Книга: Венеция

Собор св. Марка

Собор св. Марка

В XII веке была выполнена композиция первого от входа купола- сцена сошествия святого духа на апостолов. В центре на троне помещено изображение святого духа в виде белого голубя. От него к апостолам расходятся прямые полосы лучей мистического света. В барабане купола — в простенках между окнами — расположены фигуры людей, символизирующие народы, которые присутствовали при сошествии святого духа. В треугольных парусах под барабаном — огромные фигуры четырех архангелов. Мозаики купола «Сошествие святого духа» выполнены еще полностью в византийской традиции: они строги, репрезентативны и условны.

В XIII веке — золотом веке мозаичного искусства — оно обогащается новыми чертами. Одна из лучших композиций этого времени- «Христос в Гефсиманском саду», в правом нефе. Автор мозаики неизвестен, но в ней чувствуется проникновение присущего венецианцам конкретного мировосприятия. Сохраняется «византийский» золотой фон и совершенно условный пейзаж, но изображение насыщено экспрессией и эмоциональностью, драматизм в нем менее абстрактен, чем в византийских композициях; явно заметно стремление к разнообразию в передаче различных видов деревьев, окраски гор. В подобных работах XIII века уже начинают ощущаться те характерные черты, которые будут свойственны развитому венецианскому искусству последующих столетий: эмоциональность, человечность, жизнеутверждение.

В большей степени сохраняет византийские черты мозаика XIII века в центральном куполе. Здесь воспроизведена сцена «Вознесения» с фигурой Христа во славе, окруженного кольцом света. В барабане — фигуры добродетелей, ниже — евангелистов.


Собор св. Марка. Интерьер


Золотой алтарь. Деталь. Собор св. Марка

На опорных арках купола — краткое «изложение» Нового завета: детство Христа, творимые им чудеса, страсти Христа, распятие, воскресение. Многие образы близки к византийским произведениям XII века. Эти мозаики монументальны, лаконичны. В них даны четкие градации света и тени; большое значение имеет линия, которой виртуозно владели мастера-мозаичисты. Она обрисовывает силуэт фигуры, вьется в сложных складках одежды, выявляет контуры. Чистые светлые тона продиктованы не только стремлением к нарядности, но и необходимостью сделать изображения ясно видимыми в полумраке помещения. «Венецианское» в этих композициях проявляется в стремлении к праздничности и многокрасочности.

Византийские мастера владели всеми секретами мозаичной техники, знали степень светопроницаемости и светоотражаемости камня, стекла и металла и умели достигать удивительных эффектов, сочетая блеск золота с чистыми сочными красками. Своим искусством они щедро делились с венецианцами и нашли в них достойных преемников.

В середине собора высится алтарная преграда из полихромного мрамора, украшенная колоннами и скульптурами. Распятие в центре, выполненное из бронзы и серебра, — работа мастера XIV века Якопо ди Марко Беннато. Фигуры Марии, Иоанна евангелиста и двенадцати апостолов созданы в 1394 году замечательными венецианскими скульпторами Якобелло и Пьер Паоло Далле Мазенье. Эти скульптуры — истинный шедевр выдающихся мастеров. Преграда отделяет общее помещение собора от алтарной части, где в торжественные праздники находились дож и члены Синьории. Пышные богослужения совершаются и в наши дни. Чтобы сделать их обозримыми для всех, из алтарной преграды вынули мраморные плиты, которые ранее были укреплены между колоннами.

В алтарной части собора хранится уникальное сокровище Венеции, знаменитая pala d’oro — золотой алтарь. Это один из самых богатых алтарей, сохранившихся до наших дней. Он сверкает золотом и драгоценными камнями, разноцветными эмалями и орнаментом. Многие мастера трудились над изготовлением этого интереснейшего произведения ювелирного искусства. История его создания длилась четыре столетия. Согласно традиции, алтарь был заказан дожем Пьетро Орсеоло I константинопольским мастерам (X в.). В 1105 году он был полностью переделан для Орделаффо Фалиер, затем украшался эмалями и золотом в 1209 году для Пьетро Дзиани. Форму, которую алтарь имеет сейчас, он принял в 1345 году при доже Андреа Дандоло.

В верхней части алтаря вставлены шесть закругленных сверху эмалевых пластинок, изображающих эпизоды священной истории, которые дали начало христианским праздникам. В середине между ними фигура архангела Михаила. Эти эмали византийского происхождения датируются XI–XII веками и, возможно, были вывезены венецианцами после четвертого крестового похода из монастыря Вседержителя в Константинополе. Между большими плакетками вставлено множеств© мелких эмалей великолепной византийской работы X века.

В нижней части изображены Христос-вседержитель, в окружении четырех евангелистов, ангелы, апостолы и пророки (эмали XIII–XIV веков, возможно, венецианские), а также мадонна, по обе стороны которой стоят фигуры византийской императрицы Ирины и дожа Орделаффо Фалиер.

Золото, алмазы, изумруды, рубины, жемчуг уже сами по себе представляют большую ценность, 6* а целая коллекция превосходнейших эмалей и тончайшей ювелирной работы орнаменты, покрывающие всю поверхность золота, превращают алтарь в редчайшее сокровище.

В левой части собора находится алтарь мадонны с иконой «Мадонна Никопея» (Приносящая победу), которая считалась покровительницей Венеции. «Мадонна Никопея» была помещена в собор в 1234 году. Это византийская икона, вероятно, X века, принадлежавшая некогда монастырю св. Иоанна-богослова в Константинополе. Она заключена в золотой оклад с обрамлением, сделанным в XVII столетии. Византийские эмали X века и драгоценные камни дополняют декор иконы.

Рядом с этим алтарем расположена капелла св. Исидора. Возможно, что стена, отделяющая капеллу от интерьера собора, принадлежала ранее церкви Сан Теодоро и сохранилась после того, как святилище старого патрона Венеции уступило место новому зданию. В капелле, в нише над алтарем помещен украшенный скульптурами саркофаг, на котором покоится фигура св. Исидора. В саркофаге хранятся реликвии этого святого. Все сооружение создано в виде надгробного памятника, хотя на самом деле оно представляет собой нечто вроде реликвария.


Собор св. Марка. Баптистерий


Саломея. Мозаика XIV в. Собор св. Марка

В XIV веке правое крыло атриума было превращено в баптистерий — крещальню. В центре ее возвышается огромная купель, сделанная по рисунку знаменитого архитектора и скульптора начала XV! века Якопо Сансовино. Она увенчана фигурой Иоанна Крестителя и украшена рельефами со сценами из жизни этого святого. У правой стены баптистерия находится надгробный памятник Андреа Дандоло, одному из самых почитаемых дожей Венеции, другу Петрарки. Образ Андреа Дандоло запечатлен дважды — на надгробии и в мозаичной композиции над алтарем: дож и свита советников преклонили колена перед распятием. В мозаиках сводов, посвященных истории Иоанна Крестителя и жизни Христа сочетаются черты венецианского искусства и некоторые византийские традиции. Композиции утонченно декоративны и гармоничны по колориту.

