 году произошло официальное открытие приходской церкви в деревне Большие Ляды. Через два года решением Синода Белорусской Православной Церкви был возобновлен Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь. В обители как и прежде стали совершаться богослужения, под древними сводами зазвучало церковное пение, появились монахи и послушники.
- Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь
- Донской ставропигиальный мужской монастырь
- Новоспасский Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
- Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
- Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
- Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
- Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
- Ляданский Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь
- Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь
- Казанская Богородицкая Площанская пустынь. Мужской монастырь
- Свято-Усекновенский скальный мужской монастырь
- Cвято-Благовещенский Муромский мужской монастырь
- Cвято-Боголюбский монастырь (мужской и женский)
- Кирилло-Белозерский мужской монастырь
- Cпасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
- Казанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь
- Раифская Богородицкая пустынь. Мужской монастырь
- Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы
- Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь)
- Седмиозерная Богородичная пустынь. Мужской монастырь
- Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь. Мужской монастырь
- Калужский Свято-Лаврентьев мужской монастырь
- Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь
- Спаса Нерукотворного пустынь. Мужской монастырь
- Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужскоймонастырь
- Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь
- Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь
- Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь
- Вознесенская Давидова пустынь. Мужской монастырь
- Гуслицкий Спасо-Преображенский Печерский мужской монастырь
- Заиконоспасский мужской монастырь
- Благовещенский мужской монастырь
- Вознесенский Печерский мужской монастырь
- Свято-Успенская Саровская пустынь. Мужской монастырь
- Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь
- Юрьев мужской монастырь
- Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь
- Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь
- Муромский Свято-Успенский мужской монастырь
- Никандрова Благовещенская пустынь. Мужской монастырь
- Сызранский Вознесенский мужской монастырь
- Свято-Троицкий мужской монастырь
- Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
- Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь
- Инкерманский во имя святого апостола Климента мужской монастырь
- Космы и Дамиана мужской монастырь
- Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь
- Тамбовский Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь
- Николаевский Малицкий мужской монастырь
- Савватиева пустынь. Мужской монастырь
- Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики»
- Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии
- Спасо-Геннадиев мужской монастырь
- Монастырь вертящихся дервишей
- Монастырь Ликир
- Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом университете
- Глава 4 Храмы во имя Святой Троицы
- СОЛОТЧА. СОЛОТЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- Церковь Рождества Христова при Подворье Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря
- № 32 и 34 Римско-католический собор Святой Екатерины с жилыми домами
- Рождественский монастырь.
- №№ 40 и 42 Армянская апостольская церковь Святой Екатерины с жилыми домами
- *Замок Святого Иллариона
- Монастырь Тикси
- *Рильские горы и **Рильский монастырь