Книга: Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу
Бани Извозчиков и бани Нептуна
Бани Извозчиков и бани Нептуна
Улица, по которой идет основной поток туристов, называется Decumanus Maximus («большой декуманус»). Римские города, особенно военные, строились по регулярной схеме («на север с юга идут авеню, на запад с востока — стриты»). Римские «стриты» назывались «декуманус», а авеню — «кардо»; географический центр города находился там, где большой декуманус пересекался с большим кардо.
Один из первых интересных объектов, которые встречаются на пути, — это развалины так называемых бань Извозчиков.
Остийские бани интересны в первую очередь тем, что там в неплохом состоянии и на своих исторических местах сохранились напольные мозаики, которые в Риме и во многих других городах или пропали совсем, или перенесены в музеи. Бани названы по большой мозаике, украшающей пол фригидария (холодного помещения). На них в окружении мифологических морских существ изображены вполне реальные работники путей сообщения — извозчики, перевозившие пассажиров из Рима в Остию и обратно. Перевозка осуществлялась в небольших экипажах (судя по мозаике — открытых) силами мулов. Возле некоторых мулов написаны их клички: Pudes (Скромняга), Podagrosus (Подагрик), Barosus (Дурачок). Мозаику окаймляет изображение городской (римской?) стены, а в центре — еще одна городская стена (остийская?) с четырьмя сторожевыми башнями; их поддерживают атланты. Больше всего, впрочем, эта фигура похожа на изображение Эйфелевой башни (вид снизу).
Это не единственная мозаика в банях Извозчиков. На других — сюжеты не менее увлекательные: эрот едет на морском чудище, другое чудище общается с водяной нимфой (нереидой), хищные звери охотятся на травоядных, чем-то своим занят атлет (есть пояснительная греческая надпись, но она плохо сохранилась).
Христианские символы на полу вестибюля бань Нептуна многочисленны и разнообразны: тут и кресты во всех видах, и несколько вариантов монограмм Христа, и пальмовые ветви (которыми в день входа Иисуса в Иерусалим толпа устилала путь перед его ослом — в русской традиции этот праздник за неимением пальм называется «вербное воскресенье»), и виноград — символ вечной жизни (недаром Виноградов — типичная поповская фамилия). Стоит обратить особое внимание на вариант монограммы Хи-Ро (первые две буквы слова «Христос»), где роль «хи» выполняет свастика. Свастика — древнейший солярный (т. е. солнечный) символ, который со времен неолита — за много тысячелетий до изобретения письменности — встречается в культуре евразийских народов. К сожалению, в Европе он бесповоротно скомпрометирован ассоциациями с нацизмом. Азиатские нации к этим ассоциациям менее чувствительны, из-за чего в США, Европе и Канаде постоянно возникают скандалы из-за наличия свастик на каких-нибудь детских игрушках или модных сумках, произведенных в Индии, Японии или Китае. Во многих западных странах использование свастики законодательно запрещено, но в музеях ее увидеть все же можно.
Например, в парижском «Кабинете медалей» (это часть Национальной библиотеки) хранится украшенный свастиками шлем, найденный при раскопках Геркуланума.
Мозаика со свастикой.
Впадина за современной дорогой к северу от бань (откуда мозаики лучше всего рассматривать) отмечает так называемую «мертвую реку» (fiume morto), древнее русло Тибра.
После бань Извозчиков с правой стороны декумануса сначала тянется пустое пространство (оно еще толком не раскопано), потом возникает еще один огромный квадратный (почти 70 на 70 метров) комплекс бань. Это так называемые бани Нептуна. Название это (как и все названия остийских построек) современное, и его смысл становится понятен сразу, если подняться на парапет и посмотреть сверху на мозаики. Два зала с восточной стороны бань украшены двумя картинами с перекликающимися сюжетами: на одной морской бог Нептун едет в повозке, влекомой морским конем, а вокруг резвятся разные прислужники и морские чудища. На другой — супруга Нептуна Амфитрита едет верхом на морском коне (обратите внимание, что сидит она задом наперед), тоже в окружении многочисленной свиты. Надо сказать, что представление художников о морских чудищах было довольно однообразным: они брали какое-нибудь сухопутное животное вроде лошади или льва и пририсовывали ему туловище и хвост гигантской змеи. Перед Амфитритой летит крылатый мальчик — вроде бы Эрот, но по факелу, который он несет в руке, понятно, что это Гименей, бог супружества, который должен был присутствовать на каждой свадьбе, иначе брак будет несчастен. Чтобы привлечь Гименея, греки перед свадебной церемонией бегали по округе и во весь голос призывали его на торжество. (Слово «гимн» и медицинский термин «гимен» — девственная плева — происходят от имени этого бога.)
Большое полупустое пространство к западу от залов с мозаиками — это остатки палестры (часть колонн восстановлена на прежнем месте). О спортивной составляющей банного досуга напоминает мозаика в прилегающем помещении: на ней изображены боксеры, борцы и еще два атлета, видимо, занятые тем жестоким видом борьбы, который назывался панкратион (от греческих слов «все силы»). Обратите внимание на перчатки боксеров. Их функция — не защитить, а как можно сильнее покалечить соперника, поэтому на них устрашающего вида шипы.
Это далеко не все мозаики в банях Нептуна: во фригидарии — еще морские чудовища, пол вестибюля (более поздний, чем остальные части здания) украшен христианскими символами, и даже в туалете — сцена из нильской жизни: по реке плывет кораблик, а из зарослей выскочил крокодил; он гонится за карликом и вотвот укусит его за задницу. Может быть, социальный заказ художника заключался в том, чтобы посеять в посетителях беспокойство о своих ягодицах и сократить время, которое они проводят в отхожем месте?