Книга: Города Беларуси в некоторых интересных исторических сведениях. Брестчина

ПОКРОВСКИЙ СОБОР

ПОКРОВСКИЙ СОБОР

(По материалам книги А.А. Ярошевича, И.Г. Томашевой "Баранавiцкi Пакроускi сабор", 2008 г.)

Уже упомянутая мной в предыдущей главе церковь, построенная в 1908 г., в 1915 г., когда в Барановичах располагалась Ставка Верховного Главнокомандующего российской армией, была увеличена.

При Польше, 19 июля 1921 г. в первый день Пасхи это деревянное сооружение сгорело. Комитет по строительству новой церкви возглавили сенатор Алексей Назоревский, протоиерей Павел Мацкевич и церковный староста Г.Ф. Яроцкий. Заручившись поддержкой архиепископа Дионисия и епископа Пинского и Полесского Александра, комитет решил строить каменный храм. Варшавский архитектор Миколай Андреевич Оболенский составил проект и смету на сумму 147000 злотых. Проект был утвержден министерством в июне 1924 г.


6 августа 1924 г. состоялось освящение закладки храма епископом Александром в присутствии духовенства, местных властей и местного населения. Потом начался сбор средств. К концу 1925 г. были возведены стены на высоту 6 метров. Строительными работами безвозмездно (!) руководил инженер И. Стаковский (католик по вероисповеданию), а позже — местный инженер Т. Жолондковский, а также техник А. Курусь. К 1928 г. были завершены опорные пилоны внутри храма, выложены арочные перекрытия и внутренний железобетонный купол, над которым 20 ноября водрузили золоченый крест. В последующие два года была завершена колокольня, храм внутри был оштукатурен и украшен иконостасами, иконами, мозаикой. Работа с последней представляла сложности, так как составлять картинки пришлось из фрагментов с большими утратами.

Здесь необходимо сделать отступление и рассказать об уникальности вышеупомянутых мозаик и их происхождении. Самым величественным сооружением в Варшаве на Саксонской площади был собор Александра Невского. Этот храм был создан по проекту Л.Н. Бенуа в стиле церквей XII в. Северо-Восточной Руси. Отдельно стояла колокольня высотой 70 м (!). Она напоминала башню "Ивана Великого" в Московском Кремле. Средства на этот уникальный храм собирали по всей Империи. Программу внутреннего украшения храма разработал директор Археологического института в Петербурге Н.В. Покровский. Участие в росписи храма принимали художники В.Н. Васнецов, В.В. Беляев, Н.А. Кошелев, В. Перминов, Ф. Райлян, М. Сутковский, Н. Харламов. Иконы проектировали и исполняли Л.Н. Бенуа, Н. Харламов, В.П. Гурьянов. Стоимость всех работ по сооружению составила более трех миллионов рублей. Храм освятили 20 мая 1912 г. Особую красоту и величие варшавскому собору придавали мозаики, помещенные внутри на алтарной стене и столбах, а также снаружи в тимпанах над входами. На стене апсиды находились три мозаики по эскизам В.М. Васнецова: "Святая Троица", "О Тебе радуется", "Причащение апостолов". На ближайших к алтарю столбах были поставлены мозаичные иконы с изображениями Митрополита всея Руси Алексия и преподобного Иосифа Волоцкого. Над тремя западными входами в варшавский собор были помещены мозаичные панно: "Богоматерь с ангельскими чинами", "Христос Вседержитель на троне", "Собор архангела Михаила". Эти мозаики принадлежали к лучшим образцам европейского искусства, их называли "прекраснейшими в Европе". После восстановления польского государства (1918) в Варшаве началась ликвидация православных церквей. Русофобы приняли решение взорвать собор. К тому времени Польша была независимой, и опасаться нового ее поглощения причин не было. Кажется, те, кто отдавал распоряжение о взрыве, главным образом беспокоились за то, что этот бесподобный храм мог вызвать смуту в душах поляков…

Это был самый большой храм в Польше. Понадобилось три года (1924-26), чтобы снести его. Фрагменты мозаик собора (и даже росписи) снимались и переносились в другие церкви и в подвалы Национального Музея. Часть мозаик была передана, по благословению главы православной церкви в Польше митрополита Дионисия, в некоторые храмы Западной Беларуси. Что-то из этих ценностей попало в Барановичи.

Для собора в Барановичах из взорванного Варшавского кафедрального собора были выделены резные алтари, 10 киотов, 20 икон на досках, 9 больших икон на дереве и холсте и 3 мозаичные иконы — "Богоматерь Умиление", "Митрополит Алексий", "Иосиф Волоцкий". В течение 1926 г. все это было привезено в Барановичи тремя вагонами. Но всплеск русофобии докатился и до Баранович — ценности эти вскоре были подожжены. Сгорело все; уцелели лишь мозаики.

В 1928 г. от митрополита Дионисия было доставлено 13 ящиков росписей на гипсовых пластинах со стен собора Александра Невского в Варшаве, а также 4 иконы на цинке в металлических рамах, 7 двухстворчатых дубовых дверей и 40 фрагментов мозаик.

Покровский собор в Барановичах (собор Покрова Богородицы) был освящен 4 октября 1931 г. архиепископом Гродненским и Новогрудским Алексием. С тех пор церковная служба в нем никогда не прерывалась. Храм пережил Вторую мировую войну. В 1953 г. благодаря уникальным мозаикам он был объявлен памятником архитектуры. В 2001 г. архиепископом Пинским и Лунинецким Стефаном в нем освящен придел в память Царственных мучеников (императора Николая II и его семьи).

Оглавление книги


Генерация: 0.497. Запросов К БД/Cache: 2 / 3
поделиться
Вверх Вниз