Книга: Национальная галерея Австралии

Австралийское искусство Второй половины XX-начала XXI века

Австралийское искусство Второй половины XX-начала XXI века


Джеймс Глисон. Испания. 1951.


Рассел Драйздер (1912–1981) Страусы эму в пейзаже 1950. Холст, масло. 101,6x127

Джордж Рассел Драйздер родился в Великобритании, в графстве Суссекс, в семье состоятельного помещика. В 11 лет мальчик с родственниками эмигрировал в Австралию, там пошел в школу при англиканской церкви. Она оказалась единственным учебным заведением, которое он окончил. В 17 лет доктора обнаружили у юноши отслоение сетчатки левого глаза и порекомендовали определенную технику для поддержания правого, иначе молодой человек мог ослепнуть. В эту тренировку входили уроки черчения, перспективы, создание трехмерных форм. Занятия рисованием определили всю его дальнейшую жизнь.

Поначалу будущий живописец помогал родственникам в семейном бизнесе, но потом ему пришлось лечь в больницу на операцию. После хирург, который сам страстно увлекался фотографией, посоветовал Драйздеру брать уроки у одного из профессиональных художников. Все это привело к тому, что молодой человек решил стать иллюстратором книг. Позже он познакомился со своим дилером и будущей женой, которая тоже серьезно занималась рисованием. Вскоре Драйздер был признан одним из самых выдающихся модернистских художников Австралии.

Данная картина выполнена в модернистском ключе. Австралийские птицы спокойно идут через пустыню, заваленную мусором. Торчащие железные прутья, на которых висят остатки самолетной обшивки или какого-то жилища, создают своеобразный ритм, рождающий удивительную ирреальность происходящего. Совершенно непонятно, где это находится: в пустыне или в выдуманном пространстве, олицетворяющем губительную деятельность человека по отношению к природе.


Пэдди Джуперрерла Нельсон (1919–1999). Пэдди Джейпэлджарри Симс (1917–2010), Квентвентжэй Джангеррейи Спенсер (1919–1990) Дремлющая звезда 1985. Холст, синтетические полимерные краски. 372x171,4

Пэдди Джуперрерла Нельсон, Пэдди Джейпэлджарри Симс и Квентвентжэй Джангеррейи Спенсер — австралийские аборигены варлпири. Все трое занимались живописью и являлись лидерами движения Искусства аборигенов.

Пэдди Джуперрерла Нельсон — самый известный из троих художников — родом из колонии Яндему. Ее мастера первыми стали работать с акриловыми красками. Пэдди Джейпэлджарри Симс — председатель совета художников колонии Ворлакарланга. Он был хранителем традиций искусства аборигенов, а также учителем всех молодых людей варлпири. Его работы имеют характерные стиль и цветовую палитру. Квентвентжэй Джангеррейи Спенсер — один из мастеров-аборигенов, чьи творения всегда интересно окрашены и насыщены символами. Художники колонии Ворлакарланга обычно используют диапазон «горячих» цветов — синий «электрик», оранжевый «мандарин», ярко-желтый и другие. Как они утверждают, Ворлакарланга переводится как «место для огня», поэтому в палитре также бурные цвета. Это наблюдается и в работе «Дремлющая звезда», она относится к традиционной церемонии огня, которому поклоняются варлпири, и ее создание происходило в момент, когда определенные созвездия исчезают на восходе солнца и словно переносятся в картину.

Искусство аборигенов варлпири является национальным достоянием Австралии.


Робин Нганжмирра (1951–1991) Likanaya 1989. Кора эвкалипта, натуральные земляные пигменты.191x81

Робин Нганжмирра — художник из племени аборигенов канвинжка. В их мифологии существуют предания о духах с женскими телами, распущенными волосами и рыбьими хвостами. Их аборигены называли Явкявк, или Нгал-Канбарриями, что в переводе означает «молодая девушка с рыбьим хвостом». Считается, что живут эти существа глубоко в пресных водах и они связаны с сезоном муссонных дождей и родовыми силами племени.

Нганжмирра изобразил мифический сюжет, известный среди людей клана джалама. Легенда повествует о двух сестрах, которых преследовал один богатый и влиятельный, но нелюбимый ими мужчина. Чтобы избежать его посягательств, девушки нырнули в водопад Малвон и превратились в Явкявк.

Живописец использовал зигзагообразные узоры и мелкую штриховку, чтобы добиться поразительного эффекта ряби на телах самого существа, рыб и водорослях. Нганжмирра так же решил и перспективу, благодаря которой все изображенные фигуры словно колеблются чуть ниже поверхности воды.

Картины коренных народов Австралии и Океании имеют большое художественное значение для истории и культуры этого континента.


Лин Онас (1948–1996) Рождение щенков 1989. Стекловолокно, краски. 35x83x67

Лин Онас (Уильям Маклинток Онас) родился в Австралии, в Мельбурне, в семье шотландки и аборигена из племени Йорта. Его отец был бизнесменом и видным политическим деятелем, ратовавшим за улучшение условий жизни коренного населения. Благодаря ему аборигены получили право избирательного голоса и, наконец, были признаны гражданами своей страны.

Онас, увлекавшийся с детства рисованием, будучи подростком, подрабатывал механиком в автомастерских. После смерти отца он унаследовал туристический бизнес, здесь ему пригодились врожденные способности. Поначалу произведения молодого человека были просто сувенирами для путешественников, но вскоре он стал успешным художником и изготовителем различных печатных изданий. В 46 лет за одну из картин Онас получил приз Канберрского национального наследия аборигенов.

В работе мастера прослеживаются символы, присущие художественной культуре разных австралийских племен, а также элементы различных стилей европейской живописи, включая модерн и сюрреализм. Техника Онаса насыщена перекрестной штриховкой и является результатом его обучения в общине аборигенов Манингрида. Живописец создавал не только картины, но и скульптуры, а также произведения декоративно-прикладного искусства.

«Рождение щенков» — это небольшая скульптурная группа из стеклопластика. Мастер представил знаменитую австралийскую собаку динго с играющими щенками. Благодаря удачно подобранной пластике животных композиция выглядит оживленной и трогательной.

Художник создал уникальный образ, разукрасив тела и лапы псов полосами красного, черного и охристого цвета. Моделью Онасу служила его собственная собака динго по кличке Мирригарн. Изображения собак — своего рода символы коренного населения страны, тоже обладающего инстинктами выживания и достоинством. Творчество коренного населения Австралии являет собой уникальную культуру, в ней как в зеркале отражаются жизнь и судьба народа, оказавшегося три века назад в колониальной зависимости, но не потерявшего своей аутентичности.


Джули Доулинг (род. 1969) Вэлайер 2006. Холст, синтетические полимерные краски и натуральные земляные пигменты. 200x150

Происхождение Джули Доулинг и ее сестры-близнеца Кэрол связано с сексуальным насилием матери — австралийской аборигенки. Их отец, возможно, был европейцем. С раннего детства жизнь будущей художницы носила драматичный оттенок, у семьи часто не хватало средств для выживания. Джули, чтобы как-то отвлечься от грустных мыслей, рисовала. В 20 лет она получила диплом Школы изящных искусств Клермонт и степень бакалавра изобразительных искусств в одном из университетов Австралии.

В настоящее время Доулинг работает в стиле реализм, а также использует художественные традиции европейского портрета, христианской иконы и даже мексиканской настенной живописи, она очень востребована. Также мастер занимается этнографией и исследует факты несправедливого отношения колонистов к коренному населению.

Данная картина является своего рода иллюстрацией истории страны. Вэлайер родилась в начале XIX века в племени аборигенов Тасмании. В подростковом возрасте ее похитили мужчины из другого племени и использовали как сексуальную рабыню. Девушка сумела убежать и стать знаменитой воительницей-амазонкой, которая вместе с соратниками нападала на агрессивные народы и колонизаторов, вторгшихся в исконные земли аборигенов.


Кристофер Пиз (род. 1969) Корова с разрисованным телом 2007. Мешковина, сок цветка ксанторреи и натуральные земляные пигменты. 180x300

Кристофер Пиз родился в городе Перт и принадлежит к племени пинэнг, которое относится к нионгарским аборигенам, живущим на южном побережье Западной Австралии. Однако среди предков художника были и французские колонисты, что отложило отпечаток не только на его внешности, но и характере. С юных лет Пиз пытался решить для себя конфликт отношений коренного населения и колонизаторов. Смешанное происхождение по сей день отражается в его творчестве. Мальчик учился в средней образовательной школе, где проявил большой интерес к биологии, затем окончил Пертский технический колледж, факультет дизайна. В тот период он создал множество рисунков углем и карандашом и навсегда полюбил монохромность изображений. Пиз изучал историю искусства Австралии, большое влияние на него оказали пейзажи мастеров школы Гейдельберга, однако живопись самого художника чаще всего выполнена в так называемом колониальном стиле, она отнюдь не сюжетно-лиричная, а, скорее, метафоричная, обязательно со скрытым конфликтом, о котором автор и стремится поведать зрителю.

Композиция «Корова с разрисованным телом» — своеобразная интерпретация истории Австралии. В культуре аборигенов нионгар существуют традиционные изображения животных-тотемов. Так, например, бык, представленный в абсолютно пустом пространстве зеленого поля, олицетворяет мощь племени, проживающего на своей исконной территории. Мастер берет за основу эту идею и помещает быка словно в коричневую коробку, лишенную флоры и фауны, при этом окрашивает животное определенным образом. Подобные белые квадраты и полосы на темном фоне наносят на себя аборигены нионгар. Эти символы означают ухудшение плодородности почвы страны и демонстрируют невозможность заниматься традиционными для местных жителей скотоводством и земледелием. Такие метафоричные произведения живописца получили признание у зрителей. Пиз является лауреатом многих художественных конкурсов и биеннале. Его картины — национальное достояние Австралии и Океании.

Оглавление книги


Генерация: 2.472. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз