Книга: 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга
Особняк Матильды Кшесинской
Особняк Матильды Кшесинской
Пожалуй, есть что-то, возможно даже совсем особенное, в том, что все дома на этом проспекте, изогнувшемся причудливой дугой, находятся только на нечётной стороне. Второй такой проспект, как Кронверкский, трудно отыскать.
На дуге Кронверкского проспекта сосредоточено много уникальных памятников архитектуры. И так получилось, что в самом начале проспекта, на углу улицы Куйбышева (Большой Дворянской), находится примечательный особняк.
Это дом примадонны балета императорского Мариинского театра Матильды Феликсовны Кшесинской. Здание в стиле модерн привлекает свободной асимметричной композицией, строгой элегантностью, разнообразием форм. Разная высота его звеньев, меняющиеся ритм и размеры окон повторяют особенности внутренней планировки. Выразительна палитра отделочных материалов: красный и серый гранит, светлый облицовочный кирпич и синяя майоликовая плитка, элементы металлических конструкций и кованые узоры. Палисадник, ограда и угловая беседка подчеркивают впечатление уютной камерности. Особняк не претендует на внешнюю роскошь, но он по-своему импозантен и изящен. Недаром его часто называли дворцом Кшесинской.
До 1917 года Кшесинская танцевала в Мариинском театре. Известно, что до официальной свадьбы будущего императора Николая II она была его любовницей. Позднее состояла в отношениях с великими князьями Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. Андрей Владимирович стал мужем Матильды в 1921 году и усыновил её сына Владимира. Это произошло в Каннах, поскольку накануне революции Матильда Кшесинская навсегда уехала из России и провела остаток своей насыщенной почти столетней жизни в Европе, открыв в 1929 году в Париже собственную балетную студию.
Особняк Кшесинской был построен в то время, когда строгий классический стиль в архитектурном облике Петербурга стал уступать место изяществу модерна.
На рубеже веков в строительстве стали активно применяться новые технологии и материалы. Они-то и позволили архитекторам существенно изменять художественные приёмы, создавать новые формы. В результате в Петербурге появилось множество зданий, выполненных в новой яркой эстетике, одним из заметных образцов которой считается и особняк балерины Матильды Кшесинской.
Особняк Матильды Кшесинской
Участок, где балерина решила построить себе новый дом, располагался на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской улицы. Большая Дворянская улица отделяла участок от Троицкой площади. Троицкая площадь – первая площадь города. В центре площади стояла церковь в честь Святой Троицы. Долгое время Свято-Троицкий собор был главным кафедральным храмом города, здесь объявлялись царские указы. Здесь 22 октября 1721 года Петру I был пожалован титул императора. На шпиле колокольни собора были укреплены часы, снятые с Сухаревской башни Кремля в Москве. К 1730-м годам площадь потеряла своё значение, порт и административный центр переместились на Васильевский остров.
Ко времени строительства особняка, в 1903 году, Троицкую площадь, то есть Петербургский (Петроградский) остров, с противоположным берегом Невы, 1-м Адмиралтейским островом, соединил новый Троицкий мост. После открытия моста стоимость земли на Петербургской (Петроградской) стороне резко выросла.
Интересно, что покупка этого участка была законспирирована. Доверенное лицо балерины, дворянин А.Э. Коллинс, оформил купчую крепость на своё имя. Но в запродажной записи указывалось, что место приобретено «в действительности на деньги, принадлежащие потомственной дворянке Матильде Феликсовне госпоже Кшесинской, ввиду того, что она, Кшесинская, в настоящее время не желает огласить себя покупщиком этого имущества, но, во всяком случае, приобретённое имущество составляет её, госпожи Кшесинской, неотъемлемую собственность».
За разработку проекта взялся архитектор Александр Иванович фон Гоген. После подробного совместного обсуждения плана особняка было начато строительство, которое завершилось в короткие сроки, в течение года – в конце 1907-го хозяйка уже жила в новом доме.
Внешний вид и внутренняя планировка здания отражали не только эстетические вкусы того времени, но и личные предпочтения Кшесинской.
В особняке есть две анфилады залов, зимний сад и множественные хозяйственные помещения. При отделке здания использовались самые разные материалы: красный и серый гранит нескольких сортов, облицовочный кирпич, декоративные металлические детали и цветная майоликовая плитка.
Из воспоминаний Кшесинской известно, что один из залов был оформлен в стиле русского ампира, другой был выдержан в духе эпохи французского императора Людовика XVI, а интерьер спальни повторял английский стиль. Сегодня внутренний вид, к сожалению, во многом отличается от оригинального.
Любопытно, что много внимания Матильда Кшесинская уделила той стороне, которая словно остаётся в тени. Это хозяйственные и бытовые постройки. Кухня, устройства для хранения продуктов, гардеробные, винный погреб – всё это также было предметом гордости хозяйки. В здании нашлось место даже коровнику. Во дворе особняка, кроме коровника, располагались прачечная и сараи для экипажа и автомобилей (у балерины было два автомобиля).
Поражал не только внешний облик здания и интерьер, но и его обитатели. По двору нередко вместе прогуливались маленькая козочка, фокстерьер и свинья, жившая при доме Кшесинской.
Благодаря знакомствам и известности хозяйки в особняке регулярно бывали известнейшие люди своего времени: Фёдор Шаляпин, Вацлав Нижинский, Татьяна Карсавина, Анна Павлова. Домашние спектакли, импровизированные концерты и «капустники», проходившие в особняке Кшесинской, были обязательной приметой блистательного Петербурга вплоть до Первой мировой войны. На весь город славились званые обеды и ужины, приёмы и рауты, устраиваемые в особняке. Особенно пышно отмечалось в 1911 году двадцатилетие сценической деятельности балерины
Благополучная жизнь, однако, закончилась в 1917 году, когда в Петербурге наступили неспокойные времена. Кшесинская покинула дом и больше сюда никогда не вернулась. Вскоре дом был занят солдатами, в комнатах разместился ЦК РСДРП и пункт газеты «Правда». В этом доме также работал Владимир Ульянов (Ленин), вернувшийся в 1917 году из эмиграции. Балкон, выходящий на Кронверкский проспект, нередко служил ему трибуной для выступлений.
В советские годы в особняке разместился Государственный музей революции. В настоящее время особняк занимает Государственный музей политической истории России.
Это единственный в своем роде музей, экспозиции которого охватывают период, начиная от правления Екатерины II вплоть до сегодняшних дней.
Музей унаследовал богатую коллекцию своего предшественника – Государственного музея революции. Ядро экспонатов составляет коллекция знамен, плакатов, фотографий, других документов, которую советские революционеры начали собирать заранее, ещё будучи в подполье. Впоследствии она была расширена коллекцией партийной и государственной атрибутики XIX–XX веков, фамильными реликвиями видных политических и общественных деятелей, подлинниками важных документов.
Государственный музей политической истории России стал обладателем одной из самых полных коллекций материалов о российских и советских деятелях, партиях и событиях современности.
- Предисловие
- Ансамбль Петропавловской крепости
- Ансамбль Адмиралтейства
- Невский проспект
- Новая Голландия
- Ансамбль Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
- Ансамбль стрелки Васильевского острова
- Английская набережная – парадная набережная Санкт-Петербурга
- Петровская набережная и Домик Петра I
- Ансамбль Марсова поля
- Ансамбль площади Островского
- Ансамбль Дворцовой площади
- Ансамбль Суворовской площади
- Ансамбль Елагина острова
- Каменноостровский проспект
- Воскресенский Новодевичий монастырь
- Здания Сената и Синода
- Здание Двенадцати коллегий
- Российская Академия художеств
- Дом бывшего Дворянского собрания (Большой зал филармонии)
- Особняк Матильды Кшесинской
- Дом компании «Зингер» («Дом книги»)
- Витебский вокзал
- Меншиковский дворец
- Зимний дворец
- Малый Эрмитаж
- Новый Эрмитаж
- Михайловский (Инженерный) замок
- Мариинский дворец
- Дворец Белосельских-Белозерских
- Мраморный дворец
- Таврический дворец
- Летний дворец Петра
- Аничков дворец
- Михайловский дворец (Русский музей)
- Каменноостровский дворец
- Юсуповский дворец
- Дворец великого князя Владимира Александровича («Дом учёных»)
- Воронцовский дворец
- Строгановский дворец
- Шуваловский дворец на Фонтанке
- Шереметевский дворец
- Дворец Ивана Ивановича Шувалова
- Николаевский дворец
- Дворец Бобринских
- Алексеевский дворец (дворец великого князя Алексея Александровича)
- Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла)
- Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского)
- Казанский собор
- Смольный собор (Смольный Воскресения Христова собор)
- Храм Спаса-на-Крови (Храм Воскресения Христова)
- Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления)
- Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери)
- Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец
- Кронштадтский Морской Никольский собор (Морской собор святителя Николая Чудотворца)
- Соборная мечеть
- Большая хоральная синагога
- Буддийский храм (Санкт-Петербургский Буддийский Храм «Дацан Гунзэчойнэй»)
- Александровская колонна (Александрийский столп)
- Памятник Петру I на Сенатской площади (Медный всадник)
- Памятник Николаю I на Исаакиевской площади
- Сфинксы на Университетской набережной и спуск к Неве
- Памятник Екатерине II
- Нарвские триумфальные ворота
- Московские триумфальные ворота
- Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы
- Пискарёвское мемориальное кладбище
- Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук)
- Мойка, 12. Мемориальный Музей-квартира А.С. Пушкина
- Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
- Крейсер «Аврора»
- Летний сад
- Михайловский сад
- Ботанический сад
- Александровский парк
- Александринский театр
- Государственный академический Мариинский театр
- Михайловский театр
- Петербургская Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова
- Эрмитажный театр
- Государственная академическая Капелла
- Благовещенский мост
- Дворцовый мост
- Троицкий мост
- Литейный мост
- Мост Петра Великого (Большеохтинский)
- Канал Грибоедова
- Мосты Фонтанки
- Аничков мост
- Мойка
- Кронштадт
- Большой Стрельнинский (Константиновский) дворец
- Петергоф
- Парки Петергофа: Александрия и Луговой парк
- Петергофские острова: Царицын и Ольгин
- Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум
- Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе
- Александровский дворец в Царском Селе
- Большой Павловский дворец в Павловском парке
- Большой Гатчинский дворец
- Приоратский дворец
- Содержание книги
- Популярные страницы
- Особняк Степана Павловича Рябушинского (Мемориальный музей Горького)
- Мойка, 32 От особняка шута Петра I до Музея печати
- *Особняк Бетюн-Сюлли
- *Особняк Субиз
- Особняк принца Евгения Вальдемарсудде
- *Особняк Карнавале
- Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке
- Особняк Л.К. Разумовского, Государственный центральный музей современной истории России
- Особняк Е.С. Ашехмановой (Морской пр., 23)
- Особняк Кекушева на Остоженке
- Особняк А.Е. Антиповой (Морской пр., 25)
- Особняк Хитрово, мемориальный музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате