Книга: Крестовский, Елагин, Петровский. Острова Невской дельты

Особняк Пископа (Константиновский пр., 1)

Особняк Пископа

(Константиновский пр., 1)

Современный жилой комплекс на 30 квартир по Константиновскому пр., 1, можно называть особняком Пископа с большой долей условности. Ибо часть старого особняка в стиле неоклассики, с фасадом розового цвета, в 2001–2003 гг. встроена в новое здание, причём новое здание значительно больше по размерам прежнего особняка Пископа. Проект выполнила Архитектурно-проектная мастерская Солодовникова. К тому времени подлинный особняк Мартина Густавовича Пископа постройки 1910-х гг. находился в аварийном состоянии, внутренние помещения варварски переоборудовались под производство и разрушались.


Константиновский пр., 1. Особняк Пископа ныне замурован в стены нового дома. 2012 г.

В итоге аварийное здание разобрали и из современных материалов построили его весьма вольную копию. Можно ли назвать это воссозданием старого здания, как уверяют авторы проекта, трудно сказать. Скорее это архитектурная импровизация, ибо лишь обладающий изрядной долей фантазии петербуржец, глядя на фасад, поймет, как же в действительности выглядело это здание сотню лет назад.

В 1900-х гг. участком по Константиновскому пр., 1, владел купец Оскар Фёдорович Лунд. Фактически, тут была дача семьи Лунда с оранжереями, конюшней и небольшим деревянным домом, утопавшим в зелени. В 1912 г. участок приобретает владелец велосипедной мастерской М.Г. Пископ и возводит трёхэтажный каменный дом. Часть помещений сдается жильцам, часть используется под мастерскую. До этого мастерская Пископа располагалась в арендованных помещениях на Симеоновской улице, однако Крестовский остров имел множество неоспоримых преимуществ, ибо становился любимым местом для велосипедных прогулок петербуржцев. Велосипедный спорт, придя к нам из Европы, завоевал сердца любителей прокатиться с ветерком, однако по городским булыжным мостовым много не наездишься, поэтому горожане и выбирали для поездок Острова. Пископ пользовался благоприятной конъюнктурой, а позже в его доме разместилась и автомобильная мастерская с гаражом.

Этот дом вспоминает и Л.Н. Штерн, ребёнком заходивший сюда. Он пишет, что перед революцией тут, «в маленьком зальце в начале Константиновского проспекта», находился «синематограф»: «Именно в этом помещении было всё – и фойе, и зрительный зал. Тут же на специальном постаменте стоял проекционный аппарат, треск которого иногда заглушал звуки пианино, стоящего у самого экрана». Синематограф Пископа носил название «Крестовский».

Послереволюционная судьба дома типична: коммунальное жильё, продуктовый магазин на первом этаже. В 1980-х гг. здание пытались переоборудовать в колбасный завод, разобрав часть стен и перекрытий для установки технологического оборудования. Это привело дом в аварийное состояние, и КГИОП дал разрешение на снос. Всё, что удалось сделать архитекторам и строителям, – это воссоздать фасад в более или менее близком к оригиналу виде.

Оглавление книги


Генерация: 0.364. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз