Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты

«Но ранним утром вышли ленинградцы…»

«Но ранним утром вышли ленинградцы…»

Предполагалось, что стоимость парка на Крестовском обойдется казне в 4–5 млн руб. (сумма озвучили на совещании Облисполкома в 1930 г.), однако на деле получилось значительно дороже, учитывая, что в западной части парка построили стадион имени С.М. Кирова, вмещавший 100 тысяч зрителей. По-видимому, недостаток средств и повлиял на отсрочку работ по разбивке парка. До войны смогли обустроить лишь ЦПКиО на Елагином острове, а до Крестовского, за исключением стадиона, так и не добрались. Более того, долгое время не имелось утверждённого проекта. Проект архитектора А.С. Никольского с масштабными и, соответственно, очень дорогими в реализации искусственными островами в Финском заливе (связь между ними должна была осуществляться на катерах и вплавь – в нашем-то климате!), гидропарком, гребным каналом, водным театром и новыми мостами отдавал фантастикой.


Водный театр парка по проекту Никольского. 1930-е гг.

Поэтому потребовалось время, чтобы выработать что-то более приближенное к реальным возможностям страны и города и отказаться от античных скульптур, ажурных галерей и искусственных островов.

Как ни удивительно, к планам обустройства Приморского парка Победы вернулись сразу после войны, в 1945 г., когда часть Ленинграда ещё лежала в руинах. После блокады городские власти столкнулись с проблемой отсутствия в городе мест отдыха, ибо неповрежденным не остался ни один городской парк, ни один сквер. За годы войны погибло более 100 тысяч деревьев и более 800 тысяч кустарников. Поэтому-то ленинградцы с большим энтузиазмом откликнулись на призыв властей и вышли на работы по озеленению.

Одним из первых в октябре 1945 г. заложили Приморский парк Победы. Проектирование парка поручили мастерской академика архитектуры А.С. Никольского, среди архитекторов – П.С. Волков, В.В. Медведев, О.И. Руднев, В.В. Степанов и другие. Не требует пояснения, почему парк назвали в честь Победы – всё более или менее значимое, возводимое или создаваемое в СССР в ту эпоху, носило это имя: проспекты, автомобили, колхозы, парки…

Анна Ахматова отозвалась на событие строками стихотворения:

Но ранним утром вышли ленинградцыБесчисленными толпами на взморье.И каждый посадил по деревцуНа той косе, и топкой и пустынной,На память о великом Дне Победы…

Оконечность Крестовского острова перед разбивкой парка выглядела весьма уныло. По воспоминаниям С.Н. Цендровской, проживавшей до войны на Крестовском острове «вся территория Приморского парка Победы представляла собой болотистое с кочками пастбище. Там паслись коровы и козы крестовских жителей. Деревьев там почти не было. Несколько ив, кустарники ольхи, в основном у воды».

По единственной дороге, ведущей к строящемуся холму-стадиону, шли самосвалы, груженные битым кирпичом с разбираемых и расчищаемых после блокады улиц. Машины выгружали содержимое на берега Невы, поднимая их тем самым над уровнем реки. Современные дороги, опоясывающие парк Победы по берегам Невок, известные как Северная и Южная, проложены по насыпному трёхметровому валу. Это грунт, извлечённый со дна Финского залива, и битый кирпич с ленинградских послевоенных улиц.

С большим трудом Управление садово-паркового хозяйства Ленинграда под руководством В.Е. Романова отыскало в питомниках (из имевшихся до войны 294 га площадей питомников осталось только 135 га) нужное количество саженцев дубов, лип, лиственниц, а также цветочной рассады. Всё это посадили ленинградцы во время субботников, и значительную часть – в 1945–1946 гг.


Студенты на работах по разбивке парка. Октябрь 1945 г.

По замыслу архитекторов, в планировке парка сочетались регулярные и пейзажные участки. Это придало ему особенную художественную выразительность. С востока на запад по центру парка проложили тройную липовую аллею длиной около 2 км, украшенную газонами, цветниками и скульптурой. Посередине аллеи находится восьмиугольная Центральная площадь, в центре которой располагается большая клумба с высокой вазой. От площади радиально расходятся аллеи парка. Рядом с площадью установлены бронзовые скульптуры «Матрос-черноморец» и «Девушка, встречающая победителей».

Площадь парка – 183 га, все парковые пруды – искусственные, их пришлось выкапывать в 1945–1950 гг., чтобы осушить местность. Они занимают территорию в 17 га и располагаются в пейзажной части парка. Пруды называются Круглый, Южный, 1-й и 2-й Северные, Крестовый и Мандолина. 2-й Северный пруд также часто называют «Лебединым озером», так как на его берегу располагается лебединый питомник. В 1960-х гг. здесь обитало 50 лебедей и десятки уток.

К 1950 г., когда основную массу работ завершили, на Крестовском острове, по словам А. Ахматовой, возник «светлый сад». Лучше не скажешь, ибо дубы, липы, клёны, вязы, лиственницы и пихты преобразили западную оконечность острова, и она впрямь стала похожа на сад. Это особенно ощущалось весной, во время цветения нарциссов, тюльпанов, бегоний и астр. Среди кустарников выделялись жасмин и сирень. В конце мая, когда затяжная ленинградская весна наконец переходила в лето, сюда привозили на работы школьников (это называлось послеучебной практикой) из всех окрестных школ Ждановского района. Тюльпаны на клумбах ещё не расцвели, однако в парке было красно от пионерских галстуков.

* * *

Имел ли, в итоге, парк Победы что-либо общее с первоначальными задумками Никольского 1930-х гг.? Не очень много, ибо первоначальный проект мыслился как проект некоего идеального «парка мечты». Никакой бюджет не мог потянуть траты на подобное строительство, учитывая, что даже реальный, сильно урезанный по масштабам парк из-за ограниченного финансирования продолжали обустраивать вплоть до середины 1960-х гг., а к строительству Гребного канала приступили лишь в 1958 г.

Вроде бы канал готовили к чемпионату мира по гребле, но позже этот чемпионат решили проводить в другой стране, поэтому финансирование существенно сократили. В ходе прокладки Гребного канала изменили первоначальный план Никольского, рыли его по руслу реки Винновка, отделявшей остров Бычий от Крестовского. Мечта архитектора о зрительских трибунах по берегам, изящных мостах, перекинутых через канал, водном театре оказалась невоплощенной из-за элементарного отсутствия средств. Более того, несколько раз работы прерывали, завершая их лишь через десять лет после начала.


В парке Победы. 1950-е гг.


Парк Победы. Лебединое озеро

В 1963 г. у Южного пруда построили знаменитый ресторан «Восток». Он мог одновременно принять около 1000 человек и напоминал большую столовую, хотя и с чистыми белыми скатертями. В выходные дни заполняемость этого ресторана была потрясающей. Тому способствовали как дешёвое меню, состоявшее всего из нескольких блюд, так и популярность самого парка, который в летние и тёплые осенние дни посещали десятки тысяч ленинградцев. В конце лета в ресторан шумными кампаниями наведывались студенты ленинградских вузов, празднуя своё возвращение из стройотрядов.


Ресторан «Восток» на Южном пруду. 1960-е гг.

В 1990-х гг., с переходом к рыночной экономике, «Восток» по финансовым причинам лишился своего сравнительно дешевого меню, а за ним и традиционных посетителей – простых людей, гуляющих в парке. Долгое время ресторан стоял с выбитыми стеклами и облетевшей штукатуркой, затем как-то очень скоро на его месте в 2000–2001 гг. вырос апартамент-отель «Пятый элемент». Тогда это наделало много шуму, ибо всем казалось, что Крестовский остров будет в интересах горожан по-прежнему закрыт для застройки. Однако «Пятый элемент» стал лишь первой ласточкой.

Среди заметных событий 1960-х гг. – открытие в день годовщины закладки парка 7 октября 1965 г. памятника героям Великой Отечественной войны (авторы проекта Л.Г. Могилевский, А.П. Изоитко, Л.М. Хидекель). На памятнике-стеле из блоков розового неполированного гранита высечен рельеф «Девочка, сажающая деревце». Справа от неё надпись: «В честь вашу, герои Великой Отечественной войны, заложили этот парк мы – трудящиеся Ленинграда осенью 1945 года». Под этим обращением выбиты слова Ольги Берггольц: «Да будет он вечно живым, вечно цветущим памятником народного мужества и славы!».

Важным элементом парковой инфраструктуры являлось знаменитое трамвайное кольцо, располагавшееся вблизи Южной дороги, построенное в конце 1940-х гг. Знаменито кольцо стало тем, что, при отсутствии на острове метро, способно было принять в час сотни трамваев, доставлявших отдыхающих из всех районов города. Здесь построили систему светофоров, стрелок и разъездов, с тем чтобы трамваи могли обгонять друг друга или парковаться в ожидании пассажиров. С острова тянулись две независимые, но связанные технической перемычкой трамвайные линии – через Лазаревский мост и через Большой Крестовский. Прямая как стрела линия по парку и вдоль Крестовского проспекта позволяла трамваям развивать высокую скорость и быстро покидать остров.

Оглавление книги


Генерация: 0.084. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз