Книга: Алтай. Путешествие по Катуни
Уймонская долина (Уймонская степь)
Уймонская долина (Уймонская степь)
«Уймонская долина (Уймонская степь) имеет в длину более 35 км, в ширину от 8 до 13 км. Здесь с севера на юг ее пересекают горные реки: Маргала – с левой стороны, Уймон, Окол, Мульта – с правой стороны. С запада из гор в долину врывается прозрачная Кок-су, в переводе означающая „синяя вода“. Природа Уймонской долины не может не вызывать восхищения, и даже старожилы не перестают изумляться ее сказочной красоте. Горы, окружающие долину, меняются до неузнаваемости в зависимости от погоды, времени суток и даже от того, как падает на них солнечный свет. Катунь всегда выглядит по-разному: мелкие ручьи и речки чаруют своим шумом на перекатах, пихтовые и лиственничные леса, березовые рощи меняют свое убранство в течение года и радуют взор, а вдалеке сияют белки – снеговые вершины горы», – так описывает эти благодатные места В.В. Сапожников.
Природа Уймонской долины таит в себе огромные возможности для оздоровления: это благоприятная экологическая обстанов-ка, чистота природной среды, климатические характеристики. Солнце здесь сияет в среднем по 5–6 часов в день. Это почти столько же, сколько и на знаменитом швейцарском курорте Давосе. Весной солнечного сияния больше, чем в Ялте, Сочи, Давосе и Байрам-Али на юге Туркмении. Приток суммарной солнечной радиации в году достигает величин, сравнимых с суммарной радиацией на курортах Кавказа, Крыма и Швейцарии. Например, Катандинская степь, расположенная на высоте 900 м над уровнем моря, получает за год 142 ккал/см2 суммарной солнечной радиации, а Сочи получает 111 ккал/см2 Ялта – 117, Давос – 130.
В названии Уймонской долины, а также старейшего русского старообрядческого села Верхнего Уймона скрывается искаженный в русском произношении древний алтайский топоним «Оймон». Нередко для старинных географических названий возможно несколько вариантов перевода. Так, согласно топонимическому словарю Горного Алтая О.Т. Молчановой, «оймон» – это достаточно точный описательный географический термин, обозначающий огороженную низменность, то есть окруженную горами Уймон-скую впадину, как ее называют геологи. А вот алтайские краеведы Н.А. Шодоев (с. Мендур-Соккон) и В.И. Катынов (с. Курунда) считают, что в корне топонима «Оймон» содержится емкое понятие «ойм» (буддийское «аум»), обозначающее сокровенную мудрость, и переводят все слово как «место сокровенной мудрости», имея в виду его священное значение для всех алтайцев в недавнем прошлом.
Последний перевод подтверждает, что русские староверы искали Беловодье, леген-дарную «страну истинной веры», не искаженной патриархом Никоном и его приспешни-ками, теми путями и в тех местах, о которых узнавали от «калмыков», переселившихся к середине XVII в. в Поволжье. Калмыками же еще в начале ХХ в. называли алтайцев и западных монголов – джунгар. Так, и Вах-рамей (Варфоломей) Семенович Атаманов, проводник Н.К. Рериха в Верх-Уймоне, говоря о Беловодье, указывал: «А пошла весть от калмыков да от монголов. Первоначально они сообщили нашим дедам, которые по старой вере, по благочестию» (Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи: Путевой дневник. – Рига: Виеда,1992. С.281). В поисках Беловодья пришли в Уй-монскую долину в XVIII в. русские староверы, да так тут и остались.
В книге Раисы Павловны Кучугановой, создателя и руководителя школьного этнографического музея в с. Верх-Уймон, есть такие строки: «Тот, кто побывал здесь хоть однажды, тянется сюда своей душой и непременно возвращается, чтобы снова встретиться с первозданной красотой, почувствовать ее очистительную силу и мощь».
Известна Уймонская долина и тем, что сюда в XVIII в. переселялись русские староверы.
- Город Бийск
- Чуйский тракт
- СЕЛО СРОСТКИ
- СЕЛО ШУЛЬГИИКА
- СЕЛО КОКШИ
- СЕЛО КАРАСУК
- СЕЛО ТАЛИЦА
- СЕЛО УРОЖАЙНОЕ
- ЗАКАЗНИК «ЛЕБЕДИНЫЙ»
- ОЗЕРО ЛЕБЕДИНОЕ
- ОЗЕРО КОКША
- СЕЛО ШУЛЬГИН ЛОГ
- СЕЛО ПЛАТОВО
- ГОРА БАБЫРГАН
- СЕЛО МАЙМА
- ГОРОД ГОРНО-АЛТАЙСК
- ИСТОЧНИК КЫЗЫЛ-ОЗЕКСКИЙ
- АЛТАЙ С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА
- СЕЛО АЯ
- ОЗЕРО АЯ
- В.Я. ШИШКОВ
- МАНЖЕРОКСКОЕ ОЗЕРО
- ТУРИСТИЧЕСКО– ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «БИРЮЗОВАЯ КАТУНЬ»
- Источник Аржан-Суу
- Талдинские пещеры
- Cело Усть-Сема
- Чемальский тракт
- СЕЛО ЧЕПОШ
- «ЗЕЛЕНЫЙ» ТУРИЗМ (сельский туризм)
- МАСТЕРСКАЯ ЖЕНСКИХ РЕМЕСЕЛ «ДЕСЯТИРУЧКА»
- СЕЛО АСКАТ
- Музей династии Тозыяковых
- СЕЛО АНОС
- МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ИМ. Г.И. ЧОРОС-ГУРКИНА
- Село Элекмонар
- Каракольские озера
- СЕЛО ЧЕМАЛ
- ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ЧЕМАЛА
- Чуйский тракт от Усть-Семы до границы с Монголией
- СЕЛО МАЛЫЙ ЯЛОМАН
- УЙМОНСКИЙ ТРАКТ ОТ ТУЕКТЫ ДО ТЮНГУРА
- УСТЬ-КОКСИНСКИЙ РАЙОН
- ПУТЕШЕСТВИЕ К ИСТОКАМ КАТУНИ СО СТОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
- Город Усть-Каменогорск
- Уймонская долина (Уймонская степь)
- Старообрядцы Уймонскои долины
- СЕЛО УСТЬ-КОКСА
- Катунский заповедник
- СЕЛО ОГНЕВКА
- СЕЛО КАЙТАНАК
- СЕЛО БАШТАЛА
- СЕЛО ТЕРЕКТА
- СЕЛО КАСТАХТА
- СЕЛО КУРУНДА
- СЕЛО ВЕРХ-УЙМОН
- Н.К. РЕРИХ НА АЛТАЕ
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК ИМ. Н.К. И Е.И. РЕРИХОВ филиал Национального музея Республики Алтай им А.В. Анохина
- ПРИРОДНЫЙ ПАРК «БЕЛУХА»
- **Долина царей
- *Долина павших
- Долина Кулу (Kullu Valley)
- Глава 3. Хванчкара, Киндзмараули, Алазанская Долина – три лица советской империи
- Силькеборгский лес, степь Сейс и река Гуден
- Долина Нубра
- *Казанлык и Долина роз
- «Северная долина»
- **Долина цариц
- Долина Кангра
- Вамена и Балиемская долина
- Долина Маратаса