Книга: Революционный метод быстрого изучения любого иностранного языка

Упрощай, упрощай: сделай из слона муху

Упрощай, упрощай: сделай из слона муху

Как и все великолепное, это очень просто.

Натали Бэббит. Вечный Тук

Если вглядеться внимательно, вы непременно придете к выводу, что грамматика ужасно сложна. В конце концов, в любой миг любого дня вы можете взять несколько самых распространенных слов и построить из них предложение, которое никогда еще не было сказано или написано за всю мировую историю, и, что самое удивительное, оно будет вполне понятно всем, кто говорит по-русски. Да что там — я нашел в Google только одно совпадение для первых слов предыдущего предложения «В конце концов, в любой миг любого дня». Грамматика дает неограниченное число комбинаций из ограниченного числа слов. Это просто невероятное волшебство, а мы пользуемся им каждый день, даже не задумываясь.

Открыв учебник по грамматике, вы увидите от двухсот до шестисот страниц, описывающих различные грамматические формы. Эти учебники не бесконечно длинные, что странно, учитывая бесконечный потенциал грамматики, но все же довольно длинные. Ведь у грамматики очень много работы. Она рассказывает нам, кто и что делает, когда они это делают, как они это делают, и всю остальную ерунду, которая придет нам в голову и выйдет из наших уст. И в завершение всего, грамматика позволяет нам связывать любую идею с любой другой идеей каким угодно способом и каким-то образом пересылать все эти связи в головы людей, которые нас слушают. Описать все это, должно быть, невозможно, однако авторы учебников по грамматике постоянно это делают. Грамматика ужасает своей сложностью и потрясает своей простотой. Все бесконечные возможности грамматики — это результат трех простых операций: мы добавляем слова (Ты любишь их — Любишь ли ты их?), мы изменяем их (Я ем — Я ел) и мы меняем их порядок (Нам такое можно — Можно нам такое?). Вот и все. И так происходит не только в русском языке. В любом языке мира эти три простых действия позволяют превращать слова в истории.

Например, одна из главных задач грамматики — рассказать нам, кто и что делает. В английском языке для этого мы переставляем слова: Dogs eat cats (Собаки едят кошек), и наоборот, Cats eat dogs (Кошки едят собак). В языках вроде русского с этой же целью меняется форма слова: если собака ест кошку, то это «собака», а если, наоборот, ее едят, то она превращается в «собаку». Японцы добавляют маленькие служебные слова: собака — это ину (?), но если она ест, то это ину ва (??), а если ее едят, то это ину о (??).

Эта простота позволяет легко понять всю грамматику, потому что даже самые сложные грамматические формы строятся из этих трех составных элементов. Возьмите пассивную форму глагола и обратите внимание на разницу между Мой пес съел мое домашнее задание и Мое домашнее задание было съедено моим псом. Это сложное грамматическое преобразование: эти предложения мало похожи друг на друга, и по смыслу они тоже сильно отличаются. Хотя они рассказывают об одном и том же факте, но первое — о негодной собаке, а второе — о домашнем задании, которому не повезло.

Но вся эта сложность — результат простых действий: добавления нового слова (было), изменения формы слов (съел превратилось в съедено, мой пес — в моим псом) и изменения порядка слов. На первый взгляд очень трудно, но по частям со всем этим легко разобраться — именно этим вы и займетесь, изучая свой новый язык.

Чтобы усвоить новую грамматическую форму, все, что вам нужно — это найти в учебнике пример ее употребления, понять смысл того, о чем в нем говорится (в этом помогут переводы и приложения, данные в учебнике), и задать себе три вопроса:

? Есть ли в нем новые слова?

? Есть ли в нем новые грамматические формы?

? Привычен ли вам порядок слов в этом предложении?

А потом вы сделаете флеш-карточку с любой информацией, которую вы из всего этого вынесли:


По этим карточкам вы видите, что я учусь использовать слово было. Так вы можете учить абстрактную лексику. Слово было трудно представить или дать ему определение. Оно нечасто гуляет само по себе. Вы можете попытаться запомнить его с помощью непонятных определений типа «было: форма прошедшего времени среднего рода первого, второго и третьего лица единственного числа изъявительного наклонения глагола быть», но гораздо проще сформулировать определение из нашего примера: было — это слово, которое используется в предложении «Мое домашнее задание ____ съедено моим псом». На самом деле оно именно это и обозначает: это слово, которое используется в таком контексте. А поскольку наш пример использования слова было — это история со смыслом, можно найти к ней картинку, которая поможет его запомнить: в Google Images миллионы изображений виноватых собак и изжеванных домашних заданий.

Можно ли пользоваться этим методом для любого слова? Почти. Для служебных слов — таких как ли или как — этот метод всегда подходит. Вне контекста эти слова мало что значат, так что всякий пример может вам объяснить, как их использовать. Ли — это слово, которое употребляется в предложении «Не желаете выпить?», а как — в вопросе «____ вас зовут?». Возможно, это не единственный пример употребления этих слов. Например, как появляется в самых разных текстах: «Как у вас дела?» или «Я напился, как свинья!» Но любые новые и неожиданные примеры их использования вы можете превратить во флеш-карточки. В ходе этого процесса вы получите ясное интуитивное понимание этих слов в самых разных контекстах, что в тысячу раз полезнее, чем тяжеловесные определения в словаре или куча переводов (например, согласно моему словарю, значение немецкого слова bei следующее: «для, к, на, с, во время, над, около, в, обо, у» и т. п. Пользы — ноль).

С некоторыми словами, обозначающими абстрактные понятия — такие как честный или изменение, вам может понадобиться дополнительная помощь. Употребление слова иллюстрирует любой пример — «Он честный человек», — но чтобы запомнить его значение, часто нужны особые примеры: «Авраам Линкольн был честным человеком». В целом вы нечасто будете сталкиваться с этой проблемой. У вас есть учебник, а он составлен так, чтобы давать понятные, четкие примеры слов и понятий. Но если вы и вправду встретите проблематичное слово, просто пропустите его. Когда вы немного освоите грамматику, вы сможете отставить учебник и самостоятельно искать примеры употребления слов в Интернете — каким образом, я расскажу чуть позже.

Взяв любой пример из учебника и разобрав его, отметив новые слова, грамматические формы и порядок слов, вы получите из него огромное количество полезного материала и знаний. В результате вы будете учиться гораздо быстрее, чем предполагалось. В то время как в учебнике подробно объясняется употребление прошедшего времени глагола «есть» (Она съела именинный торт своей сестры), вы возьмете из этого примера все, чему он может вас научить: где должно стоять слово своей, как сестра превращается в сестры и так далее. К тому моменту, когда вы дойдете до притяжательных местоимений (своей), вы уже будете знать это слово. Это как игра: вы бежите наперегонки со своим учебником и следите, сможете ли вы понять тему раньше, чем о ней расскажет учебник. И вы всегда побеждаете.

Ключевые понятия

? Используйте учебник как источник примеров простых предложений и диалогов.

? Выберите самый интересный пример, иллюстрирующий каждое правило грамматики. А теперь разберите его, обратив внимание на новые слова, грамматические формы и порядок слов. Вы получите целую стопку полезных флеш-карточек, которые легко усваиваются.

Оглавление книги


Генерация: 0.417. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз