Книга: На электричках: Путешествие из Владивостока в Москву
Ишим — Тюмень
Ишим — Тюмень
Горничная разбудила меня в четыре утра. С собой у нее всегда листок со списком фамилий и комнат: кого во сколько будить. Не проспишь! В доме отдыха локомотивных бригад отдыхают машинисты и их помощники. В рейс нужно выходить вовремя, за этим следят.
По дороге к вокзалу я прошел через «Ретропарк» — один из вариантов запланированной ночевки в палатке на случай хорошей погоды. Это заросший и запущенный городской парк. Сквозь молодую поросль берез с трудом угадывалось бетонное кольцо фонтана, повсюду были разбросаны бутылки и мусор. Хорошо, что мне не пришлось ночевать в этом месте! Я подумал, что сложилось все очень удачно.
К пяти утра на вокзале стали собираться пассажиры в ожидании электрички на Тюмень. Вопреки прогнозам синоптиков распогодилось. За ночь ветер разогнал тучи, и над Ишимом медленно светлело голубое небо. На станцию прибывал поезд Пекин — Москва. Локомотив подтащил к перрону состав из китайских копий цельнометаллических егоровских вагонов. На средней стойке каждого из вагонов красовался герб КНР. Из раскрывшихся дверей показались невысокого роста проводники-китайцы. Они, сонно потягиваясь, стояли в проемах рабочих тамбуров и переговаривались друг с другом. Электричку подали к перрону за китайский поезд, и пришлось обходить состав с хвоста.
Когда я подходил к головному вагону ЭД4М, меня догнал вчерашний знакомый, заведующий домом отдыха локомотивных бригад. По утрам он гуляет со своим маленьким бульдогом и решил меня проводить. Заведующий по-свойски махнул машинисту электрички и вскарабкался в кабину, жестом приглашая меня следовать за ним. Краткая экскурсия по кабине ЭД4М стала необычным продолжением утренней встречи. Машинист и помощник были на своих местах: машинист справа, помощник слева. Они готовились к рейсу, заполняя документы.
Мы не стали отвлекать машинистов от подготовки к рейсу: им еще пять часов работать, пока доедем до Тюмени. Электричка отправлялась, и мы распрощались с заведующим домом отдыха локомотивных бригад. Он остался стоять на платформе, а я поехал дальше, на запад. На руках у него похрюкивал маленький бульдог с плоской мордой и мокрым черным носом.
Пять часов в электричке до Тюмени пролетели незаметно. В Голышманово объявили конечную остановку, но пересадки не было. Никто из пассажиров не тронулся с места. Через некоторое время электричка тронулась в путь на Тюмень. За окном тянулись зеленые и желтые поля, покрытые россыпью полевых цветов. Местность была равнинная. Электричка ныряла в лес и потом снова неслась сквозь разнотравье и поля цветов. Виды постоянно менялись. Наблюдение за сменой природных картин завораживало.
Еще в Ишиме я забронировал хостел в центре Тюмени. От вокзала пешком добрался до хостела, принял душ, позавтракал и, взяв с собой только минимум необходимых вещей, отправился осматривать город.
В Тюмени набережная в процессе строительства. Уже облачена в камень и металл большая часть берега Туры. У Свято-Троицкого мужского монастыря еще идут строительные работы. Но уже многое сделано: многоярусный парк с дорожками для прогулок и фонарями. Каскадный фонтан журчал, пуская потоки воды по уступам крутого берега Туры. Через реку перекинут вантовый мост Влюбленных. Что могут делать на мосту влюбленные? Одни стоят на середине моста в обнимку и наблюдают за проходящими в лучах заката белоснежными теплоходами. Другие — цепляют на парапет моста амбарные замки, символизирующие любовный союз. И кованый рисунок парапетов моста дополняют проржавленные гирлянды замков.
На противоположном берегу дико и не обустроено. Грязь спрятана, и с высоты набережной видна лишь роща и деревянные домишки. За мостом Влюбленных — зеленый шпиль Вознесенско-Георгиевской церкви. Церкви в городе большие, массивные, с множеством архитектурных элементов и декора, что не особенно характерно для православных храмов. Это украшательство выдает почтенный возраст города и его значимость для Российской империи. Во времена гонений на Русскую православную церковь в 30-х годах прошлого столетия почти все храмы города пришли в упадок, но теперь — возрождены, восстановлены и радуют горожан блеском куполов и зычным колокольным звоном.
С утра, с того самого момента, как я вышел в город из хостела, меня поразило отсутствие людей на улицах. Вообще никого! Сперва я отнес эту странную особенность Тюмени к малоэтажной застройке. Почти весь центр — двухэтажные дома. Жилых мало, по большей части это магазины и офисы. Оказалось, все просто. Накануне была суббота, хорошая погода, и теперь горожане отсыпались после вчерашних гуляний. К полудню люди стали появляться на улицах. То тут, то там встречались прогуливающиеся юноши и девушки, а то и целые семейства с детьми, бабушками и дедушками, вышедшие проветриться. Днем вовсю светило солнце, хотя температура не поднималась выше +13 °C. Погода была как в ясный сентябрьский день, только вот листья на деревьях были не желтые, а по-летнему зеленые.
Пришлось обратить внимание на острую нехватку в Тюмени городских туалетов, кафе и магазинов. Единственное белоснежное здание туалета на набережной с надписью «Бесплатный туалет открыт» на самом деле оказалось закрыто, а задняя стена его была в желтых пятнах. Наверное, в отместку за неверное информирование.
В Тюмени замечательные музеи. Целая серия под названием «Музейный комплекс И. Я. Словцова»: Археологический музей-заповедник, Музей-усадьба Колокольниковых, Музей изобразительных искусств, музей «Дом Машарова», музей «Городская дума». Мне удалось посетить последний из этого списка — он расположен в бывшем здании думы. Теперь в нем выставка «Окно в природу», повествующая о природе и животных, обитателях Тюменского края. Главный экспонат — скелет мамонта, самый крупный в России. В 2015 году исполнилось 130 лет с того дня, как скелет был найден под обрывом на реке Тура близ деревни Решетниково. Музейные работники в шутку кличут мамонта Иванычем.
К вечеру народу на улицах прибавилось. Основные места гуляний горожан заполнила пестрая галдящая толпа. В сквере Сибирских кошек на постаментах спят, играют, прыгают, прячутся представители кошачьей породы, столь чтимой тюменцами. В городском парке многолюдно. Дети, родители, молодежь. Карусели развлекают народ. Сочетание выходного дня и хорошей погоды способно выгнать на улицу даже самых ленивых. Они сидят на лавочках и, откусывая мороженое, жмурятся на солнце. Потеплело, и некоторые особо разгоряченные горожане щеголяли в футболках.
В хостел я пришел рано: не хотел беспокоить хозяина поздним возвращением. Это был частный хостел, трехкомнатная квартира, переоборудованная в гостиницу. Владелец Юра — доброжелательный и отзывчивый парень. Я каждый раз забывал, как его зовут. При знакомстве стараюсь ассоциировать человека с товарищем с таким же именем. Однако знакомых Юр у меня нет. Прежде чем обратиться к хозяину хостела, я заглядывал на кухню, где была подсказка: большая керамическая кружка с надписью «ЮРА».
В планах Юры — сделать полноценный хостел, установить в квартире с десяток кроватей, посадить администратора за стойку. Но наступил кризис. Кроватей не хватает, а на зарплату администратору пока нет денег из-за низкой посещаемости хостела. Юра живет в одной из комнат и работает за администратора и портье. В двух других комнатах установлены несколько двухъярусных кроватей, но свободного места еще много. «Вот подкоплю денег, увеличу количество спальных мест, — мечтал Юра. — Потом уже начну раскручиваться». Как бы то ни было, мечта Юры осуществилась: он стал рантье и живет за счет дохода от сдачи жилья, целыми днями дома и занимается любимым делом.
Юрин хостел в Тюмени — это первый, встретившийся мне в путешествии, где меня никто не спрашивал, кто я, откуда, чем занимаюсь и куда держу путь. Мне просто открыли дверь и предложили располагаться. Здесь ценят тишину и уважают независимость. Частный хостел — частные правила.