Книга: Великие монастыри. 100 святынь православия
Cвято-Боголюбский монастырь (мужской и женский)
Cвято-Боголюбский монастырь (мужской и женский)
Россия, Владимирская обл., пос. Боголюбово.
Один из древнейших монастырей Русской Православной Церкви – был основан в 1155 году святым благоверным князем Андреем Боголюбским – первым после святого равноапостольного князя Владимира собирателем Русской земли. Летом 1155 года святой князь Андрей переезжал из Киева во Владимиро-Суздальскую землю. В 10 верстах от Владимира кони, везшие чудотворную икону Пресвятой Богородицы, внезапно остановились, а ночью молящемуся князю явилась Богоматерь и повелела на этом месте основать храм в честь Своего Рождества и обитель для иноков, а чудотворную икону поставить во Владимире. С этого дня Владимирская икона стала главной святы ней и символом Святой Руси, а Владимиро-Суздальская земля – центром Русского государства. Тогда же по княжескому повелению была написана Боголюбивая (или Боголюбская) икона Божией Матери в том виде, как Владычица явилась святому князю Андрею в ночном видении. Эта икона – первая писанная на Руси, ибо до той поры все иконы привозились из Византии. В течение веков от иконы происходило множество чудес, главным из которых было спасение осенью 1771 года жителей города Владимира от моровой язвы, в память о чем с 1772 года был установлен ежегодный крестный ход с Боголюбивой иконой, совершаемый в настоящее время 1 июля. Икона эта (находящаяся ныне в Свято-Успенском Княгинином женском монастыре города Владимира) как сама прославилась многими чудесами, так и многочисленные списки ее являются чудотворными.
Князь Андрей был выдающимся человеком и правителем. Его называют святым благоверным князем. От своего знаменитого деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал многие черты характера: мужество, благородство, великодушие к врагам, цельность натуры и упорство в достижении поставленной цели. За свое необыкновенное благочестие князь Андрей получил прозвище Боголюбский. Он знал наизусть весь церковный Богослужебный круг (святцы), был очевидцем явления Пресвятой Богородицы и даровал Руси две чудотворные Ее иконы, выстроил свыше тридцати храмов и монастырей. Князь обладал и полководческим даром – он совершил несколько военных походов на Волжскую Булгарию, которая делала опустошительные набеги на Владимиро-Суздальскую землю. Господь чудом помог князю одержать победу, и в честь этого было установлено празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 14 августа. Кроме того, в память о старшем сыне Изяславе, погибшем в бою, князь Андрей выстроил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на месте слияния двух рек – Нерли и Клязьмы. Этот храм является жемчужиной зодчества в мировом масштабе. Князь Андрей сам установил празднование Покрову Богоматери 14 октября в ознаменование того, что Божия Матерь принимает землю Русскую под Свое покровительство, Свою защиту. Позднее при храме был устроен женский монастырь, просуществовавший до 1764 года, а затем там находился скит от Боголюбского мужского монастыря.
Летом 1174 года князь был убит заговорщиками. Место мученической кончины святого князя (в лестничной башне Боголюбского замка) сохранилось до наших дней.
После кончины князя обитель претерпевала разорение и разграбление, но продолжала существовать. Со времени учреждения Патриаршества в России в 1588 году Боголюбский монастырь подлежал ведомству патриархов и назывался Рождества Пресвятой Богородицы Патриаршим домовым монастырем.
Обитель стояла возле оживленной дороги, ведущей в Нижний Новгород и Казань, монастырь часто посещали цари, князья и другие именитые лица.
Здесь нередко бывал и молился святой князь Александр Невский, а в 1263 году после его внезапной кончины на обратном пути из орды, сюда было привезено и его честное тело. В 1552 году сюда приезжал царь Иоанн IV. Сюда приезжали на богомолье патриархи московские и всея Руси Иосиф и Никон. Князь Димитрий Пожарский и легендарный генералиссимус Александр Суворов также значатся в числе почетных богомольцев монастыря. Великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев, расписывая Успенский собор во Владимире, часто бывал и в Боголюбове. В 1680 году по пути во Флорищеву пустынь к настоятелю Илариону (впоследствии Суздальскому митрополиту) в монастыре был царь Федор Алексеевич, оставивший на украшение Боголюбской иконы Божией Матери свой драгоценный наперсный крест. В 1690 году обитель посещал император Петр I (в царствование которого и был причислен к лику святых князь Андрей Боголюбский). Здесь бывали также Павел I, Александр I, Александр II и многочисленные великие князья. А 13 мая 1913 года Боголюбскую обитель почтила своим посещением семья последнего русского императора Николая II с семейством. Император прикладывался к чудотворной иконе, заходил в великокняжеские палаты, с благоговением созерцал нишу под лестницей, где темными пятнами на века впиталась в известковые камни пола кровь великого русского князя. В 1918 году 17 июля в день памяти князя Андрея Боголюбского царь Николай и его близкие будут также злодейски убиты, как и сам князь Андрей.
В 1891 году монастырь был возведен в I класс. К началу XX в. братии в обители было около 75 человек. Последним настоятелем монастыря до его закрытия в 1921 году был Афанасий Сахаров, причисленный к лику святых.
Храмы и постройки обители: Собор Боголюбской иконы Божией Матери (по проекту К.А. Тона). Освящен в мае 1866 года святиелем Феофаном Затворником. В нем приделы: правый – святого Симеона Богоприимца и пророчицы Анны; левый – святителей апостолов Петра и Павла. В цокольном помещении собора – храм в честь преподобного Серафима Саровского. Храм Рождества Пресвятой Богородицы – XII–XVIII вв. Палаты святого князя Андрея Боголюбского – XII в. Благовещенская трапезная церковь – XVII в. Часовня-киворий (XVII в.) первоначально была построена в XII в. на месте явления Божией Матери святому князю Андрею. Колокольня с надвратной церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы – XIX в. Келейные корпуса, ограда, башни – XVIII–XIX вв.
После революции наступили годы запустения, были разорены храмы, сброшены колокола, осквернены святыни. Монашествующих разогнали, многие из них приняли от рук безбожников мученическую кончину. В монастырских корпусах разместились школа, больница, почта, отделение милиции, консервный завод, а в храмах – хранилища и склады.
В 1991 году часть монастырских зданий была передана Русской Православной Церкви. В июле 1991 года во время перенесения мощей преподобного Серафима Саровского в Дивеево крестный ход заходил в обитель. Мощи были поставлены на паперти собора в честь Боголюбской иконы Божией Матери. В цокольном помещении собора был освящен первый на Владимирской земле храм в честь преподобного Серафима Саровского.
В Боголюбской обители разместились два монастыря: мужской и женский.
14 января 1997 года в Боголюбскую обитель были переведены 60 сестер и архимандрит Петр (Кучер) из Задонского Преображенского женского монастыря, которые и приступили к восстановлению святыни.
В настоящее время в монастыре подвизается более 120 насельниц, при монастыре также проживают дети, которые получают здесь необходимое духовное воспитание и проходят обучение в общеобразовательной монастырской школе.
25 мая 1997 года был освящен престол в трапезном Благовещенском храме (XVII в.), в котором периодически совершаются богослужения. В июне 1997 года возобновлены службы в соборе Боголюбской иконы Божией Матери.
За эти годы обитель преобразилась. В соборе повешены паникадила, центральное из которых весит около 2 т, и еще девять малых боковых. В апреле 1999 года накануне Пасхи в соборе Боголюбской иконы Божией Матери грани том и мрамором выложен пол, белым мрамором – солея, алтарь, престол, жертвенник и горнее место. Идет восстановление росписи (отреставрированная площадь более 1200 кв. м). Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, реставрируются келейные корпуса. Есть швейная, иконописная, столярная мастерские. На колокольню подняты колокола ве сом 1 и 2,5 т, которые оглашают окрестности праздничным звоном. Силами и средствами Боголюбского монастыря восстанавливается Суздальский Ризоположенский женский монастырь.
Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII в. в память чудесного прекращения по молитвам перед образом страшного морового поветрия. Крестный ход из Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля – в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. Среди особых святынь в монастыре хранятся частицы мощей святых Владимирской земли и Киево-Печерских подвижников.
В монастыре чудесным образом мироточили иконы, под куполом Боголюбского собора явился лик государя Николая II, убитого вместе с семьей в день памяти святого благоверного князя Андрея Боголюбского – 17 июля.
Архитектурные памятники обители входят в состав «Золотого кольца» России, их посещают многочисленные экскурсионные группы, а также тысячи паломников приезжают сюда на поклонение древним святыням.
- Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь
- Донской ставропигиальный мужской монастырь
- Новоспасский Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
- Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
- Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
- Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
- Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
- Ляданский Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь
- Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь
- Казанская Богородицкая Площанская пустынь. Мужской монастырь
- Свято-Усекновенский скальный мужской монастырь
- Cвято-Благовещенский Муромский мужской монастырь
- Cвято-Боголюбский монастырь (мужской и женский)
- Кирилло-Белозерский мужской монастырь
- Cпасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
- Казанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь
- Раифская Богородицкая пустынь. Мужской монастырь
- Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы
- Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь)
- Седмиозерная Богородичная пустынь. Мужской монастырь
- Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь. Мужской монастырь
- Калужский Свято-Лаврентьев мужской монастырь
- Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь
- Спаса Нерукотворного пустынь. Мужской монастырь
- Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужскоймонастырь
- Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь
- Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь
- Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь
- Вознесенская Давидова пустынь. Мужской монастырь
- Гуслицкий Спасо-Преображенский Печерский мужской монастырь
- Заиконоспасский мужской монастырь
- Благовещенский мужской монастырь
- Вознесенский Печерский мужской монастырь
- Свято-Успенская Саровская пустынь. Мужской монастырь
- Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь
- Юрьев мужской монастырь
- Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь
- Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь
- Муромский Свято-Успенский мужской монастырь
- Никандрова Благовещенская пустынь. Мужской монастырь
- Сызранский Вознесенский мужской монастырь
- Свято-Троицкий мужской монастырь
- Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
- Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь
- Инкерманский во имя святого апостола Климента мужской монастырь
- Космы и Дамиана мужской монастырь
- Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь
- Тамбовский Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь
- Николаевский Малицкий мужской монастырь
- Савватиева пустынь. Мужской монастырь
- Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики»
- Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии
- Спасо-Геннадиев мужской монастырь
- Монастырь вертящихся дервишей
- Монастырь Ликир
- СОЛОТЧА. СОЛОТЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- Рождественский монастырь.
- Спасо-Преображенский собор
- Монастырь Тикси
- *Рильские горы и **Рильский монастырь
- Казачий Крестовоздвиженский собор
- *Мельник и *Роженский монастырь
- Смольный монастырь
- Воскресенский Новодевичий монастырь
- Монастырь свастики «Юн-друн»