Пожалуй, самое прославленное из находящихся здесь изображений — изящная фигура Саломеи в нарядном красном одеянии и с головой Иоанна Крестителя на блюде. Не ее ли образ вдохновил Александра Блока на создание этих строк?

В тени дворцовой галереи,Чуть озаренная луной,Таясь проходит СаломеяС моей кровавой головой.Все спит — дворцы, каналы, люди.Лишь призрака скользящий шаг,Лишь голова на черном блюдеГлядит с тоской в окрестный мрак.

Византийская чаша X в. Собор св. Марка. Сокровищница

Капелла Дзен была сооружена в начале XVI века в честь умершего кардинала Джамбаттиста Дзен на месте, где ранее был открытый вход в атриум с южной стороны собора. Скульптурное убранство капеллы выполнено в основном в 1501–1521 годах Антонио Ломбардо и Паоло Савин, но некоторые рельефы и статуи значительно более раннего времени — IV–V и XII–XIII веков.

Редчайшие богатства, принадлежавшие Венецианской республике и собору, издавна хранились в знаменитой сокровищнице Сан Марко. Она расположена в южной части собора и примыкает к баптистерию. Многочисленные сокровища, которыми славился Сан Марко, не дошли до нашего времени полностью. Значительная часть их покинула эти гордые стены после падения республики. 7* Но и то, что дожило до наших дней, представляет большой интерес. Основу коллекции составляют предметы культа и произведения искусства, созданные венецианскими мастерами или вывезенные из разных стран.

Среди наиболее известных вещей — мраморный реликварий в виде кресла, украшенного рельефами (VI в.). Восхищение вызывают византийские чаши. Особенно хороша одна — из темнокрасной стеклянной массы, оправленная в позолоченное серебро и покрытая золотым орнаментом и полихромными изображениями на античные сюжеты. Это редкий, а по своей превосходной сохранности уникальный образец подобного рода изделий, производившихся в X и XI веках в Константинополе или Коринфе.

В сокровищнице можно увидеть византийские, сасанидские, египетские предметы из горного хрусталя; чаши из оникса, агата, малахита, оправа которых украшена жемчугом или эмалью; многочисленные реликвии, кувшины, вазы. Любопытна единственная в своем роде вещь — так называемый «грот богоматери», сделанный в Венеции в XIII веке из разных предметов: вотивной 8* короны, висевшей когда-то над алтарем (византийской работы около 900 г.), вазы из горного хрусталя (Византия, V–VI вв.) и венецианской статуэтки мадонны из позолоченной бронзы.

В Сан Марко имеется также музей, состоящий из трех небольших помещений. В нем хранятся фрагменты мозаик, персидские и фламандские ковры, картины. Здесь же выставлен полиптих- многочастная икона, созданная для покрытия «золотого алтаря» в 1345 году. Его роспись принадлежит превосходному живописцу Паоло Венециано и сыновьям художника Луке и Джованни. Паоло Венециано считается основоположником венецианской школы живописи, хотя в его искусстве еще во многом сохраняются византийские традиции. Некоторые сцены полиптиха посвящены эпизодам из жизни св. Марка. Особенно хороша и красочна композиция, изображающая корабль св. Марка: здесь можно изучить всю оснастку судна — настолько подробно она воспроизведена художниками.

Своего рода музеем можно считать собрание мраморных фрагментов XI–XVI веков. Эти остатки скульптурного декора Сан Марко в настоящее время находятся снаружи, у северо- восточной части собора.

Собор св. Марка тесно примыкает к дворцу Дожей, с которым он соединяется внутренним переходом.


Дворец Дожей

Дворец Дожей — палаццо Дукале — самое грандиозное здание Венеции. Как и собор св. Марка, он строился и украшался на протяжении нескольких столетий. Но во дворце основные работы выполнялись несколько позже, чем в соборе, и создавался он исключительно венецианскими мастерами. Дворец Дожей с полным правом называется сокровищницей венецианского искусства и героической поэмой истории Венеции. «Весь гений города в лучшую его эпоху собран здесь, чтобы прославить отечество летописью его побед и апофеозом величия» (И. Тэн). 9*

Дворец назывался дворцом Дожей, однако он всегда был резиденцией не только дожа, но и всего правительства. Избиравшийся пожизненно дож являлся живым символом республики. Его избрание, посвящение и венчание обставлялись пышной церемонией; его всячески превозносили и восхваляли, чеканили его изображение на монетах; он был главным военачальником, председателем различных коллегий, но его реальная власть, его права строго ограничивались во избежание превращения этой власти в монархическую. Истинное управление государством осуществляли Большой Совет, Сенат, Синьория, коллегия. 10*


Дворец Дожей. Фрагмент фасада


Дворец Дожей. Скульптурная группа «Суд Соломона»

В этой резиденции решались судьбы Венеции и подвластных ей стран, здесь торжествовали победы над врагом и судили тех, кто посмел посягнуть на устои государства.

Дворец Дожей был свидетелем многих исторических событий, свидетелем возвышения Венецианской республики, ее угасания и конца.

В IX веке на островах Риальто был возведен первый дворец Дожей. От него ничего не осталось, но он представлял собой, по-видимому, укрепленный замок с высокими стенами и башнями, рвами и подъемными мостами. Этот дворец сгорел в 976 году во время народного восстания против дожа Пьетро Кандиано IV и был восстановлен. Он горел еще раз в 1106 году, и его вновь восстановили. Коренная перестройка дворца была предпринята в XII веке при доже Себастьяно Дзиани. В эти времена защита Венеции была перенесена за пределы города, чему благоприятствовало развитие флота, способного отразить нападение врага в открытом море.

Центр Венеции начал менять свой облик. Замок стал не нужен. Были засыпаны рвы, разрушены стены, снесены башни, — но, по- видимому, одна из них сохранилась и была включена в здание собора св. Марка: это та часть, где находится сокровищница.

Особенно интенсивным было строительство дворца в XIV–XV веках, но еще в XIII столетии наметилась его планировка, в которой отразилась вся структура венецианского правительства, так же как в художественном убранстве дворца нашли выражение все политические принципы и устремления Венецианской республики.

Как все государственные церемонии в Венеции обставлялись очень пышно и парадно, так и дворец правительства украшался с блеском и роскошью.

Если собор св. Марка может считаться наиболее ярким выражением венецианско-византийского стиля, то дворец Дожей — образец венецианской готики. Он послужил прототипом для многих дворцов XV столетия — «золотого века» Венецианской республики. В своей общей конструкции дворец Дожей исходит из сложившегося в XII–XIII веках типа венецианского палаццо, который основан на принципах византийской гражданской архитектуры: нижний этаж открывается портиком, над ним — украшенная аркадой лоджия, здание венчает узорчатый карниз. Но само «одеяние» дворца — чисто готическое: стрельчатые арки лоджии с изысканным мраморным ажурным узором над ними, капители колонн с пышными растительными мотивами, большие оконные проемы со слегка заостренным завершением, прихотливый зубчатый карниз, богато орнаментированное обрамление балконов и входа, роскошная мраморная полихромная облицовка стен.


Дворец Дожей. Фрагмент фасада

Трудами многих талантливейших рук и умов был создан этот необыкновенный, ни с чем не сравнимый памятник архитектуры, в котором как бы в насмешку над конструктивной логикой, верхняя массивная часть покоится на легких ажурных аркадах.

Декоративное убранство дворца Дожей отражает функциональное назначение здания. Все оформление дворца, внутреннее и внешнее, подчинено единому замыслу, определенной «программе», разработкой которой занимались специально назначенные правительством комитеты. Они определяли тематику живописных и скульптурных композиций и привлекали к работе самых выдающихся художников, историков, ученых.

Нижняя часть здания — портик с аркадой, опирающейся на колонны. Три главные, наиболее массивные колонны на трех углах здания несут конструктивную и смысловую нагрузку. Это опоры сооружения и символические опоры государства. Над их капителями изображены как бы символы божественной справедливости и правосудия — скульптурные группы: Адам и Ева и змей-искуситель, суд Соломона, опьянение Ноя.

Над нижним портиком — открытая лоджия с пробегающей вдоль обоих главных фасадов (на Бачино ди Сан Марко и Пьяццетту) изысканно-прихотливой изящной аркадой, увенчанной тонким мраморным кружевом, рисунок которого повторялся потом во многих венецианских дворцах, как отблеск всего этого каменного великолепия. По углам лоджии, над скульптурными группами высятся фигуры архангелов. По-видимому, они должны олицетворять три вида деятельности венецианцев: торговлю, войну, мир.

В 36 капителях портика помещены скульптурные изображения выдающихся исторических деятелей древности (Тита, Траяна, Навуходоносора), мудрецов и ученых (Соломона, Аристотеля, Цицерона, Пифагора), олицетворение добродетелей и пороков, символы планет (Сатурна, Юпитера, Марса и др.), аллегорические изображения ремесел (каменотес, ювелир, чулочник, плотник) и месяцев года. Это своего рода энциклопедия знаний, призванная просвещать народ.


Дворец Дожей. Лоджия


Дворец Дожей. Балкон

Верхняя часть дворца — огромный массив, прорезанный большими зияющими оконными проемами, которые когда-то были внутри украшены стрельчатыми арками и тонкими колоннами. После пожара 1577 года, уничтожившего всю внутреннюю отделку дворца и частично повредившего наружное убранство, сохранились в первоначальном виде только два крайних справа окна на фасаде, обращенном к Бачино ди Сан Марко. Гладь стены покрыта белыми и розовыми плитами, уложенными геометрическим узором. Верх ее завершен зубчатым карнизом.

Центральную часть обоих фасадов украшают два богато отделанных балкона, построенных для того, чтобы дож мог появляться перед народом. Балкон, выходящий на Бачино (работы Пьера Паоло и Паоло Далле Мазенье 1404 г.), обрамлен сильно вытянутыми вверх заостренными готическими башенками. В XVI веке над балконом вознеслась аллегорическая статуя Правосудия (автор Алессандро Витториа). Второй балкон — со стороны Пьяццетты — построен в 1537 году учениками Якопо Сансовино и воспроизводит формы предыдущего. Над ним фигура Венеции, изваянная Алессандро Витториа. Итак, дворец Дожей — резиденцию правительства — многозначительно венчают скульптуры Венеции и Правосудия.

Вход во дворец расположен поблизости от собора св. Марка. Он оформлен архитектором и скульптором Бартоломео Бон (начат в 1438 г.) и носит название порта делла Карта. Происхождение этого названия (carta — бумага) истолковывается двояко. Возможно, оно возникло оттого, что неподалеку находился архив документов. А может быть, оно связано с тем, что когда-то здесь сидели писцы, помогавшие венецианцам составлять прошения, жалобы и другие бумаги.

Порта делла Карта — торжество готики. Обилие орнаментации здесь доведено до предела, а тонкость ее выполнения граничит с ювелирным искусством. Это фантастическое кружево, блиставшее когда-то позолотой и лазурью, было самым значительным созданием Бартоломео Бон (и, по-видимому, его отца). Вход окружен четырьмя статуями в нишах, олицетворяющими добродетели. 11* Скульптурная группа над входом изображает крылатого льва св. Марка и коленопреклоненного перед ним дожа Франческо Фоскари, которому республика обязана многими победами. Это работа мастера XIX века Л. Феррари, заменившая старую скульптуру, разрушенную в 1757 году.

От порта делла Карта длинная колоннада — портик Фоскари — ведет во внутренний двор, со стороны которого вход оформлен аркой Фоскари, украшенной скульптурой, башенками и фронтонами. Часть арки превращена в памятник Франческо Мариа I делла Ровере, герцогу Урбинскому. К арке Фоскари примыкает небольшой фасад с часами (XVII в.). Строительство главного дворового фасада, богато отделанного мрамором, было начато в 1483 году архитектором Антонио Риццо, продолжено затем Пьетро Ломбардо и закончено Скарпаньино уже в XVI веке. Это ренессансная архитектурная композиция четких уравновешенных форм с портиком в нижнем этаже и открытой лоджией во втором. Отделка других дворовых фасадов относится к концу XVI века. Двор украшают два бронзовых бассейна для воды (XVI в.).


Дворец Дожей. Порта делла Карта


Порта делла Карта. Фрагмент

Против арки Фоскари находится главный вход во внутренние помещения дворца. К нему ведет великолепная лестница Гигантов — превосходный памятник эпохи Возрождения. Она построена Антонио Риццо. Свое название лестница получила от огромных статуй Марса и Нептуна, установленных в ее верхней части и созданных Якопо Сансовино. Марс и Нептун — бог войны и бог моря — символы венецианского владычества на суше и на море. 12* На лестнице Гигантов происходили торжественные церемонии, и самой пышной из них было венчание дожа. Тогда лестница превращалась как бы в гигантский трон, где старейший из членов Совета возлагал на голову нового правителя драгоценный «корно дукале» (или «дзойа») — головной убор, служивший символом власти дожа. Церемония происходила в присутствии представителей правительства и народа, а символически — в присутствии всего человечества, которое олицетворяли Адам и Ева, изваянные Антонио Риццо и установленные против лестницы Гигантов в нишах на арке Фоскари (ныне заменены бронзовыми копиями, мраморные оригиналы находятся в бывших апартаментах дожа).

Под лестницей была политическая тюрьма, на которую спокойно взирали с арки Фоскари аллегорические добродетели, необходимые хорошему правительству. Как это характерно для Венеции, где всегда соседствовали великодушие и жестокость, безудержная роскошь и нищета, аристократическое правительство и политические узники.

Лестница Гигантов ведет в лоджию, откуда во внутренние апартаменты поднимается сверкающая «скала д’оро» (золотая лестница), отделанная позолоченным штуком. Это великолепное создание мастеров Возрождения — Сансовино, Скарпаньино, Витториа.


Дворец Дожей. Внутренний двор

Внутренние помещения дворца Дожей многочисленны, и большинство из них интересно в художественном и историческом отношении.

Залы, где происходили заседания различных государственных органов, украшены деревянными панелями, богатой золоченой резьбой и многочисленными произведениями живописи крупнейших венецианских мастеров. Эти живописные циклы подчинены одной идее — прославлению Венецианской республики, воспеванию ее блистательных побед, превознесению ее могущества.


Дворец Дожей. Лестница Гигантов


Дворец Дожей. «Золотая лестница»

Зал Антиколлегии — комната для ожидания перед залом Коллегии. Его оформление осуществлено после пожара 1577 года по проекту знаменитого архитектора Андреа Палладио. Потолок и стены украшены живописными композициями, среди которых особенно выделяются четыре полотна Якопо Тинторетто. Картины были размещены здесь в начале XVIII века (ранее они находились в другом месте). Они изображают «Вакха и Ариадну перед Венерой», «Минерву, обнимающую Мир и изгоняющую Марса», «Кузницу Вулкана», «Меркурия и трех граций». Аллегории были понятны современникам, но в наше время требуют расшифровки. Венера венчает Ариадну и одаряет ее божественной милостью. Иначе говоря: рожденную на берегу моря Венецию благословляют боги. Минерва — богиня мудрости — олицетворяет разумную политику республики, удаляющей войну (Марса) и несущей мир своим подданным. В кузнице бога огня Вулкана циклопы поочередно ударяют по наковальне, что означает единение между сенаторами; лежащее рядом оружие — намек на военную готовность государства. Меркурий и грации — символы разумности, с которой государство дарует свои милости. Эти композиции, созданные в период расцвета творчества Тинторетто, отличаются высокими живописными достоинствами. В них превосходны колористическая гамма и светотень, мягки и ритмичны линии, гармоничны и поэтичны образы.


Дворец Дожей. Камин XVI в. в зале Антиколлегии


Дворец Дожей. Зал Антиколлегии

В зале Коллегии каждое утро под председательством дожа собиралась коллегия представителей правительства для решения важных текущих дел и приема иностранных послов. После пожара зал был перестроен Андреа Палладио и украшен картинами Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто. Особенно знамениты пышные композиции Веронезе, размещенные в плафоне. В нарядных, жизнерадостных произведениях великий художник воспел Венецию. В центре потолка — аллегория веры — основы, на которой покоится республика. По сторонам ее: справа «Марс и Нептун», слева «Правосудие и Мир подносят свои символы Венеции». На первом полотне Венецию символизируют колокольня и лев св. Марка. На переднем плане — окруженный доспехами и оружием бог войны Марс и сжимающий трезубец бог моря Нептун. Превосходство Венеции на суше и на море — основная идея картины. На втором полотне — златокудрая красавица Венеция, облаченная в роскошную мантию, восседает на пышном троне, У подножия которого возлежит лев венецианского небесного патрона. Правосудие подносит ей меч и весы, Мир протягивает оливковую ветвь: это означает мирную и справедливую внешнюю и внутреннюю политику Венеции.

По периметру потолка размещены аллегорические женские фигуры с соответствующими символами: Верность (с собакой), Процветание (с рогом изобилия), Бдительность (с журавлем) и другие.

В блистательном живописном цикле зала Коллегии композиционный и колористический талант Веронезе проявился в полную силу. Это захватывающая дух симфония образов, красок, смелых ракурсов, пышных одеяний, роскошных аксессуаров.

Рядом с залом Коллегии находится зал Сената, перестроенный после пожара архитектором Антонио да Понте. Потолок и стены его покрыты живописными полотнами Марко Вечеллио, Якопо Пальмы младшего, Доменико Тьеполо и других мастеров, отражающими различные события венецианской истории или воспевающими их в аллегорической форме. Центральное место на потолке занимает большая композиция Якопо Тинторетто «Триумф Венеции». Царственная Венеция окружена аллегорическими и мифологическими фигурами, народом и патрициями. Тритон и нереиды, предводительствуемые Меркурием, подносят ей дары земли и моря.

По периметру зала расположены кресла для сенаторов. У одной из стен возвышается трибуна с троном дожа.

Поблизости от «золотой лестницы» находится зал Совета Десяти — верховного суда республики. Современный посетитель вступает в этот зал как зритель и проходит дальше, насладившись созерцанием шедевров искусства. В давно прошедшие времена венецианец не мог без содрогания думать об этой страшной резиденции могущественного Совета Десяти, функцией которого была борьба против политических преступлений, тайный контроль за действиями и намерениями граждан. Его заседания происходили ежедневно под председательством дожа. Члены Совета заслушивали отчеты начальников кварталов, рассматривали информации шпионов и доносы, опущенные в знаменитую «пасть льва», которая находилась в соседнем зале. Во время допросов у дверей стояла стража. Деятельность Совета Десяти держалась в строгой тайне, что породило множество легенд.


Дворец Дожей. Плафон зала Коллегии

Живописные композиции зала были призваны прославить экономическую и политическую мощь республики и символизировать силу ее высшего судебного органа. Когда-то потолок украшала роспись Паоло Веронезе с изображением Юпитера, поражающего пороки. В 1797 году ее увезли французы, и ныне она хранится в Лувре. Ее заменила копия XIX века.

Рядом с залом Совета Десяти находятся помещения трех глав Совета и трех государственных инквизиторов, в обязанности которых входило собирать информацию о разглашении государственной тайны и привлекать к ответственности виновных.

В этой же части здания расположены залы, где собрано оружие, бывшее ранее в ведении Совета Десяти. Теперь оно выставлено для всеобщего обозрения, но в былые времена проникнуть сюда можно было только по особому разрешению Большого Совета. Тяжелые массивные двери из ливанского кедра преграждали доступ в эти помещения. Здесь хранилось также оружие дожа и многих знаменитых людей: короля Франции и Назарры Генриха IV, кондотьера Гаттамелаты, дожа Энрико Дандоло. Здесь находились захваченные в боях вражеские знамена, документы, свидетельствующие о победах Венеции. Арсенал дворца Дожей первоначально не являлся музеем, а представлял собой склад боевого оружия, которое в любой момент могло быть пущено в действие. Поэтому венецианская коллекция представляет особый интерес для историков.

Лестница цензоров ведет в личные апартаменты дожа, используемые ныне для художественных выставок. В этих помещениях экспонируются теперь скульптуры Адама и Евы, украшавшие ранее арку Фоскари.

На набережную и Пьяццетту выходят окна самого большого зала, предназначавшегося для заседаний Большого Совета. Заседания Большого Совета происходили под председательством дожа и в присутствии Синьории, которая размещалась на трибуне по обе стороны от трона дожа. Члены Совета занимали места вдоль стен и в середине зала. В 1848–1849 годах, когда из города в результате восстания были изгнаны австрийцы, здесь же собиралось временное правительство.

В XIV, XV и XVI веках над отделкой и украшением зала трудились самые выдающиеся художники. Здесь работали Гуариенто, Джентиле да Фабриано, Пизанелло, Альвизе Виварини, Карпаччо, Тициан. 20 декабря 1577 года пожар уничтожил почти все. Правительство приняло решение отделать зал заново и поручить восстановление его Антонио да Понте, а к живописным работам привлечь лучших мастеров: Веронезе и Тинторетто, а также Франческо Бассано, Якопо Пальму младшего и др. Венецианские историки под руководством комиссии из трех сенаторов определили темы росписей, основной задачей которых было увековечение главнейших событий истории Венеции и прославление ее побед. В 1585 году новые живописные композиции в основном были закончены и размещены на стенах и потолке, золоченые и рельефные орнаменты которого выполнил Кристофано Сорте. Благодаря совместным усилиям художников и ученых был осуществлен грандиозный замысел и создан блистательный ансамбль, своей роскошью и богатством достойный столь представительного органа, как Большой Совет.


Дворец Дожей. Зал Большого Совета

В центре потолка огромная роспись Якопо Тинторетто и его помощников изображает Венецию среди морских божеств, протягивающую оливковую ветвь дожу Николо да Понте: при нем была завершена отделка зала. В овалах: «Венеция, венчаемая Победой, принимает подвластные ей народы и покоренные города» Якопо Пальмы младшего и «Апофеоз Венеции» — шедевр Паоло Веронезе, красочная композиция, прославляющая вознесенную на облака Венецию в образе прекрасной женщины, которую окружают жизнерадостные праздничные боги Олимпа и приветствует восторженная нарядная толпа. Переливаются краски дорогих тканей, сверкающих корон и скипетров… Это вдохновенный гимн величию Венеции. Другие полотна кисти Тинторетто, Веронезе, Франческо Бассано, Якопо Пальмы младшего воспроизводят эпизоды завоевания Смирны, победы при Кастельмаджоре, сражений при Кадоре, на Гардском озере и др. На стенах размещены картины различных художников, также посвященные событиям венецианской истории. По верху стен идет фриз, составленный из портретов первых 76 дожей (заказ на портреты был дан Якопо Тинторетто, но выполнены они главным образом Доменико Тинторетто, его сыном). Фриз начинается с портрета Обелерио Антенорео, девятого дожа, которого хронисты называют первым собственно венецианским дожем после перенесения резиденции с Маламокко на Риальто (обычно же принято считать, что это произошло при Анджело Партечипацио), — и заканчивается портретом Франческо Вениер. Черным покрывалом задрапировано место, где должен был находиться портрет Марино Фалиер. Латинская надпись гласит: «Это место Марино Фалиер, обезглавленного за преступления». Такая судьба постигла дожа за попытку захвата власти.


Веронезе. Апофеоз Венеции. Плафон зала Большого Совета

Стену над трибуной заполняет гигантское полотно «Рай», созданное семидесятилетним Якопо Тинторетто и его учениками. Это самая большая картина в мире, написанная на холсте размером 7 м x 22 м. Необъятная композиция, наполненная игрой света и тени, охватывает беспредельное пространство небес, в котором вокруг Христа и богоматери расположились на облаках святые и проповедники. Картина написана с размахом и пафосом, характерными для Тинторетто.

Живописное воплощение небесной иерархии в композиции Тинторетто перекликалось с иерархией земной. Любопытно, что в 1530 году была издана анонимная поэма, посвященная Венеции и вдохновленная «Божественной комедией» Данте. В ней тюрьмы дворца Дожей изображались как ад, трибунал — как чистилище, зал Большого Совета — как рай (в те времена, до пожара, на месте картины Тинторетто была роспись на ту же тему художника XIV века Гуариенто).

Баллотировка к выборам в государственные органы происходила в зале для голосования (Sala dello Scrutinio), где до постройки библиотеки хранились также ценные книги. Потолок и стены декорированы композициями разных художников, запечатлевших сцены победоносных сражений. Наверху, так же как в зале Большого Совета, стены окаймлены фризом из портретов дожей, которые добавлялись сюда по мере избрания новых глав правительства. Его открывает портрет Лоренцо Приули и заканчивает изображение последнего дожа Венеции Лодовико Манина. Украшающая зал большая триумфальная арка построена по заданию Сената в конце XVII века в честь дожа Франческо Морозини, победителя турок на Пелопоннесе.


Карчери. Интерьер


Мост Вздохов

Померк блеск золота, потускнели краски, но живет еще в этих стенах дух гордой и независимой Венеции.

И крыльями веков осенены,Вздымаются громады из волны,Как бы волшебной вызваны десницей.Улыбкой славы мертвой озаренЗдесь ряд веков; тогда с морской царицей,На сотне островов воздвигшей трон, —Крылатый лев царил в тени своих колонн.

Байрон

В непосредственной близости к дворцу Дожей на набережной дельи Скьявони стоит здание тюрьмы (архитектор Антонио да Понте). Это знаменитая венецианская тюрьма — Карчери, окутанная многочисленными страшными легендами, где тесно переплелись вымысел и действительность. Байрон добровольно провел ночь в одной из камер, чтобы пережить ощущения, испытываемые узниками. Тюрьма сложена из больших каменных блоков, и ее крыша покрыта свинцовыми листами, что делало пребывание там в жаркое время совершенно невыносимым. Здание Карчери соединено с дворцом Дожей мостом Вздохов (понте деи Соспири), который, согласно преданию, получил свое название оттого, что сквозь его решетчатые окна осужденные, прощаясь со свободой, бросали последний взгляд на небо, море и солнце, прежде чем вступить под неумолимые своды темницы. А снаружи мост Вздохов даже приветлив. Он повис над узким каналом, упершись своими концами в стены дворца и тюрьмы; мягкая плавная линия его крыши, увенчанной завитками волют, повторяет изгиб опорной арки; в его окнах узорчатые решетки. Теперь видом лагуны, необычно преображенным густым переплетением орнамента, наслаждаются сотни туристов. По вечерам из гондол, проплывающих под мостом, слышатся звуки гитары и песен.

