Книга: В стране фараонов

Храм Нефертари

Храм Нефертари

В сотне метров к северу от большого храма Рамсеса II было создано святилище в честь великой супруги фараона царицы Нефертари, «Той, для которой сияет солнце».

Шесть колоссов высотой 10 м, застывших в движении, словно выходящих из скалы, образовывают удивительный фасад. Две статуи изображают царицу, четыре – царя. Нефертари увенчана короной из двух высоких перьев и рогов, между которыми находится солнечный диск. Она является воплощением Хатхор, богини неба и покровительницы Нубии. Рядом с Рамсесом изображены маленькие статуи сыновей, фараона; рядом с Нефертари – дочери фараона. Те и другие представлены в образах жрецов и жриц.

План храма прост: зал покоится на шести квадратных опорах, проход из него ведет в вестибюль, расположенный поперек основной оси, и далее – в святая святых.

Рамсес присутствует в святилище супруги, он выполняет там две функции: военачальника, победителя сил тьмы, и верховного жреца, совершающего жертвоприношения. Но атмосфера в храме царицы отличается от атмосферы храма фараона. Колонны здесь увенчаны ликами богини Хатхор, властительницы любви и радости, вокруг множество изображений цветов, высокий силуэт Нефертари освящает все вокруг своей благородной красотой. Вошедших очаровывает незримое присутствие великой царицы.

При входе в храм изображен фараон, протягивающий цветы Хатхор и царице в образе богини Исиды (№ 1). На обратной стороне врат Рамсес защищает Нефертари, он поражает нубийцев и азиатов, облагает врагов данью и воздает почести Амону-Ра и Хору (№ 2).

На опорах изображены приношения цветов божествам. На левой стене зала, если смотреть от входа в сторону алтаря, изображено как фараон получает ожерелье менат из рук Хатхор (№ 3). Затем Хор и Сет увенчивают его короной (№ 4). Эта сцена подчеркивает созидательный характер царской власти. Царица протягивает систр и цветы богине Анукет (№ 5), фараон подносит Маат Амону-Ра (№ 6).

На правой стене зала изображена царица с систром и цветами, за ней – фигура Хатхор (№ 7); фараон приносит цветы богу с головой барана, Харсафесу (№ 8). Далее царица предстает перед Хатхор Дендерской (№ 9), супругой Хора Эдфусского, а фараон подносит вино Ра-Хорахти (№ 10).

На стене вестибюля высечена сцена, которая имеет огромную художественную ценность, – Хатхор и Исида, коронующие Нефертари (№ 11). Рядом царица протягивает цветы Хатхор, изображенной в виде коровы с солнечным диском между рогами (№ 12).

Предлагая цветы богине Та-Урет, «великой» (№ 13), царская чета просит, чтобы небесные силы покровительствовали всему созданному ими на земле. Фараон приносит цветы Хатхор (№ 14), чтобы их тончайшее благоухание умилостивило богиню.

С обеих сторон от врат, ведущих в святая святых, изображен фараон, подносящий цветы трем ипостасям Хора и вино Амону-Ра (№ 15), цветы Хнуму, Сатис и Анукет (божественной триаде, которой поклоняются в Нубии) и вино Ра-Хорахти (№ 16). Благоухания цветов, возможно, связаны с таинствами Хатхор, вино – с мистериями Осириса.


В святая святых (№ 17) царская чета находится в обществе двух божественных матерей, Хатхор и Мут. На стенах главной, наиболее сакральной части храма изображена корова Хатхор. Она появляется как бы из другого мира, преодолевая границу между мирами.

Продвигаясь дальше на юг, можно снова встретить символику священного царского брака в Солебе и Седеинге – памятниках, посвященных браку Аменхотепа III и Тейе. Следует также напомнить, что каждый год Хатхор Дендерская и Хор Эдфусский отмечали свой праздник божественного воссоединения.

Оглавление книги


Генерация: 1.264. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз