Книга: Алтай. Путешествие по Катуни
В.Я. ШИШКОВ
В.Я. ШИШКОВ
Вячеслав Яковлевич Шишков – инженер-исследователь Чуйского тракта, извес-тный русский писатель, провел на Алтае несколько лет своей жизни. Он любил Алтай беззаветно и написал о нем рассказы, были и повести.
Родился В.Я. Шишков 30 октября 1873 г. в Калининской области. После окончания технического училища, в конце 1894 г. техник В.Я. Шишков приезжает в Томск. В Томске В.Я. Шишков посещал студенческие кружки, вечера, активно работал в составе президиума научного общества по изучению Сиби-ри, выступал с докладами и лекциями. В.Я. Шишков участвовал в изысканиях по рекам Оби, Бии, Иртышу, Катуни, Енисею, Лене, Нижней Тунгуске.
Все эти годы были годами накопления тем для будущих произведений. Первое его произведение, рассказ-сказка «Кедр», написано в 1908 г. В 1913–1915 гг. он написал повесть «Тайга», получившую высокую оценку А.М. Горького.
В мае 1913 г. управлением округа путей сообщения была направлена на Алтай Чуйская партия во главе с В.Я. Шишковым. Задачей партии было определение наилучшего варианта Чуйского тракта для прокладывания кратчайшего пути до Монголии. Партией были составлены карты как правобережного, так и левобережного вариантов тракта. Но вопрос, где провести лучше Чуйский тракт, не был решен. Империалистическая война прервала изыскания, В.Я. Шишков уехал в Петербург и стал профессиональным писателем.
В Сибири, в том числе и на Алтае, Шишков провел более 20 лет, забираясь с изыскательскими партиями в самые отдаленные, дикие уголки, именно здесь начался его писательский путь. И позднее он любил повторять, что тайга-матушка сделала его писателем, научила понимать природу и человека.
Начав сотрудничать в сибирских изданиях – «Сибирская жизнь», «Минусинский край», «Жизнь Алтая», «Алтайский альма-нах», где появляются его очерки и рассказы «Бабушкино горе», «Первый блин», «По Чуйскому тракту» и др., Шишков вскоре печатается и в столичных журналах.
В 1915 г. Шишков уезжает из Сибири в Петербург, чтобы вплотную заняться литературной деятельностью. 14 лет (с 1918 по 1933 гг.) Шишков работает над романом «Угрюм-река», одним из самых любимых произведений читателей. Этот роман по праву вошел в сокровищницу русской литературы. Интерес к этой книге и сегодня огромен.
Следующим этапом писательской деятельности Шишкова было создание героической эпопеи о крестьянском вожде Емельяне Пугачеве. В 1935 г. он работает над эпопеей «Емельян Пугачев», книга осталась незаконченной.
Умер Шишков в Москве 6 марта 1945 г.
«Я люблю Алтай крепко, с каждым днем – годом любовь моя растет», – писал Шишков. А вот строки из его письма к А.М. Ремизову 5 июля 1914 г.: «Алтай очень хорош. Я давно люблю его. Хочется воспевать его, прославить его, но где мне взять звучных струн, где взять мощь и красоту слова».
В Бийске имя В.Я. Шишкова носит библиотека, также есть улица его имени. В Барнауле Алтайская краевая универсальная научная библиотека носит имя В.Я. Шишкова.
В 1973 г. на 468 км дороги М-52 установлен мемориальный знак В.Я. Шишкову, выполненный барнаульским скульптором П. Мироновым.
В районе памятного знака есть хорошие места для отдыха. В летнее время здесь работают киоски по продаже сувениров, книг, украшений. Организованы прокат лошадей, фотографирование с верблюдом, установлен уголок с муляжом мамонта. В районе мемориального знака В.Я. Шишкову находится археологический памятник Чултуков Лог. В раскопках комплекса обнаружены находки времен быстрянской, пазырыкской, каракобинской культур. В одном из курганов было обнаружено захоронение женщины, в состав сопроводительного инвентаря которой входили бронзовый нож, проволочные серьги, фрагменты нескольких железных заколок, а также довольно редкая находка – ожерелье из стеклянных и хрустальных бус, которые впоследствии окрестили «бусы Клеопатры». В урочище Чултуков Лог есть археологический памятник: оросительный канал – сувак*.
На левом берегу Катуни, напротив памятного знака В.Я. Шишкову, расположен туристический комплекс «Талда». Проехать до комплекса нужно через мост у «Бирюзовой Катуни», далее по левому берегу Катуни 10 км вниз по течению. Ранее в этом месте находилась деревня Тавда (Талда).
Горы становятся все выше. Высота находящейся слева от тракта г. Синюхи 1218 м. С соседних турбаз сюда совершаются экскурсии. В недалеком будущем планируется на г. Синюхе установить подъемник и обустроить горнолыжную трассу.
На 468 км расположен туркомплекс «Манжерок».
На 470 км расположено с. Манжерок.
СЕЛО МАНЖЕРОК
Село основано в 1856 г. русскими переселенцами. В переводе с алтайского Манжерок – «туманная, сторожевая сопка». Однако есть и другое толкование слова. С монгольского «манн» – стража, охрана, «iуrek» – с алтайского «сердце». По трактовке краеведа Н.М. Воробьева, Манжерок переводится как место скачек, где на длинной дистанции побеждает лошадь, имеющая абсолютно здоровое сердце. Можно предположить, что Манжерок может обозначать «моя душа», «мое сердце». До революции основным занятием местных жителей было скотоводство. Земледелием занимались немногие,т. к. было мало земель под пашни. Надо было выкорчевывать лес. Очистив небольшие площадки, сеяли овес, просо, гречиху, сажали картофель. Также занимались плотничеством, столярничали, рубили лес и сплавляли его. Одна из страниц истории села связана со сплавом леса по Катуни плотами и молевым способом. По словам краеведа Н.М. Воробьева, «до шестидесятых годов прошлого века в летний период несколько десятков плотов в день сплавляли по Катуни. Сосновый лес для сплава готовили зимой в окрестностях сел Аскат, Анос, Чепош, Узнезя. Его подвозили на лошадях к берегу Катуни, где каждую лесину шкурили, затем укладывали в штабеля. Начинали плавить плоты после весеннего ледохода и заканчивали глубокой осенью, с появлением крепких заморозков. На плоту во главе с лоцманом, старшим команды, плавали восемь человек, в большую воду – двенадцать. А от Манжерока, когда главные пороги оставались позади, плыли уже вчетвером. Трудна и ответственна была обязанность лоцмана – от его смекалки и умения принимать решения мгновенно, от уверенности и решительности зависел весь успех работы, да и сама жизнь людей. Редко кто мог взяться за такое ответственное дело. Обычные плоты собирали длиной от двенадцати до двадцати метров и шириной пять с половиной – шесть метров. Самый большой плот длиной тридцать два и шириной десять метров прогнал в 1955 г. житель Манжерока Н.Н. Соколов.
А лесосплавом на Катуни начали заниматься в конце XIX столетия. Для многих семей это было чуть ли не единственным средством существования, ведь земледелие, ввиду отсутствия сельскохозяйственных угодий, практически не было развито. А лес в то время вокруг Манжерока, Мунов стоял сплошной стеной. Его, с разрешения местных властей, плотами спускали в села степных районов: Аю, Платово, Кокши, Сростки, Хуторки, Верх-Катунск и др. В хлеборобных деревнях лес обменивали на продукты питания. По рассказам старожилов, любая лесина на выбор оценивалась в пуд зерна, а то и муки, которую отвозили на подводах иногда и сами покупатели. Чаще всего по берегу плотогонов сопровождали повозки с продовольствием и одеждой, управляемые стариками, женщинами, подростками и инвалидами.
В старые времена, прежде чем встать на плот, молились Богу. Только смельчаки, знавшие на реке не только все пороги, но и каждый камень, могли гонять плоты по Катуни. Трудна и опасна была эта работа. Весла изготавливали длиной 9 м, бывалые лоцманы брали с собой запасные весла, на каждое становились четыре человека, а в большую воду по шесть, лоцман вставал на заднюю гребь так, чтобы постоянно видеть течение реки. Суть всей деятельности лоцмана и заключалась, что-бы вовремя заметить, где вышла пучина, куда направляется струя воды, – только тогда он принимал необходимое решение. После установки паровой лесопилки за Маймой, где была сооружена тросовая гавань, основную массу леса стали пускать молем. По сей день немало лиственничных бревен лежит на дне глубоких омутов. Много порогов, известных своим нравом, своей историей, приходилось преодолевать сплавщикам. Так, выше Усть-Семы есть камни Гуси, расположенные один за другим. Есть камень Топоренок, при ударе о который плот разрубало пополам. Есть камни: Попугай – от слова «пугать», камень Копна, Палатка, Пыхтуля, в Мунах – Штыри, около Аи – Петушок». Про каждый из порогов были рассказы, легенды. Вот одна из них. Записал ее краевед Н.М. Воробьев из с. Манжерок:
«Жил в деревне Талда молодой парень Никита Дворников. Был он не только крепкого телосложения, красив лицом, но и отличался остроумием, дерзостью, имел смелость и удаль. Многие девушки из окрестных деревень по нему сохли.
А приглядел он красавицу Валю из Ман-жерока. У девушки отбою от женихов не было. Богатые купцы присылали к ней сва-товда только она всем отказывала. Девушке нравился Никита Дворников. Один раз Никита решил объясниться Вале в любви. «Хоть завтра за тебя пойду, если сплавишь плот до Бийска», – шутя сказала девушка. «Годится», – ответил Никита. Все бы ничего, только вода в Катуни в это время года коренная шла. Да так свирепо и страшно, что с боязнью на реку и смотреть-то было, не то что плот сплавлять. На следующее утро в Манжероке не досчитались тринадцати крепких молодых парней. Поняли люди, что Никита вознамерился плоты сплавлять по такой воде. А сделать ничего нельзя, знали
– Никита не отступится. Проклинала себя в душе за такую нелепость – сказанные наспех слова – и Валя. Всем селом вышли на берег. Матери слезами уливаются, заранее оплакивая своих сыновей. На руках у подружек повисла обессилевшая Валя. А плот уж летел навстречу манжерокским порогам, наиболее трудным и опасным в этих местах. Здесь и в малую-то воду, прочитав молитву для пущей верности, плотогоны поднимали весла и доверялись матушке-реке. Как она распорядится – так тому и быть. Пронесет так пронесет, а нет – спасайся, кто как может. Стараются покрепче ухватиться за бревно или выскочить на камень, стоящий на пути. Летел Никитов плот на манжерокские пороги. Вот-вот ударится связка о каменистый лоб и разобьется по бревнышку. Вдруг подняло плот, и соскользнул он, как большая рыбина, через каменистый барьер. Кто знает – то ли Никита каким словом владел, то ли любовь свою силу показала, да только кончилось все благополучно, а камень с тех пор стали называть Дворниковым».
Манжерок интересен своей историей и природными достопримечательностями. В связи с благоприятными климатическими условиями в Манжероке в 1932 г. на берегу Катуни была построена база отдыха обкома и облисполкома. В 1963 г. был построен пионерский лагерь им. В.И. Ленина – самый большой и благоустроенный в области. В 1964 г. В.М. Шукшин снимал кадры для своего фильма «Живет такой парень» в с. Манже-рок. Натурные съемки фильма «Ваш сын и брат» также были сняты в Манжероке. В 70-е годы с большой производительностью работала мебельная фабрика, в годы застоя местные жители начали заниматься индивидуальной трудовой деятельнос-тью, обслуживанием туристов.
В географическом плане интересно само село и его окрестности: г. Синюха, оз. Манжерокское, источник Манжерокс-кий и Манжерокские пороги.
Источник Манжерокский находится в самом селе, является памятником природы Республики Алтай. Вода источника относится к гидрокарбонатно-кальциево-маг-ниевой. Она обладает терапевтическим эффектом при лечении мочекаменных заболеваний и язве желудка. В настоящее время производится забор воды для промышленного розлива. Перед селом можно свернуть направо, чтобы осмотреть Манжерокские ворота – знаменитые пороги на Катуни. Здесь воды Катуни пробиваются с шумом между пятью огромными камнями. Особенно сильное впечатление пороги производят в большую воду. Рекомендуем обязательно здесь остановиться и осмотреть это интересное место.
На юго-восточной окраине с. Манже-рок в 2001 г. обнаружено Манжерокское городище. По периметру городища сохранились остатки фортификационных сооружений в виде рвов и валов.
На 472 км указатель влево на «Озерное 1,1 км, озеро 2,5 км». Это указатель на озеро Манжерок.
- Город Бийск
- Чуйский тракт
- СЕЛО СРОСТКИ
- СЕЛО ШУЛЬГИИКА
- СЕЛО КОКШИ
- СЕЛО КАРАСУК
- СЕЛО ТАЛИЦА
- СЕЛО УРОЖАЙНОЕ
- ЗАКАЗНИК «ЛЕБЕДИНЫЙ»
- ОЗЕРО ЛЕБЕДИНОЕ
- ОЗЕРО КОКША
- СЕЛО ШУЛЬГИН ЛОГ
- СЕЛО ПЛАТОВО
- ГОРА БАБЫРГАН
- СЕЛО МАЙМА
- ГОРОД ГОРНО-АЛТАЙСК
- ИСТОЧНИК КЫЗЫЛ-ОЗЕКСКИЙ
- АЛТАЙ С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА
- СЕЛО АЯ
- ОЗЕРО АЯ
- В.Я. ШИШКОВ
- МАНЖЕРОКСКОЕ ОЗЕРО
- ТУРИСТИЧЕСКО– ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ»
- Источник Аржан-Суу
- Талдинские пещеры
- Cело Усть-Сема
- Чемальский тракт
- СЕЛО ЧЕПОШ
- «ЗЕЛЕНЫЙ» ТУРИЗМ (сельский туризм)
- МАСТЕРСКАЯ ЖЕНСКИХ РЕМЕСЕЛ «ДЕСЯТИРУЧКА»
- СЕЛО АСКАТ
- Музей династии Тозыяковых
- СЕЛО АНОС
- МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ИМ. Г.И. ЧОРОС-ГУРКИНА
- Село Элекмонар
- Каракольские озера
- СЕЛО ЧЕМАЛ
- ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЧЕМАЛА
- Чуйский тракт от Усть-Семы до границы с Монголией
- СЕЛО МАЛЫЙ ЯЛОМАН
- УЙМОНСКИЙ ТРАКТ ОТ ТУЕКТЫ ДО ТЮНГУРА
- УСТЬ-КОКСИНСКИЙ РАЙОН
- ПУТЕШЕСТВИЕ К ИСТОКАМ КАТУНИ СО СТОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
- Город Усть-Каменогорск
- Уймонская долина (Уймонская степь)
- Старообрядцы Уймонскои долины
- СЕЛО УСТЬ-КОКСА
- Катунский заповедник
- СЕЛО ОГНЕВКА
- СЕЛО КАЙТАНАК
- СЕЛО БАШТАЛА
- СЕЛО ТЕРЕКТА
- СЕЛО КАСТАХТА
- СЕЛО КУРУНДА
- СЕЛО ВЕРХ-УЙМОН
- Н.К. РЕРИХ НА АЛТАЕ
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ИМ. Н.К. И Е.И. РЕРИХОВ филиал Национального музея Республики Алтай им А.В. Анохина
- ПРИРОДНЫЙ ПАРК «БЕЛУХА»
- 45. Лубянская площадь и Владимирские ворота
- 3.14. Как выглядит немецкая демократия
- Памятник Скобелеву.
- Павильоны кордегардии
- Италия и Россия
- Глава V. Афины в период расцвета афинской демократии (вторая половина V в.)
- Стоит ли утруждать головушку?
- № 53 Дом А.Г. Чадаева
- ASSIGNMENT 8 LESSON 8
- Санаторий «Заполярье»
- XVII округ
- Родовое гнездо