Строительство собора св. Марка, а затем дворца Дожей положило начало формированию ансамбля центральной части города.

Постепенно исчезали сады и огороды, сносились многочисленные деревянные лавчонки, постоянно угрожавшие дворцу пожаром. В XV и особенно XVI веке получило окончательное архитектурное оформление пространство перед собором св. Марка, превратившееся в одну из самых красивых площадей мира — площадь Сан Марко (размер ее 176 м X 82 м). Только это место удостоили венецианцы названия p'azza — площадь (другие называют «кампо» или «пьяццале»). Пьяцца ди Сан Марко — замкнутое пространство, огромный зал под открытым небом, распахнутый в одну сторону — через Пьяццетту на лагуну. Лазурный или звездный небосвод служит ему крышей. Никогда эта площадь не слышала шума автомобиля, и появление его здесь было бы столь же неуместным, как в зале дворца.

Сходство с залом площади придают окружающие ее здания с арками, которые озаряются вечером светом многочисленных фонарей, и уложенные орнаментом каменные плиты мостовой. Ансамбль площади образуют собор св. Марка, колокольня с Лоджеттой, Башня часов, Старые и Новые Прокурации и Ала Наполеоника (ala-крыло).

Перед собором вонзается в небо мощная квадратная башня колокольни. Она возвышается над городом, с нее можно окинуть взглядом всю Венецию, а сама она видна почти отовсюду. Вот почему в прежние времена венецианские власти неохотно давали разрешение иностранцам подниматься на колокольню, откуда хорошо обозревалось расположение портов и подступы к городу. Колокольня Сан Марко — самое высокое сооружение в Венеции — 98,6 метра. Ее строительство было начато в 888–912 годах и продолжено в XII и XIV веках. Свой окончательный вид это сооружение приняло в XVI веке. Могучее тело башни сложено из кирпича. Несколько маленьких окон для освещения внутренней лестницы, расположенных по вертикали одно над другим, прорезают глухие стены. Башню венчает сквозная аркада звонницы и остроконечный шатер с фигурой ангела на острие. Эта простая и величественная, строгих гармоничных форм и пропорций колокольня всегда была гордостью Венеции. Силуэт города немыслим без нее. Но однажды Венеция ее лишилась: 14 июня 1902 года башня внезапно рухнула. Городские власти немедленно приняли решение восстановить колокольню, и через десять лет, в 1912 году, Венеция вновь обрела свой царственный жезл.

Это грандиозное строение служило не только колокольней, но и маяком для кораблей, возвращавшихся из дальнего плавания. Днем в лучах солнца ярко сверкал золоченый ангел, ночью наверху башни зажигали сигнальный огонь. И сейчас в лоциях Средиземного моря она значится как самый приметный ориентир для судов, приближающихся к Венеции. На колокольне несла вахту стража, наблюдавшая за появлением вражеских судов и возникновением пожаров. Звон пяти колоколов возвещал не только о церковных праздниках и богослужениях. Он определял ритм жизни города. Каждый колокол имел свое название. Самый большой из них — «Марангона» (marangoni- ремесленники, столяры) — призывал людей на работу, он же возвещал о предстоящем заседании Большого Совета. К нему присоединял свой звон колокол «Троттьера» (al trotto-в спешке), названный так потому, что при его звуке члены Большого Совета должны были уже спешить во дворец Дожей. «Нона» отмечала полдень; «Мецца терца» сообщала о заседании Сената (названия Нона и Мецца терца связаны с католической литургией). Печальной обязанностью самого маленького колокола — «Малефичо» (maleficio- преступление) было оповещать народ о предстоящей казни.

В один из религиозных праздников между звонницей и угловой комнатой дворца Дожей натягивали канат, по которому спускался акробат — это захватывающее зрелище называлось «полет ангела».

Колокольня послужила и науке: в 1609 году в ее верхнем помещении Галилео Галилей показывал дожу и членам Синьории изобретенный им телескоп.


Лоджетта

У подножия колокольни в 1537–1549 годах архитектором Якопо Сансовино была построена небольшая открытая галерея — Лоджетта. Жизнь и творчество Сансовино в значительной степени связаны с Венецией, куда он приехал из Рима после захвата «вечного города» императором Карлом V в 1527 году. В Венеции он намеревался только отдохнуть от бурных событий, но остался здесь до конца своих дней. В лагунном городе во всем блеске развернулся талант архитектора и скульптора. Лоджетта у колокольни — одно из лучших его творений. Она украшена по фасаду тремя арками, изящными колоннами, статуями, рельефами и балюстрадой. В спокойном ритме форм и в строгих пропорциях Лоджетты звучит гармония архитектуры Высокого Возрождения.

В отделке удивительно красиво сочетаются различные оттенки мрамора: розоватые колонны, зеленоватые стены, желтые, обрамленные белым ниши. В скульптурном фризе помещены рельефы, изображающие аллегории Венеции и островов Кипра и Кандии. Бронзовые статуи в нишах — работы самого Сансовино — представляют Минерву, Аполлона, Меркурия и Мир, которые олицетворяют мудрость, гармонию, присущие Венецианской республике, ее приверженность к миру.


Постамент для штандарта на площади св. Марка. 1505 г.

Языческие боги на фасаде мирно соседствуют с украшающей интерьер терракотовой группой мадонны с младенцем и Иоанном Крестителем, созданной Сансовино.

Несмотря на различие масс, форм и стилей, монументальная колокольня и грациозная легкая Лоджетта прекрасно уживаются вместе, поскольку Лоджетта ритмом колонн перекликается с аркадой звонницы, органически входит в ансамбль окружающих площадь зданий, также украшенных аркадами и колоннами и уравновешивающих массив вырастающей из их кружева башни колокольни. В XVII веке к Лоджетте была пристроена терраса с балюстрадой. Некоторые дополнения внесены в XVIII веке.

В давние времена в Лоджетте размещалась стража дворца Дожей для предупреждения беспорядков во время заседаний Большого Совета.

В 1505 году перед собором св. Марка были установлены три бронзовых постамента для штандартов, которые заменили старые, деревянные. Скульптор Алессандро Леопарди декорировал их рельефами, в аллегорической форме воспевающими политику Венеции: «Изобилие», окруженное мифическими обитателями моря; «Правосудие» со слоном (символ силы и осторожности); «Афина Паллада» с пальмовой и оливковой ветвями; бог моря Нептун, которому сатир вручает дары земли; нереиды и тритоны, несущие дары моря. И сейчас на этих постаментах в дни праздников рядом с трехцветным итальянским флагом поднимается красно-золотой штандарт Венецианской республики.

