Книга: На электричках: Путешествие из Владивостока в Москву
Екатеринбург. Электродепо
Екатеринбург. Электродепо
В бюджетных хостелах порой сталкиваешься с очень интересными людьми. В екатеринбургском я встретил кореянку из Сеула, которая путешествует по миру. В этот раз она остановила свой выбор на России. Кореянка, как и я, ехала по стране с востока на запад. Наши направления совпали, так как она начала свое путешествие в Южной Корее, а не в Европе. Познакомились мы, когда она пыталась выяснить с администратором вопрос о регистрации иностранцев при посещении российских городов. Администратор не знал ни корейского, ни английского языков, и я выступил в роли переводчика. Мне часто приходится брать на себя эту роль, так как не все администраторы, водители, полицейские могут похвастаться знанием иностранных языков.
До Екатеринбургского ботанического сада от хостела одна остановка на трамвае. Можно было пройти пешком, но на улице моросил дождь, на тротуарах повсюду были лужи, и я воспользовался трамваем. Как раз к остановке подошел чистый, аккуратный, много повидавший еще с советских времен чехословацкий вагон «Татра».
Ботанический сад в Екатеринбурге в очень хорошем состоянии. Вход бесплатный, так как сад одновременно служит переходом из одного района города в другой и люди проходят через него к трамвайной остановке. Ближайшая к центральному входу часть сада благоустроена и окультурена: высажены различные сорта цветов, сделаны подписи названий растений на русском и латыни. Тенистые аллеи, увитые плющом и виноградом, скрывают уютные лавочки для отдыха в летний зной. За лавочками свалены пивные бутылки: некоторые граждане используют Ботанический сад для пивных посиделок. Это подтверждает объявление, призывающее посетителей помогать работникам убирать за неаккуратными гостями.
Вглубь сада рядами тянулись стеклянные оранжереи, которые почему-то были закрыты. Посетителям предлагалось позвонить по указанному на стене номеру телефона, чтобы организовать экскурсию или фотосессию. Остальная часть сада представляла собой дендрарий с аккуратными просеками. В целом сад оставил положительное впечатление. Если бы еще в хорошую погоду его посетить… Но, как говорится, «у природы нет плохой погоды, есть плохая одежда». У меня одежда была самая подходящая: брезентовая штормовка и брюки с водоотталкивающей пропиткой. Накинул капюшон куртки — дождь нипочем.
Карта в навигаторе выдавала подсказки с достопримечательностями, позволяя найти интересные места города при планировании маршрута прогулки. Я заметил изображение трамвайного депо и площадку ретротрамваев рядом с ним. Этот объект был в одном районе с моим отелем и Ботаническим садом.
На открытой площадке за решетчатым забором теснились четыре вагона трамваев: серия «Х», МТВ-82, «Татра Т-2» и «Татра К-2». За трамвайной выставкой кипела жизнь депо. Противно скрипя на повороте, технический вагон «Татра» затаскивал в ворота депо синий подъемный кран. В Екатеринбургском музее истории Трамвайно-троллейбусного управления (ТТУ) служители организовали экскурсию по трамвайной площадке и самому музею. Они хорошо знают свой предмет не только в рамках программы экскурсии, а гораздо шире. Приятно вот так, совершенно случайно и в самых необычных местах встречать людей, искренне увлекающихся своим делом и технически подкованных.
В музее я нашел объяснение удивившему меня образцовому состоянию путевого хозяйства екатеринбургского трамвая. Разгадка оказалась проста: трамвайные пути в Екатеринбурге ремонтируют вовремя. У Екатеринбургского ТТУ есть собственное периодическое издание: «Электропуть». В газете публикуются новости трамвайного депо, освещаются его проблемы. Читателей знакомят с передовыми работниками ТТУ. Экскурсовод рекомендовал посетить Екатеринбургскую детскую железную дорогу. Она отличается от других тем, что на ней работает настоящий паровоз. Иногда его выпускают на линию. Заинтригованный, я прямо из музея отправился в городской парк, на детскую железную дорогу.
ДЖД не работала. Оказалось, что по понедельникам и вторникам она вообще закрыта для посетителей. Вернее, закрыты ворота, но на станцию можно пройти через калитку. На путях станции Центральная замерли локомотивы и вагоны узкой колеи. Стояли чешский тепловоз и старенький ТУ2, выкрашенный в красный, пожарный цвет. Из-под облупившейся краски чешского тепловоза проглядывал его заводской окрас красивого винно-бордового цвета. За ним тянулась вереница старых польских вагонов, распространенных на узкоколейках в Союзе в середине прошлого века. Впоследствии эти вагоны постепенно заменили на метровагонмашевские.
За составом в тупике стоял финский маневровый танк-паровоз. Его растапливают только по воскресеньям и пускают в рейс с составом через раз, чередуя с ТУ7А. В здании вокзала сооружен действующий макет железной дороги на базе колеи 16 миллиметров, созданный юными железнодорожниками. В тот момент, когда я выходил из здания вокзала, к станции подъехала дрезина с путейцами. Выходные используются не только для отдыха локомотивных бригад и стрелочников, но и для ремонта путей. Приятно, когда дорога следит за своим путевым хозяйством. Еще в Чите я обратил внимание, что работники детских железных дорог пристально следят за состоянием путей. В первую очередь машинисты: соблюдают ограничения по скорости, стрелки не «режут», маневровые работы проводят ювелирно, а в поворотах всегда снижают скорость.
Я направился в центр города через метеоплощадку. На вершине высокой горки находится метеостанция. Отсюда открывается прекрасный вид на город и недостроенную телебашню. Эта конструкция высотой 100 метров похожа на дымовую трубу. Если приглядеться, можно заметить отсутствующие фрагменты башни. Долгострой так и не был завершен: необходимость в телебашне отпала. Это объект долгое время находился в свободном доступе. Его облюбовали экстремалы и самоубийцы. Сейчас вход на башню охраняется. Администрация города планирует взорвать башню и построить на ее месте жилой комплекс. Но башня стоит по сей день, упираясь страшными пиками-прутьями в небо.
Главные достопримечательности Екатеринбурга сосредоточены возле станции метро «Площадь 1905 года». Рядом с гаванью, прямо на реке Исеть, струится жемчужный каскад фонтанов. На берегу выставлены образцы паровых машин и механизмов — первых, появившихся на Урале. Конечно, памятник Петру I — отцу-основателю уральской промышленности. По приказу Петра на Урале стали закладывать первые сталелитейные заводы для отливки пушек и мортир — заводы, работающие на оборону России.
Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги располагается в здании старого железнодорожного вокзала первого класса. Сейчас это здание не используется по назначению: стало тесным для разросшегося миллионного города. Выстроен новый, больший по размерам вокзал, а старое здание отдано под музей. К тому времени, как я добрался до музея, он уже закрылся. Но 100 рублей охраннику «за беспокойство» позволили мне в течение часа осматривать экспозиции музея, кои расположены аж в четырех залах. На выходе мне подарили альбом истории Свердловской железной дороги хорошего качества с фотографиями исторических моментов прокладки дороги, портретами ее инженеров и строителей.
У Екатеринбурга есть и трагические страницы истории. В городе провела свои последние дни семья императора Николая II. Здесь они были расстреляны. В Екатеринбурге прервался род Романовых. Сохранился дом и подвал, где произошло насилие, и в него водят экскурсии. В память об этом событии выстроен Храм-на-крови, который находится недалеко от набережной гавани, напротив Камерного театра в Литературном квартале.
Электродепо Екатеринбурга — одно из самых больших в России. Находится недалеко — всего две остановки на электричке от станции Екатеринбург-Пассажирский. В пределах города курсирует городской электропоезд. Конечные пункты — Екатеринбург-Сортировочная и Керамик. Билет стоит 20 рублей. Если же ехать на обычной электричке — 38 рублей, одна зона. Я взял билет на городской поезд. Так сложилось, что одновременно на станцию прибывало два встречных городских электропоезда. Когда электричка тронулась, я понял, что еду не в ту сторону. Но было уже поздно. Пришлось выходить на следующей станции.
До обратной электрички оставалось 40 минут, интервалы большие. Ждать не хотелось, и я решил добираться до Электродепо трамваем через город. В час пик городской транспорт переполнен. Трудовой народ добирается с работы домой. На светофорах, запертые заторами, встали автомобили. Когда город стоит, трамваи пробиваются по выделенным путям вдоль бульваров. Там, где пути пересекают проезжую часть, выстраиваются очереди трамваев. Проезд каждого перекрестка дается нелегко.
Через толпу протиснулся кондуктор, собирая плату за проезд у вошедших пассажиров. В какой-то момент я подумал, что, если выйти на следующей и пойти пешком, добраться получится быстрее. Но трамвай, заливаясь трелью, проскочил очередной перекресток, свернул в тенистую аллею и загрохотал по промзонам. Из окна задул ветерок, нагоняемый встречным потоком. В салоне посвежело. Остановку «Фармацевтический колледж» трамвай сделал перед мостом через Транссиб. Скрипнул дверями, отъехал от остановки и, шлифуя колесами рельсы, полез по крутому подъему на мост. Дальше — спальные районы.
Мой путь пролегал вдоль железной дороги в сторону депо. Я прошел мимо пляжа, на котором разложили кайты любители экстремального катания. Ветер был недостаточно сильным, чтобы вытянуть наездника из воды, и кайты вяло плавали в воздухе. Еще издали я заметил длинный виадук через пути. Этот переход пересекает электродепо поперек и имеет рекордную длину в целый километр. Он находится высоко над землей, и, шагая по виадуку, можно осмотреть все хозяйство депо. Вагоноремонтный цех, локомотиворемонтная часть, путевые бригады, электрохозяйство — все как на ладони.
У локомотивного депо выставка старой техники: ВЛ19, несколько ВЛ22, неопознанный электровоз черного цвета с красной звездой на передней части, двухсекционный тепловоз ТЭП, паровозы. Есть даже узкоколейный ТУ2, водруженный на железнодорожную платформу в качестве то ли вагончика для путейцев, то ли экспоната. У всей техники в отстойнике оконные проемы заварены металлом и выкрашены в белый цвет. Локомотивы походили на межгалактические корабли со светящимися окнами. Вид электродепо сверху производил впечатление масштабное и грандиозное: многочисленные переплетения рельсов, ряды электровозов, бесконечные цепи вагонов, специальная техника.
В хостел я возвращался через парки Екатеринбурга, переходя от одной зеленой зоны к другой. Благо в городе их предостаточно. Закат освещал западные фасады домов. Верх недостроенной телебашни отражал алые лучи солнца. Погода напоминала раннюю осень. Для городской прогулки это хорошо — нет жары. В хостел я пришел, когда уже стемнело. И только опустившись на диван, почувствовал, как сильно устал.
- Тюмень — Екатеринбург
- Екатеринбург — Алапаевск
- Санкино — Алапаевск — Екатеринбург
- Екатеринбург — Красноуфимск
- Екатеринбург. Зеленый остров
- Церковь Воскресения Словущего.
- Страна вечных фестивалей
- Переходим к письму
- Улица Печатника Григорьева
- Интересные тылы Дмитровки
- Дом № 43–45 Гостиница В.Е. Пестрикова «Метрополитен» («Знаменская.»)
- Часть третья, аэропортовая