Книга: Петербург Достоевского. Исторический путеводитель
Гражданская улица, 19
Гражданская улица, 19
Роман «Преступление и наказание» начинается с того, как Родион Раскольников «…благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу».
Николай Анциферов считал, что если Достоевский имел в виду конкретный прототип дома Раскольникова, то, скорее всего, это дом 19/5 на углу Столярного переулка и Гражданской улицы (во времена Достоевского – Средней Мещанской). В 1970 году этот дом подвергся капитальному ремонту, значительно исказившему его облик. Уничтожен полуподвал, и дом из пятиэтажного превратился в четырехэтажный. Заасфальтирован двор. Но все же и сейчас, войдя через подворотню с Казначейской во двор справа, в углу мы увидим вход на лестницу Раскольникова. Поднимемся по типично петербургской, изогнутой лестнице с нависающими сводами на площадку четвертого этажа. Здесь жила хозяйка квартиры, у которой нанимал герой «Преступления и наказания». До капитального ремонта тут была дверь черного хода, ведшая на кухню, и окно, выходившее на площадку. Сейчас окна нет, вместо двери – проем. На чердак, где прежде находилась мансарда, ведут тринадцать ступенек. Дверь. Здесь жил Раскольников. Обычно она закрыта на кодовый замок, так что следует дождаться жильцов, измученных посетителями. Изогнутая лестница с нависающими сводами сплошь исписана почитателями Достоевского и его героя-убийцы.
Герои романа сравнивают обиталище Родиона Романовича со шкафом, гробом, каютой, сундуком. «Это была крохотная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг… и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену… когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову».
Одиннадцать раз выходит в романе Раскольников из своей «каюты», десять раз возвращается в нее. Последний раз он вышел отсюда навсегда.
Третий спуск по лестнице – завязка романа, герой идет к ста рухе-процентщице, идет, чтобы убить.
«Он бросился к двери, прислушался, схватил шляпу и стал сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, как кошка. Предстояло самое важное дело – украсть из кухни топор. О том, что дело надо сделать топором, решено им было уже давно… Что же касается до того, где достать топор, то эта мелочь его нисколько не беспокоила, потому что не было ничего легче… стоило только потихоньку войти, когда придет время, в кухню и взять топор, а потом, через час (когда все уже кончится), войти и положить обратно… Поровнявшись с хозяйкиною кухней, как и всегда отворенною настежь… он вдруг увидал, что Настасья не только на этот раз дома, у себя в кухне, но еще занимается делом: вынимает из корзины белье и развешивает на веревках… дело было кончено: нет топора! Он был поражен ужасно».
Раскольников спустился во двор (спустимся и мы). Вошел в подворотню. До ремонта справа здесь была маленькая дверь, ведшая в дворницкую. «Из каморки дворника, бывшей от него в двух шагах, из-под лавки направо что-то блеснуло ему в глаза… Он бросился стремглав на топор (это был топор) и вытащил его из-под лавки, где он лежал между двумя поленами…»
В этом месте, у выхода из двора на Гражданскую улицу, случились и другие важные события в романе. Здесь Раскольников прощался с зашедшей к нему, чтобы пригласить на поминки по отцу, Сонечкой Мармеладовой. И тут же у подворотни Сонечку стерег Свидригайлов. Подождав, пока она повернет направо по Столярному переулку, «он пошел вслед, не спуская с нее глаз с противоположного тротуара; пройдя шагов пятьдесят, перешел опять на ту сторону, по которой шла Соня, догнал ее и пошел за ней, оставаясь в пяти шагах расстояния».
Здесь же в подворотне произошла встреча Раскольникова со скорняком-мещанином, первым распознавшим в нем возможного убийцу Алены Ивановны и Лизаветы: «Дворник стоял у дверей своей каморки и указывал прямо на него какому-то невысокому человеку, с виду похожему на мещанина, одетому в чем-то вроде халата, в жилетке и очень походившему издали на бабу. Голова его, в засаленной фуражке, свешивалась вниз, да и весь он был точно сгорбленный».
Ни слова не говоря, этот таинственный незнакомец повернулся и ушел. «Раскольников бросился вслед за мещанином и тотчас же увидел его, идущего по другой стороне улицы… Он скоро догнал его, но некоторое время шел сзади; наконец поровнялся с ним и заглянул ему сбоку в лицо… „Вы меня спрашивали… у дворника?“ – проговорил наконец Раскольников, но как-то очень негромко. Мещанин… зловещим, мрачным взглядом посмотрел на Раскольникова. „Убивец! – проговорил он вдруг тихим, но ясным и отчетливым голосом – …ты убивец“… Оба подошли тогда к перекрестку».
Скорее всего, это тот же перекресток Казначейской улицы и Столярного переулка. Перекресток – как центр креста: перспективы не видно – улицы упираются в дома; впрочем, во времена Достоевского в перспективе Казначейской улицы, если смотреть от дома Раскольникова направо, виднелась колокольня снесенной в 1936 году церкви Вознесения Господня.
«Мещанин поворотил в улицу налево… Раскольников остался на месте и долго глядел ему вслед».
- Семеновский плац (ныне – Пионерская площадь)
- Гороховая улица
- Дом Домонтовичей
- Гороховая улица, 66
- Дом Петровых
- Набережная реки Фонтанки, 92
- Казармы местных войск
- Набережная реки Фонтанки, 90
- Дом Яковлева
- Садовая улица, 38
- «Дом Рогожина»
- Гороховая улица, 37
- Сенная площадь
- Сенной рынок
- «Вяземская лавра»
- Гауптвахта Сенного рынка
- Садовая улица, 37
- Дом Мейнгардта
- Садовая улица, 44
- Таиров переулок (ныне – переулок Бринько)
- Юсупов (Юсуповский) сад
- Квартира Аполлона Майкова
- Садовая улица, 51
- Кокушкин мост
- Дом Зверкова
- Набережная канала Грибоедова, 69
- Дом Астафьевой
- Казначейская улица, 1
- Колесоотбойные тумбы
- Казначейская улица, 4
- Дом Евреинова
- Казначейская улица, 9
- Дом Олонкина
- Казначейская улица, 7
- Здание Казенной палаты и губернского казначейства
- Казначейская улица, 11
- «Дом Раскольникова»
- Гражданская улица, 19
- «Кондитерская Миллера»
- Вознесенский проспект, 22
- «Дом Сонечки Мармеладовой»
- Набережная канала Грибоедова, 73
- Вознесенский мост
- Дом Ширмера
- Вознесенский проспект, 29
- Красноградский (раньше – Вознесенский) переулок
- Здание Екатерининского общественного собрания
- Набережная канала Грибоедова, 90
- Квартира Галины Старовойтовой
- Набережная канала Грибоедова, 91
- Подьяческие улицы
- Львиный пешеходный мост
- Изгиб канала Грибоедова перед театральной площадью
- «Дом старухи-процентщицы»
- Набережная канала Грибоедова, 104
- Полицейская часть
- Садовая улица, 58
- Квартира достоевских
- Проспект Римского-Корсакова, 3
- Никольский морской собор
- Никольская площадь
- Гражданская улица
- Делегатская улица Улица для избранных
- *Королевская улица
- Старинная улица «Ищи полдень»
- Распределение брендов по улицам
- Глава VIII. Улица Треножников. Святилище Асклепия
- Глава 10 Улица литераторов – часть 1
- Глава 12 Улица литераторов – часть 2
- Улица Харлеммерстрат
- Улица Резиденции
- Улица Франсуа Мирона
- «Уголок Ниццы» в Раскулицах