Книга: На электричках: Путешествие из Владивостока в Москву
Барабинск — Татарская — Омск
Барабинск — Татарская — Омск
Когда я расстегнул молнию палатки, в нос ударил запах горелого торфа. Солнечный круг поднимался над озером, и, пользуясь этим, я поспешил разложить тент палатки для просушки.
На вокзале термометр показывал +21 °C. Это предвещало жару днем. Электричка до Татарской шла с редкими остановками. По громкой связи предупреждали, что следующая остановка по требованию. И если никто не изъявлял желания сойти, поезд даже не притормаживал у станции — проносился на полном ходу, дав свисток. За окном мелькали однообразные болота в камышах и смешанный лес сибирской тайги.
В Татарской первое, что бросилось в глаза, — междугородние такси. Они заменяют отмененные пригородные поезда и редкие междугородние автобусы. Диспетчер озвучивает стоимость автомобиля до пункта назначения. Дело пассажира — найти попутчиков и разделить с ними плату за проезд. Стоимость проезда напрямую зависит от умения договариваться. Маршрутные «газели» по городу — тоже частные. Это сразу заметно по разношерстности микроавтобусов. У каждой «газели» на переднем правом крыле надпись: «Вас обслуживает индивидуальный предприниматель такой-то». Бизнесмен, он же механик-водитель и кассир в одном лице, старается украсить свой автомобиль по-особенному. Кто шторки с кисточками на окна повесит, кто стекла зеркальной пленкой заклеит, чтобы солнце не жарило, а кто и сиденья красным плюшем обтянет: все для пассажиров!
Дневную паузу в стыках электричек я использовал для хозяйственных нужд. Пока не была решена проблема с запотеванием внутренней поверхности тента палатки, после каждой ночевки приходилось его просушивать. Первые электрички обычно отправляются рано, в интервале с пяти до семи утра. Просыпаться приходится за два часа до отправления. Час на сборы и завтрак, час — дойти до станции и взять билет. Подъем в четыре-пять утра. В эти часы солнце неактивно, и просушить тент не удается. А вот использовать дневную паузу в ожидании следующей электрички для сушки тента — хороший выход. Конденсат на внутренней поверхности тента — побочный эффект от дыхания в палатке ночью. Сама палатка зимняя, и вентиляционных окон в ней не предусмотрено. Я пробовал не закрывать входную молнию тента и откидывать входную часть. Результат тот же: утром поверхность тента в росе.
Для просушки сгодились гимнастические брусья во дворе одной из пятиэтажек. Пока палатка сохла, я разложил на лавке у подъезда газовую горелку и сготовил суп. Получился городской туризм с палаткой и приготовлением пищи на огне во дворе жилого дома. Жильцы, проходившие мимо, косились то на меня, то на ярко-оранжевый тент палатки, который стремительно высыхал под палящими лучами солнца. Как только капельки воды окончательно испарились с тента, я снялся с места, чтобы обследовать город.
Электричка от Татарской до Омска была «ягодной». На каждой станции подсаживались собиратели ягод. В лесу поспела земляника. Омичи и сельские жители кинулись на земляничные места. По перронам и платформам тащили ведра и корзины, накрытые марлей. Задирая обгоревшие носы, наперебой спорили, кто больше ягодных мест знает и у кого «улов» больше. Земляника в основном идет на продажу: кто сдает приемщикам на колхозный рынок, а кто и сам продает в городе.
В Омск я прибыл только вечером и порядком устал. После короткой ночи в Барабинске хотелось спать. Я поселился в сетевом хостеле «Достоевский», который есть почти в каждом крупном городе. Это был надежный и бюджетный вариант вблизи вокзала. И потом, нужно было почтить память великого русского писателя, проведшего не самые легкие годы своей жизни в этих местах в Омском остроге.
— Прогуляетесь по городу вечером? — спросил администратор, пока я заполнял анкету постояльца.
— Пожалуй, нет, — ответил я. — Спать!
Со стены на меня взирал модный Федор Михайлович в алом сюртуке и зеленых брюках. Сил хватило только на то, чтобы принять душ и плюхнуться на чистую, застеленную крахмальными простынями постель.