Книга: Книга Москвы: биография улиц, памятников, домов и людей
АМО ЗИЛ Федот, да не тот
АМО ЗИЛ
Федот, да не тот
В 1916 году в Москве в Тюфелевой роще на берегу Москвы-реки, торжественно помолясь, заложили завод «АМО» («Автомобильное московское общество»). Это товарищество на паях было организовано под заказ Главного военно-технического управления на изготовление 750 малых штабных и 750 трехтонных грузовых автомобилей. Прототипом русского грузового автомобиля послужила конструкция итальянского «Фиата» (вечный, оказывается, помощник российскому автомобилестроению).
Все было по-честному: у «Фиата» куплена лицензия, переработано под условия российского бездорожья шасси. Строительство корпусов и подготовка производства были проведены невиданными темпами, причем начальником кузовного производства назначили инженера Климексеева, прежде работавшего – не падайте – директором воздухоплавательного завода в Петрограде. И полетели: уже в июле 1917 года была начата сборка грузовиков.
Но, как известно, революции происходят вовремя только для тех, кто их делает, да и то не всегда. В 1918 году «АМО» национализировали. В 1924-м вновь начали выпускать автомобили (полуторки), а потом и автобусы под маркой «АМО» (но это означало уже «Акционерное машиностроительное общество»). В 1933 году «АМО» переименовали в Завод имени Сталина, а в 1956-м – в Завод имени Лихачева, директора с 1926 года. В девяностые завод снова стал «АМО» (третий вариант все той же аббревиатуры теперь означает «Акционерное московское общество», объединив в себе два предыдущих), да еще и с добавкой «ЗИЛ». Только вот нет Кузнецовых и Рябушинских, которые в 1916 году то товарищество «АМО» создали, а через год и завод запустили. И нынче слово «запустили» надо понимать совсем в другом смысле. Не в том, который используется вместе со словом «спутник», а в том, который употребляют, когда говорят о сельском хозяйстве.
- Арбат Сказки старого Арбата
- Александровский сад Взрослый детский сад
- Алексеевская Осторожно, двери открываются
- Алевиз Миланец и Алевиз Новый Тезки из Италии
- Армянский переулок Дружба народов по-московски
- Алябьев Имя – на карту
- Александровское училище Загадка третьего номера
- Архаровы Кличка благородного происхождения
- АМО ЗИЛ Федот, да не тот
- Английский клуб «…Львы на воротах»
- Абрикосовы Сладкая фамилия
- Алтуфьево – Ясенево От «А» до «Я»
- Три османские столицы (Район Мраморного моря)
- ВЫБОРГСКИЙ ЗАМОК © И.В. Голоухова, 3.А. Новоселова, Л.В. Петрова — текст, © Е.М. Головач, О.А. Смольянинова, Л.В. Щекало...
- Копенгаген, Осло и Калё: Ульрик Фредерик Гюльденлёве и воображаемый замок Груббе
- Едикуле (Семибашенный замок)
- Глава 14 Абрамович и Рабинович
- Прогулка «О бедном Фаранге замолвите слово» с Николь Кидман
- *Замок Святого Иллариона
- Таможенные правила
- В самой середине
- X. Москва в Смутное время при самозванцах, Василии Шуйском и в междуцарствие
- Самостоятельные путешествия
- Таможенные правила и ограничения