Книга: Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа
Последователи Эльсгеймера
Ряд еще других художников, также побывавших в Риме, подготовили почву для появления Рембрандта и для расцвета голландской живописи. Это так называемые “кларисты”, лишь частью зараженные Караваджо, но более следовавшие немецкому художнику, поселившемуся в Риме, Эльсгеймеру. Среди них выделяются Пуленбург (еще один ученик Блумарта), Кейленборг, Витенбрук, Брэнберг, Лиссе — с одной стороны, Ластман и Муйарт — с другой. Особую группу составляют еще “итальянизированные голландцы”, о которых мы будем говорить дальше, но из которых глава течения Питер ван Лаар и его ближайший последователь Миль принадлежат к поколению, также на несколько лет предшествующему Рембрандту.
Прелесть голландских “эльсгеймеристов” близка к прелести таких фламандцев, как П. Бриль и Я. Брюгель. Это специальные живописцы для “кабинетов редкостей” и, кроме того, это певцы изящной аркадийской поэзии. Но они означают и шаг вперед перед фламандцами. Впервые у них мы наблюдаем отсутствие в пейзаже схематических планов и мелкой филигранной выписки. В крошечных картинках они умеют передать простор и дали, то горячий вечерний, то серебристый утренний свет, не прибегая при этом к слишком наивным приемам. Самым близким к Эльсгеймеру является Витенбрук, обладавший красивым условным колоритом, но часто резкий в технике. [130]
- Пуленбург, Корнелиус ван
- Кейленборх, Абрахам ван Лиссе, Диркс ван дер Гансберген, Иоханн ван
- Брэнберг, Бартоломмеус
- Юльфт, Якоб ван дер
- Ластман, Питер Муйарт, Клас
- Рембрандт, Гарменс ван Рейн
- Жизнь Рембрандта
- Фазисы Творчества
- Ученики Рембрандта
- Доу, Герард
- Ливенс, Ян
- Баккер, Якоб Адрианс Конинк, Саломон
- Рогман, Рулант
- Флинк, Говерт
- Боль, Фердинанд
- Экгоут, Гербрандт ван ден
- Мас, Николас Гельдер, Арт де
- Викторс, Ян
- Влияние Рембрандта