Башня часов, своей нарядностью и красочностью созвучная собору св. Марка, украсила площадь в 90-е годы XV века. Она построена в ренессансном стиле архитектором Мауро Кодусси, учеником знаменитого флорентийского ученого и зодчего Леоне Баттиста Альберти. Прямоугольное здание, разделенное на четыре яруса и покоящееся на однопролетной арке, украшено по углам белыми пилястрами и завершено мраморной балюстрадой. Башня воспринимается как средняя часть здания, возвышающаяся над пристроенными к ней по обе стороны двумя флигелями (1500–1506). Над монументальной аркой, которая ведет в самую оживленную улицу Венеции Мерчерие, помещен огромный циферблат, где отмечены не только часы, но также лунные фазы, положение солнца среди знаков зодиака и даты. Удивительно сложный механизм был сделан мастером Дж. Паоло Раньери из Реджо Эмилии и его сыном. Легенда рассказывает, будто венецианцы, опасаясь, что авторы повторят это чудо где-нибудь в другом городе, ослепили их.

Над циферблатом в великолепном архитектурном обрамлении установлена скульптура мадонны, перед которой в праздник вознесения каждый час проходят фигуры трех волхвов, предшествуемых трубящим ангелом; они движутся мимо мадонны, отдавая ей поклоны. В верхней части башни на звездном фоне сверкает золоченый лев св. Марка. Как бы завершая архитектурную композицию этого оригинального сооружения, верхнюю террасу его венчает огромный колокол, в который вот уже несколько столетий каждый час отбивают бронзовыми молотами два бронзовых стража. Венецианцы прозвали их «мори» за темный цвет бронзы. Созданные скульптором Паоло Савин, фигуры гигантов, полные достоинства, спокойствия и силы, воплощают величие и гармонию искусства Ренессанса.

Башня часов возводилась венецианцами в те годы, когда республика вела тяжелую войну с Турцией. Это строительство было предпринято дабы поддержать политический престиж Венеции и продемонстрировать неиссякаемое богатство государства.

Между примыкающими к Башне часов справа зданиями и боковым фасадом собора Сан Марко расположена маленькая площадь- Пьяццетта деи Леончини, названная так потому, что на ней стоят два льва (leone — лев) из розового мрамора работы скульптора XVIII века Джованни Бонацца. В глубине этой площади- неоклассический фасад (первая половина XIX в.) палаццо Патриаркале; в первой половине XIX века сюда была перенесена резиденция патриарха. Трапецевидную форму площади св. Марка придают окружающие ее здания Старых и Новых Прокураций и ограничивающая ее с запада Ала Наполеоника.


Башня часов. Деталь

К левому флигелю Башни часов примыкает начатое в конце XV века, по-видимому, архитектором Мауро Кодусси и достроенное после пожара 1512 года Бартоломео Бон здание Старых Прокураций- в прошлом резиденция прокураторов Сан Марко (органа, в обязанности которого входило содержание собора и наблюдение за использованием его денежных средств).

Все три этажа украшены по фасаду простыми, опирающимися на колонны и пилоны арками, которые в первом этаже образуют открытую галерею. По верху тянется нарядный зубчатый карниз, перекликающийся своим силуэтом с карнизом дворца Дожей. Через некоторое время после завершения постройки здание перешло в собственность частного лица, и правительство приняло решение о строительстве по другую сторону площади Новых Прокураций. Они были начаты в 80-е годы XVI века архитектором Винченцо Скамоцци и закончены в первой половине XVII века Бальдассаре Лонгена. Новая постройка в основном соответствовала ренессансному стилю Старых Прокураций и Библиотеки. Между этими двумя зданиями в западной части площади располагался ряд живописных построек. Все они были снесены в начале XIX века, когда Венеция вместе с другими городами Италии находилась под властью французов. На их месте возвели Ала Наполеоника. Это здание выдержано в неоклассическом стиле и прекрасно гармонирует с архитектурой Прокураций.


Площадь св. Марка. Прокурации.

Во времена Наполеона Новые Прокурации были превращены в королевский дворец, перед которым со стороны лагуны появился сад. В настоящее время в Новых Прокурациях со стороны сада помещаются некоторые учреждения, остальная же часть занята Археологическим музеем и музеем Коррер, которому принадлежит и Ала Наполеоника.

Основу Археологического музея составило собрание произведений античного искусства кардинала Доменико Гримани, переданное им Венеции в 1523 г. Теперь это один из наиболее значительных музеев археологии Италии. Здесь хранится редкая коллекция греческой скульптуры V–IV веков до н. э. В нескольких залах выставлена пластика эллинистической эпохи. В музее находятся римская портретная скульптура, античные вазы, резные камни, монеты, произведения искусства Египта и Византии.

Музей Коррер — огромный комплекс коллекций, которые характеризуют искусство, историю, быт, культуру Венеции. Основу музея положило собрание Теодоро Коррер, завещанное владельцем городу в 1830 году. С тех пор коллекции значительно пополнились.


Набережная у Библиотеки Сан Марко

Музей Коррер включает несколько секций. Картинная галерея обладает превосходными произведениями Джованни Беллини, Антонелло да Мессина, Витторе Карпаччо, Антонио Кановы и многих других художников. В отделе, посвященном Рисорджименто, сосредоточены документы, относящиеся к восстанию 1848–1849 годов, карты, знамена и картины, воспроизводящие эпизоды героической борьбы венецианцев. Здесь есть зал Гарибальди и залы, содержащие документы первой мировой войны и итальянского Сопротивления 1943–1945 годов. В историческом отделе можно видеть живописные и скульптурные портреты различных политических деятелей Венеции, а также полотна, передающие события венецианской истории. Географические карты, костюмы дожа, прокураторов, членов Сената и многие другие предметы дополняют экспозицию.

Площадь св. Марка издавна служила местом официальных церемоний и народных празднеств. Здесь устраивались торжественные шествия в честь вновь избранного дожа, здесь же проходил траурный кортеж на его похоронах, сюда стекались толпы народа во время религиозных праздников, на этой же площади веселилась Венеция во время карнавалов. Закрытая со всех сторон, Пьяцца ди Сан Марко как нельзя более подходит и для музыкальных празднеств. В наше время здесь уже не бывает парадных государственных церемоний. Они ушли в прошлое. Но площадь по-прежнему остается центром общественной жизни города. В летний сезон во всех концах ее возводятся эстрады, где выступают различные оркестры: симфонические с классическим и современным репертуаром, духовые, эстрадные. Организуются музыкальные фестивали, на которых оркестрами дирижируют крупнейшие музыканты Италии, устраиваются конкурсы на лучшее исполнение итальянских песен. Но не только во время фестивалей звучит музыка на площади св. Марка: под аркадами Прокураций расположены рестораны и кафе, откуда всегда доносятся мелодии популярных песен или звуки ультрасовременного джаза. Венецианцы любят встречаться здесь теплыми летними вечерами, беседовать, сидя в кафе, или прогуливаться.

