Книга: На электричках: Путешествие из Владивостока в Москву
Тюмень — Екатеринбург
Тюмень — Екатеринбург
От Тюмени до Екатеринбурга можно добраться на согласованных поездах с пересадкой в Ощепково. Правда, железнодорожники сами не знают, будет пересадка в Ощепково или путь продолжит тот же состав. Так или иначе, добраться можно всего за пять часов без особенных хлопот и затрат. Поэтому я расслабился и спал дольше обычного.
В хостеле я был единственным постояльцем. Хозяин гостиницы Юра жил в отдельной комнате. Вечером должна была заехать группа туристов, и Юра их ждал. Но у туристов изменились планы, и хозяин напрасно просидел полночи перед светящимся монитором. Когда я уходил, то разбудил Юру, чтобы тот закрыл за мной дверь. Он проводил меня, пригласил приезжать еще и захлопнул дверь без лишних слов.
На улице моросил по-осеннему холодный дождь. При ходьбе я разогрелся и штормовку надевать не стал. С 20 килограммами за спиной можно одеваться легко, даже когда на улице прохладно. У меня оставалось несколько часов до электрички на Ощепково. Дождь то шел, то прекращался. Иногда выглядывало солнце, и через какое-то время опять моросил дождь. Погода менялась каждые полчаса.
С утра, до выхода из хостела, я полностью перетряхнул рюкзак и выкинул вещи, которыми ни разу не воспользовался с самого начала путешествия. Они наверняка уже не пригодятся. Эта мера облегчила поклажу. Компас пришлось выкинуть по причине его негодности. Стрелка бешено вращалась, не в состоянии определиться с направлением магнитных линий Земли. То ли поездка рядом с выпрямителем РП-001 вывела его из строя, то ли он испортился после посещения ашрама в Окунёво. Дождевик я оставил. Эта вещь точно пригодится, хотя я до сих пор ни разу им не воспользовался. С погодой мне везло. Однако я понимал, что ясная погода не может держаться постоянно в средней полосе России. По сообщениям синоптиков, холодный фронт продолжал наступать на Сибирь с запада.
Я осмотрел Тюменский драмтеатр со скульптурами на фасадах. Это красивое белое здание в центре города. Можно себе представить, как августовским вечером после спектакля из театра выходят зрители в вечерних костюмах и платьях, благоухая дорогим парфюмом, и делятся впечатлениями, обсуждая спектакль. Моросил осенний дождь. Театр был мокрый и будто съежился. Пестрые афиши на стене никак не соответствовали классическому репертуару — постановкам Чехова и Достоевского.
Был понедельник, и офисные служащие спешили на бизнес-ланч.
— Где здесь можно недорого пообедать? — спросил я у группы клерков в серых пиджаках.
Они расхохотались.
— Да нигде. Это центр, здесь кругом рестораны, и ланчи дорогие. Столовая за углом, но она открыта с часу дня.
Пройдя за угол, я действительно обнаружил столовую. Питались в ней сотрудники предприятия: столовая была ведомственной. Людей с улицы пускали с часу дня. А до этого времени охранник у дверей проверял пропуска сотрудников. Тем, у кого пропуска не было, предлагалось подождать. Я не хотел терять время на ожидание и пообедал в привокзальной столовой, которая оказалась недорогой и довольно сносной.
На вокзале по поводу пересадки в Ощепково не было никакой информации. В кассе пробили два билета: Тюмень — Ощепково и Ощепково — Екатеринбург. Некоторые тюменцы и омичи именуют город «Екат». В Ощепково пересадка все-таки была. У перрона ждал электропоезд ЭД2Т. Машинист готовился к рейсу в кабине головного вагона. После того как пассажиры расселись по местам, электричка покатила на запад.
В Екатеринбурге светило солнце. Поезд проскочил полосу холода и попал в зону тепла. На сером асфальте под прямыми лучами солнца стремительно высыхали лужи от недавно прошедшего дождя. Ко мне подошел невнятно одетый человек и попросил… Я недослушал и прошел мимо. Обычно контакт приезжего с городом начинается на каком-либо транспортном узле. И этот контакт, скорее всего, либо с попрошайкой, которые стаями вьются вокруг вокзалов, либо с полицейским. Если паспорт при себе и есть проездной документ, беспокоиться не о чем. Но сам факт, что тебя подозревают, проверяют, досматривают, не из приятных. Вот и начинает складываться впечатление о городе с вокзала, с чистоты вокзального туалета, вежливости и обходительности работников железной дороги, разговора с горожанином.
На привокзальной площади Екатеринбурга меня встречал гигантских размеров транспарант на крыше здания. На плакате было написано: «Наслаждайтесь красотой природы. Путешествуйте электричкой!» — и подпись: «Свердловская пригородная компания с вами». Откуда они узнали? Да и с чего вдруг пригородная компания, занимающаяся пассажирскими перевозками, будет делать ставку на путешественников, давать дорогую рекламу? Я всегда считал, что туризм — это не профиль пригородных компаний. Но, в конце концов, разве не бывает совпадений?
В Екатеринбурге есть метро — всего одна ветка. В перспективе строительство еще двух. Линии планируется построить, но нет никаких сроков и обещаний. Я заметил замурованный подземный переход в центре платформы станции «Геологическая» — пересадка на другую ветку. Вход в метро — стеклянный вестибюль со стандартной буквой «М». Проход в метрополитен по жетонам. Используются круглые жетоны с надписью «Московский метрополитен». Такие были в ходу в московском метро после пятикопеечных монет, когда те вывели из обращения. У касс автоматы для размена монет. Эти угловатые металлические ящики хорошо знакомы пассажирам метрополитена советского периода.
Екатеринбургское метро неглубокого залегания. Спуск на эскалаторе занимает не более двух минут. Станции широкие, такие же как и в Московском метрополитене, с накопительными платформами. Единственная прямая зеленая ветка прочерчивает весь город с севера на юг. Северные станции обслуживают заводы, предприятия и заводские кварталы. Южные — вокзал, центр и старую часть города. Вагоны номерные, Метровагонмаша. Стены и стекла пестрят рекламными наклейками. К вечеру интервалы ожидания поезда увеличиваются до десяти минут. Редко когда приходилось ждать больше. После московских минутных интервалов между поездами это кажется долго. Но екатеринбуржцы считают такие интервалы нормальными. Никто не спешит, не торопится, на часы не поглядывает. В час пик, когда люди едут с работы, в метро достаточно просторно. Можно спокойно пройти по вагону — никакой давки. Сказывается недостаточная разветвленность маршрутов метрополитена. А вот городской транспорт переполнен, и на улицах автомобильные пробки.
Городской транспорт — старого парка. Однако вся техника в хорошем состоянии, вполне исправна. Автобусное сообщение представлено венгерскими «Икарусами-283» с «гармошкой». Трамваи — старые «Татры» серии «Т», часто включенные по системе многих единиц. Есть и новые вагоны «Уралтрансмаш». Троллейбусы — извечная классика ЗиУ-9. Самый массовый советский троллейбус.
На метро я проехал всего несколько остановок. Хостел оказался очень удачно расположен: недалеко от станции метро, рядом с Южным автовокзалом. Кроме меня в нем было еще трое постояльцев — не много для хостела в центре города. В мужском многоместном номере с восемью кроватями был единственный жилец: студент, которого родители поселили в хостел. По их задумке, такая мера должна прибавить парню самостоятельности. Он был не против. Всегда новые знакомства, путешественники, интересные люди. Номера для женщин — на втором этаже. Демократичная цена делает хостел хорошей альтернативой общежитию. Есть все необходимое, горничная убирает.