Книга: Книга Москвы: биография улиц, памятников, домов и людей

Триумфальные Триумфальная неразбериха

Триумфальные

Триумфальная неразбериха

«По всей Москве есть только два трезвых кучера, и то один – баба с калачом». Эту поговорку мы вычитали в книжке «Москва и москвичи» Гиляровского в главе «Вдоль по Питерской». Второй трезвый кучер, по мнению остроязыких москвичей, – это Аполлон, венчающий фронтон Большого театра, а богиня славы с венком в руках, управляющая колесницей на Триумфальной арке, – и есть «баба с калачом» в вольном переводе на язык простонародья. Человеку, мало-мальски знающему историю Москвы, и название главы у Гиляровского не покажется странным: во времена, когда дядя Гиляй писал свой классический труд, Триумфальная арка стояла как раз на питерской дороге – на площади Тверской Заставы. Еще лет несколько тому назад нам пришлось бы пояснить, что это площадь Белорусского вокзала, но теперь от этой необходимости мы избавлены: Тверскую Заставу вернули на карту Москвы.

Еще интереснее ответ на вопрос, заданный в той же главе студентом из провинции: почему станция трамвая на пустой площади у Садовой называется «Триумфальные ворота», а эта, у живых Триумфальных ворот, – «Тверская Застава»? Главный бытописатель Москвы лаконично объясняет, что Тверская Застава есть конец Тверской улицы, что ворота лет сто назад (в его, начала XX века, летосчислении) поставлены в память войны 1812 года, а по Садовой когда-то были деревянные Триумфальные ворота, но они лет 150 как сломаны, а название местности сохранилось. С Тверской Заставой, пожалуй, все понятно, а вот с воротами – не вполне. Попробуем разобраться.

В Древнем Риме триумфом назывался торжественный въезд в город полководца-победителя. И первые триумфальные арки родом оттуда же – из античного Рима. В Россию эту западную моду завез Петр I. Прозванная «воротами» на русский лад первая Триумфальная арка встала в 1696 году у Каменного моста – так отпраздновали взятие Азова. Потом для строительства «Триумфальных врат» на долгие годы облюбовали площадь у Тверских ворот Земляного города. Арка сменяла арку, благо поводов хватало: то царь Петр победоносно завершил Северную войну, то царица Анна Иоанновна на коронацию въезжает, то еще победоносная война, то опять монарха коронуют… Последней постоявшей на этой площади была арка для въезда на коронацию Павла I. В самом начале XIX века ее снесли, а в 1824 году площадь назвали Триумфальной – в память всех этих многочисленных арок.

Через три года порешили поставить в Москве каменную Триумфальную арку в честь победы в Отечественной войне. Казалось бы: вот вам площадь с готовым названием – и стройте! Но рассудили иначе: монументальное сооружение возвели на месте деревянной арки, через которую в 1814 году торжественным маршем входили в Москву победители Наполеона. Почему в 1814 году арку не построили на привычном месте? Эта загадка еще ждет своего царя Эдипа. Рискнем лишь предположить, что после пожара Москвы здесь было сплошное пепелище, вот и нашли свободное место попригляднее.

Спроектировал арку Осип Бове, и вышла она – как и всё из-под его карандаша – шедевром: белокаменная с чугунными колоннами и скульптурами работы Ивана Витали. По бокам стояли два симметричных павильона, называемых роскошным словом «кордегардия», павильоны соединяли с аркой чугунные кружевные решетки. Но вся эта красота не остановила строителей социализма. Разрушая мир насилья, они не пощадили и памятников русской славы. И нового предлога выдумывать не стали: мешает транспорту – и точка. Тридцать лет Москва жила без Триумфальных ворот. А в 1968 году их восстановили на новом месте – на Кутузовском проспекте. Теперь, что смешно, ворота стоят как будто для торжественной встречи завоевателя, который – всем известно – шел по этой дороге. Конечно, здорово, что арку восстановили, пусть и без непонятных современнику кордегардий, но место все же смущает. Потому как думать и знать свою историю даже чиновникам, принимающим правильные решения, невредно.

Оглавление книги


Генерация: 0.465. Запросов К БД/Cache: 1 / 0
поделиться
Вверх Вниз