Книга: Великие монастыри. 100 святынь православия
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь
Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь
Россия, Московская обл., г. Коломна, ул. Голутвинская.
Голутва – «вырубка, поляна в лесу». Такая голутва была недалеко от Коломны в одном из лесных непроходимых массивов на слиянии двух замечательных русских рек: Моск вы и Оки. Здесь преподобным Сергием Радонежским по просьбе Московского князя Дмитрия Донского в 1385 году был основан монастырь, в год его примирения с рязанским князем Олегом, и назван Голутвиным. Вместе с Бобреневским монастырем он являлся «сторожем» на подступах к Коломне и играл значительную роль в обороне Москвы как звено заградительной линии на юго-востоке.
Великий князь Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители, и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями вели кий князь пожертвовал монастырю из своей молельной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор преподобного Сергия пал на инока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена.
Шли годы, созидалась обитель, умножались ее насельники. Подвижническая жизнь братии, духовный авторитет монастыря и слава его основателей привлекали множество благотворителей, среди которых были и великие князья, церковные иерархи, бояре и купечество, посадские и простой люд. Непрерывный поток пожертвований приносил в монастырь богато украшенные иконы, драгоценные книги, в обители велось каменное строительство. Примерно во второй четверти XV в. была построена каменная на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыря – преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивались большими земельными владениями.
Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря – в ней насчитывалось 123 книги; это огромное число, учитывая, что все они были рукописными и многие на драгоценном пергаменте. Здесь были не только богослужебные книги: Евангелия, Апостолы, Часословы и Канонники, Псалтири, Октоихи, Минеи и Служебники, но и книги духовно-нравственного содержания: «Лествица» преподобного Иоанна, «Владыки Никона слова выборныя», книга Дорофея, труды преподобного Ефрема Сирина, сборники: «Криница», «Маргарит» и «Пчела», житие преподобного Сергия и других святых.
В первой половине XVIII в. взамен древнего и ветхого, в прошлом белокаменного храма, известного с конца XIV века, возводится новый Богоявленский собор, в 1775 году. В комплексе монастырских строений особое место принадлежит ограде, выполненной в 1780 году. Декоративный убор круглых монастырских башен, созданных в стиле русской псевдоготики, напоминает убранство шатра церкви Вознесения в селе Коломенском в Москве. Возводится надвратная колокольня с Введенской церковью.
По указу Павла I от 1799 года, которым была упразднена Коломенская епархия, в опустевший комплекс архиерейского дома в кремле была переведена братия Голутвина монастыря, и монастырь по главному храму стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин. Покинутый старый Голутвин монастырь пустовал несколько лет. Затем монахи Пешношского монастыря стали его возрождать.
Последний всплеск духовного возрождения монастырь пережил в 1912–1913 годах, когда его настоятелем был назначен оптинский старец Варсонофий (Плеханков), который, проведя в этой должности всего лишь один год, сумел не только исправить нестроения в духовной жизни обители, утвердить ее братию на пути ко спасению, но и за счет пожертвований благотворителей и духовных чад привести в порядок монастырские постройки, кельи и гостиницу.
В 1929 году монахов посадили в вагоны и отправили в ссылку. После закрытия в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, а с 1930-х годов обитель переоборудована под общежития рабочих Коломзавода.
О значении монастыря как крепости вспомнили в начале Великой Отечественной войны. При подготовке города к обороне в монастырских стенах были пробиты бойницы, которые сохранились до сих пор.
В 1974 году было разрушено гульбище Богоявленского собора, пострадала монастырская ограда, выгорел и превратился в руины настоятельский корпус.
В 1994 году монастырь был передан Русской православной церкви. В мае в ней начали совершаться богослужения, а в восстановленные корпуса переехало Коломенское Духовное училище, которое в 1996 году обрело статус семинарии. В ноябре 1996 года был освящен семинарский храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Работы по восстановлению собора были завершены к празднованию Дня славянской письменности и культуры в мае 2007 года.
- Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь
- Донской ставропигиальный мужской монастырь
- Новоспасский Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
- Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
- Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
- Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
- Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
- Ляданский Свято-Благовещенский ставропигиальный мужской монастырь
- Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь
- Казанская Богородицкая Площанская пустынь. Мужской монастырь
- Свято-Усекновенский скальный мужской монастырь
- Cвято-Благовещенский Муромский мужской монастырь
- Cвято-Боголюбский монастырь (мужской и женский)
- Кирилло-Белозерский мужской монастырь
- Cпасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
- Казанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь
- Раифская Богородицкая пустынь. Мужской монастырь
- Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы
- Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь)
- Седмиозерная Богородичная пустынь. Мужской монастырь
- Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь. Мужской монастырь
- Калужский Свято-Лаврентьев мужской монастырь
- Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь
- Спаса Нерукотворного пустынь. Мужской монастырь
- Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужскоймонастырь
- Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь
- Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь
- Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь
- Вознесенская Давидова пустынь. Мужской монастырь
- Гуслицкий Спасо-Преображенский Печерский мужской монастырь
- Заиконоспасский мужской монастырь
- Благовещенский мужской монастырь
- Вознесенский Печерский мужской монастырь
- Свято-Успенская Саровская пустынь. Мужской монастырь
- Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь
- Юрьев мужской монастырь
- Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь
- Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь
- Муромский Свято-Успенский мужской монастырь
- Никандрова Благовещенская пустынь. Мужской монастырь
- Сызранский Вознесенский мужской монастырь
- Свято-Троицкий мужской монастырь
- Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
- Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь
- Инкерманский во имя святого апостола Климента мужской монастырь
- Космы и Дамиана мужской монастырь
- Козловский Свято-Троицкий мужской монастырь
- Тамбовский Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь
- Николаевский Малицкий мужской монастырь
- Савватиева пустынь. Мужской монастырь
- Успенский Свято-Георгиевский мужской монастырь «Святые кустики»
- Свято-Троицкий Селенгинский мужской монастырь в Бурятии
- Спасо-Геннадиев мужской монастырь
- Монастырь вертящихся дервишей
- Монастырь Ликир
- Легенды и мифы старого Лесного
- СОЛОТЧА. СОЛОТЧИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
- Рождественский монастырь.
- Большая Полянка. Прогулки по старой Москве
- Монастырь Тикси
- САЛАСеребряный город Старого Света
- У старой королевской дороги
- Церкви Старого Каира
- *Рильские горы и **Рильский монастырь
- Глава XXVII ГОЛУТВИНО Между Большой Якиманкой и набережными Москвы-реки