Книга: Великие монастыри. 100 святынь православия

Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь)

Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь)

Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98.

История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его окрестностях, по синодику, умерло 41698 человек. Тогда по совещанию духовных и светских властей было решено принести в город чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери, который находился в то время в Седмиозерной Богородичной пустыни. В трех километрах от города икона была встречена митрополитом Казанским и Свияжским Корнилием I, при большом стечении народа. Во время пребывания чудотворного образа в Казани смертельная болезнь отступила. Тогда было решено ежегодно приносить эту икону в Казань. На том месте, где была встречена святыня, водрузили святой крест, в знак того, что встречи и проводы этой иконы должны проходить именно здесь. Это событие можно считать первым моментом зарождения будущего монастыря.

В 1687 году на казанский край снова обрушилась страшная эпидемия, в народе именуемая «трясавичной болезнью». Бедствие это продолжалось около года. Видя страдания своей паствы, митрополит Казанский Адриан (будущий Всероссийский Патриарх), вспомнил о девяти святых мучениках, в городе Кизике подвизавшихся и имеющих дар исцелять от этой злокозненной болезни, и обратился к общему городскому совету с предложением поставить церковь в честь девяти святых мучеников на месте встречи чудотворной иконы, что и было поддержано всеми с величайшей радостью.

Житие девяти мучеников Кизических

Город Кизик находился в Малой Азии на берегу Мраморного моря. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла (память 29 июня). Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь. Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и Девять святых мучеников – Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф; занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению истинной веры.

Святые дерзновенно исповедовали Христа и безбоязненно обличали языческое нечестие. Их схватили и представили на суд правителю города. В течение нескольких дней их пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее, обещая свободу за отречение от Христа. Но доблестные воины Христовы продолжали славить имя Христово. Все девять мучеников были усечены мечом (29 апреля 284–292 года), и тела их погребли близ города.

Когда в 324 году восточной половиной империи стал править святой Константин Великий (306–337, память 21 мая) и прекратились гонения на христиан, кизические христиане извлекли из земли нетленные тела девяти мучеников и положили их в храме, построенном в их честь.

От святых мощей происходили многочисленные чудеса: бесы изгонялись, расслабленные исцелялись, выздоравливали больные лихорадкой, приходили в разум безумные. Вера Христова утверждалась в городе заступлением святых мучеников, язычники обращались в христианство.

Когда воцарился Юлиан Отступник (361–363), язычники Кизика обратились к нему с жалобой на христиан за разорение языческих храмов. Юлиан приказал восстановить языческие храмы, но не позволил притеснять христиан, живших в городе. Их было много, и он боялся народного возмущения. Однако распорядился заключить в темницу епископа Елевсия. После гибели Юлиана епископ Елевсий получил свободу, и снова в Кизике воссиял свет Христовой веры под покровительством святых мучеников.

Итак, в 1687 году в Свияжске началось строительство деревянного храма, которое было завершено к июню 1688 года, как раз ко времени встречи Седмиозерной святыни. После этого пораженные недугом люди стали исцеляться, и вскоре эпидемия совершенно прекратилась. С тех пор этот храм, находящийся на возвышенности, сделался местом массового паломничества, в который стали стекаться пожертвования.

По ходатайству митрополита Адриана здесь был основан Кизический монастырь. Документы об этом свидетельствуют так: «В лето 7195 (1687 год)… Преосвященный Адриан митрополит Казанский и Свияжский путешествие творя, Богом наставляем, обрете по рачению сердца своего, от града Казани, за полтора поприща, на бору место прекрасно и к созиданию монастыря и к обитанию угодно…» Вскоре Преосвященный Адриан был переведен в Москву. Став Всероссийским Патриархом, он не оставил своего заботливого попечения о монастыре, оказывая ему всестороннюю помощь. Так, в июле месяце 1693 года в обитель были принесены мощи девяти Кизических мучеников, еще в 1654 году привезенные Кизическим митрополитом Анемподистом государю Михаилу Феодоровичу. Получение такой великой святыни стало большой радостью для монастыря. Более того, на следующий год Патриарх прислал грамоту митрополиту Казанскому Маркелу, в которой предписывалось выносить икону Девяти Кизических мучеников с их мощами в дни встречи и обношения чудотворного Седмиезерного образа и так же обносить ее по храмам и домам православных. Кроме образа святых мучеников, патриарх Адриан прислал чудотворный образ Божией Матери, именуемый Кизическим. Следует сказать, что Кизическая обитель на протяжении долгого времени являлась летней резиденцией Казанского митрополита (настоящий же архиерейский дом был построен лишь при императрице Екатерине, т. е. почти через сто лет).

В следующем, 1695 году, патриархом был подарен монастырю атласный антиминс, на котором сбоку были перечислены имена первых и наиболее значимых деятелей обители.

После прихода Советской власти жизнь монастыря изменилась. В 1918 году обитель была закрыта, монахи изгнаны. Монастырь подвергся разорению. В 1930 году были разрушены основные постройки монастыря, а оставшиеся помещения переданы в ведение Красной армии. Позднее в них расположился военный комиссариат района, складские помещения, гаражи.

В 2006 году сохранившиеся строения были освобождены и возвращены обители. В монастыре проводятся реконструкционно-востановительные работы. В декабре 2007 года состоялось открытие и освящение храма в честь Девяти мучеников Кизических. В настоящее время ведутся работы по ремонту братского корпуса и епархиальной гостиницы для паломников.

После разорения и разграбления обители основные святыни утрачены. Из святынь в епархии сохранился список с чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, именуемый «Кизическая».

Оглавление книги

Оглавление статьи/книги

Генерация: 0.347. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз