Книга: Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу

Эсквилинские ворота (Арка Галлиена)

Эсквилинские ворота (Арка Галлиена)

Продолжая движение на восток, вы пересечете широкую Виа Мерулана и, оставив справа неоготическую церковь Святого Альфонса, упретесь в древнюю арку, зажатую между церковью Святого Вита и зданием XIX века. Это — Арка Галлиена, которой отмечены старинные, еще царских времен Эсквилинские ворота. Если вы пройдете арку насквозь, то окажетесь за пределами древнейшей городской черты. Именно на этом месте римские военные некогда положили конец грабительским набегам этрусков. Для этого была применена военная хитрость: скот, который обычно содержали в безопасности внутри городских стен, нарочно выгнали сквозь Эсквилинские ворота наружу, и, когда этруски рванулись, чтобы его захватить, римляне из засады напали на них со всех сторон и перебили. На этом этрусские вылазки прекратились.

Лары — божества неясного происхождения. Их культ мог развиться из культа покойных предков, обожествленных героев, домовых. Считалось, что лары охраняют вверенные им участки: дом, селение, городской район (в иудейской традиции есть сходное понятие эрув — символическая граница дома или приравненного к дому сообщества, внутри которой можно передвигаться и переносить предметы в субботу; перенос вещей за пределы эрува в субботу запрещен). В классическую эпоху лары изображались в виде юношей в простой деревенской одежде (Плутарх утверждает, что эта одежда сделана из собачьей шкуры), с кубком в одной руке и чашей для возлияний в другой. Они стоят в почти танцевальной позе и чаще всего изображаются попарно


То, что эта арка называется Аркой Галлиена — не очень справедливо. Она построена (или перестроена) еще в августовские времена. С двух сторон от нее стояли маленькие пешеходные арочки, но их, как водится, растащили на стройматериалы в эпоху Возрождения. В III веке н. э. богатый придворный по имени Аврелий Виктор стесал августовскую надпись на арке и установил тонкие мраморные панели с надписью собственного изготовления: «Галлиену, милосерднейшему вождю, чью непобедимую доблесть превосходит лишь его же благочестие, и достопочтеннейшей императрице Салонине, Аврелий Виктор, муж достойный, преданнейше посвятил [эту арку] во имя их процветания и величия». Обилие превосходных суффиксов — issimus, — issimo не спасло императора Галлиена от обычной судьбы «солдатских императоров» III века: он был убит во время осады Милана.

Надпись на арке сохранилась не полностью. В несохранившейся части, скорее всего, упоминался отец Галлиена, император Валериан, чья судьба была еще трагичнее: в 260 году он, к ужасу всего римского мира, был взят в плен войсками персидского царя Шапура I и спустя два года умер (или был убит) в заточении.

Римские военнопленные выстроили в персидской пустыне город Бишапур (на юге нынешнего Ирана, недалеко от Персидского залива), стены которого украшают великолепные рельефы с картинами римского поражения: редкий случай, когда на римские войны можно посмотреть глазами «варваров».


Арка Галлиена. В проеме арки виден нимфей Александра Севера. Гравюра Джузеппе Вази, XVIII в.

Оглавление книги


Генерация: 0.069. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз