Книга: На электричках: Путешествие из Владивостока в Москву

Иркутск — Зима

Иркутск — Зима

Я вышел с таким расчетом, чтобы перед электричкой пешком пересечь город и побывать в тех местах, где еще не был, узнать что-то новое. Интересно идти новой дорогой, даже если это не самый короткий путь. Теперь я петлял по улицам Иркутска, чтобы осмотреть новые для меня части города. Увидел и замечательные, с резными фасадами дома, и памятник Ленину, который, вытянув вперед руку, призывал: «Вперед, товарищи!»

Пути иркутского трамвая пронизали город. Линия маршрута № 1 протянулась по автомобильному мосту на левый берег Ангары. По ней шныряли трамвайные вагоны Усть-Катаевского завода, старые и надежные. Модель такая же, как в Хабаровске, но состояние получше и вагоны поновее — нет торчащего из дверей войлока.

Городские фонтаны давали спасительную прохладу и увлажняли раскаленный воздух. Жара стояла невыносимая.

Билет до Зимы я взял за полную стоимость по тарифу 95 копеек за километр, что недорого и вписывалось в мой бюджет. Здание вокзала старинное, двухэтажное, с просторными залами, маршевыми лестницами и колоннами. Иркутский вокзал построен в 1909 году. По его архитектуре можно оценить, какое значение в начале ХХ века придавали власти железным дорогам. Строили основательно, на совесть. Зданию более ста лет, а оно прекрасно сохранилось. На втором этаже, рядом с билетными кассами, окошко «Паровозные экскурсии». Задраено наглухо. В кассах уверили, что это отдельная компания и железная дорога не имеет к ней никакого отношения.

В расписании на электронном табло появилась электричка Иркутск — Черемхово. Проезд до Зимы пробивают двумя билетами: Иркутск — Черемхово и Черемхово — Зима. Когда электричка дойдет до Черемхово, она под другим номером продолжит путь до Зимы.

На платформе собрались пассажиры, ожидающие электричку. Воздух плавился и кипел, и от этого казалось, что все вокруг колеблется и дрожит. В горловине станции показалась кабина электропоезда, а за ней — стандартные четыре демиховских вагона. При посадке пассажиры спешили занять места. Все расселись с противоположной от солнца стороны, и от этого вагон немного накренился вправо. В салоне было душно, несмотря на открытые форточки.

На ходу вагоны продувались встречным потоком, но на остановках воздух замирал, и становилось нестерпимо жарко. Контролеры прошли сразу после отъезда из Иркутска и проверили билеты. Следом шла другая бригада с проверкой.

— У меня уже проверили билет, — возразил я.

Контролер в малиновом пиджаке взглянула на меня с удивлением:

— И еще проверим. Я же должна знать, кто у меня едет. Не волнуйтесь, в Ангарске и в Черемхово вас снова будут проверять.

В Ангарске в вагон зашла уже третья бригада контролеров с проверкой. В Черемхово билеты опять проверили. Это была первая бригада, которая работала при отъезде из Иркутска. Замысловатая система контроля! Разные бригады проверяют и перепроверяют друг друга. У каждой бригады свой цвет формы: серый, малиновый, темно-синий.

Когда проходящего через вагон помощника машиниста спросили, почему в вагоне так жарко, он задумчиво протянул: «Там же тэны на крыше…» — и скрылся в кабине машиниста, на двери которой синей краской по трафарету было выведено: «Хода нет».

Когда подъезжали к Зиме, контролеры закончили работу и заполняли многочисленные ведомости. Я подсел к ним, чтобы узнать, где можно встать с палаткой в Зиме. К счастью, контролеры оказались местными и посоветовали отойти от города к Оке, облюбованной рыбаками. Когда поезд грохотал по пролетам моста через Оку, открылся вид на поселок и лесозаготовительные предприятия. Восточная часть Зимы была окутана дымом. «Это опилки жгут, — пояснили контролеры. — Повсюду лесозаводы. Стружку и обрезки досок сжигают как отходы».

В поисках места для ночевки я вышел за поселок и пересек трассу Иркутск — Красноярск. С автодороги есть съезд к реке. У Оки встали на ночевку автомобилисты, кто ехал на дальнобой. Они уже разбили палатки и ужинали. Я прошел по тропинке, петляющей вдоль берега, которая вывела меня на лесную поляну. Неподалеку был спуск к реке. Вода в ней была теплая и чистая. Искупавшись, зажег газовую горелку и сварил ужин. Солнце спряталось за кронами деревьев, наступивший вечер принес прохладу. Это было очень кстати после шестичасовой поездки в электричке по жаре.

Оглавление книги


Генерация: 0.769. Запросов К БД/Cache: 4 / 1
поделиться
Вверх Вниз