К Пьяцца ди Сан Марко со стороны лагуны примыкает небольшая площадь Пьяццетта ди Сан Марко (обычно ее называют просто «Пьяццетта»), много раз воспетая писателями и поэтами, запечатленная на полотнах известнейшими художниками. Ее обрамляют здания дворца Дожей и Библиотеки 13* — самого прославленного творения Якопо Сансовино, которое удостоилось многих восторженных похвал современников и потомков. В честь ее создателя Библиотеку часто называют Либрерия Сансовиниана. Зодчий прекрасно почувствовал дух Венеции. Именно потому смог он так смело поставить ренессансное здание Библиотеки напротив совершенно иного по стилю дворца Дожей. Фасады Библиотеки целиком выдержаны в стиле архитектуры Возрождения, в их строгих пропорциях, уравновешенности масс, гармоничном ритме форм и элементах декора. Они образованы двумя рядами аркад со стройными колоннами. Невысокая изящная балюстрада опоясывает фасады, четко разделяя ярусы аркад. Углы здания акцентированы пилястрами и наверху — обелисками. Лепной фриз и легкий ажурный парапет, украшенный статуями, венчают все строение, делая его по-венециански нарядным.


Пьяццетта

Уравновешенная и легкая архитектура Библиотеки прекрасно сочетается со своеобразной монументальностью дворца Дожей. Оба здания перекликаются друг с другом аркадами, богатым скульптурным декором, нарядными ажурными карнизами, гармонично оформляя «парадный вход» в город.

В настоящее время в помещении Библиотеки находятся две сокровищницы Венеции: библиотека Марчиана (св. Марка) и частично Археологический музей. Венецианская библиотека начала формироваться еще во второй половине XV века и насчитывает ныне 13 000 рукописей и 500 000 книг. Ценнейшие тома хранятся здесь уже более четырех столетий, но в середине XX века над ними нависла серьезная угроза: во время наводнения 1966 года морские воды вторглись в Библиотеку. По счастью, она пострадала меньше, чем Национальная библиотека во Флоренции.


Оклад византийского евангелия IX–X вв. Библиотека Сан Марко

Прекрасной архитектуры залы украшены живописными произведениями Тициана, Веронезе, Тинторетто и других итальянских художников XVI–XVII веков. В застекленных витринах выставлены для обозрения многие интереснейшие манускрипты, иллюстрированные превосходными миниатюрами, и редчайшие печатные издания. Здесь хранится знаменитый бревиарий Гримани с миниатюрами фламандской школы XV века, в них можно найти массу любопытнейших деталей, дающих представление об одежде, архитектуре, быте того времени. Сцены из священной истории часто заключены в рамки с изображениями цветов, ягод, переданных так подробно, как это делается обычно в ботаническом атласе. В Библиотеке есть ряд византийских иллюстрированных рукописей в дорогих переплетах тончайшей ювелирной работы. Среди книг можно видеть инкунабулы, напечатанные в Венеции, Ферраре, Флоренции. Чрезвычайно интересны и ценны венецианские издания. Уже во второй половине XV века типографское дело в Венеции достигло большого расцвета. Сюда стекались лучшие печатники Европы, здесь работал несравненный мастер Альдо Мануцио.

Рядом с Библиотекой, со стороны набережной, возвышается построенный Сансовино Монетный двор — Ла Дзекка. Ныне его помещения заняты библиотекой Марчиана, банком и другими учреждениями. Центральный двор перекрыт стеклянной крышей и превращен в читальный зал.

В начале XIX века были снесены находившиеся рядом средневековые склады и на их месте разбит королевский сад. Хотя в Венеции зелени мало и она всегда радует глаз, нельзя не признать, что вторгшийся на место характерных венецианских построек сад нарушил общий вид набережной.

Пьяццетта завершает ансамбль центральной части Венеции. В одну сторону с нее открывается необыкновенно красивый вид на остров Сан Джорджо, Бачино ди Сан Марко и лагуну, в другую сторону — на площадь св. Марка, собор, колокольню. Две свободно стоящие колонны, по образному выражению одного писателя, «завершают последним аккордом каменную симфонию, мотивы которой пробегают вдоль всей площади Сан Марко и Пьяццетты». Они вывезены венецианцами из Тира (Сирия) в 1127 году. Колонн было три, одна утонула при разгрузке судна, две другие несколько десятилетий лежали без применения, пока в 1172 году архитектору Николо Бараттьери не удалось установить эти гранитные монолиты на Пьяццетте. Базы колонн украсились рельефами с изображением искусств и ремесел (XII в.). Капители увенчались скульптурами, символизирующими святых покровителей Венеции. Для этого были использованы древние памятники искусства. Мраморную фигуру святого Федора (Теодора, по-венециански — Тодаро) с драконом составили из головы портретного бюста Митридата Понтийского и римского торса времен императора Адриана. 14* Бронзовая сасанидская скульптура льва IV века 15* превратилась в символ святого Марка. В течение многих столетий вознесенные на колонны символы Венеции встречали прибывших морем гостей, как бы открывая им ворота города и грозно напоминая врагам о силе и непобедимости Республики.


Большой канал от моста Риальто до Бачино ди Сан Марко

Когда-то на Пьяццетте теснились деревянные лавчонки, в праздники строились эстрады для театральных представлений. Здесь же, у подножия колонн, приводились в исполнение приговоры трибунала, совершались казни, воспоминание о которых живет и поныне: суеверные венецианцы избегают проходить между колоннами — между «Тодаро и Марком».

Пьяццетта и дворец Дожей выходят на набережную широкого канала, именуемого Бачино ди Сан Марко, который соединяется с лагуной. Эта набережная, называемая Моло, в течение нескольких столетий была свидетелем интереснейшей церемонии. Отсюда в праздник вознесения отплывал пышно украшенный корабль дожа буцентавр (bucintoro) для совершения традиционного обряда обручения дожа с Адриатическим морем, который происходил у Порто Сан Николо ди Лидо.

Дворец Дожей, Пьяццетта с ее колоннами и Библиотекой, Моло и Рива дельи Скьявони образуют парадный фасад города, открывающийся прибывшему морем путешественнику, перед которым постепенно проступает сквозь влажную дымку долгожданная Венеция, плывущая среди волн как гигантский сказочный корабль.

Оглавление книги


Генерация: 0.021. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз