Книга: Мадрид. Эскориал, Сеговия, Толедо. Путеводитель
**Толедо
**Толедо
В неповторимом облике города **Толедо (Toledo) (10) запечатлелись следы многих культур. От римлян ему достались руины цирка и покровительница, святая мученица Леокадия, жившая в эпоху Диоклетиана. Во времена вестготов, с VI века, Толедо был столицей королевства. Здесь проводились многие церковные соборы, а архиепископ города до 1979 года был примасом (первым епископом) всей Испании. Одному из епископов, святому Ильдефонсо, даже явилась Богородица и подарила ризу. От мавров, живших в городе три столетия, сохранилась хаотическая сеть улиц с узкими тупиками без окон, где были только подъезды к домам, но не было свободных территорий для общего пользования. Еврейский квартал, о существовании которого было известно с римской эпохи, после погромов практически исчез. О нём ещё напоминают названия некоторых улиц и один дворец, но большинство домов относится к более позднему периоду.
С момента отвоевания Толедо (Reconquista) в 1086 году здесь на протяжении двухсот лет существовали бок о бок три культуры, которые и привели город к расцвету. В еврейской легенде Иегуды Галеви есть прекрасный образ этого сосуществования: у одного короля было три дочери и одно драгоценное кольцо, которое он собирался завещать свей любимой дочери. И так как он не хотел, чтобы возникла ревность, он велел изготовить два дубликата и отдал их двум другим дочерям. Каждая из них была счастлива от сознания того, что лишь у неё есть настоящее кольцо.
Старый центр города Толедо, огибаемый излучиной Тахо.
Альфонс X в XIII веке основал школу переводчиков, превратившую Толедо в культурный центр того времени. Отсюда по всей Европе распространялись мысли Аристотеля. Тогда в центре города жили 60 000 человек. Толедо оставался столицей Испании до тех пор, пока в 1561 году Филипп II не перенёс её в Мадрид. В XVIII веке город опустел настолько, что Карл III для его возрождения велел построить тут оружейный завод. Кардинал Лоренсана поддержал эти усилия восстановительными работами и строительством университета.
В *Алькасаре (Alc?zar) (1) ещё сохранился дух XVI века. Эта крепость, первоначально построенная арабами, много раз разрушалась и отстраивалась, и сегодня она предстаёт перед нами в стиле Карла V. В 1936 году, в начале гражданской войны в Испании, здесь в течение 72 дней укрывались сторонники националистов под руководством генерала Москардо, готовые повторить подвиг героев Нуманции. После гражданской войны крепость вновь была восстановлена в первоначальном виде, и сегодня в ней располагается Музей военной истории.
Ещё не доходя до городской стены, вы увидите госпиталь Таверы (Hospital de Tavera) (2) (XVI в.), построенный кардиналом Таверой как сиротский дом. Там находится его могила, а в музее выставлены гобелены и картина Риберы с изображением диковинной бородатой женщины. Вход в город обозначен воротами Пуэрта де Бисагра (Puerta de Bisagra) (3) (1550 г.) с двуглавым орлом Карла V. Чуть дальше вправо стоят старые ворота Бисагра, построенные арабами в IX веке, через которые в 1085 году в город вошли Альфонс VI и Сид. Здесь начинается квартал Эль Арабаль (El Arabal), где стоит церковь Св. Иакова (Santiago) в стиле мудехар. Статуя святого Висенте Феррера напоминает о погроме, который он спровоцировал в 1405 году.
Чуть дальше к востоку, по направлению к центру, находятся ворота *Пуэрта дель Соль (Puerta del Sol, «Солнечные ворота») (4). На них изображены две женщины, несущие на подносе голову своего насильника, а также сцена вручения Богородицей ризы святому Ильдефонсо. Ворота лучше всего видны из сада миниатюрной мечети Кристо де ла Лус (Cristo de la Luz) (5). Она была построена в IX веке на месте вестготской церкви, от которой ещё сохранилось несколько капителей.
Говорят, что когда Альфонс VI вошёл в завоёванный город, его конь здесь остановился и встал на колени; это место на мостовой отмечено белым камнем. Здесь же была найдена статуя Христа, спрятанная на протяжении 300-летнего арабского господства, и перед ней якобы всё ещё горела зажжённая когда-то свеча.
Сокодовер (Zocodover) (6), что по-арабски значит «конный рынок», – это главная площадь и центр городской жизни с уличными кафе, банками, магазинами и кондитерскими, в которых продаётся замечательный толедский марципан. Через Арко де ла Сангре (Arco de la Sangre) вы выйдете к зданию XVI века в «ювелирном» стиле платереско – к бывшему госпиталю, а ныне *Музею Санта Крус (Museo de Sta. Cruz) (7). Внутренний двор имеет два яруса, соединённых меж собой лестницей работы Коваррубиаса. Само здание производит не менее сильное впечатление, чем его экспозиция: ранняя живопись и картины Эль Греко, Гойи, Моралеса, Риберы и других мастеров.
**Кафедральный собор (8), строительство которого началось в 1226 году, занимает центр города. Если вы хотите попасть с площади Сокодовер в квартал Посо Амарго (Pozo Amargo), то быстрее всего будет пройти через Пуэрта дель Релох (Puerta del Reloj), самый старый портал собора, к которому раньше подкидывали детей. Внутри можно приложиться к камню у алтаря, на котором стояла Богородица, когда она передавала святому Ильдефонсо облачение, а затем выйти наружу через портал Пуэрта Льяна (Puerta Llana). Его прорубили в XIX веке, чтобы во время процессий в праздник Тела Господня можно было выносить ковчег на уровне первого этажа. Этот ковчег, шедевр Энрике де Арфе, созданный в XVI веке, достигает высоты 2,5 м, весит 200 кг и состоит из 5000 деталей из серебра и самого первого золота, привезённого Колумбом из Америки.
Главный фасад кафедрального собора создан в готическом стиле, ещё в XV веке, но верхнюю часть в XVIII веке подремонтировали. К этому времени относится изображение Тайной вечери над королевским входом. Он состоит из трёх порталов. Центральный называется воротами Прощения (Puerta del Perd?n) и открывается только для глав государств или духовных лиц высшего звания. Считается, что тому, кто проходит через них, навсегда отпускаются все грехи. С левой стороны находятся ворота Ада (Puerta del Infierno), а с правой стороны – ворота Страшного Суда, через которые проходили нотариусы Толедо, когда давали профессиональную клятву. По обеим сторонам стоят башни: левая башня с тремя терновыми венцами достигает высоты 96 м и заметна издалека, а правую так и не достроили, и в конце концов её завершил куполом сын Эль Греко – Мануэль Теотокопулос. По его же проекту построено здание муниципалитета (9) напротив собора. Сбоку, под переходом, соединяющим архиепископский дворец с собором, находится «хлебный» вход, Пуэрта дель Мольете (Puerta del Mollete), у которого раньше нищим раздавали хлеб.
В церкви Санто Томе висит одна из самых знаменитых картин Эль Греко, «Погребение графа Оргаса» (фрагменты).
Крестовый ход был возведён в XIV веке по инициативе архиепископа Тенорио на том месте, где раньше находился еврейский рынок. На верхнем этаже располагаются кельи служителей собора – Claver?as. Здесь происходит действие давно запрещённого в Испании романа Бласко Ибаньеса об анархисте, который сбежал от властей и прятался у своего родственника.
Внутреннее пространство собора поражает в первую очередь своими колоссальными размерами. С потолка свисают красные шапки погребённых здесь кардиналов. Говорят, когда шапка сама падает на пол, тогда душа покойного покидает чистилище.
Сокровищница находится внизу в башне. Кроме ковчега, в ней хранится ещё несколько ценных вещей. Под незавершённой башней находится мосарабская капелла, в которой до сих пор ещё проходят мессы по ритуалу X века. Она была построена маврами, насильно обращёнными в христианство, и украшена гербом Великого инквизитора Сиснероса. Внутри на её стенах изображена битва с маврами при Оране.
Центральную часть собора занимают алтарь и хоры. Пространство сзади от хоров, Trascoro, оформлено художником Берругете. Оно предназначалось для верующих, стоявших позади хора, которым при богослужениях отводилась роль пассивных слушателей. Вход на хоры отгорожен решёткой работы Доминго де Сеспедеса (1548 г.). Рассказывают, что церковь отказалась оплачивать его труды, но гордость художника заставила его завершить эту работу на собственные средства. И он закончил свои дни в нищете, продавая иконки у Пуэрта дель Мольете. Хоры – пожалуй, самая выразительная часть собора. Они состоят из верхнего ряда в стиле ренессанс, вырезанных Берругете и Фелипе де Боргонья, и нижнего ряда работы Родриго Алемана. Резьба на креслах мастерски изображает войну в Гранаде и её победоносные эпизоды, на каждом кресле разные. Misericordias, опоры под откидными сиденьями для усталой пятой точки каноника, изображают интересные, порой не совсем пристойные сцены.
За решёткой в стиле платереско, ограждающей главный алтарь, можно увидеть ретабло в стиле «пламенеющей готики», созданное 27 художниками под руководством Сиснероса. С наружной стороны алтаря находится могила кардинала Мендосы, духовника Изабеллы Кастильской («Католической»), и статуи Альфонса VIII и Аль-Факи, мавра, который помог Альфонсу VI выбраться из одной политической передряги. Заднюю барочную сторону алтаря освещает El Transparente, фонарь работы Нарсисо Томе.
На стенах зала капитула с кессонным потолком в технике артесонадо висят портреты всех толедских архиепископов. И Эль Греко, и Гойя, и Веласкес рисовали своих современников для этой галереи. Ризница – это целый музей, в котором доминирует картина Эль Греко «Эксполио» («Воины срывают одежды с Христа»). Здесь ещё множество картин Луки Джордано, Тициана, Рафаэля, Ван Дейка, Гойи и Караваджо.
За собором лежит квартал Баррио Посо Амарго (Barrio Pozo Amargo), квартал «горького родника». Это густонаселённый городской квартал, название которого напоминает о двух несчастных влюблённых, своим самоубийством испортивших воду источника. Мимо этого квартала улица Калье де ла Сьюдад (Calle de la Ciudad) ведёт в старый еврейский квартал, в котором сосредоточен целый ряд достопримечательностей.
Тальер дель Моро (Taller del Moro) был арабским дворцом, пока христиане не стали использовать его в качестве камнерезной мастерской для собора. В церкви *Санто Томе (Sto. Tom?) (10) выставлена парадная картина Эль Греко – «Погребение графа Оргаса».
Во дворце Фуэнсалида (Palacio de Fuensalida) (11), расположенном рядом с церковью, располагается правительство автономного сообщества Кастилия – Ла-Манча. Часовые у входа никому не позволяют заглянуть даже во внутренний двор. Зато кафе в бывшей конюшне этого здания общедоступно. В *Доме-музее Эль Греко (Casa y Museo El Greco) (12) выставлены картины художника. Этот дворец сначала принадлежал врачу-еврею Иегуде Галеви, а позже одному христианскому знахарю. Само здание в прошлом веке было воссоздано по всем канонам XVI века. Если там и жил Эль Греко, то, вероятно, где-то в 1565 году и очень недолго.
Две из толедских синагог сейчас отреставрированы. Это *Синагога де Трансито (Sinagoga de Tr?nsito) (13) (XIV в.) с Музеем сефардов (Museo Sefardi) и синагога Санта Мария ла Бланка (Sta. Mar?a la Blanca) (14) (XII в.), которая ещё хранит следы своего переменчивого прошлого: ей пришлось послужить казармой, складом для муки и христианской церковью. Она относится к тому времени, когда в городе жила Ракель, «еврейка из Толедо», возлюбленная Альфонса VIII. Эта любовная связь и напряжённые отношения между евреями, христианами и арабами увековечены в произведениях Лопе де Вега, Грилльпарцера, Расина и Лиона Фейхтвангера.
Монастырь *Сан-Хуан де Лос Рейес (San Juan de los Reyes) (15) строили архитекторы Хуан Гуас и Коваррубиас. Он был заложен в 1475 году, в честь победы Изабеллы Кастильской над Хуаной Бельтранехой в Торо, в результате чего она сохранила за собой кастильскую корону. Его церковь была задумана как место захоронения Католической королевской четы, но оба они позднее предпочли Гренаду – место их общей победы над маврами. Снаружи на церкви висят цепи, снятые с пленных христиан при освобождении Гренады. Эту роскошную церковь пришлось основательно отреставрировать после того, как в ней побывали наполеоновские войска.
В ночь перед праздником Тела Господня улицы Толедо превращаются в торжественные залы, благодаря натянутым поперёк балдахинам.
Живописная деталь – голова ангелочка на стене в стиле мудехар.
В убранстве повсюду видны гербы Католической четы, их инициалы, изображённые в виде ярма (yugo) и стрелы (flechas), что должно одновременно символизировать союз и боеспособность. Рядом начертан девиз королей и самого здания: Tanta monta, monta tanto – в приблизительном переводе, «Один так же важен, как другой».
Не повреждённый французами *крестовый ход имеет два этажа. Нижний этаж обильно расписан растительными мотивами, обезьянами, разными чудищами и гранатовыми плодами. Гранат для христиан того времени был символом города Альгамбра. Он изображался раскрытым или закрытым, в зависимости от того, был ли город в данный момент захвачен или нет. На верхнем этаже на великолепном *потолке артесонадо повторяется символика королевского дома.
Обратный путь к Сокодоверу через еврейский квартал и через холм Вирхен де Грасия (Virgen de Gracia) может оказаться прекрасным прогулочным маршрутом. В Каса де лас Каденас (Casa de las Cadenas, «Дом с цепями») (16) на улице Калье де лас Бульяс (Calle de las Bullas) находится Музей современного искусства (Museo de Arte Contempor?neo).
В самом старом монастыре Толедо, Санто Доминго эль Антигуо (Sto. Domingo el Antiguo) 17, похоронен Эль Греко. Церковь построил Хуан де Эррера, а сам Эль Греко написал для неё несколько картин. В этом районе ещё сохранился фундамент дома Гарсиласо де ла Вега, первого поэта эпохи Возрождения, писавшего в итальянском стиле. Это он наполнил реку нимфами, вышивавшими силуэты города каплями росы на платках из паутины. Здесь же появились пикарески, классические плутовские романы с сатирическими изображениями испанского кабальеро и его приключений.
Для мистиков город стал метафизической крепостью, а коротышка Сан-Хуан де ла Крус, лучший из поэтов, вынужден был бежать от инквизиции, спустившись в привязанной к верёвке корзине из окна монастыря босоногих кармелиток к реке Тахо.
Наш путь ведёт от Санто Доминго эль Антигуо к монастырю Санто Доминго эль Реал (Sto. Domingo el Real) 18. Этот женский монастырь основали дочь и возлюбленная Педро I Кастильского. Если вам повезёт и вы попадёте сюда во время службы, то можете войти через портал с дорическими колоннами и оценить великолепное убранство работы мастеров из рода Чурригера.
Площадь перед монастырём названа в честь поэта Беккера (B?cquer). И авторы пьес эпохи барокко, и романтики XIX века часто избирали этот город местом действия для своих персонажей. Соррилья и Беккер стихами или приукрашенной прозой писали «толедские истории», которые вот уже несколько столетий передаются в народе от поколения к поколению. Вот история о женщине, которой изменил муж и которая перед судьёй призвала в свидетели самого Христа из часовни Кристо де ла Вега; и фигура на распятии подняла руку, подтверждая её рассказ. Или множество вариантов истории о еврейке, которая полюбила христианина, а родной отец готов скорее лишить её головы, чем простить ей отступничество от веры. Декорации для этих легенд – как раз те улицы и площади, по которым пролегает наш путь. На улице Альфилеритос («Улица иголок») в нише вы увидите Деву Марию. Одна портниха, чудесным образом исцелившаяся от болезни, благодарила Богородицу, принося ей каждый день по одной иголке. Это видел один дворянин и в конце концов заговорил с ней об этом; и вот таким образом Богородица подарила ей ещё и хорошего супруга.
Церковь Сан-Роман (San Rom?n), бывшая мечеть, хранит коллекцию, относящуюся к вестготской эпохе Толедо: это Музей поместных соборов и вестготской культуры (Museo de los Concilios y de Cultura Visig?tica) (19). Рядом стоит здание в стиле платереско – монастырь Сан-Клементе (San Clemente), а напротив него – Каса де Меса (Casa de Mesa) (20) с роскошной отделкой в стиле мудехар.
По пути к собору вы пройдёте мимо иезуитской церкви Сан-Хуан (San Juan), монастырь которой во время секуляризации был занят министерством финансов. По переулкам можно выйти на улицу Hombre de Palo, «Деревянного человека». Здесь жил Хуанело, как называли Джованни Турриано, итальянского архитектора при дворе Карла V. Ходили слухи, что он создал для себя деревянного робота, который подавал ему во время еды вино и хлеб.
Улица Сиркунваласьон (Circunvalaci?n), снабжённая указателями, растянулась на 10 км и огибает город на другой стороне излучины реки Тахо.
Ниже ворот Пуэрта дель Камброн (Puerta del Cambr?n) (21) и моста Пуэнте де Сан-Мартин (Puente de San Mart?n) (22) находится купальня Баньо де Флоринда Лакава (Ba?o de Florinda Lacava) (23). Как утверждают, именно здесь разыгрывались события из легенды о последнем готском короле, доне Родриго: когда он подглядел за Флориндой во время купания и насильно овладел ею, отец девушки в отместку за это призвал мавров к вторжению в земли вестготов.
От этого моста улица поворачивает и идёт вдоль района Сигарралес (Cigarrales). Никто не знает, почему так называют эти разбросанные по горе старые дачи толедских буржуа: то ли из-за сигар, которые там курили во время прогулок святые отцы, то ли из-за оглушительного стрекотания бесчисленных цикад. Чуть дальше вверх на боковой улице находится смотровая площадка Парадор (Parador) (24), с террасы которой открывается самый лучший вид на панораму города. Напротив часовни Эрмита дель Валье (Ermita del Valle) (25) у берега реки стоит дом еврейского торговца драгоценностями – Каса дель Диамантиста (Casa del Diamantista) (26). Ему тоже приписывают историю о несчастной дочери, влюблённой в христианина и утопившейся в реке. На другом конце города находится мост Пуэнте де Алькантара (Puente de Alc?ntara) (27), который представляет собой римский акведук, укреплённый в XV веке. Водоснабжение города всегда было проблемой. Хуанело в XVI веке разработал сложный механизм, доставлявший воду из Тахо наверх до самого Алькасара, но это устройство проработало недолго. Рядом с арабскими городскими воротами Лос Досе Кантос (Los Doce Cantos) ещё можно увидеть его остатки.
Королевское празднество в дворцовом парке Аранхуэса (Луис Парет, «Королевские пары», фрагмент).
Статуя эпохи рококо в парке Аранхуэса.
Красота города, похоже, вызывает острые эстетические переживания не у всех его обитателей. У местных жителей к Толедо двойственное отношение. Многие живут за счёт туризма, торгуют керамикой или дамасскими золотыми украшениями, но селиться предпочитают в новых кварталах в долине реки Тахо. Те 14 000 горожан, которые ещё занимают 8000 зданий старого центра, должны жить с оглядкой на службу охраны исторических памятников. А она сплошь и рядом не даёт отремонтировать дом, потому что в подвале сохранились остатки арабских бань, или увеличить площадь комнаты, просто потому, что где-нибудь торчит балка в стиле мудехар.
Чтобы избежать архитектурных ошибок, правительство разработало образец «толедского дома», который теперь определяет вид новостроек в Старом городе. Часто старые архитектурные детали интегрируются в фасад, и тогда то тут, то там выглядывает вестготский фриз, романская скульптура или арабский орнамент.